ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7251/2018-АК от 05.07.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-7251/2018-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей  Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:

от истца Региональная общественной организации «Федерация футбола  Пермского края» - Мальцев С.Г. – представитель по доверенности от  10.01.2018г. 

от ответчика Пермского края в лице Министерства физической культуры,  спорта и туризма Пермского края – Сударикова Н.Г. – представитель по  доверенности от 26.06.2018г. 

от третьих лиц Общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Инвест»  и Министерство финансов Пермского края – не явились, извещены  надлежащим образом 

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, 

рассмотрев апелляционную жалобу ответчика Пермского края в лице  Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края 

на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 апреля 2018 года 
по делу № А50-684/2018,
принятое судьей Т.С.Герасименко
по исковому заявлению Региональной общественной организации «Федерация
футбола Пермского края» (ОГРН 1025900002248, ИНН 5904074206)


к Пермскому краю в лице Министерства физической культуры, спорта и  туризма Пермского края (ОГРН 1025900530611, ИНН 5902290586), 

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Инвест»,  Министерство финансов Пермского края, 

о взыскании 664 807,50 руб.,
установил:

 Региональная общественная организация «Федерация футбола Пермского  края» (далее – истец, Федерация) обратилась с иском к Пермскому краю в лице  Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края о  взыскании с Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского  края убытков в размере 664 807,50 руб. 

 Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 апреля 2018 года  исковые требования Региональной общественной организации «Федерация  футбола Пермского края» частично удовлетворены. Взыскано с Пермского края  в лице Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края  (ОГРН 1025900530611 ИНН 5902290586) за счет казны Пермского края в пользу  Региональной общественной организации «Федерация футбола Пермского  края» (ОГРН 1025900002248, ИНН 5904074206) убытки в сумме 588 000  (Пятьсот восемьдесят восемь тысяч) руб., судебные расходы на оплату услуг  представителя в сумме 22 111 (Двадцать две тысячи сто одиннадцать рублей),  расходы по уплате госпошлины в сумме 14 413 (Четырнадцать тысяч четыреста  тринадцать) рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. 

 Ответчик, не согласившись с решением суда в части удовлетворения  исковых требований, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит  решение суда отменить в части и вынести новый судебный акт об отказе в  удовлетворении исковых требований в полном объеме. 

 В обоснование доводов жалобы указывает, что расходным  обязательством Министерства является договор о предоставлении субсидии,  который с истцом не был заключен; суд не учел, что согласно Федеральному  закону № 329-ФЗ от 04.12.2017г. финансирование спортивных мероприятий  осуществляется на условиях софинансирования, региональные спортивные  федерации вправе получать финансовую поддержку из различных  источников;  указывает на отсутствие вины ответчика в причинении убытков,  противоправности действий, причинно-следственной связи между  противоправным поведением ответчика и убытками, а также отсутствие  убытков на стороне истца. 

 Истец с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласен,  просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без  удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на жалобу. 

 Третье лицо Министерство финансов Пермского края представило отзыв  на апелляционную жалобу, поддерживают позицию истца, просит решение суда  отменить и вынести новый судебный акт об отказе в иске. 


Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте  рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, дело  рассмотрено судом без их участия. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде  рации в обжалованной части. 

 Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Федерация является краевой спортивной федерацией, аккредитованной  Министерством по виду спорта «футбол» и включенная в реестр  общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций под  номером-кодом 001559028100. 

 Согласно приказу Министерства от 18.12.2015 № СЭД-41-01-02-520 был  утвержден Календарный план официальных физкультурных мероприятий и  спортивных мероприятий Пермского края на 2016 год. 

 В соответствии с приказами Министерства от 29.06.2016 № СЭД-41-01- 02-249 и от 04.07.2016 № СЭД-41-01-02-254 в Календарный план были внесены  изменения, в том числе подраздел «Код 101 Футбол» дополнен позициями 63,  64, 65, 66. Позиция 63 - тренировочное мероприятие сборной команды  Пермского края. При этом источником финансирования определено  Министерство. 

