ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-8399/2022-АК
г. Пермь
17 августа 2022 года Дело № А60-12488/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
представителя заявителя, ФИО1, действующей по доверенности № 10 от 10.01.2022, предъявлены паспорт, диплом;
представителя заинтересованного лица, ФИО2, действующей по доверенности № 62-16-14/8019 от 29.09.2020, предъявлены удостоверение, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федерального казначейства по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 мая 2022 года
по делу № А60-12488/2022
по заявлению Регионального Фонда капитального ремонта МКД (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным представления № 62-64-10/1/16035 от 29.12.2021 в части п. 2,
установил:
Региональный Фонд капитального ремонта МКД (далее – заявитель, Фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (далее – УФК по СО, Управление) признании недействительным представления об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ № 62-64-10/1/16035 от 29.12.2021 в части п. 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены: признано недействительным представление Управления Федерального казначейства по Свердловской области № 62-64-10/1/16035 от 29.12.2021, вынесенное в отношении Регионального Фонда капитального ремонта МКД в части п. 2.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы Управление указывает, что перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определен частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 17 Закона Свердловской области от 19.12.2013 №127-03, не детализированы работы в рамках проведения ремонта подвальных помещений, то есть работы по ремонту отмостков и входа в подвальное помещение это работы, которые непосредственно не отнесены к капитальному ремонту, а проведены Региональным фондом на основании технического заключения по материалам обследования.
Отмечает, согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, ремонт просевших отмосток, входов в подвал, относится к основным работам по техническому обслуживанию зданий и объектов, которые управляющая компания обязана выполнять в соответствии с договором на управление многоквартирным жилым домом.
Принимая во внимание отсутствие подвальных помещений в домах, расположенных по адресам: Белинского 183, Хрустальная 41, Луганская 23а, настаивает, что виды работ, необходимые для проведения ремонта, определенные техническими заключениями не могут соответствовать перечню работ, определенных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона Свердловской области от 19.12.2013 №127-03, в связи с отсутствием последних.
Полагает, из приведенного технического заключения обследования дома по адресу: <...> можно сделать вывод, что действия по проведению ремонта направлены не на изменение (модернизацию) существующего помещения, а на его восстановление, которое позволяет продолжать использовать объект недвижимого имущества по его целевому назначению. Следовательно, данные работы не могут быть отнесены к капитальному ремонту.
Учитывая, что отсутствует необходимость в проведении капитального ремонта подвальных помещений в спорных многоквартирных домах необходимо было скорректировать Региональную программу.
Обращает внимание, из технических заключений следует, что отмостки частично разрушены, техническое состояние отмостков оценивается, как ограничено работоспособное, то есть имеется необходимость в проведении ремонтных работ, но при этом отсутствует процент износостойкости отмостков, а также не указана причинно-следственная связь, в части нарушения целостности фасада здания или затопления подвального помещения, которые произошли непосредственно из-за технического состояния отмостки. Из чего можно сделать вывод, что отмостки не нуждались в полной замене, подлежали текущему ремонту на основании договора управления многоквартирным домом.
Приводит доводы, что приложением №4 к Правилам №170 утверждён рекомендуемый Перечень работ по содержанию жилых домов, в соответствии пункта 6 раздела «Б» которого к работам, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период относится ремонт просевших отмосток. Также, приложение №7 к Правилам №170 утвержден Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в соответствии с пунктом 1 которого к работам по текущему ремонту фундамента относится устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.
Настаивает, исходя из совокупного анализа приведенных норм, следует, что работы по содержанию и ремонту отмосток, своевременного устранению трещин и просадок в них в целях надлежащей технической эксплуатации МКД, а также восстановление и (или) ремонт поврежденных участков входа в подвал относятся к текущему ремонту.
Фондом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому считает, что решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФК по СО на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение отменить, в удовлетворении требований отказать.; представитель Фонда возражал против позиции апеллянта по мотивам письменного отзыва.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управление Федерального казначейства по Свердловской области на основании приказа от 02.09.2021 № 998 провело проверку использования в 2019-2020 годах Региональным Фондом капитального ремонта МКД средств государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта и средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора.
