ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-803/2024-АК
г. Пермь
21 февраля 2024 года Дело № А60-44103/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В.Н.,
судейТрефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 декабря 2023 года
по делу № А60-44103/2023
по заявлению акционерного общества "Аэропорт Кольцово" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным постановления от 27.07.2023 № 10508000-694/2023,
установил:
Акционерное общество "Аэропорт Кольцово" (далее – заявитель, Общество, АО "Аэропорт Кольцово" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина (далее – заинтересованное лицо, Кольцовская таможня, Таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27.07.2023 № 10508000-694/2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
12.01.2024 заявитель обратился в суд с заявлением об исправлении опечатки в решении суда от 21.12.2023 по делу № А60-44103/2023.
Определением от 13.02.2024 Арбитражным судом Свердловской области вынесено определение об исправлении опечатки в решении суда от 21.12.2023: последний абзац на странице 5 (пять) решения изложен в следующей редакции: «Доказательства невозможности соблюдения обществом требовании Приказа № 444 и указания верных сведении о дате и времени помещения товара на склад в отчете по форме ДО-1 в силу чрезвычайных событии и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1. КоАП РФ»; абзацы 1 и 2 на странице 6 решения исключены.
Не согласившись с принятым по делу решением, Таможенный орган обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный актоб отказе в удовлетворении заявленных АО «Аэропорт Кольцово» требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо считает, что выводы, изложенные в судебном акте, основаны на неверном толковании положений законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Решение Арбитражного суда Свердловской области принято с нарушением норм процессуального и материального права.
В апелляционной жалобе Таможенный органприводит доводы о том, что в описательной части решения суд в действиях общества усмотрел наличие состава в указании неверных сведений о буквенном коде валюты в отчете по форме ДО - 2, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ. Однако, по мнению заинтересованного лица, суд дал оценку фактам, не относящимся к предмету спора: отчет по форме ДО-2 не являлся предметом рассмотрения в данном судебном деле, предметом спора является недостоверная форма отчёта по форме ДО-1 от 29.06.2023 №000404 (недостоверно указаны сведения о дате помещения товара на временное хранение); нарушение заключается не в указании неверных сведений о буквенном коде валюты, а в недостоверно указанных сведениях о дате помещения товара на временное хранение. Кроме того, Кольцовская таможня считает, что назначенное Заявителю административное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, отвечает принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Также при принятии решения судом не принято во внимание юридически значимое для дела обстоятельство о пропуске срока обжалования. В нарушение ст. ст. 168, 170 АПК РФ в решении суда первой инстанции отсутствует какая-либо правовая позиция по ошибочному утверждению Заявителя о неприменении таможенным органом требования ч.5 ст.4.4 КоАП РФ. Факт представления обществом в таможенный орган отчетов по форме ДО-1, содержащих недостоверные сведения приводит к выводу о наличии в действиях общества составов правонарушения, ответственность за которые установленастатьей 16.15 КоАП РФ, поскольку каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах. В материалах настоящего дела также отсутствуют сведения о проведении таможенным органом в отношении Общества какой-либо единой проверки. Факты нарушений были выявлены в ходе проводимых таможней на постоянной основе мероприятий по мониторингу отчетов. В этой связи, допущенные Обществом нарушения, отраженные в оспариваемом постановлении и в постановлении от 27.07.2023 №10508000- 695/2023, нельзя признать выявленными в ходе одной проверки. Факты административного правонарушения, выразившиеся в предоставлении в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения по рассматриваемым делам об АП, выявлены в ходе проведения отдельных проверочных мероприятий в отношении конкретных отчетов. По результатам проверок никаких документов (кроме протоколов об АП), подлежащих обязательному оформлению по результатам таможенного контроля и/или проверочных мероприятий, не оформлялось.
