ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5867/2022-ГК от 09.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 7 /2022-ГК

г. Пермь

17 июня 2022 года                                                   Дело № А60-58088/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,

судей Крымджановой Д.И., Поляковой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.,

при участии:

представителей публичного акционерного общества "Сбербанк России" – Докучаева М.М. (по доверенности от 12.10.2021, паспорт, диплом) и Ломовцева А.А. (по доверенности от 30.09.2021, паспорт, диплом),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России"

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 марта 2022 года

по делу № А60-58088/2021

по иску публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195)

к обществу с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (ИНН 6615009217, ОГРН 1056600871942),

третьи лица: государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" (ИНН 7750004150, ОГРН 1077711000102), Министерство экономического развития Российской Федерации (ИНН 7710349494, ОГРН 1027700575385), Федеральная налоговая служба (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513), государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации (ИНН 7706016118, ОГРН 1027700220624),

о взыскании задолженности по кредитному договору, неустойки, процентов,

установил:

Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее – истец, банк, ПАО Сбербанк) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (далее – ответчик, общество, ООО "Наш Дом") о взыскании задолженности по кредитному договору № 7003COIH7O2RGQ0AQ0QZ3F от 25.06.2020 в размере 11 927 руб. 59 коп., в том числе 8 723 руб. 99 коп. - просроченный основной долг, 315 руб. 21 коп. - просроченные проценты, 2 864 руб. 70 коп. - неустойка на просроченный основной долг, 23 руб. 69 коп. - неустойка на просроченные проценты. В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на положения статей 11, 24, 307, 309, 310, 314, 330, 331, 363, 401, 807, 809-811 и 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" (далее – ВЭБ.РФ), Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России), Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России), государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО Сбербанк обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ее податель указывает на то, что судом первой инстанции неправильно истолкованы Правила предоставления субсидий и условия кредитного договора, в связи с чем вывод суда о недоказанности ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств является ошибочным. Отмечает, что преамбулой кредитного договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, при этом кредитование предоставляется на условиях, указанных в кредитном договоре и Общих условиях кредитования; абзацем 7 пункта 24 Правил предоставления субсидий и пунктом 1.2 кредитного договора (в редакции дополнительного соглашения) установлено, что банк проверяет соответствие заемщика условиям о списании задолженности и проверяет размер субсидии на списание задолженности на основании сведений, размещенных на информационном сервисе ФНС; в силу пункта 3.9 Общих условий кредитования при кредитовании заемщика в рамках государственных программ заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме, при этом условия программ имеют приоритетное значение над условиями заключенного договора/условиями кредитования; пунктом 3.8 Общих условий кредитования установлено, что при кредитовании заемщика в рамках государственных программ, утвержденных постановлениями Правительства РФ, условия кредитования могут быть изменены банком в одностороннем порядке, с целью их соответствия программам, а также в случае внесения изменений в течение срока кредитования в соответствующие постановления Правительства РФ или получения официальных разъяснений от соответствующих министерств и ведомств; 23.10.2020 банком на основании пункта 3.8 Общих условий кредитования направлено заемщику уведомление об изменении условий договора. Как указывает заявитель, в соответствии с пунктом 28 (1) Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей на момент окончания периода наблюдения и определения размера списания задолженности) в случае, если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., определяемая исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы ПФР по итогам мая 2020 г., составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с пунктом 24 Правил, перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере задолженности по состоянию на 1 апреля 2021 г. по кредитным договорам в пределах размера кредитного договора, определяемого в соответствии с пунктом 24 Правил, исходя из численности работников заемщика, определенной на основании сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы ПФР по итогам мая 2020 г., в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 г. к численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы ПФР по итогам мая 2020 г., составляет не менее 90%; численность работников ответчика по итогам мая 2020 года составила 2 человека, а численность по состоянию на 01.03.2021 составила 4 человека (по итогам февраля 2021 года), в связи с чем сумма субсидирования списания задолженности по кредиту определяется в размере задолженности по состоянию на 1 апреля 2021 г. в пределах размера кредитного договора, определяемого в соответствии с пунктом 24 Правил, исходя из численности работников заемщика, определенной на основании сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы ПФР по итогам мая 2020 г.; таким образом, размер субсидируемого кредита (основного долга) составил 217 612 руб. 20 коп., рассчитанный по формуле: 12 130 х 1,3 х 1,15 х 2 х 6, где "12 130" – расчетный размер оплаты труда, "1,3" – коэффициент страховых выплат, "1,15" – районный коэффициент, "2" – численность работников ответчика по данным ФНС по итогам мая 2020 года, "6" – количество месяцев базового периода; изложенный порядок подтверждается официальными разъяснениями Минэкономразвития России, в которых указывается (ответ на вопрос 17), что для заемщиков, обратившихся в банки до 25 июня 2020 г., в случае, если у заемщиков по итогам мая произошло снижение численности работников по сравнению с апрелем более чем на 20%, то мониторинг численности работников для них будет осуществляться по отношению к численности в мае 2020 г., при этом списание в такой ситуации будет осуществляться исходя из суммы кредитного договора, определенной исходя из численности работников за май. С учетом изложенного, по мнению заявителя, Правилами предоставления субсидий и условиями кредитного договора установлен конкретный юридический факт для списания задолженности по кредитному договору – соответствие заемщика и договора условиям для списания, установленным Правилами предоставления субсидий. Отмечает, что установленный соглашением сторон и Правилами предоставления субсидий юридический факт наступил – заемщик соответствовал требованиям о списании задолженности в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления субсидий, исходя из численности работников по итогам мая 2020 года в количестве 2 человек; следовательно, как считает заявитель, кредитный договор правомерно переведен банком в период погашения в сумме, превышающей размер субсидирования льготного кредитования в соответствии с Правилами предоставления субсидий, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по погашению суммы полученного кредита.

