ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 4 /2022-ГК
г. Пермь
07 октября 2022 года Дело № А60-2567/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гуляевой Е.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Марковой И.А.,
при участии:
от заявителя Федерального казенного учреждения «База материально-технического и военного снабжения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области»: ФИО1, предъявлен паспорт, доверенность от 09.12.2021;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Федерального казенного учреждения «База материально-технического и военного снабжения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области»
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2022 года
по делу № А60-2567/2022
по заявлению Федерального казенного учреждения «База материально-технического и военного снабжения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области,
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Федеральное казенное учреждение «База материально-технического и военного снабжения Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее – заявитель, ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской области, учреждение, БМТиВС) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее – ответчик, ТУ Росимущества в СО) о признании незаконным распоряжения от 15.06.2021 № 66-576-р.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что БМТиВС не получало распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области от 15.06.2021 № 66-576-р, сотрудник ГУФСИН – ФИО2, не являющаяся сотрудником заявителя, распоряжение в учреждение не передавала, при этом об издании распоряжения заявителю стало известно 28.10.2021, заявление подано через систему «Мой арбитр» 24.01.2022, следовательно, срок для обжалования не пропущен. Заявитель отдельно отметил, что ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской области является отдельным юридическим лицом.
Апеллянт по существу спора указывает, что судом не дана оценка доводам заявителя об отсутствии заинтересованности в пользовании объектами недвижимости, закрепленными оспариваемым распоряжением за БМТиВС, у БМТиВС отсутствует необходимость в пользовании объектами недвижимого имущества, так как фактически объекты заброшены и никогда заявителю не принадлежали и не использовались по назначению; недвижимое имущество закреплено на праве оперативного управления за БМТиВС ненадлежащим образом и находится в ненадлежащем состоянии, не позволяющем использовать имущество по назначению, так как здание склада хозяйственных товаров и промышленный склад находятся в полуразрушенном, аварийном состоянии, а железнодорожный тупик и нежилое здание фактически отсутствуют как объекты недвижимости. БМТиВС не имеет возможности поставить на баланс учреждения закрепленные за ним объекты недвижимости.
Заявитель жалобы пояснил, что с ФСИН было согласовано прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и права оперативного управления объектами с последующей передачей в казну РФ, при этом согласие ФСИН России на перераспределение и передачу имущества в оперативное управление БМТиВС, согласие БМТиВС на принятие данных объектов недвижимого имущества, а также документы, подтверждающие факт передачи ФСИН России на праве оперативного управления БМТиВС, права на которые оформлены по распоряжению ТУ Росимущества в Свердловской области от 15.06.2021 № 66-576-р, отсутствуют.
Кроме того, апеллянт отметил, что закрепление указанного в оспариваемом распоряжении имущества за БМТиВС противоречит вынесенному решению Арбитражного суда от 03.08.2020 по делу №А60-21467/2020, которым было установлено, что данное имущество не используется в уголовно-исполнительной системе.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 17.08.2022.
Определением суда апелляционной инстанции от 17.08.2022 судебное заседание по рассмотрению жалобы заявителя отложено на 04.10.2022; ТУ Росимущества в СО было предложено представить мотивированный документально подтвержденный отзыв по доводам апелляционной жалобы, а также документы, подтверждающие состояние объектов, закрепленных на праве оперативного управления за ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской области, пригодное (либо не пригодное) для дальнейшего использования - на момент принятия оспариваемого распоряжения от 15.06.2021 № 66-576-р; обоснование необходимости закрепления указанных объектов за заявителем и документы о согласовании закрепления объектов с ГУФСИН России по Свердловской области после разрешения спора по делу № А60-21467/2020 о передаче имущества в государственную казну РФ.
В срок, указанный в определении от 17.08.2022, документы от ответчика не поступили.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 в порядке ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Дружининой О.Г. на судью Полякову М.А. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 04.10.2022, представитель заявителя доводы и требования жалобы поддержал, просил приобщить к материалам дела фотоматериалы объектов.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Судом апелляционной инстанции ходатайство заявителя удовлетворено, фотоматериалы приобщены к материалам дела на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ с целью наиболее полного установления обстоятельств дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Распоряжением ТУ Росимущества в СО от 15.06.2021 № 66-576-р о перераспределении федерального недвижимого имущества за ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской областизакреплено на праве оперативного управления следующее недвижимое имущество:
1) здание склада хозяйственных товаров, расположенное по адресу: <...> б, кадастровый номер 66:43:0101009:49, площадью 498,1 кв.м;
2) нежилое здание ангара железного, расположенное по адресу: <...> б, кадастровый номер 66:43:0101009:85, площадью 580,7 кв.м;
3) промышленный склад, расположенный по адресу: <...> б, кадастровый помер 66:43:0101009:45, площадью 1925,9 кв.м;
4) железнодорожный тупик, расположенный по адресу: Свердловская область, Ивдель, ул. Гидролизная д. 5 в, кадастровый номер 66:43:0101009:91, площадью 814 кв.м.