В поступивших 14.02.2024 в суд апелляционной инстанции возражениях на отзыв Таможенный орган полагает ошибочным вывод суда о том, что содержание оспариваемого решения путем вынесения определения об исправлении опечатки не изменено.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От Кольцовской таможни поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, 28.06.2023 в 20:42 часов из таможенного поста Аэропорт Рощино (г. Тюмень) перевозчиком ПАО Авиакомпания «ЮТэйр» рейсом ЮТ 279 в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации (далее - ТД) №10503020/270623/0000003 (общая авиационная накладная от 06.06.2023 №298-50949161) в адрес ООО ПКФ «АВА» (ИНН/КПП <***>/667801001; адрес места нахождения: 620990, Россия, <...> оф.708) товары в количестве 1 грузового места весом брутто 32 кг доставлены в таможенный пост Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни.
Стоимость товара согласно ТД №10503020/270623/0000003 составила 7278 китайских юаней.
29.06.2023 в 11:29 часов таможенная процедура таможенного транзита Кольцовской таможней завершена.
29.06.2023 в 11:35 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита таможенным постом Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни документы зарегистрированы с присвоением регистрационного номера №10508010/290623/0000373.
29.06.2023 в отношении товара, прибывшего в адрес ООО ПКФ «АВА» по авиационной накладной от 06.06.2023 №298-50949161 и помещённого на временное хранение на СВХ ПАО «Аэропорт Кольцово», в таможенный пост Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни представлен документ отчета по форме ДО-1 от 29.06.2023 №000404.
29.06.2023 в 13:58 часов таможенным постом Аэропорт Кольцово Грузовой) Кольцовской таможни документ отчета по форме ДО-1 от 29.06.2023 №000404 зарегистрирован с присвоением Регистр. № в таможне: №10508010/290623/0000404. В графе №2 «Дата и время помещения на склад» документа отчета по форме ДО-1 от 29.06.2023 №000404 (Регистр. № в таможне: №10508010/290623/0000404) указано «29.06.2023 01:30».
При проведении таможенного контроля в форме проверки таможенных и иных документов и сведений установлено, что в графе №2 «Дата и время помещения на склад» документа отчета по форме ДО-1 от 29.06.2023 №000404 (Регистр. № в таможне: №10508010/290623/0000404) недостоверно указаны сведения о дате помещения товара на временное хранение, а именно указано: «29.06.2023 01:30». Фактически товар, прибывший по авиационной накладной от 06.06.2023 №298-50949161, помещен на СВХ ПАО «Аэропорт Кольцово» 29.06.2023 в 11:35 часов согласно подтверждению о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение № 10508010/290623/00003 73.
Таким образом, 29.06.2023 в 13:58 часов после регистрации таможенным постом Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни документа отчета по форме ДО-1 от 29.06.2023 №000404 (Регистр. № в таможне: №10508010/290623/0000404) по месту нахождения таможенного поста Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни: 620025, <...>, ПАО «Аэропорт Кольцово» совершено административное правонарушение, предусмотренное статьёй 16.15 КоАП РФ - представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
13.07.2023 от агента по работе с международным грузом СВХ ПАО «Аэропорт Кольцово» ФИО1 в соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) получено объяснение, из которого следует, что в ее должностные обязанности на момент подачи отчёта формы ДО-1 от 29.06.2023 №000404 (Регистр. № в таможне: №10508010/290623/0000404) входило, в том числе оформление и представление в таможенный орган документов отчета по форме ДО-1, свидетельствующих о помещении товаров на временное хранение. ФИО1 подтвердила, что составляла документ отчёта формы ДО-1 от 29.06.2023 №000404 (Регистр. № в таможне: №10508010/290623/0000404). В графу № 2 «Дата и время помещения на склад» документа отчёта формы ДО-1 от 29.06.2023 №000404 (Регистр. № в таможне: №10508010/290623/0000404) ФИО1 ошибочно внесла сведения о дате помещения товара на склад «29.06.2023 01:30».