 В соответствии с Календарным планом (после включения в него позиции  63) истец согласно пунктам 2,3 Алгоритма предоставления субсидий из  бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных  мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных  мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденного  Приказом Министерства от 23.01.2012 № СЭД-41-01-02-11 (далее – Алгоритм)  предоставил в отдел развития видов спорта Министерства (а именно  специалисту отдела развития видов спорта Юркину К.В.) два экземпляра  договора на предоставление субсидии и две заявки на финансирование № 101/63  (письмо № 56 от 18.07.2016). 

 Приказом Министерства от 26.07.2016 № СЭД-41-01-05-103 «О  проведении тренировочного мероприятия для членов сборной команды  Пермского края по футболу» (в редакции Приказа Министерства физической  культуры, спорта и туризма Пермского края от 17.10.2016 № СЭД-41-01-05- 127) были утверждены сроки и место проведения тренировочного мероприятия  сборной команды Пермского края по футболу, утвержден список участников  тренировочного мероприятия (членов сборной команды Пермского края), а  также установлено, что финансирование тренировочного мероприятия будет  производиться за счет средств бюджета Пермского края в рамках пункта 2.5.1  финансового обеспечения реализации государственной программы «Развитие  физической культуры и спорта» за счет средств бюджета Пермского края на  2016-2018 годы. 


При этом заявка на финансирование № 101/63 рассмотрена не была,  договор на предоставление субсидии не заключен, сумма субсидии истцу не  перечислена. 

 Во исполнение приказа от 26.07.2016 № СЭД-41-01-05-103 истец в целях  организации и проведения тренировочных мероприятий для подготовки  спортивного резерва и спортсменов высокого класса заключил договор с ООО  «Гарант-инвест», по которому ООО «Гарант-инвест» обязалось оказать услуги  по организации и проведению тренировочного мероприятия для членов  сборной команды Пермского края и тренерского состава по футболу на  спортивной базе отдыха «Раздолье». 

 Стоимость услуг согласно условиям договора составила 588 000 (пятьсот  восемьдесят восемь тысяч) рублей и не превышает нормы расходов,  установленные Правительством Пермского края. 

 Указанная сумма, а также сумма неустойки в размере 76 807,5 руб.  взыскана в пользу ООО «Гарант-инвест» с Федерации в судебном порядке. 

 Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того,  что в соответствии с Приказами Министерства, источником финансирования  тренировочного мероприятия определено – за счет средств бюджета Пермского  края. При отсутствии каких-либо нарушений в порядке предоставления  субсидии, договор о ее предоставлении с истцом не заключен, субсидия  необоснованно не предоставлена. В связи с чем, истец вправе рассчитывать на  компенсацию расходов, понесенных им в связи с участием в спортивном  мероприятии, за счет ответчика. 

 Заявитель жалобы с данными выводами суда не согласен. В  обоснование доводов жалобы указывает, что расходным обязательством  Министерства является договор о предоставлении субсидии, который с  истцом не был заключен, а не приказы Министерства; суд не учел, что  согласно Федеральному закону № 329-ФЗ от 04.12.2017г. финансирование  спортивных мероприятий осуществляется на условиях софинансирования,  региональные спортивные федерации вправе получать финансовую  поддержку из различных источников;  указывает на отсутствие вины  ответчика в причинении убытков, противоправности действий, причинно- следственной связи между противоправным поведением ответчика и убытками,  а также отсутствие убытков на стороне истца. 

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в  обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам,  обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив  правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм  процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим  выводам. 

 Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК  РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения  причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено  возмещение убытков в меньшем размере. 


Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,  произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного  права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы,  которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его  право не было нарушено. 

 В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или  юридическому лицу в результате незаконных действий государственных  органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов,  в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту  акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат  возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской  Федерации или муниципальным образованием. 

 При рассмотрении споров о взыскании убытков подлежит обязательному  доказыванию совокупность следующих обстоятельств: противоправность  действий (бездействия) причинителя вреда, наличие убытков на стороне  потерпевшего, причинная связь между противоправным поведением и  убытками, вина причинителя вреда в причинении убытков. 

 В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред,  причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате  издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта  государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит  возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны  субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. 

 В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые  органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не  возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 ГК РФ). 

