ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7096/2022-ГК от 14.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 6 /2022-ГК

г. Пермь

19 июля 2022 года                                                            Дело № А60-1450/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,

судей  Семенова В.В., Ушаковой Э.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,

при участии представителя заявителя: Тамирова А.Е., паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом,

иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобузаинтересованного лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 18 апреля 2022 года

по делу № А60-1450/2022

по заявлению государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог» (ИНН 6658078110, ОГРН 10266023322437)

к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, 

третьи лица: Администрация Шалинского городского округа, Правительство Свердловской области,

о признании незаконными приказа, отказа, обязании устранить нарушения,

установил:

государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» (далее – учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – министерство, заинтересованное лицо) от 19.08.2021 №3087 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления земельных участков для размещения автомобильной дороги регионального значения «с.Роща - д.Кедровка - д.Тепляки» в части установления категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков -сельскохозяйственное использование (код 1.0) (пункт №1 приказа) и возложение обязанности по обеспечению перевода в категорию «земли промышленности ...» и изменению вида разрешенного использования земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего приказа (подпункт №3 приказа); отказа министерства, изложенного в письме от 21.12.2021 №17-01-82/27709, внести изменений в приказ от 19.08.2021 №3087 в части изменения категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, на категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; обязании министерство внести изменения в приказ от 19.08.2021 №3087  в части установления категории земельного участка - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков - автомобильный транспорт (код 7.2) и исключения обязанности учреждения по обеспечению перевода и изменению вида разрешенного использования земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего приказа.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Шалинского городского округа, Правительство Свердловской области.

Решением суда от 18.04.2022 заявленные требования удовлетворены частично, суд признал незаконным отказ министерства, изложенный в письме от 21.12.2021 №17-01-82/27709, на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения путем внесения изменений в приказ от 19.08.2021 №3087 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления земельных участков для размещения автомобильной дороги регионального значения «с.Роща - д.Кедровка - д.Тепляки» в части установления категории земельного участка - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков - автомобильный транспорт (код 7.2) и исключения обязанности учреждения по обеспечению перевода и изменения вида разрешенного использования земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего приказа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Министерство, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение в части возложения обязанности на министерство по установлению категории земельного участка - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» и исключения обязанности по обеспечению перевода в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, отменить.

В апелляционной жалобе министерство указывает на законность предусмотренного в приказе условия предоставления земельного участка - обеспечение перевода в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, поскольку основным документом территориального планирования Шалинского городского округа - Генеральным планом, в отношении территории, на которой испрашивается земельный участок, установлена сельскохозяйственная зона.

Министерство обращает внимание на то, что соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.08.2018 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.

Представитель заявителя с доводами жалобы не согласенпо основаниям, изложенным в отзыве, и приведенным в судебном заседании.

В представленном письменном отзыве Правительство Свердловской области доводы апелляционной жалобы поддержало, просит апелляционную жалобу удовлетворить.

Министерство и третьи лица надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом учреждения, последнее осуществляет организацию проведения в установленном законодательством порядке комплекса кадастровых работ в целях установления границ земельных участков полос отвода существующих автомобильных дорог общего пользования регионального значения; организацию проведения в установленном законодательством порядке комплекса мероприятий по оформлению прав на лесные участки под существующими автомобильными дорогами общего пользования регионального значения, находящихся в оперативном управлении учреждения; организацию проведения в установленном законодательством порядке комплекса кадастровых работ по объектам недвижимого имущества, сооружений автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а также в отношении земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования регионального значения.

В целях реализации указанных полномочий заявителем 15.04.2021 заключен договор № 125-МЗ/3117000 на выполнение комплекса кадастровых работ в отношении автомобильной дороги регионального значения с кадастровым номером 66:31:0000000:1446 «с.Роща - д.Кедровка - д.Тепляки» (код автодороги 3117000).

Указанная автомобильная дорога включена в Реестр государственного имущества Свердловской области, является собственностью Свердловской области и находится на праве оперативного управления учреждения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 66-66/016-66/016/661/2015-1003/1 от 15.04.2015.

Автомобильная дорога «с.Роща-д.Кедровка - д.Тепляки» поставлена на кадастровый учет 15.10.2014, год ввода в эксплуатацию 1974, что подтверждается кадастровым паспортом.

В результате выполнения кадастровых работ подрядчиком была подготовлена, в том числе, Схема расположения земельного участка, на кадастровом плане территории, с целью образования многоконтурного земельного участка, состоящего из 9 (девяти) контуров, из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала 66:31:0102001, занятого существующей автомобильной дорогой общего пользования регионального значения «с.Роща - д.Кедровка - д.Тепляки».

Поскольку автомобильная дорога расположена на земельных участках с категориями: «земли лесного фонда», «земли промышленности...», «земли населенных пунктов» и на землях неразграниченной собственности, было принято решение о подготовке Схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории отдельно в отношении каждой категории земельного участка.