В апелляционный суд от ООО "Наш Дом" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

От ПАО Сбербанк поступили возражения на отзыв ООО "Наш Дом", в котором банк выразил несогласие с доводами общества.

От других участвующих в деле лиц отзывы на апелляционные жалобы не поступили.

Представители банка, принявшие участие в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец основывает свои требования на том, что 16.05.2020 постановлением Правительства РФ № 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее – Правила предоставления субсидий).

ООО "Наш Дом" обратилось в банк с заявлением на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий.

На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия заемщика в программе кредитования Банк принимает решение о выдаче кредита (порядок использования Платформы размещен на официальном сайте ФНС).

Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников истца по данным ФНС на 01.06.2020 составляло 3 человека.

После обработки, поданной заемщиком 10.06.2020 заявки на Платформе ФНС и отражения данных по численности работников заемщика в соответствии с Правилами предоставления субсидий между банком и заемщиком 25.06.2020 ПАО Сбербанк и ООО "Наш Дом" (далее – "заемщик") заключен кредитный договор № 7003COIH7O2RGQ0AQ0QZ3F (далее – кредитный договор) путем подписания заявления о присоединении к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя № 1 в электронном виде. Обязательства по выдаче кредита были исполнены кредитором надлежащим образом, что подтверждается платежными поручениями о выдаче кредита.

На основании пункта 14 кредитного договора заемщик и банк признают, что заявление, сформированное в системе дистанционного банковского обслуживания "Сбербанк Бизнес Онлайн", в виде электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью удостоверяющего центра "КОРУС Консалтинг СНГ" и размещенное вместе с файлом подписи в системе дистанционного банковского обслуживания "Сбербанк Бизнес Онлайн", является документом, подтверждающим факт заключения заемщиком договора о предоставлении невозобновляемой кредитной линии (договора). И признается равнозначным договором о предоставлении невозобновляемой кредитной линии (договором) на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью заемщика или уполномоченного лица заемщика и заверенному печатью (при наличии), и в случае возникновения споров является надлежащим доказательством в суде.

11.08.2020 сторонами подписано дополнительное соглашение к кредитному договору.