27.07.2023 Кольцовской таможней имени В.А. Сорокина (далее - Кольцовская таможня, таможня) в отношении ПАО «Аэропорт Кольцово» (до 01.08.2023 - ПАО «Аэропорт Кольцово»; далее - АО «Аэропорт Кольцово», Общество, заявитель) вынесено постановление по делу об административном правонарушении (далее – дело об АП) № 10508000-694/2023 по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) – по факту представления в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения. По результатам рассмотрения дела об АП назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что поскольку при назначении обществу наказания административный орган не учел требования части 5 статьи 4.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ) оспариваемое постановление от 27.07.2023 № 10508000-694/2023 подлежат признанию недействительным.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз), если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения являются склады временного хранения и иные места, в соответствии с законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В соответствии с п. 3 ст. 100 ТК ЕАЭС товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии с абзацем 5 ст. 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан: вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом, следующими лицами: 1) лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в п. 2 - 12 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров. Порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в п. 2 ст. 102 ТК ЕАЭС, определение Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности утвержден приказом ФТС России от 18 марта 2019 года № 444 (далее - Порядок).
Из пункта 5 приложения №1 к Порядку следует, что фактическое размещение товаров на СВХ (в ином месте временного хранения) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, а также получения владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) информации, предусмотренной пунктом 4 приложения № 2 к Порядку.
Пунктом 8 приложения №1 к Порядку предписано, что владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) приступает к исполнению своих обязанностей после приема-передачи товара.
Владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров), являющийся уполномоченным лицом, приступает к исполнению своих обязанностей с момента регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
В соответствии с пунктом 2 приложения № 5 к Порядку владельцы СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения №4 к Порядку, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам:
ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение №1);
ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение №2);
ДО-2 не формируется при выдаче проб и образцов в соответствии с подпунктом 3 пункта 11 приложения №1 к настоящему приказу при условии, что данные пробы и образцы будут указаны в отчетности по форме ДО-2 на товары, составной частью которых они являются.
ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение №3).
Приложением №1 к Способу предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форме отчетов, структуре и формату представляемых отчетов в виде электронного документа, порядку их заполнения, а также порядку и срокам представления отчетности Порядка утверждена форма отчётности ДО-1, в которой указаны сведения, необходимые для представления в таможенный орган после помещения товара на СВХ.
Согласно пункту 5 Приложения № 5 к Порядку заполнение отчета по форме ДО-1 включает заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом следующих особенностей.
Графа «Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС» заполняется, если сведения о коде товара представляются владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) лицом, указанным в пункте 2 приложения №1 к Порядку, т.е. перевозчиком либо декларантом (далее - уполномоченное лицо) или содержатся в информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения № 2 к Порядку.
Владельцы СВХ (лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) формируют отчет по форме ДО-1 на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения №2 к Порядку. Сведения о количестве мест и (или) весе товаров, подлежащие указанию в отчете по форме ДО-1, формируются на основании информации, полученной при приеме товаров на хранение.
Абзацами 3,4 пункта 4 приложения № 5 к Порядку установлено, что в период времени, следующий с момента подачи отчета по форме ДО-1 (ДО-2, ДО-3) до истечения срока его подачи, установленного абзацем первым (вторым, третьим) настоящего пункта, владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) может отменить подачу указанного отчета таможенному посту.
Отмена подачи отчета по форме ДО-1 (ДО-2, ДО-3) осуществляется после направления владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) информационного сообщения таможенному посту, содержащего причины такого решения. Отмена подачи указанного отчета допускается при условии, что ранее таможенным постом владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) не направлялось уведомление о выявлении в отменяемом отчете недостоверных либо неполных сведений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ПАО «Аэропорт Кольцово» не воспользовалось предоставленным Порядком правом отозвать ДО-1. В таможенный пост Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни информационное сообщение об отмене документа отчёта формы ДО-1 от 29.06.2023 №000404 (Регистр. № в таможне: № 10508010/290623/0000404) не направлялось.
При указанных обстоятельствах, факт совершения ПАО «Аэропорт Кольцово» административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Доказательств, опровергающих установленные таможенным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено. Событие административного правонарушения в действиях заявителя таможенным органом доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, исследован таможенным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. Общество имело правовую и реальную возможность по соблюдению установленной таможенным законодательством обязанности по предоставлению отчетности, содержащей достоверные сведения, но не проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении правонарушения.
Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер для выполнения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований таможенного законодательства, в материалах дела не имеется.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что общество имело возможность указать достоверные сведения о буквенном коде валюты и фактурной стоимости товара в отчете ДО-1.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд дал оценку фактам, не относящимся к предмету спора: отчет по форме ДО-2 не являлся предметом рассмотрения в данном судебном деле, предметом спора является недостоверная форма отчёта по форме ДО-1 от 29.06.2023 №000404, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Опечатки, на которые ссылается заявитель жалобы, исправлены в соответствии с частью 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ, путем вынесения определения об исправлении опечаток от 13.02.2024, что подтверждается материалами дела. Как верно указано судом, исправленные опечатки не являются существенными, их исправление не изменяет содержания постановления, не затрагивает изменения описания фактических обстоятельств, не приводит к изменению существа принятого постановления.
Процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.
Как следует из апелляционной жалобы, Таможенный орган не согласен с выводом суда о неприменении таможенным органом требования ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ. Также заявитель жалобы указывает на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о проведении таможенным органом в отношении Общества какой-либо единой проверки. Факты нарушений были выявлены в ходе проводимых на постоянной основе мероприятий по мониторингу отчетов.
Указанный довод жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон № 248-ФЗ).
В пункте 3 части 5 статьи 2 названного Закона отмечено, что положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.
Следовательно, таможенный контроль по указанному определению относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не в рамках Закона №248-ФЗ.
Названные выводы согласуются с разъяснениями Федеральной таможенной службой, доведенными письмом от 11.04.2022 № 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений, в соответствии с которыми с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ, в случае выявления по результатам таможенного контроля, одной из форм которого является досмотр, нескольких однородных правонарушений лицо подлежит привлечению к административной ответственности единожды.
При этом, из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона № 248-ФЗ.
Подпунктом "в" пункта 4 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон № 70-ФЗ) внесены изменения в ст. 4.4. КоАП РФ, установлены особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в ходе проведения одного контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4.4. КоАП РФ в редакции вышеуказанного Закона, действующего на момент рассмотрения дел об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, административным органом при назначении обществу наказания оспариваемыми постановлениями от 29.06.2023 № 10508000-694/2023, № 10508000-695/2023 требования части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, в редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ, не учтены, что правомерно отметил суд первой инстанции.
Вместе с тем, Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ вступил в силу 06.04.2022, в связи с чем, подлежал обязательному применению таможенным органом при вынесении оспариваемых постановлений.
Из материалов дела следует, что нарушения допущены в один день (29.06.2023), выявлены одномоментно при проведении таможенного контроля в форме проверки таможенных документов, 13.07.2023 составлены протоколы, определения о назначении времени и места рассмотрения двух дел об административных правонарушениях направлены 17.07.2023, дела об административных правонарушениях также рассмотрены в один день 27.07.2023.
Таким образом, поскольку правонарушения выявлены при проведении одного контрольного мероприятия, наказание подлежало назначению обществу как за совершение одного административного правонарушения (в виде штрафа в размере 6000 рублей), что обоснованно констатировал суд первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным являются верными.
Заявитель в апелляционной жалобе приводит доводы о пропуске Обществом срока на обжалование постановления о назначении административного наказания.
Судом указанный довод отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при исчислении десятидневного срока, установленного для заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 208 АПК РФ) необходимо руководствоваться нормой ч. 3 ст. 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Из материалов дела следует, что копия постановления по делу об административном правонарушении № 10508000-694/2023 получена Обществом 03.08.2023, что подтверждается штампом вх. № 193-43/3875 от 03.08.2023.
Следовательно, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ срок для обжалования истек 17.08.2023. С заявлением в арбитражный суд заявитель обратился 16.08.2023, то есть с соблюдением установленного срока на обжалование.
Суд апелляционной инстанции считает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом в полном объеме установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, доказательствам, имеющимся в материалах дела, дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен.
В целом доводы Таможенного органа, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2023 года по делу № А60-44103/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
В.Н. Якушев
Судьи
Е.М. Трефилова
Ю.В. Шаламова