ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8396/2012-ГК от 26.09.2012 АС Удмуртской Республики



 1
 1040_649401





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-8396/2012-ГК

 г. Пермь
 03 октября 2012 года Дело № А71-4888/2012

 Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 года.
 Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2012 года.

 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
 председательствующего Зелениной Т.Л.,
 судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
 при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,

 при участии в судебном заседании:
 от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность от 12.10.2011),
 от ответчика – представитель не явился
 от заинтересованных лиц – представители не явились,
 (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены
 надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе пуб-
 лично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседа-
 ния на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

 рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Адми-
 нистрации муниципального образования "Завьяловский район", 
 на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
 от 19 июня 2012 года  
 по делу № А71-4888/2012,
 принятое судьей Коковихиной Т.С.,
 по заявлению ООО "Производственно-Коммерческое Предприятие "Кама"
 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
 к Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
 заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учрежде-
 ние «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной
 регистрации, кадастра и картографии», ООО «Хайперфудс холдинг» (ОГРН
 <***>, ИНН <***>)
 о признании незаконным бездействия, об обязании принять соответствующее


 2
 1040_649401



 постановление,
 установил:

 ООО "Производственно-Коммерческое Предприятие "Кама" (заяви-
 тель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к
 Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (ответ-
 чик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыделении
 земельного участка, о возложении на ответчика обязанности выделить заяви-
 телю земельный участок с кадастровым номером 18:08:030012:161 площадью
 2000,14 кв.м для строительства АГЗС.
 В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересо-
 ванных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учрежде-
 ние «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной
 регистрации, кадастра и картографии», ООО «Хайперфудс холдинг».
 Решением суда от 19.06.2012 (резолютивная часть от 09.06.2012) заяв-
 ленные требования удовлетворены в полном объеме.
 Ответчик с решением суда от 19.06.2012 не согласен, обжалует его в
 апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных
 требований отказать. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что
 в отношении испрашиваемого земельного участка процедура согласования
 производилась дважды. При повторном рассмотрении вопроса о предостав-
 лении земельного участка согласование места размещения объекта Прави-
 тельством Удмуртской Республики не произведено. Ответчик не согласен с
 выводом суда первой инстанции о том, что им не предпринято всех необхо-
 димых мер по совершению действий по переводу земель сельскохозяйствен-
 ного назначения в иную категорию, указывает, что такое обращение было
 направлено Правительству Удмуртской Республики 22.06.2009. Также ответ-
 чик указывает на отсутствие оснований для предоставления испрашиваемого
 земельного участка в аренду для строительства без изменения категории зе-
 мель, к которой относится испрашиваемый земельный участок.
 Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве
 на апелляционную жалобу ссылается на нарушение бездействием ответчика
 его прав и законных интересов. Заявитель указывает, что акт выбора и об-
 следования земельного участка от 18.11.2002 был согласован в установлен-
 ном порядке, наличие оснований для отказа в предоставлении земельного
 участка либо необходимость проведения торгов ответчиком не подтвержде-
 ны.
 Третьи лица возражений на апелляционную жалобу не представили.
 Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены
 арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями
 266, 268 АПК РФ.
 Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "Произ-
 водственно-Коммерческое Предприятие "Кама" 18.11.2002 был согласован


