ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 3 /2022-ГКу
г. Пермь
27 июля 2022 года Дело № А50-4127/2022
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Григорьевой Н.П.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью «Неман»,
на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 мая 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу № А50-4127/2022
по иску Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Неман» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности по договору на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» (далее - истец, ПКГУП «Теплоэнерго») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Неман» (далее - ответчик, ООО «Неман») о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанных по договору № 205406225-2019/ТКО от 10.10.2019 в период с января 2019 года по февраль 2021 года, в сумме 41 634 руб. 56 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Мотивированным решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.05.2022 (резолютивная часть решения принята 25.04.2022) исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда о доказанности факта оказания ПКГУП «Теплоэнерго» услуг по обращению с ТКО в спорный период. Указывает, что по специфике своей деятельности (офисные помещения) отходами, которые образуются на объекте ООО «Неман», является бумага, поэтому собственник может её сдавать не только региональному оператору. Суд не выяснил обстоятельства, по которым ПКГУП «Теплоэнерго» до февраля 2021 года не сообщало ООО «Неман» о месте накопления ТКО. Также считает, что суд неправильно применил нормы материального права. Полагает, что суд взыскал задолженность по обращению с ТКО за спорный период по тарифам, установленным заменяющими нормативными актами которые выше, чем тарифы, действующие в спорный период.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе «Картотека арбитражных дел» в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст.266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ПКГУП «Теплоэнерго» (региональный оператор) и ООО «Неман» (потребитель) заключен договор на оказание слуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем юридическим лицом в нежилом помещении № 205406225-2019/ТКО от 10.10.2019 (далее - договор).
В соответствии с п. 1 договора региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в количестве и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора.
Количество твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов определяются согласно приложению к настоящему договору (п. 2 договора).
Способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, расположенные на контейнерной площадке согласно территориальной схеме, а в случае отсутствия контейнерной площадки бесконтейнерным способом (п. 3 договора).
На основании п.6 д. № 205406225-2019/ТКО от 10.10.2019 потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019 (п. 4 договора).
Согласно п. 24 договора условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2019.
В приложении № 1 к договору стороны согласовали место расположения объекта потребителя -<...>; расчетную единицу - 1 кв.м.; показатель расчетной единицы - 448 кв.м.
Истец указал, что во исполнение условий договора ПКГУП «Теплоэнерго» в период с января 2019 года по февраль 2021 года оказало ООО «Неман» услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 43 385 руб. 08 коп.
Вместе с тем, обязательство по оплате оказанных услуг исполнено ООО «Неман» частично, сумма задолженности составила 41 634 руб. 56 коп.
Судебный приказ от 21.06.2021 по делу № А50-14538/2021 о взыскании с ответчика в пользу истца спорной задолженности отменен определением суда от 07.07.2021 по заявлению ответчика.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), и пришел к выводу, что истцом оказаны услуги по обращению с ТКО за спорный период с января 2019 года по февраль 2021 года. Поскольку доказательств оплаты оказанных услуг в материалы дела не представлено, требование о взыскании задолженности заявлено истцом правомерно. При этом суд установил, что срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за январь 2019 года истцом пропущен, в связи с чем с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 40 968 руб. 57 коп. за период с февраля 2019 года по февраль 2021 года, а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 1 968 руб. 00 коп.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) принятого судебного акта.
Согласно ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых бытовых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из п. 6 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ следует, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абз. 9 ст. 1 Закона № 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
Согласно ч.1 ст. 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила № 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит их из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на момент заключения договора объект ответчика не располагал оборудованной контейнерной площадкой, включенной в схему обращения с отходами.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а согласно пункту 3 Главы II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Таким образом, исходя из изложенного, отсутствие контейнерной площадки или контейнера для сбора и накопления ТКО не исключает пользование потребителем услугой регионального оператора с учетом получения потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования любой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами.
В отсутствие контейнерной площадки, организованной органом местного самоуправления, ТКО, образующиеся в результате деятельности ответчика, в отсутствие доказательств их транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам (т.е. в случае складирование ТКО на контейнерных площадках, не поименованных в договоре, удаленных от местонахождения юридического лица), в любом случае осуществляет ПКГУП «Теплоэнерго, что, вопреки доводам ООО «Неман», предполагает оказание услуг ответчику.
