ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 9 /2022-АК
г. Пермь
01 июля 2022 года Дело № А71-18330/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Увинская управляющая компания жилищно – коммунальным хозяйством»,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 марта 2022 года
по делу № А71-18330/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Увинская управляющая компания жилищно – коммунальным хозяйством» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации муниципального образования «Увинский район» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене предписания от 18.11.2021 №20,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Увинская управляющая компания жилищно - коммунальным хозяйством» (далее - ООО «УУК ЖКХ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Администрации муниципального образования «Увинский район» (далее - администрация, заинтересованное лицо) от 18.11.2021 №20.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в связи с его несоответствием нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что общество произвело не перерасчет, а доначисление платы за жилищно-коммунальные услуги в связи с допущенной технической ошибкой, выразившейся в неправильном применении тарифа. Отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не предусмотрен порядок перерасчета в связи с неверным примененным тарифа, а также не предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг уведомлять потребителей о перерасчете платы за коммунальные услуги до его осуществления.
Администрация в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Администрации апелляционной коллегией рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением (вх. №Ч-352 от 06.10.2021), на основании распоряжения администрации от 14.10.2021 № 551-р в отношении ООО «УУК ЖКХ» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований определения размера и внесения платы за коммунальные услуги «холодное водоснабжение» и «водоотведение» пользователям жилых помещений, расположенных по адресу: <...> дома №№ 1, 3, 27, 35, 33, 31, 32, 49-1, 46, 47, 44, 40, 41, 42, 30, 27, 26, 15, 16,18, 17,14, 20, 34 (л.д. 37-42) .
В ходе проведения проверки были установлены нарушения требований, предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
По результатам проверки составлен акт от 18.11.2021 № 62, ООО «УУК ЖКХ» выдано предписание от 18.11.2021 №20, в котором содержится требование произвести в срок до 14.01.2022 перерасчет за коммунальные услуги «холодное водоснабжение» и «водоотведение» с июня 2018 года по июль 2021 год в соответствии с действующими тарифами.
Копии акта проверки и предписания вручены заявителю 22.11.2021 и 14.01.2022 соответственно.
Полагая, что предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 4, 8 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» - органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведении проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; по организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Порядок осуществления государственного жилищного надзора регламентирован положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 3 которой к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключениемрегиональныхоператоров), индивидуальныхпредпринимателей, применяются положения Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,
Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют права предусмотренные частью 5 статьи 20 Жилищного Кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период), в том числе, запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (подпункт «в» пункт 2 части 2 статьи 10 Закона №294- ФЗ).
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Закона №294-ФЗ).
С учетом изложенного, действия заинтересованного лица по проведению внеплановой проверки соответствуют законодательству, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2).
В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 6 статьи 14 Закона № 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение, утвержденным в установленном порядке.
Тарифы в сфере водоотведения, используемые для расчета размера платы за коммунальную услугу по водоотведению для населения и приравненных к нему категорий потребителей, применяются для расчетов за услугу водоотведения, предоставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6.1 вышеуказанной статьи Закона №416-ФЗ).
В силу статьи 31 Закона №416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: 1) холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи. 2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения (часть 1).
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды; 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (часть 2).
К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения. Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (часть 7, 8).
Перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в частях 2, 5, 6, 8 и 9 настоящей статьи, является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат (часть 10).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 №6171/10, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями.
Основания и порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги предусмотрены положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила №354).
Ресурсоснабжающая организация обязана производить расчет размера платы за коммунальную услугу и его изменения в случаях и порядке, предусмотренном Правилами № 354.
Пунктом 37 Правил №354 установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В силу пункта 67 Правил №354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 68 Правил №354).
Кроме того, Правилами №354 определены основания доначисления платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Так, пунктами 61, 62 Правил №354 предусмотрены основания для доначисления платы за коммунальные услуги, которые возможны лишь в случаях, если имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, а также в случае выявления исполнителем коммунальной услуги несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.
Иных оснований для проведения доначислений платы за коммунальные услуги, в том числе, отопление, действующим законодательством не предусмотрено.
Судом установлено, что тарифы, применяемые на территории Увинского района Удмуртской Республики, утверждены следующими нормативными правовыми актами:
-приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 27.11.2015 №22/75 (в редакции от 12.12.2017) «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО «Увинская управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством», на 2016-2018 годы;
-приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 04.12.2018 № 19/73 (в редакции от 01.12.2020) «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) отпускаемую ООО «Увинская управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством», на 2019-2023 годы;
- приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 30.10.2015 № 20/51 (в редакции от 12.12.2017) «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на водоотведение для ООО «Увинская управляющая компанияжилищно-коммунальным хозяйством», на 2016-2018 годы;
-приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 04.12.2018 № 19/74 (в редакции от 01.12.2020) «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на водоотведение для ООО «Увинская управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» на 2019-2023 годы.
В приложении к приказам, утвержденным Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 04.12.2018 №19/73 и №19/74 предусмотрен адресный список домов в микрорайоне «Южный» поселка Ува, в котором дома расположенные на ул. Рождественская: №№ 1, 3, 27, 35, 33, 31, 32, 49-1, 46, 47, 44, 40, 41, 42, 30, 27, 26, 15, 16,18, 17,14, 20, 34, не относятся к микрорайону «Южный».