 Согласно Порядку предоставления субсидий из бюджета Пермского края в  целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных  в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных  мероприятий Пермского края, утвержденного постановлением Правительства  Пермского края от 19.10.2009 № 739-п, Порядка предоставления субсидий из  бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение  физкультурных мероприятий, включенных в календарный план официальных  физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края,  утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18.01.2010   № 17-п главным распорядителем субсидий из бюджета Пермского края в целях  возмещения затрат на проведение спортивных и физкультурных мероприятий,  включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и  спортивных мероприятий Пермского края является Министерство физической  культуры и спорта Пермского края.  

 Аналогичные положения содержатся в Порядке предоставления субсидий  региональным спортивным федерациям из бюджета Пермского края на 


проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план  официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий  Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского  края от 09.08.2017 № 720-п. 

 При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к  правильному выводу, что от имени казны в рассматриваемом случае выступает  Министерство физической культуры и спорта Пермского края. 

 В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление  бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий  юридическим лицам (за исключением субсидий государственным  (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям,  физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. 

 Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется  ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1  которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг  предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения  затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией)  товаров, выполнением работ, оказанием услуг. 

 Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг  за счет средств бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке,  предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете  субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними  нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации. 

 Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в  соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с  учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской  Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного  законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон,  вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется  гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не  предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации. 

 Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие  порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг,  должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем  субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году,  в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении  субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем  (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом 


государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения  условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. 

 В силу п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие  предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг,  должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за  исключением государственных (муниципальных) учреждений),  индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров,  работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок  предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения  условий, установленных при их предоставлении. 

 Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях  возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в  календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных  мероприятий Пермского края утвержден Постановлением Правительства  Пермского края от 19 октября 2009 г. N 739-п (далее – Порядок). 

 Согласно п.2.1 Порядка субсидии предоставляются в целях возмещения  затрат, предусмотренных Порядком финансирования за счет средств бюджета  Пермского края календарных планов официальных физкультурных  мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденным  Постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2011 N 1106-п, на  проведение спортивных мероприятий согласно утвержденным нормам  расходов. 

 При этом п. 2.4 Порядка предусмотрено, что предоставление субсидии  осуществляется на основании договора между Министерством и краевой  спортивной федерацией. В договоре определяются размер, сроки, цели и  условия предоставления субсидии, а также меры ответственности и способы  контроля за целевым использованием субсидии. 

 Судом установлено, материалами дела подтверждено и ответчиком не  оспаривается, что спорное спортивное мероприятие было включено в  Календарный план, в связи с чем Министерством был издан соответствующий  приказ о его проведении.  

 Истец в соответствии с требованиями Алгоритма представил в  Министерство заявку на возмещение затрат на проведение спортивных  мероприятий и необходимые документы. 

 Нарушений в отношении представленных документов ответчиком не  установлено, документы приняты к рассмотрению, иного из материалов дела не  следует. 

 При этом согласно указанного Алгоритма в случае если предоставленные  Федерацией документы, указанные в пунктах 2, 3 настоящего Алгоритма,  оформлены ненадлежащим образом, ответственный специалист в течение 3 


(трех) рабочих дней готовит письмо о возврате документов в Федерацию на  доработку. 

 Доказательств возвращения истцу документов ответчиком не представлено.   В соответствии с требованиями Алгоритма ответственный специалист  передает документы, указанные в пунктах 2, 3.1, 3.2, 3.4 настоящего  Алгоритма, одновременно с подписанным заключением в отдел управления  финансами и государственного задания Министерства. Специалист отдела  управления финансами и государственного задания Министерства в течение 5  (пяти) рабочих дней проверяет предоставленные документы на соответствие  положениям Порядка финансирования. 

 По итогам рассмотрения документов начальник (или лицо, его  замещающее) и специалист отдела управления финансами и государственного  задания Министерства подписывают заключение. 

 В заключении отражается следующая информация:

- наличие документов, подтверждающих произведенные расходы, включенные  в заявку и отчет о произведенных затратах, связанных с проведением  спортивного мероприятия; 

- соответствие расходов, предусмотренных в заявке нормам расходов,  установленных Порядком финансирования; 

- отсутствие кредиторской задолженности Федерации перед Министерством;  - отсутствие нецелевого использования средств бюджета Пермского края. 

