П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 0 /2015-АКу
г. Пермь
10 июня 2015 года Дело № А60-3725/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя – Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе (ИНН <***>, ОГРН <***>): не явились;
от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>): ФИО1, паспорт,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя – Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 апреля 2015 года
по делу № А60-3725/2015,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе
киндивидуальному предпринимателю Гуляеву Дмитрию Николаевичу
о привлечении к административной ответственности,
установил:
В Арбитражный суд Свердловской области обратился Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе (далее - заявитель) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – заинтересованное лицо) к административной ответственности по ст. 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что представленными доказательствами подтверждается, что предприниматель осуществлял реализацию продукции, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, без сопроводительных документов. На момент проведения проверки, составления акта проверки и протокола об административном правонарушении такие документы административному органу представлены не были.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для отмены судебного акта не усматривает, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИП ФИО1 в судебном заседании поддержал позицию письменного отзыва.
В судебном заседании ИП ФИО1 сняты ходатайства об истребовании у административного органа возражений предпринимателя на акт проверки и ответа на них, о вызове в качестве свидетеля по делу ФИО2
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в дело доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, в период с 10.11.2014 по 05.12.2014 отделом на основании распоряжения №01-01-01-03-09/21840 от 29.10.2014 проведена плановая выездная проверка предпринимателя по вопросу соблюдения требований законодательства в магазине детских товаров «Филиппок», расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки административный орган пришел выводу о том, что предприниматель допустил реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в товарно-сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, а именно: паровозик "Ромашка" (товарная накладная № 16630 от 22.10.2014); грузовик космический (товарная накладная № 14240 от 17.09.2014); железная дорога (товарная накладная № 14240 от 17.09.2014); конструктор Техно Джип (товарная накладная № 5480 от 03.07.2014); неопесок (товарная накладная № 1422 от 01.10.2014).
По результатам проверки составлен акт проверки от 05.12.2014 и протокол от 18.12.2014 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.45 КоАП РФ.
С заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности административный орган обратился в арбитражный суд.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что событие вменяемого административного правонарушения не доказано, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
Согласно ст. 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям безопасности, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила).
Соблюдение указанных Правил является обязательным для продавца - организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
С 01.07.2012 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (TP ТС 008/2011), утверждённый решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798.
Из пункта 2 предисловия к Техническому регламенту следует, что Технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к игрушкам, обеспечения свободного перемещения игрушек, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно ч.1 ст. 1 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» Технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.
В соответствии со ст. 3 Технического регламента игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.
В силу с п.п. 1, 2 ст. 6 Технического регламента TP ТС 008/2011 перед выпуском в обращение на рынок игрушки должны быть подвергнуты процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям Технического регламента, которая осуществляется в форме сертификации.
Таким образом, отделом сделан верный вывод о том, что реализуемая предпринимателем продукция подлежит обязательной сертификации и в товарно-сопроводительной документации должны содержаться сведения о сертификате соответствия.
Требование отдела мотивировано тем, что в товарно-сопроводительной документации на паровозик "Ромашка" (товарная накладная № 16630 от 22.10.2014); грузовик космический (товарная накладная № 14240 от 17.09.2014); железная дорога (товарная накладная № 14240 от 17.09.2014); конструктор Техно Джип (товарная накладная № 5480 от 03.07.2014); неопесок (товарная накладная № 1422 от 01.10.2014) не указаны сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Между тем, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст. 26.2 КоАП РФ).
На основании п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.
В соответствии с ч.ч.5,6 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела следует, что у предпринимателя имелась товаросопроводительная документация с указанием в ней сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии по каждому товару, а именно - реестры сертификатов как приложение к товарной накладной от 22.10.2014 №16630 – в отношении грузовика космический и паровозика «Ромашка»; от 17.09.2014 № 14240 – к отношении конструктора железная дорога; от 03.07.2014 № УДИ-Р005480 – отношении конструктора Техно Джип и от 01.10.2014 № 1422 – в отношении товара неопесок, заверенные печатью поставщика в соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.1998 № 55.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, заявленные требования о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ не подлежат удовлетворению.
Доводы административного органа, приведенные в жалобе, судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку они опровергаются материалами дела и не соответствуют установленным судом обстоятельствам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272¹ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 апреля 2015 года по делу №А60-3725/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья | Л.Ю.Щеклеина |