ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7468/07 от 08.11.2007 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7468/07-АК

г. Пермь

08 ноября 2007 года Дело № А71-5129/2007-А5­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
 председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,

судей Нилоговой Т.С., Мещеряковой Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,

при участии:

от заявителя – Общественной организации «Ижевское городское общество охотников и рыболовов»: ФИО1, паспорт 9405 №679562, председатель

от заинтересованного лица - Правительство Удмуртской Республики: ФИО2, паспорт 9403 №007717, доверенность в материалах дела,

от третьего лица 1.Общественная организация «Охотничий парк Удмуртской Республики»: ФИО3, паспорт 9402 №504596, доверенность в материалах дела, 2. Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР: не явился, извещен надлежащим образом, 3. ГУП «Удмуртохота»: не явился, извещен надлежащим образом, 4. ИП ФИО4: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя

«Ижевское городское общество охотников и рыболовов», третьего лица - Общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 05 сентября 2007 года

по делу № А71-5129/2007-А5,

принятое судьей Симоновым В.Н.,

по заявлению Общественной организации «Ижевское городское общество охотников и рыболовов»

к  Правительству Удмуртской Республики

третьи лица:.   1.Общественная организация «Охотничий парк Удмуртской Республики», 2.Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР, 3.ГУП «Удмуртохота», 4.ИП ФИО4

о признании недействительным распоряжения,

установил:

Общественная организация «Ижевское городское общество охотников и рыболовов» (далее – заявитель, Ижевское охотобщество) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Удмуртской Республики (далее-заинтересованное лицо) от 18.06.2007г. №532-р «О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики», о признании незаконным отказа Правительства Удмуртской Республики в принятии решения о предоставлении в пользование объектов животного мира на территории Пригородного охотничьего хозяйства, об обязании Правительства УР принять решение о предоставлении заявленной общественной организацией территории.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.09.2007г. заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным распоряжение Правительства УР от 18.06.2007г. №532-р «О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики», и признан незаконным отказ Правительства УР в выдаче общественной организации «Ижевское городское общество охотников и рыболовов» долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира на заявленной территории Пригородного хозяйства.

Заявитель с решением суда первой инстанции не согласен и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, в части неудовлетворенных заявленных им требований просит его отменить.

Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, пояснил, что решение суда первой инстанции в части отказа в возложении на Правительство УР принять решение о предоставлении заявленной общественной организацией территории является незаконным и необоснованным. Считает, что приоритет перед другими претендентами на заявленную территорию имеется только у заявителя, необходимость в проведении конкурса отсутствует.

Правительство УР письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции пояснил, что часть спорной территории Пригородного охотхозяйства предоставлена в пользование ГУП «Удмуртохота» и общественной организации «Охотничий парк Удмуртской республики», что исключает возможность предоставления в пользование заявителю этой же территории.

Общественная организация «Охотничий парк Удмуртской Республики», не согласившись с решением суда первой инстанции, также обратилась с апелляционной жалобой и по мотивам, изложенным в ней, просит решение суда отменить в части удовлетворенных заявленных требований.

Представитель общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики» в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, пояснил, что на этапе принятия Правительством УР решения о предоставлении обществу «Охотничий парк Удмуртской Республики» долгосрочной лицензии, общественная организация «Ижевское городское общество охотников и рыболовов» приоритетом на спорную территорию не обладало.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР, ГУП «Удмуртохота», ИП ФИО4 о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, письменных отзывов на апелляционные жалобы не представили.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ).

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения оспариваемого решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Ижевское охотобщество является общественной охотничьей организацией, длительное время занимающейся на территории Удмуртской Республики организацией охоты и ведением охотничьего хозяйства.

Постановлением Совета Министров УР от 17.04.1995г. №191 «Об упорядочении ведения охотничьего хозяйства в УР» за Ижевским охотобществом закреплены охотничьи угодья для ведения пригородного охотничьего хозяйства.

Между Управлением охотничьего хозяйства при Правительстве УР и Ижевским охотобществом заключен договор от 01.06.1995г. на срок до 01 июня 2005г. на пользование охотничьими угодьями.

Ижевским охотобществом подана в Правительство УР заявка сопроводительным письмом от 24.03.1999г. №01 на получение объектов животного мира в пользование для целей охоты на территории Пригородного охотхозяйства.

На указанную заявку Управлением охотничьего хозяйства при Правительстве УР исх. 16.07.1999г. №450 выдано Ижевскому охотобществу положительное заключение, согласно которому Ижевское охотобщество способно осуществлять заявленный вид деятельности. Управление охотхозяйства считает возможным выдачу долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира на территории Пригородного охотхозяйства.