Довод жалобы о том, что до февраля 2021 года истец не сообщал ООО «Неман» о месте накопления ТКО, отклоняется как не имеющий правового значения, с учетом наличия возможности использовать ближайшую к потребителю контейнерную площадку, включенную в территориальную схему обращения с отходами, услуги по обращению с ТКО ответчику оказывал региональный оператор вне зависимости от места складирования ТКО, поскольку ТКО вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Кроме того, в соответствии со ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом действующего законодательства, ответчик лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
При отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, отсутствуют и основания для освобождения от обязанности ответчика оплаты услуг для вывоза ТКО (ст. 65 АПК РФ).
Доводы жалобы о том, что по специфике своей деятельности (офисные помещения) отходами, которые образуются на объекте ООО «Неман», является бумага, и собственник может её сдавать не только региональному оператору, отклоняется, поскольку противоречат нормам материального права, регулирующим отношения в сфере обращения с ТКО и не предусматривающим освобождение от оплаты услуг по обращению с ТКО юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, что само по себе предполагает образование ТКО в результате этой деятельности.
Поскольку в спорный период количество и объем контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, сторонами не согласованы, истцом правомерно произведен расчет объема услуг по обращению с ТКО исходя из норматива, в соответствии с Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 № СЭД-46-04-02-97 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края», исходя из площади - 448 кв.м., согласованной сторонами в договоре.
В подтверждение факта оказания услуг истцом в материалы дела представлены универсальные передаточные документы, а также акты возчика.
Поскольку надлежащими доказательствами факт оказания услуг ответчиком не оспорен, доводы жалобы относительно несогласия с выводом суда о доказанности оказания услуг отклоняется.
Доводы жалобы о несогласии с определением истцом стоимости услуг в соответствии с тарифами, утвержденными постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24.07.2021 № 9-о, от 24.07.2021 № 10-о, отклоняются в связи со следующим.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 03.06.2020 № 5-о ПКГУП «Теплоэнерго» утверждены предельные единые тарифы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами: 4367 руб. 43 коп. за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 и с 01.07.2019 по 31.12.2019.
Решением Пермского краевого суда по делу № 3а-1212/2020 от 16.12.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-1219/2021 от 20.05.2021, признано недействующим со дня принятия постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 03.06.2020 года № 5-0 «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края».
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2019 № 72-о ПКГУП «Теплоэнерго» утверждены предельные единые тарифы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами: 5 299 руб. 25 коп. на период с 01.01.2020 по 30.06.2020; 5 824 руб. 79 коп. на период с 01.07.2020 по 31.12.2020.
Решением Пермского краевого суда по делу № 3а-759/2020 от 21.12.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-1580/2021 от 17.06.2021, признано недействующим с момента принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2019 года № 72-о «О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края».
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (ч. 2 ст. 178, ч. 6 ст.180, ч. 4 ст. 216 КАС РФ).
Пунктом 4 указанного Постановления предусмотрено, что споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
По смыслу приведенных разъяснений, одним из последствий признания недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены является исчисление стоимости услуги, оказанной за истекший период, по тарифу, установленному заменяющим актом.
Учитывая изложенное, стоимость услуг по вывозу твердых коммунальных отходов за спорный период обоснованно определена ПКГУП «Теплоэнерго», исходя из предельных тарифов, утвержденных заменяющими нормативными актами - постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24.07.2021 № 9-о, и от 24.07.2021 № 10-о на периоды с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 г по 31.12.2022.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ). В силу ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Поскольку доказательств оплаты оказанных услуг в полном объеме ответчиком не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ), материалы дела не содержат, требование о взыскании задолженности в сумме 40 968 руб. 57 коп. удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст.270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Таким образом, решение арбитражного суда от 06.05.2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06 мая 2022 года (резолютивная часть решения принята 25 апреля 2022 года) по делу № А50-4127/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья | Н.П. Григорьева | |