По итогам проверки составлен акт от 09.11.2021, в котором Управление сделало вывод о допущении Фондом в проверяемый период 14 нарушений по теме контрольного мероприятия.
По результатам рассмотрения акта проверки Управление вынесло в адрес Фонда представление от 29.12.2021 № 62-64-10/1/16035 об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ.
Полагая, что выданное надзорным органом представление в части п. 2 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменный отзыв на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу части 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В силу части 1 статьи 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Фонд является исполнителем Региональной программы и, основываясь на ее содержании, организует работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 1 Правил осуществлении Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, настоящие Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансовобюджетной сфере за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора (далее - деятельность по контролю), во исполнение статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 70 Правил, при осуществлении деятельности по контролю Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Управление при вынесении оспариваемого представления действовало в рамках предоставленных полномочий.
УФК по Свердловской области посчитав, что Фондом в нарушение частей 1,2 статьи 166, части 1 статьи 174, части 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-03 «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» в 2020 году осуществлено расходование средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на финансирование принятых и оплаченных работ по ремонту (смене) отмосток 4 многоквартирных домов и входа в подвал многоквартирного дома (по адресам г. Екатеринбург: ул. Белинского <...>, не являющихся работами по капитальному ремонту (относящихся к текущему ремонту) в общей сумме 1 337 391,60 рублей, пунктом 2 оспариваемого представления предписал Заявителю устранить нарушение по пункту 13 настоящего представления путем восстановления средств фонда капитального ремонта, сформированного из взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора, в сумме 1337391,60 руб., израсходованных на проведение работ по ремонту (смене) отмосток 4 многоквартирных домов и входа в подвал многоквартирного дома (по адресам: <...> (относящихся к текущему ремонту), а также принять меры по устранению его причин и условий в срок до 01.09.2022 года включительно.
Управление настаивает, что работы по ремонту отмосток многоквартирных домов по адресам <...> должны быть выполнены управляющими компаниями в рамках принятых по договору обязательств независимо от наличия волеизъявления жильцов дома, для того, чтобы обеспечить содержание и техническое обслуживание дома на таком уровне, который гарантирует безопасность проживающих и сохранность жилого дома.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Данная норма Кодекса содержит только общие положения, более подробное и конкретизированное определение капитального, а также текущего ремонта, даны в иных локальных, нормативных правовых актах, документах.
Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт" и содержатся в следующих ведомственных строительных нормах:
Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденное приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, (далее - ВСН 58-88 (р),
Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, (далее - Положение МДС 13-14.2000),
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - МДС 13-1.99),
Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 17.12.1999 N 79.
Согласно пункту 1.2 Положения ВСН 58-88 (р) и пункту 1.4 Положения МДС 13-14.2000, данные Положения являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий, а также при проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений отраслей народного хозяйства.
В силу пункта 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (пункт 5.2).
Согласно пункту 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом Приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в Приложении N 7.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения ВСН 58-88 (р) система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым Приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым Приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Пунктом 3.1 Положения МДС 13-14.2000 предусмотрено, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.4 Положения МДС 13-14.2000), а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений - работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (пункт 3.11 Положения МДС 13-14.2000).
Перечень работ по текущему ремонту содержится в Приложении N 3, по капитальному ремонту - в Приложении N 8, которым определено, что частичная перекладка (до 10%), а также усиление каменных фундаментов и подвальных стен, не связанное с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования, частичная (свыше 10% от обще площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли, частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований, полная смена ветхих оконных и дверных блоков, частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец, смена облицовки стен в объеме более 10% общей площади облицованных поверхностей, ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности, полная перекладка всех типов отопительных печей, дымовых труб и их оснований, смена износившихся участков сети (более 10%), ремонт и восстановление кабельных каналов относятся к капитальному ремонту.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.
В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на: - ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; - выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.
Из анализа совокупности правовых актов, регулирующих выполнения строительных работ, следует, что к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе, на более долговечные и экономичные.