Ижевское охотобщество 29.01.2007г. обратилось в Правительство УР с заявкой на получение в пользование объектов животного мира на территории Пригородного охотхозяйства сроком на 25 лет.

Несмотря на положительное заключение Управления охотхозяйства, Правительство УР письмом от 20.04.2007г. №4-124-380 приняло решение отказать в выдаче долгосрочной лицензии в связи с наличием в описании границ Пригородного охотничьего хозяйства недостоверной информации.

Ранее Ижевское охотобщество неоднократно обращалось в Правительство УР с просьбой принять положительное решение по его заявке, на что получало отказ письмами от 21.03.2005г., от 30.11.2005г., от 20.02.2006г., от 19.04.2006г., от 16.06.2006г., от 09.10.2006г.

Распоряжением Правительства УР от 15.02.2005г. № 795-р «О предоставлении в пользование территории и акватории государственному унитарному предприятию «Удмуртохота» на территории Малопургинского района Удмуртской Республики» ГУП «Удмуртохота» предоставлена в пользование на 25 лет часть территории Пригородного охотхозяйства. На основании распоряжения от 15.02.2005г. №795-р Управлением Россельхознадзора по УР выдана ГУП «Удмуртохота» долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии ХХ № 7918. Предоставлена территория площадью 90 тысяч га в границах, указанных в Приложении №1 к долгосрочной лицензии №7918.

В ответ на обращение в Правительство УР исх. от 15.02.2007г. и от 28.04.2007г. предприниматель ФИО4 получил положительное заключение Управления Россельхознадзора по УР от 23.05.2007г. №0114/1148, согласно которому возможна выдача ИП ФИО4 долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира на территории Пригородного охотхозяйства.

После подачи в Арбитражный суд УР заявления вх. №4006 от 07.06.2007г. о признании неправомерным отказа Правительства УР в предоставлении заявленной территории Пригородного охотхозяйства, Правительством УР издано распоряжение от 18.06.2007г. №532-р «О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики». В соответствии с данным распоряжением общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики» предоставлена в пользование сроком на 25 лет часть территории Пригородного охотхозяйства в границах, указанных в распоряжении. На основании распоряжения от 18.06.2007г. №532-р Управлением Россельхознадзора по УР выдана общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики» долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии О № 0001975.

Удовлетворив частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого распоряжения Правительства УР от 18.06.2007г. №532-р и отказа в принятии решения о предоставлении в пользование объектов животного мира на территории Пригородного охотничьего хозяйства Ижевскому охотобществу, отсутствии оснований устранения нарушений путем принятия решения Правительством УР о предоставлении Ижевскому охотобществу заявленной территории.

Согласно п.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст.ст.34,40,41 Федерального закона от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире» (в редакции Федерального закона от 11.11.2003г. №148-ФЗ) охота является одним из видов пользования животным миром; отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе указанного Закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001г. №454-ст, охота отнесена к виду экономической деятельности.

Согласно ст.36 Федерального закона «О животном мире» предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

Животный мир предоставляют в пользование: в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, - соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решения Правительства Российской Федерации; в отношении объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности, - соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.37 Федерального закона «О животном мире» для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.

Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

На основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

Указом Президента РФ от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства РФ.

Россельхознадзор в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 08.04.2004г. №201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», от 30.06.2004г. №327 «Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» и Указом Президента РФ от 20.05.2004г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» является федеральным органом исполнительной власти, на которого возложены функции по выдаче разрешений (лицензий), в том числе и разрешений (лицензий) на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Россельхознадзор осуществляет свои функции непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальным органом Россельхознадзора, осуществляющим указанные функции на территории Удмуртской республики, является Управление Россельхознадзора по УР, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Россельхознадзора от 05.04.2005г. №102 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 18.04.2005г.).

В соответствии с подп. «б» пункта 5.3.2 указанного Положения Управление Россельхознадзора по УР осуществляет свои функции по выдаче долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Ранее указанные функции на территории Удмуртской Республики осуществляло Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных УР.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Ижевское охотобщество имеет положительное заключение Управления охотничьего хозяйства на получение в пользование объектов животного мира на территории Пригородного охотхозяйства.

Положительное заключение было выдано компетентным органом, поскольку в период рассмотрения заявки ФИО5 являлось специально уполномоченным лицензирующим органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.

Так как с 2004г. функции по выдаче лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, возложены на Россельхознадзор и его территориальные органы, ФИО5 не вправе было письмом от 30.12.2005г. №01-25/493 отзывать положительное заключение по заявке Ижевского охотобщества. Кроме того, отзыв положительного заключения законодательством не предусмотрен. Срок действия положительного заключения каким-либо сроком не ограничен.