 3
 1040_649401



 акт выбора и обследования земельного участка площадью 0,2 га под строи-
 тельство газовой автозаправочной станции.
 Постановлением Главы Администрации Завьяловского района от
 30.06.2003 № 908 согласованы материалы выбора указанного земельного
 участка, заявителю предложено при разработке проекта предусмотреть сред-
 ства на возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства,
 связанных с занятием земель.
 Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 18.07.2005
 № 716-р предварительно согласовано место размещения автомобильной га-
 зовой заправочной станции на землях администрации Завьяловского район-
 ного центра площадью 0,2 га.
 15.05.2008 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предостав-
 лении испрашиваемого земельного участка для строительства газовой авто-
 заправочной станции.
 23.06.2008 Администрацией муниципального образования "ФИО2-
 ский район" было принято постановление № 1364 о внесении в Правительст-
 во Удмуртской Республики предложения о переводе испрашиваемого зе-
 мельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в
 категорию земель промышленности и иного специального назначения для
 последующего предоставления в аренду заявителю.
 Согласно протоколу совещания в Министерстве имущественных отно-
 шений Удмуртской Республики по вопросу о переводе испрашиваемого зе-
 мельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в
 категорию земель промышленности и иного специального назначения от
 27.10.2008 № 2 по обращению Администрации муниципального образования
 "Завьяловский район" было принято решение о необходимости оформления
 заявителем и ответчиком нового акта выбора земельного участка и принятия
 решения об его утверждении.
 Решением комиссии Администрации муниципального образования
 "Завьяловский район" от 21.11.2008 были согласованы акт выбора и чертеж-
 схема к акту выбора земельного участка площадью 0,20 га под строительство
 газовой автозаправочной станции.
 Согласно кадастровой выписке от 03.04.2009 земельный участок был
 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 18:08: 030012:161 с
 указанием площади - 2000,14 кв.м и разрешенного использования - для
 строительства газовой заправочной станции.
 Постановлением Администрации муниципального образования «Завья-
 ловский район» от 15.06.2009 № 1766 утвержден акт выбора земельного уча-
 стка от 21.11.2008 и предварительно согласовано место размещения объекта
 для строительства газовой автозаправочной станции на земельном участке
 площадью 0,20 га из категории земель сельскохозяйственного назначения в
 границах МО «Завьяловское». Согласно указанному постановлению было
 решено внести в Правительство Удмуртской Республики предложение о пе-


 4
 1040_649401



 реводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в
 земли промышленности и иного специального назначения для последующе-
 го предоставления в аренду ООО ПКП «Кама».
 22.06.2009 Администрация муниципального образования «ФИО2-
 ский район» обратилась с ходатайством в Правительство УР о согласовании
 материалов предварительного согласования отвода земельного участка ори-
 ентировочной площадью 0,2 га категории земель сельскохозяйственного на-
 значения в границах МО «Завьяловское» под строительство газовой автоза-
 правочной станции и последующего перевода данного участка из категории
 земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энерге-
 тики и иного специального назначения для последующего предоставления в
 аренду ООО ПКП «Кама».
 Письмом от 15.08.2011 заявитель просил ответчика повторить запрос
 на имя председателя Правительства Удмуртской Республики.
 Письмом от 29.08.2011 ответчик сообщил заявителю о том, что в чер-
 теже-схеме к акту выбора земельного участка от 21.11.2008, утвержденному
 постановлением Администрации муниципального образования «ФИО2-
 ский район», указан земельный участок, границы и местоположение которого
 не совпадают с границами и местоположением земельного участка с кадаст-
 ровым номером 18:08:030012:161 площадью 2000,14 кв.м для строительства
 газовой автозаправочной станции. Также ответчик указал на то, поставлен-
 ный на кадастровый учет земельный участок может быть предоставлен толь-
 ко на торгах.
 В письме от 30.08.2011 заявитель ответчика просил устранить неточно-
 сти, допущенные в акте выбора земельного участка.
 Письмом от 21.09.2011 ответчик сообщил о получении от ГУ «Управ-
 ления автомобильными дорогами УР» отказа в размещении газовой автоза-
 правочной станции на земельном участке с кадастровым номером
 18:08:030012:161, в связи с несоответствием требованиям по обеспечению
 безопасности дорожного движения, поскольку земельный участок сформиро-
 ван без подъездных путей и вокруг него находится земельный участок друго-
 го землепользователя, вновь указал на то, земельный участок может быть
 предоставлен только на торгах.
 Ссылаясь на незаконное бездействие ответчика по вопросу о предос-
 тавлении земельного участка для строительства, заявитель обратился в ар-
 битражный суд с настоящим заявлением.
 Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и
 иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
 недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений
 и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,
 должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный право-
 вой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или ино-
 му нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы


 5
 1040_649401



 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незакон-
 но возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для
 осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
 Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом не-
 нормативного правового акта недействительным, решений и действий (без-
 действия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически
 значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным
 правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере
 предпринимательской и иной экономической деятельности.
 Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязан-
 ность предоставить для строительства земельный участок с кадастровым но-
 мером 18:08:030012:161, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что
 ответчиком было допущено незаконное бездействие, нарушающее права и
 законные интересы заявителя.
 Указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснован-
 ным.
 Порядок предоставления земельных участков для строительства из зе-
 мель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ус-
 тановлен ст. 30-32 ЗК РФ.
 В силу ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строи-
 тельства из земель, находящихся в государственной или муниципальной соб-
 ственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без
 предварительного согласования мест размещения объектов; с предваритель-
 ным согласованием мест размещения объектов.
 В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо,
 заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства,
 обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган ме-
 стного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с
 заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании
 места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назна-
 чение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование пример-
 ного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный уча-
 сток. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование
 проекта строительства или необходимые расчеты.
 Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских
 или сельских поселений информируют население о возможном или пред-
 стоящем предоставлении земельных участков для строительства.
 Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе
 земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для уста-
 новления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту при-
 лагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы располо-
 жения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой
 карте соответствующей территории в соответствии с возможными варианта-


 6
 1040_649401



 ми их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 6 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган го-
 сударственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные
статьей 29 указанного Кодекса, принимает решение о предварительном со-
 гласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земель-
 ного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участ-
 ка, или об отказе в размещении объекта.
 В силу п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании
 места размещения объекта является основанием установления в соответствии
 с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставле-
 нии земельного участка для строительства, и за их счет границ такого зе-
 мельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, ус-
 тановленном федеральными законами.
 Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании
 места размещения объекта является основанием последующего принятия ре-
 шения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в
 течение трех лет.
 Как следует из материалов дела, заявителем для строительства газовой
 автозаправочной станции испрашивался земельный участок, относящийся к
 землям сельскохозяйственного назначения. При этом процедура выбора ука-
 занного земельного участка производилась повторно, в связи с истечением
 срока действия ранее принятых решений (постановления Главы Админист-
 рации Завьяловского района от 30.06.2003 № 908, распоряжения Правитель-
 ства УР от 18.07.2005 № 716-р).
 Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федера-
 ции используются в соответствии с установленным для них целевым назна-
 чением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности
 к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с
 зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого
 устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных фе-
 деральных законов.
 Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, нахо-
 дящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд
 сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе зе-
 мель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные
 угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями,
 лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель
 от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техно-
 генных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, соору-
 жениями, используемыми для производства, хранения и первичной перера-
 ботки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).
 В силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения мо-
 гут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, созда-


 7
 1040_649401



 ния защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и
 иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
 Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ
 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сель-
 скохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целе-
 вого использования земельных участков.
 Пунктом 2 ст. 78 ЗК РФ предусмотрена возможность использования
 земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе
 таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства до-
 рог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных
 сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при на-
 личии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сель-
 ского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в
 земли иных категорий.
 Таким образом, использование земель сельскохозяйственного назначе-
 ния для целей, не установленных в ст. 78 ЗК РФ, не допускается. Перечень
 способов использования земель сельскохозяйственного назначения без пере-
 вода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий яв-
 ляется исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного
 толкования.
 Пунктом 8.8 Положения о порядке управления и распоряжения земель-
 ными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержден-
 ного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики от
 24.11.2004 № 207, было установлено, что если предполагаемое место разме-
 щения объекта находится на землях сельскохозяйственного назначения или
 лесного фонда, при этом потребуется перевод земель в иную категорию,
 предложение администрации района о переводе земель из одной категории в
 другую, предварительном согласовании места размещения объекта и/или ут-
 верждении материалов выбора земельного участка направляется для рас-
 смотрения в уполномоченный орган власти Удмуртской Республики или
 Российской Федерации.
 Решение уполномоченного органа власти Удмуртской Республики или
 Российской Федерации, администрации района о предварительном согласо-
 вании места размещения объекта (утверждение материалов выбора земельно-
 го участка) действует в течение трех лет и является для заинтересованной
 стороны основанием для: получения архитектурно-планировочного задания
 на разработку проектной документации и проведения проектно-
 изыскательских работ; установления границ земельного участка на местно-
 сти и его государственного кадастрового учета; проведения государственной
 экспертизы проекта и утверждения проектной документации (п. 8.9 указан-
 ного Положения).
 Пунктом 5.8 Положения о порядке управления и распоряжения земель-
 ными ресурсами на территории муниципального образования «Завьяловский