23.12.2020 публичное акционерное общество "Сбербанк России" в связи с внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее – Постановление Правительства РФ или Правила), на основании пункта 3.8 Общих условий кредитования № 1 (далее – Условия кредитования) уведомило заемщика о соответствующих изменениях условий Кредитного договора (далее – договор), заключенного в форме Заявления о присоединении к Общим условиям кредитования № 1.

В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 (4 человека) не снизилось от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита (3 человека), банк списал задолженность по кредитному договору в размере 100%, но 100% определялись из расчета численности работников заемщика за май 2020, т.е. 2 человека, и при этом истец полагает, что разница подлежала погашению заемщиком.

17.06.2021 ответчику была направлена претензия с требованием возвратить банку кредит. Требование до настоящего момента не выполнено.

В связи с заключением кредитного договора на условиях Правил предоставления субсидий в текст договора внесены следующие термины:

"Базовый период Договора" - период с даты заключения договора до 1 декабря 2020 года.

"Период наблюдения по Договору" - период с 1 декабря 2020 года по 01 апреля 2021 года (включительно). Период наблюдения по договору начинается по окончании Базового периода Договора при соблюдении следующих условий:

- численность работников ответчика в течение Базового периода Договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 (восьмидесяти) процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.;

- в отношении ответчика по состоянию на 25 ноября 2020 г. не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо ответчик – индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

"Период погашения по Договору" - период продолжительностью 3 (три) месяца по окончании Базового периода Договора, либо по окончании Периода наблюдения по Договору.

В соответствии с условиями кредитного договора на базовый период договора и период наблюдения по договору устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншам в размере 2 (два) процента годовых (пункт 3 Заявления).

На Период погашения по Договору устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15 (пятнадцать) процентов годовых (пункт 3 Заявления).

Из сведений с Платформы ФНС численность работников заемщика по итогам апреля 2020 года составила 3 человека. Численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 2 человека, то есть менее 80% от численности работников заемщика, используемой для расчета максимальной суммы кредита.

При этом истец ссылается на редакцию пункта 28.1 Правил, которая на день подачи заявки и выдачи кредита еще не действовала (п. 28 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976).

Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии пунктом 28(1) Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696, в случае если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., определяемая исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г., составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере: задолженности по состоянию на 1 апреля 2021 г. по кредитным договорам (соглашениям), соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, в пределах размера кредитного договора (соглашения), определяемого в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, исходя из численности работников заемщика, определенной на основании сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г., в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 г. к численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г., составляет не менее 0,9.

В связи с вышеизложенным и ссылаясь на пп. б (1) п. 12 Постановления Правительства от 16.05.2020 № 696, сведения с Платформы ФНС истец считает, что списанию подлежала сумма задолженности по состоянию на 1 апреля 2021 г., рассчитанная по правилам пункта 24 Правил предоставления субсидий исходя из численности работников заемщика за май 2020, т.е. 2 человек. Оставшаяся сумма задолженности образовавшаяся в связи с разницей численности работников заемщика по итогам мая 2020 г. (2 человека) и численности, исходя из которой был рассчитан максимальный размер кредита, который был выдан заемщику (3 человека) подлежит оплате самим заемщиком.

Согласно дополнительному соглашению от 11.08.2020 к договору № 7003COIH7O2RGQ0AQ0QZ3F от 25.06.2020, заключенному в форме присоединения к Общим условиям кредитования № 1 договор дополнен пунктом следующего содержания: 1.2. "В рамках исполнения обязательств по Договору КРЕДИТОР использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно КРЕДИТОРУ, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия ЗАЕМЩИКА условиям и требованиям Правил".

В соответствии с пунктом 8 кредитного договора неустойка за несвоевременное перечисление платежа в погашение кредитной линии, уплату процентов, или иных плат и комиссий, предусмотренных договором, составляет 0,1 (ноль целых одна десятая) процентов от суммы просроченного платежа начисляется за каждый день просрочки с даты возникновения просроченной задолженности (не включая эту дату) по дату полного погашения просроченной задолженности (включительно).