В отношении многоконтурного земельного участка из земельнеразграниченной собственности, учреждение направило в адрес министерства заявление от 09.08.2021 № 12-08174 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема)

Министерство приказом от 19.08.2021 №3087 утвердило схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительно согласовало предоставление земельных участков для размещения автомобильной дороги регионального значения «с.Роща -д.Кедровка - д.Тепляки».

Согласно п.1 указанного Приказа в отношении образуемых земельных участков установлена категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование,кроме того пп.3 п.4 на заявителя возложена обязанность по обеспечению перевода категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности...».

Учреждение обратилось к министерству с заявлением от  24.11.2021 исх. №12-12507 о внесении изменений в Приказ от 19.08.2021 №3087 в части установления категории земель - «земли промышленности...».

Письмом от 21.12.2021 №17-01-82/27709 заинтересованное лицо отказало заявителю во внесении изменений в Приказ от 19.08.2021 №3087 в части установления категории земель - «земли промышленности...».

Полагая, что указанные приказ и отказ являются незаконными и нарушают прав и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящим заявлением в суд.

Отказывая в признании незаконным Приказа от 19.08.2021 №3087 в части установления категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, - сельскохозяйственное использование (код 1.0), образуемого из земель кадастрового квартала 66:31:0102001, суд исходил из пропуска заявителем срока на обжалование, предусмотренного п.4 ст. 198 АПК РФ. В этой части судебный акт никем из сторон не оспаривается.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным отказ министерства, изложенный в письме от 21.12.2021 №17-01-82/27709, суд первой инстанции исходил из следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых дей0с,твий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.1 ст. 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, атакже из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пп.3 п.1 ст. 11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10. ЗК РФ).

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются, в том числе, территориальная зона,в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяетсяили для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участкаи категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ, с учетом положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст.39.15. ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:

1)     не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны (градостроительные регламенты не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами);

2)не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию (земельный участок образовывается из неразграниченных земель кадастрового квартала 66:31:0102001);

3)не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления (земельный участок образовывается из неразграниченных земель кадастрового квартала 66:31:0102001).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Шалинского ГО, образуемый земельный участок относится к территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий».

Образуемый земельный участок занят существующей автомобильной дорогойобщего пользования регионального значения Свердловской области.

Согласно п. 15 ст.39.15. ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участкав порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

В качестве основания для установления категории земельного участка - «земли сельскохозяйственного назначения» и соответственно вида разрешенного использования -«сельскохозяйственное использование», в соответствии с письмом МУГИСО от 21.12.2021 №17-01-82/27709, указано, что образуемый земельный участок расположен в сельскохозяйственной зоне, в соответствии с Генеральным планом Шалинского городского округа и в соответствии с Правилами землепользования и застройки Шалинского ГО, относится к территориальной зоне СХ1 «Зона сельскохозяйственных угодий».

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

В соответствии с п. 10.1 ГрК РФ линейные объекты- линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги,железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Учитывая изложенное, установленные градостроительные регламенты не распространяются на образуемые земельные участки, занятые существующей автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Свердловской области «с.Роща - д.Кедровска -д.Тепляки».

При этом как следует из подп. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования.

Исходя из приведенных положений законодательство о кадастровом учете и регистрации прав на сегодняшний день не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства, но не предусмотренном градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны.

Вместе с тем подзаконное регулирование не содержит порядка действий в указанной ситуации, что не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством. В таких случаях правовой режим земельного участка определяется с учетом его фактического разрешенного использования на основании акта уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и этот вид разрешенного использования подлежит отражению в сведениях ЕГРН при кадастровом учете и регистрации права собственности на земельный участок (пункт 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).

В решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка должен быть указан вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.

Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412. Согласно классификатору размещение объектов автомобильных дорог относится к виду разрешенного использования «автомобильный транспорт», код7.2.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков урегулирован положениями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, а порядок перевода земельных участков из одной категории в другую Федеральным законом от 21.12.2004  №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В соответствии с п.3 ст. 11.2. ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки,за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из материалов дела усматривается, что  земельный участок образован из земель кадастрового квартала (неразграниченной собственности).

В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы(дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог

Фактическое использование земельного участка - размещение сооружения дорожного транспорта: автомобильной дороги «с.Роща - д.Кедровка -д.Тепляки».

При таких обстоятельствах и в отсутствие оснований для изменения вида разрешенного использования (ст. 39.15 ЗК), министерство необоснованно отказало во внесении изменений в приказ в части указания категории земель и вида разрешенного использования, испрашиваемого учреждением, ввиду чего суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в части признания отказа незаконным.

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют, поскольку они повторяют те же доводы, которые заинтересованное лицо приводило в оспариваемом отказе и в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, иных доказательств не представлено ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 апреля 2022 года по делу № А60-1450/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Ю.В. Скромова

Судьи

В.В. Семенов

Э.А. Ушакова