При этом из вышеуказанных нормативных положений также следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Организация мероприятий по выполнению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Свердловской области от 19.12.2013 № 127-03 «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее - Закон № 127-03), а также в соответствии с иными правовыми актами федерального и регионального уровня, принятыми в указанной сфере.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы (далее - Региональная программа).
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области осуществляется в рамках Региональной программы.
В соответствии со статьей 8 Закона № 127-03 Региональная программа включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках Региональной программы;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, в соответствии со статьей 166 ЖК РФ определен в статье 17 Закона № 127-03.
Согласно части 2 статьи 166 Жилищного кодекса РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен и другими видами услуг и (или) работ.
Частью 3 статьи 179 ЖК РФ определено, что денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта, учитываются на счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в статье 174 ЖК РФ. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определен в статьях 166 ЖК РФ и 17 Закона № 127-03.
Во исполнение Региональной программы, Краткосрочного плана 2018-2020, постановления Администрации о проведении капитального ремонта в 2020 году Фонд организовал проведение капитального ремонта подвальных помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...>. 183; ул. Куйбышева, 112 Г; ул. Луганская, 23 А; ул. Хрустальная, 41.
Фонд привлек подрядные организации и заключил с ними договоры:
1) на разработку проектно-сметной документации для капитального ремонта -договор от 17.10.2016 № 414/ПСД-17 с ООО «Ареал-Групп» (<...> и договор от 14.12.2018 № 472/ПСД-19 с ООО «Эколайн Технолоджи» (<...>);
2) на проведение капитального ремонта - договор от 20.12.2019 № 474/СМР-20 с ООО «ТриАлСтрой»;
3) на осуществление строительного контроля - договор от 04.10.2019 №252/СК-20 с ООО «Вира».
Во исполнение договоров подрядные организации выполнили свои обязательства, передали результаты работ Фонду, а Фонд их принял и оплатил. Акты КС-2 подписаны без замечаний представителями Фонда, ООО «ТриАлСтрой», ООО «Вира» (строительный контроль), управляющих организаций (ООО «УЖК «Евразийская», ООО УК «ЖКХ Октябрьского района»), представителями собственников помещений в соответствующих домах, а также согласованы Администрацией г. Екатеринбурга.
Судом при принятии решения обоснованно принято во внимание, что согласно ГОСТ Р 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома, характеризующееся отсутствием отдельных несоответствий конструкций какому- либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН) и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
Отмостка многоквартирного дома, как и дверь в подвальное помещение является строительной конструкцией (элементом строительной конструкции) многоквартирного дома, замена и восстановление которых выполняются в рамках капитального ремонта.
Согласно подпунктам 1 и 2 Перечня основных работ, проводимых при капитальном ремонте, являющегося Приложением Б к «СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» ремонт отмостки относится к капитальному ремонту стен и фасада, ремонт приямков, входов в подвал - к капитальному ремонту фундаментов, подвалов.
Устройство новой отмостки вокруг здания с целью защиты почвы под фундаментами от размывания или намачивания отнесено к основным технологическим процессам при выполнении капитального ремонта фундаментов и подвальных помещений (пункт В. 1.8 Видов основных технологических процессов при выполнении капитального ремонта Приложения В к «СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта»).
В качестве характерных дефектов конструкций и инженерного оборудования, подлежащих устранению в соответствии с проектом капитального ремонта жилого здания, утвержденного приложением Г названных Правил, проводимом при капитальном ремонте фундаментов, подвалов и технических подполий, является неудовлетворительное состояние водоотводящих лотков и отмостки, трещины в плоскости примыкания отмостки к наружным стенам.
В соответствии с пунктом 10 "Долговечность и ремонтопригодность" "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные" (далее - СП 54.13330.2016) несущие конструкции здания должны сохранять свои свойства в соответствии с требованиями настоящего свода правил в течение предполагаемого срока службы, который может быть установлен в задании на проектирование.