 8
 1040_649401



 район», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образо-
 вания «Завьяловский район» от 29.12.2010 № 540, также предусмотрено, что
 в случае если предполагаемое место размещения объекта находится на зем-
 лях категории земель сельскохозяйственного назначения и при этом в целях
 предоставления земельного участка для строительства требуется перевод зе-
 мельного участка в иную категорию, Администрация муниципального обра-
 зования "Завьяловский район" направляет решение о предварительном согла-
 совании места размещения объекта с утвержденным актом выбора земельно-
 го участка для рассмотрения и согласования в уполномоченный орган госу-
 дарственной власти Удмуртской Республики или Российской Федерации.
 Согласно п. 5.10 этого положения при принятии решения о предвари-
 тельном согласовании места размещения объекта на землях категории земель
 сельскохозяйственного назначения, если при этом требуется перевод земель-
 ного участка в земли иной категории, Администрация муниципального обра-
 зования "Завьяловский район" после постановки земельного участка на госу-
 дарственный кадастровый учет направляет ходатайство в уполномоченный
 орган государственной власти Удмуртской Республики или Российской Фе-
 дерации о переводе земельного участка земель сельскохозяйственной катего-
 рии в земли иной категории.
 В соответствии со ст. 2 Закона Удмуртской Республики «О некоторых
 вопросах перевода земель или земельных участков в Удмуртской Республике
 из одной категории в другую» до разграничения государственной собствен-
 ности на землю перевод находящихся в государственной собственности зе-
 мель или земельных участков в отношении земель сельскохозяйственного
 назначения осуществляется Правительством Удмуртской Республики.
 Согласно материалам дела, после утверждения постановлением от
 15.06.2009 № 1766 акта выбора земельного участка от 21.11.2008, принятия
 решения о предварительном согласовании места размещения объекта, ответ-
 чик направил в Правительство Удмуртской Республики ходатайство об ут-
 верждении материалов выбора земельного участка для строительства на зем-
 лях сельскохозяйственного назначения, что соответствует требованиям уста-
 новленного порядка управления и распоряжения земельными ресурсами на
 территории муниципального образования «Завьяловский район».
 Доказательств рассмотрения и согласования органом государственной
 власти Удмуртской Республики указанных материалов суду не представле-
 но. В связи с чем, основания для направления в Правительство Удмуртской
 Республики ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохо-
 зяйственного назначения в земли иной категории у ответчика не имелось.
 При таких обстоятельствах наличие незаконного бездействия ответчика
 по рассмотрению заявления ООО "Производственно-Коммерческое Пред-
 приятие "Кама" о предоставлении для строительства газовой автозаправоч-
 ной станции земельного участка из земель сельскохозяйственного назначе-
 ния материалами дела не подтверждено.


 9
 1040_649401



 Письма сторон от 15.08.2011, 29.08.2011, 30.08.2011, 21.09.2011 не мо-
 гут быть приняты во внимание, поскольку указанная переписка велась в свя-
 зи с просьбой заявителя о направлении ответчиком нового обращения в Пра-
 вительство Удмуртской Республики. При этом необходимость повторного
 обращения при соблюдении ответчиком установленной процедуры согласо-
 вания путем направления ходатайства от 22.06.2009 заявителем не обоснова-
 на. Сведений о том, что ранее направленные материалы о согласовании места
 размещения объекта на землях сельскохозяйственного назначения были от-
 ветчиком отозваны, либо принятые ответчиком решения отменены, суду не
 представлено. Действия Правительства Удмуртской Республики по рассмот-
 рению ходатайства ответчика от 22.06.2009 заинтересованными лицами не
 оспорены.
 При таких обстоятельствах, исходя из требований ст. 7, 78 ЗК РФ пре-
 дусмотренные законом основания для предоставления для строительства га-
 зовой автозаправочной станции земельного участка из земель сельскохозяй-
 ственного назначения у ответчика отсутствуют.
 С учетом изложенного, решение суда от 19.06.2012 подлежит отмене
 как принятое с неправильным применением норм материального права (п.1 ч.
 4 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования удовлетворению не подлежат.
 В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заяв-
 лению и по апелляционной жалобе относится на заявителя.
 Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 270,  271 АПК РФ, Семна-
 дцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 июня 2012
 года по делу № А71-4888/2012 отменить.
 В удовлетворении заявленных требований отказать.
 Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного произ-
 водства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не пре-
 вышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Уд-
 муртской Республики.


 Председательствующий

 Т.Л.Зеленина

 Судьи

 Л.Ф.Виноградова


 Г.Л.Панькова