Из материалов дела следует, что выделение адресного списка связано с существованием двух инфраструктур водоснабжения и водоотведения. Инфраструктура, обеспечивающая водоснабжение и водоотведение в домах по адресному списку ранее находилась в собственности Увинского ЛПУМГ - филиала ООО «Газпром трансгаз Чайковский», позднее была передана в собственность Администрации МО «Увинский район». По договору аренды муниципального имущества от 28.12.2011№340 коммуникации,обеспечивающие водоснабжение и водоотведение домов из адресного списка были переданы в пользование МУП «ЖКХ» (позднее правопреемнику - ООО «УУК ЖКХ») как гарантирующей ресурсоснабжающей организации Увинского района.
По результатам мониторинга в июне 2021 года корректности начислений, производимых на условиях и в порядке, предусмотренном агентским договором от 01.11.2015 с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», ООО «УУК ЖКХ» были выявлены технические ошибки, а именно некорректное применение тарифа, подлежащего применению только для домов из адресного списка, установленногоПриказамиМинистерствастроительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 04.12.2018 №19/73 и №19/74 на дома, которые не находятся в данном списке, в связи с чем обществом был произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги «холодное водоснабжение и водоотведение» по тарифу применяемому для потребителей микрорайона «Южный».
Таким образом, тарифы на питьевую воду и на водоотведение жителям некоторых домов ул. Рождественская поселка Ува, которые проживают в микрорайоне «Южный» пос. Ува, в 2021 году исполнителем были изменены и произведен перерасчет платы за водоснабжение и водоотведение за 2018 год, несмотря на то, что согласно Приказам Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 12.12.2017 №№ 23/52 и 23/53, тарифы микрорайона «Южный» на 2018 год были указаны без выделения улиц.
Аналогично были изменены тарифы и произведены перерасчеты за 2019, за 2020 годы и за половину 2021 года.
На основании заключенного агентского договора от 01.11.2015, АО «ЭнергосбыТ Плюс» является агентом по начислению коммунальных услуг, поставляемых ООО «УУК ЖКХ» абонентам.
Согласно, миграционного файла, приложенного к агентскому договору, в котором конкретно прописан адрес и тариф для начисления коммунальных услуг (холодное водоснабжение и водоотведение) АО «ЭнергосбыТ Плюс» производило начисления в соответствии с предоставленными сведениями.
Так, на основании справки, предоставленной АО «ЭнергосбыТ Плюс» в квитанции за август 2021 года отражен расчет размера платы за коммунальные услуги «ХВС и водоотведение» по адресу: <...> с применением тарифов для населения «кроме микрорайона «Южный»», в соответствии с ежегодными действующими тарифами в определенный период времени. Вместе с тем, информации о смене тарифов по ул. Рождественской и другим улицам в микрорайоне «Южный» до потребителей не доводилось (л.д.57-63).
Как следует из платежного документа за август 2018 г. по дому №1 по ул. Рождественская, задолженность по коммунальной услуге «холодное водоснабжение» и «водоотведение» в размере 1 118,89 руб. и 1 111,12 руб., соответственно, возникла в результате перерасчета платы за 2018 - 2020 годы и половину 2021 года (л.д. 42).
Потребитель коммунальную услугу «холодное водоснабжение» и «водоотведение», оплачивал в соответствии с платежными документами, задолженность отсутствовала, следовательно, потребитель, как слабая сторона в рассматриваемых правоотношений, правомерно полагался на то, что ранее выставленные платежные документы в полном объеме отражают его обязанность перед ресурсоснабжающей организацией по размеру платы за «холодное водоснабжение» и «водоотведение».
Таким образом, поскольку в данной ситуациинарушения со стороны потребителя отсутствовали, именно заявителем на протяжении длительного периода повторялась ошибка (некорректное начисление) в применении размера норматива потребления коммунальной услуги по «холодному водоснабжению» и «водоотведению», общество не имело законных оснований для корректировки и увеличения размера платы за «холодное водоснабжение» и «водоотведение».
Доказательства доведения информации об изменении нормативов потребления коммунальных услуг до сведения всех собственников жилых помещений, не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, заявителем не представлены.
Учитывая вышеизложенное, выводы администрации о нарушении обществом требований, предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении иводоотведении», Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», заключающихся в перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги за период с июня 2018 года по июль 2021 года жилых помещений, расположенных по адресу: <...> дома №№ 1, 3, 27, 35, 33, 31, 32, 49-1, 46, 47, 44, 40, 41, 42, 30, 27, 26, 15, 16,18, 17,14, 20, 34, являются обоснованными.
Ссылки заявителя, что в рассматриваемом случае, обществом произведено доначисление платы за жилищно-коммунальные услуги в связи с допущенной технической ошибкой, а также довод о том, что Правилами №354 не предусмотрен порядок перерасчета в связи с неверным примененным тарифа и не предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг уведомлять потребителей о перерасчете платы за коммунальные услуги до его осуществления, судом рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для перерасчета за жилищно-коммунальные услуги за предыдущий периоднарушение исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги (технические и счетные ошибки, применение не того тарифа, норматива потребления и т.д.).Перерасчет платы за коммунальные услуги в результате нарушения исполнителем порядка расчета возможен только при обращении потребителя.
В силу подпункта «д» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии).
Таким образом, учитывая вышеприведенные положения законодательства и Правил № 354, исполнитель, в том числе лицо, привлеченное исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, обязаны проверять правильность исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.
В рассматриваемом случае, нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги явилось следствием собственных недобросовестных действий ООО «УУК ЖКХ» по исполнению своих обязательств.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным не имеется, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований, для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению, обжалуемое решение отмене не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина, подлежит возврату на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 марта 2022 года по делу № А71-18330/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Увинская управляющая компания жилищно – коммунальным хозяйством» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 622 от 25.04.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий | Е.М. Трефилова | |
Судьи | Г.Н. Гулякова Е.Ю. Муравьева |