Правилен вывод суда первой инстанции о том, что отказ Правительства УР письмом от 20.04.2007г. в выдаче долгосрочной лицензии в связи с наличием в описании границ Пригородного охотничьего хозяйства недостоверной информации, является необоснованным и незаконным.

Правительство УР в соответствии с предоставленными полномочиями вправе принять решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, либо отказать в принятии указанного решения (ст.37 Федерального закона «О животном мире»). Полномочиями по выдаче (отказу в выдаче) долгосрочной лицензии для осуществления пользования животным миром наделен Россельхознадзор. Кроме того, Правительство УР, несмотря на обращение Ижевского охотобщества письмом от 28.05.2007г. за соответствующим разъяснением, не сообщило заявителю, в чем выражено предоставление недостоверной информации в описании границ спорной территории. Также, при необходимости, Правительство УР не лишено возможности принять решение о предоставлении заявленной территории в пользование с уточнением границ территории охотничьего хозяйства.

Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Доказательств законности и обоснованности вынесенного распоряжения «О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики» Правительство УР не представило. Правительством УР не определен (не уточнен) размер заявленной в пользование Общественной организации «Ижевское охотобщество» спорной территории с учетом размера земельных участков, фактически используемых другими лицами, с учетом имеющихся заявок других претендентов; не выяснялось, на одну и ту же территорию претендуют заявители либо нет; если на одну и ту же территорию несколько претендентов, то имеют ли они приоритет на спорную территорию.

При рассмотрении заявок и принятии решения по результатам их рассмотрения Правительству УР следовало руководствоваться нормами ст.ст.36,37 Федерального закона от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире».

В соответствии со ст.37 Федерального закона «О животном мире» при наличии несколько равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований, которые должны проводиться органами исполнительной власти субъектов РФ совместно со специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Условия и порядок проведения конкурса предусмотрены также Постановлением Правительства УР от 26.06.2000г. «О порядке предоставления в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» и Положением о порядке проведения конкурса на получение права пользования территорией, акваторией, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Минприроды УР от 08.02.2001г. №4. В соответствии с п.12 Положения проводится при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и туже территорию.

Претендентом лицо становится с того момента, когда оно подало заявку в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения Правительством Удмуртской Республики заявки Общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики» имелось несколько претендентов на одну и ту же территорию. К таким следует отнести Ижевское охотобщество, с которым был заключен договор от 01.06.1995г. на пользование охотничьими угодьями и которому выдано положительное заключение Управления Россельхознадзора по УР. Также одним из претендентов на спорную территорию является предприниматель ФИО4, получивший положительное заключение Управления Россельхознадзора по УР от 23.05.2007г. №0114/1148.

Поскольку из фактических обстоятельств дела следует, что несколько заявителей претендовали на одну и ту же часть территории Пригородного охотничьего хозяйства, следовало учесть и данное обстоятельство при разрешении заявок претендентов.

Таким образом, требование заявителя о признании недействительным распоряжения от 18.06.2007г. №532-р «О предоставлении в пользование территории и акватории общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики» правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

Поскольку Правительством УР не представлены доказательства правомерности отказа Ижевскому охотобществу в принятии решения по заявке о предоставлении в пользование объектами животного мира на спорной территории по тем основаниям, которые указаны в оспариваемом решении (письмо от 20.04.2007г.), требование заявителя в этой части является законным и обоснованным.

Вместе с тем не имеется оснований для удовлетворения заявления в части возложения обязанности на Правительство Удмуртской Республики принять решение о предоставлении Ижевскому охотобществу заявленной территории Пригородного охотхозяйства как способ устранения нарушений прав и интересов заявителя в результате незаконно изданного распоряжения. В этой части в удовлетворении требования заявителя правомерно отказано судом первой инстанции. Данные требования являются самостоятельными требованиями, которые не являются способом устранения допущенного в отношении заявителя нарушения. С учетом наличия нескольких претендентов на одну и ту же территорию, возможно, равных, что должно быть выяснено Правительством Удмуртской Республики при рассмотрении заявок, данный вопрос первоначально должен быть разрешен Правительством Удмуртской Республики, в случае возникновения спора подлежит разрешению в судебном порядке. Оснований для возложения на Правительство Удмуртской Республики данной обязанности по настоящему делу суд апелляционной инстанции не усматривает.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

1.Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 сентября 2007г. по делу №А71-5129/2007-А5 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Общественной организации «Ижевское городское общество охотников и рыболовов» и Общественной организации «Охотничий парк УР» - без удовлетворения.

2.Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий: Л.Ю.Щеклеина

Судьи: Т.С.Нилогова

Т.И.Мещерякова