 При наличии заключений, подписанных начальником Отдела развития  видов спорта Министерства и начальником отдела управления финансами и  государственного задания Министерства, ответственный специалист запускает  в интегрированной системе электронного документооборота, архива и  управления потоками работ Пермского края (далее - ИСЭД ПК) проект приказа  о предоставлении субсидии Федерации, указывая в согласовании  последовательно начальника Отдела развития видов спорта, юриста и  начальника отдела управления финансами и государственного задания. В  процесс вкладываются направленные Федерацией заявки на проведение  спортивных мероприятий, заключения (п. 4, 5 Алгоритма). 

 При отсутствии каких-либо нарушений, договор с Федерацией заключен не  был, субсидия, в том числе в сумме 588 000 рублей, истцу не предоставлена. 

 Довод заявителя жалобы о том, что расходным обязательством  Министерства является договор о предоставлении субсидии, который с  истцом не был заключен, а не изданные Министерством приказы, подлежит  отклонению. 

 Как следует из материалов дела, стороны предпринимали действия,  направленные на выделение Министерством и получение Федерацией  субсидии для оплаты тренировочного мероприятия: издан приказ, которым  утвержден Календарный план официальных спортивных мероприятий  Пермского края на 2016год, в который включено спорное тренировочное  мероприятие, определены место и сроки его проведения, источник 


финансирования, в соответствии с установленным порядком истцом  направлены заявки на финансирование, два экземпляра договора. 

 Наличие у истца права на получение субсидии, его соответствие  критериям, установленным Порядком, ответчиком не оспаривается. Пояснений  о причинах незаключения договора ответчик не предоставил. 

 В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу, что при отсутствии  каких-либо нарушений Порядка предоставления субсидии, договор о ее  предоставлении не заключен в результате незаконного бездействия  ответчика. 

 Довод о том, что согласно Федеральному закону № 329-ФЗ от  04.12.2017г., финансирование спортивных мероприятий осуществляется на  условиях софинансирования, подлежит отклонению, поскольку в данном  конкретном случае, согласно изданным Министерством Приказам, источник  финансирования определен - за счет бюджета Пермского края  (Министерство). Условие о софинансировании оплаты мероприятия не  предусматривалось, размер (процентная доля) компенсации затрат  Федерации на оплату тренировочного мероприятия за счет бюджета  Пермского края не устанавливался. 

 Довод заявителя жалобы о том, что материалами дела не доказана  совокупность обстоятельств, доказывание которых является обязательным  для взыскания убытков: отсутствие вины ответчика в причинении убытков,  противоправности действий, причинно-следственной связи между  противоправным поведением ответчика и убытками, а также отсутствие  убытков на стороне истца, подлежит отклонению. 

 Материалами дела доказаны: незаконное бездействие ответчика в виде не  подписания договора о предоставлении субсидии, несмотря на выполнение  истцом всех предусмотренных нормативно-правовыми актами условий для ее  предоставления; наличие убытков на стороне потерпевшего в виде  необходимости нести расходы по оплате тренировочного мероприятия за счет  собственных средств, несмотря на то, что источник финансирования  тренировочного мероприятия определен за счет средств бюджета Пермского  края; причинно-следственная связь между противоправным поведением  ответчика и убытками выражается в том, что именно незаконное бездействие  ответчика в виде не подписания договора о предоставлении субсидии повлекло  для Федерации необходимость в несении расходов по оплате услуг ООО  «Гарант-инвест», которое оказало услуги по проведению тренировочного  мероприятия; при указанных обстоятельствах вина ответчика по не  предоставлению истцу субсидии в спорной сумме, в связи с его незаконным  бездействием, доказана. 

 Поскольку материалами дела подтверждается причинение истцу убытков в  виде понесенных расходов в указанных суммах, исковые требования к  Пермскому краю обоснованно удовлетворены судом в сумме 588 000 рублей. 

судом.


При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского  края от 06 апреля 2018 года по делу № А50-684/2018 следует оставить без  изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

 Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 апреля 2018 года по  делу № А50-684/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края. 

Председательствующий Н.М. Савельева 

Судьи Е.В. Васильева 

Г.Н. Гулякова