В соответствии с пунктом 3.1 Общих условий кредитования должник обязался возвратить заявителю, полученный кредит и уплатить проценты за пользование им и другие платежи в размере, в сроки и в соответствии с параметрами, указанными в Заявлении.

В связи с этим, размер задолженности по кредитному договору по состоянию на 06.10.2021 составляет, по мнению истца, 11 927,59 руб., в т.ч.: просроченная задолженность по процентам - 315,21 руб., просроченная ссудная задолженность - 8 723,99 руб., неустойка за несвоевременную уплату процентов - 23,69 руб., неустойка за несвоевременное погашение кредита - 2 864,70 руб.

В силу пункта 9 кредитного договора в качестве обеспечения своевременного и полного возврата основного долга по кредиту, предусмотренного договором предоставляется: поручительство государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", ОГРН 1077711000102, ИНН 7750004150 № 07/1357 от 01 июня 2020 года. Поручительством обеспечивается возврат до 85 (восемьдесят пять) процентов от суммы основного долга по кредиту. Иные платежи заемщика, предусмотренные условиями настоящего договора, поручитель не обеспечивает.

Обязательства поручителя исполнены в полном объеме, что подтверждается приложенным мемориальным ордером № 23 от 29.09.2021.

Как следует из расчета, представленного истцом, часть задолженности в сумме 216 923 руб. 24 коп. списана, однако, как пояснили представители истца, требуемая к взысканию задолженность сформировалась в результате применения новой и при этом не действующей редакции пункта 28(1) Правил, согласно которой необходимо учитывать соотношение численности работников за апрель и май 2020 года. Поскольку, по мнению истца, в апреле 2020 численность работников составляла 3 человека, а в мае 2020 – 2 человека, то сумма льготного кредита могла быть рассчитана только с учетом количества работников – 2 человека. В результате, по приведенным выше обстоятельствам, истец начислил задолженность по кредиту.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

К отношениям по кредитному договору применяются правила о договоре займа, если иное не предусмотрено правилами о кредитном договоре и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 ГК РФ).

В подп. "д" п. 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке от 15.05.2020 № Пр-818 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить возможность получения предприятиями, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также социально ориентированными некоммерческими организациями кредитов на поддержку занятости со сроком погашения 1 апреля 2021 г., максимальный размер которых будет определяться исходя из минимального размера оплаты труда на одного работника организации в течение шести месяцев.

Предусмотреть при этом процентную ставку для конечного заемщика в размере 2 процентов годовых, обеспечение 85 процентов суммы обязательств по кредитам государственными гарантиями, а также возможность полного списания основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 90 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г. и списания 50 процентов основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 80 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г.

Во исполнение предоставленных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 №1976).

Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (п. 1 Правил предоставления субсидий № 696). Пунктом 2 Правил предоставления субсидий № 696 установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.

В силу п.п. 3, 4 указанных Правил субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства и являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее - субсидия по списанию).

Согласно п. 8 Правил предоставления субсидий №696 заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии. Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.

В п. 9 Правил предоставления субсидий №696 перечислены условия предоставления субсидии, в частности: заемщик получателя субсидии должен быть включен в соответствующие реестры организаций, осуществлять деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (подп. "а"), получателем субсидии с заемщиком должен быть заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению) (подп. "в").

Пунктом 24 Правил предоставления субсидий № 696 установлен порядок определения максимальной суммы кредитного договора - как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев, считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился после 15-го числа месяца, но не более 6 месяцев.

Для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию в период до 23 июня 2020 г., максимальная сумма кредитного договора (соглашения) может рассчитываться с учетом базового периода кредитного договора (соглашения), составляющего 6 месяцев. Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов. Численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.

В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.

Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 г. для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 г. Федеральной налоговой службой в письмах от 23.07.2020 №АБ-2- 19/1386@ "О цифровой платформе ФНС России, созданной для повышении эффективности мер господдержки субъектов МСП, пострадавших от коронавируса, и об определении размере кредита на возобновление деятельности", от 20.08.2020 №ВД-2-19/1542@ "О представлении субъекту МСП льготного кредита в качестве меры господдержки при обращении в кредитную организацию, использующую информационные сервисы цифровой платформы ФНС России" разъяснено следующее.

В целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).

Согласно письму ФНС России от 23.07.2020 №АБ-2-19/1386@ источником данных для платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.

Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС России на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"). С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года. Таким образом, первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п "Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах".

Согласно разъяснениям Минэкономразвития России, являющегося уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования, в письме от 17.07.2020 № Д13и-22474, с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15.06.2020. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

При этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г., и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года. В связи с этим, для целей получения информации о численности сотрудников по состоянию на 01.06.2020, оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных Правилами предоставления субсидий и предоставления кредитов, использованию подлежат данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

Учитывая сроки предоставления сведений о застрахованных лицах заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ и их передачи Пенсионным фондом в ФНС, для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии после 25.06.2020, определение численности работников производится исходя из данных о застрахованных лицах по итогам мая 2020 г., а для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, допустимо определение численности работников исходя из данных по итогам апреля 2020 г., как это предусмотрено абз. 5 п. 24 Правил предоставления субсидий № 696, в зависимости от того, какие из этих сведений уже переданы Пенсионным фондом РФ в ФНС и опубликованы в ее информационном сервисе на дату обращения заемщика с заявкой о выдаче кредита. В соответствии с изложенным порядком банк получил сведения с платформы ФНС о численности работников заемщика, как для определения максимальной суммы кредитного договора, так и для определения соблюдения истцом требований о сохранении численности.

Исходя из представленной в отзыве Пенсионного фонда РФ информации, численность работников заемщика с июня 2020 по сравнению с численностью работников в мае 2020 увеличилась в два раза и составила 4 человека.

Следовательно, имеет место достижение целей льготного кредитования заемщика в соответствии с Правилами № 696 и предъявленная к взысканию задолженность должна быть списана.

Согласно п. 13(1) Правил кредитный договор (соглашение), переведенный получателем субсидии в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил на период погашения, может быть переведен получателем субсидии на период наблюдения, а кредитный договор (соглашение), переведенный на период наблюдения, может быть переведен получателем субсидии на период погашения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 25 декабря 2020 г.; по кредитному договору (соглашению), переведенному получателем субсидии в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил на период погашения, получателем субсидии может быть принято решение о списании задолженности, а кредитный договор (соглашение), по которому принято получателем субсидии решение о списании задолженности, может быть переведен получателем субсидии на период погашения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 15 апреля 2021 г.

Из толкования приведенных положений следует, что если сумма кредита была рассчитана из численности работников в апреле 3 человека, однако на май 2020 эта численность уменьшилась до 2-х человек, и в последующем сразу увеличилась до 4-х человек, что соответствует целям льготного кредитования, взыскание разницы в сумме кредита, полученного с учетом численности 3 человека и суммой кредита, рассчитанного с учетом численности 2 человека при увеличившейся численности работников до 4-х человек, противоречит содержанию такой меры государственной поддержки как льготное кредитование на сохранение численности работников в организации, поскольку, получив целевой кредит, ответчик его использовал на сохранение и увеличение численности работников, разумно ожидая, что этот кредит будет списан банком, и при этом заемщик не обязан был предполагать, что условия льготного кредитования могут быть ухудшены, либо иным образом истолкованы банком в противоречии с целями льготного кредитования в связи с принятием нового нормативного регулирования, связанного с выдачей таких льготных кредитов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 №1976, на которое ссылается банк в обоснование своих требований.

Суд первой инстанции в этой связи посчитал, что запутанный и непрозрачный и при этом изменяющийся механизм определения условий выдачи и погашения кредита, а также его списания, не могут быть истолкованы как условие для возложения на заемщика каких-либо неблагоприятных последствий.

Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела и приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности истцом факта нарушения ответчиком обязательств, в связи с чем законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований банка.

Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и положениям действующего законодательства.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, не влекут ее удовлетворение.

Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.

При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.

Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.

При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 марта 2022 года по делу № А60-58088/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

В.В. Семенов

Судьи

Д.И. Крымджанова

М.А. Полякова