Согласно пункту 10.4 СП 54.13330.2016 конструкции и детали должны быть выполнены из материалов, обладающих стойкостью к возможным воздействиям влага, низких температур, агрессивной среды, биологических и других неблагоприятных факторов согласно СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии".
В необходимых случаях должны быть приняты соответствующие меры от проникновения дождевых, талых, фунтовых вод в толщу несущих и ограждающих конструкций здания, а также образования недопустимого количества конденсационной влаги в наружных ограждающих конструкциях путем достаточной герметизации конструкций или устройства вентиляции закрытых пространств и воздушных прослоек.
В силу пункта 9.18 СП 54.13330.2016 наружные ограждающие конструкции многоквартирного здания должны иметь теплоизоляцию, изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха и пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещений, обеспечивающие: требуемую температуру и отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях конструкций внутри помещений; предотвращение накопления излишней влаги в конструкциях.
Кроме того, проведенный капитальный ремонт, начиная с момента окончания работ по конструктивному элементу, должен гарантировать минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов в соответствии с межремонтными сроками, установленными в Приложении № 3 ВСН 58-88(р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения». Необходимый объём работ по каждому конструктивному элементу, гарантирующий указанную минимальную продолжительность эффективной эксплуатации, определяется при проектировании работ по капитальному ремонту, на основании результатов обследования технического состояния дома в соответствии с оценкой физического износа, с учетом факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности.
Таким образом, замена отмостки может быть отнесена к капитальному ремонту, указанные работы внесены в региональную программу капитального ремонта нормативным актом субъекта Российской Федерации, представителями собственников были приняты выполненные работы, спор между собственниками и Фондом капитального ремонта в данной части отсутствовал.
Кроме того, вопреки мнению апеллянта, отнесение работ по ремонту отмосток и входов в подвальные помещения, выполняемых в рамках капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, отнесено к капитальному ремонту в силу актов регионального законодательства Свердловской области: Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.05.2018 № 229 (ред. от 18.12.2019) «Об определении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также в многоквартирном доме, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2019 год»; Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 06.11.2019 № 445 (ред. от 23.08.2021) «Об определении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также в многоквартирном доме, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2020, 2021 и 2022 годы».
В частности, указанными нормативными актами определена предельная стоимость капитального ремонта подвальных помещений, в том числе отдельно по следующим составляющим: (1) ремонт отмостки (п. 8.1, 8.2), (2) замена дверных блоков входов в подвалы на противопожарные (п. 8.3), (3) ремонт кровли спуска в подвал (п.8.4), (4) ремонт приямка с устройством крышки на приямок, дренажа, боковой решетки (п. 8.10).
Довод апеллянта о том, что спорный ремонт отмостки относится к обязанностям управляющей организации и не может быть произведен за счет средств капитального ремонта, был предметом оценки арбитражного суда и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
Состав работ по капитальному ремонту и текущему ремонту может совпадать, но для квалификации проведенных работ имеет значение цель их проведения, их объем и последствия для объекта.
Управляющая организация обязана выполнять текущий ремонт отмостки, который выражается, например, в заделке имеющихся трещин, а также замене части отмостки. В случае не исполнения управляющей организацией ремонта отмостки она может прийти в полную негодность, в связи с чем потребуется ее полная замена, а полная замена одного из конструктивных элементов дома относится к капитальному ремонту.
Таким образом, невыполнение управляющей организацией ее обязанностей по ремонту отмостки не может служить основанием для отказа проведения капитального ремонта в случае полного разрушения отмостки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в спорном случае имела место необходимость замены отмосток спорных многоквартирных домов, которая должна быть отнесена к капитальному ремонту, финансируемому за счет средств региональной программы капитального ремонта субъекта Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм действующего законодательства и с учетом имеющихся в деле доказательств, которым в порядке статьи 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе заявитель не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, что не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таком положении решение арбитражного суда первой инстанции принято без нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении государственной пошлины не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 мая 2022 года по делу № А60-12488/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Судьи
И.В. Борзенкова
Е.М. Трефилова
Ю.В. Шаламова