Из пояснений заявителя следует, что об издании вышеуказанного распоряжения от 15.06.2021 № 66-576-р о регистрации права оперативного управления ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской области стало известно 28.10.2021. ТУ Росимущества в СО данное распоряжение направило посредством электронной почты.
При этом никаких документов о принятии данного имущества, заявитель не подписывал.
В связи с чем ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской области обратилось к ТУ Росимущества в СО с письмом от 01.11.2021 (исх-68/TO/l-30075), в котором просило исключить данные объекты с Межведомственного портала по управлению государственной собственностью ТУ Росимущества, а также отменить пункты 3,4,5 Распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области от 15.06.2021 № 66-576-р, в части закрепления недвижимого имущества и установления на праве оперативного управления за БМТиВС.
В ответ на обращение заявителя ТУ Росимущества в СО в письме от 25.11.2021 № 66-ВА-06/15604, не усмотрев законных оснований для отмены пунктов 3, 4, 5 распоряжения от 15.06.2021 № 66-57б-р, указало, что данное имущество предназначено и использовалось для нужд учреждений ФСИН России и передача невостребованного имущества учреждениями ФСИН России в казну Российской Федерации недопустима.
Полагая, что указанное распоряжение является незаконным, нарушающим права и законные интересы учреждения, ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской области обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным и нарушающим права заявителя.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании п.4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утв. приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Пунктом 4.1.9 указанного Типового положения установлено, что территориальное управление Росимущества закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего (соответствующих) субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями..
Согласно пункту 5.22 Положения № 432 Росимущество закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
В Свердловской области территориальным органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, которое действует на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
Так, согласно пункту 4 названного Положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
На основании пункта 4.2.15 Положения территориальный орган по поручению Росимущества закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями.
В соответствии со статьей 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 26.05.2021) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Согласно абз. 12 подп. 2 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 11.04.2022) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 5 пункта 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
По правилам п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Исходя из системного толкования вышеназванных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что закрепление на праве оперативного управления имущества за учреждением возможно исключительно с его согласия и согласия лица, осуществляющего полномочия собственника имущества (в данном случае – ФСИН), при наличии у него потребности в этом имуществе и возможности его использования для осуществления уставных видов деятельности и выполнения устанавливаемых учредителем государственных заданий.
В данном случае из доводов заявителя и представленных им фотоматериалов, которые не опровергнуты документально заинтересованным лицом, следует, что имущество, которое закреплено за заявителем находится в полуразрушенном состоянии, по назначению не используется в силу его ветхости.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2020 по делу № А60-21467/2020, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций на ТУ Росимущества в СО возложена обязанность принять решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками: земельный участок (624590, <...> «б»), реестровый номер федерального имущества - П 11660008068; земельный участок (624590, <...> «а»), реестровый номер федерального имущества - П 11660008069; земельный участок (624590, <...>, реестровый номер федерального имущества - П 11660008070; права оперативного управления объектами недвижимого имущества: здание промышленного склада, реестровый номер федерального имущества - П 12660015074, <...>; здание склада хозяйственных товаров, реестровый номер федерального имущества - П 12660015077, литера Ж, <...>; железнодорожный тупик, реестровый номер федерального имущества - П 12660015076, <...>; здание ангара железного, реестровый номер федерального имущества - П 12660015075, <...> б, и о принятии указанных объектов в государственную казну Российской Федерации.
Во исполнение судебного акта по делу № А60-21467/2020, ТУ Росимущества в СО издает распоряжение от 15.06.2021 № 66-576-р, согласно которому пунктами 1, 2 прекращает право оперативного управления Федерального казенного учреждения «База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» и пунктами 3, 4, 5 закрепляет недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению на праве оперативного управления за ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской области.
При этом сторонами не оспаривается, что спорное имущество не используется и не может быть использовано учреждениями уголовно-исполнительной системы, в том числе ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской области для целей его деятельности.
Следовательно, с учетом того, что право оперативного управления на спорное имущество прекращено в судебном порядке, а ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской области для осуществления полномочий данное имущество также не требуется, принудительное закрепление спорных объектов за учреждением без его согласия, в отсутствие у него потребности в этом имуществе, а также в отсутствие согласия ФСИН России, осуществляющего в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Нарушение прав заявителя оспариваемым распоряжением о перераспределении федерального недвижимого имущества состоит в том, что заявитель вынужден нести расходы на содержание этого имущества.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств обоснованности закрепления спорного имущества за учреждением на праве оперативного управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признания распоряжения от 15.06.2021 № 66-576-р в части пунктов 3, 4, 5, не соответствующим закону.
В качестве способа восстановления прав суд считает необходимым возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обязанность устранить допущенные нарушения в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, следует отметить, что согласно определению апелляционного суда от 17.08.2022 ТУ Росимущества в СО было предложено представить мотивированный документально подтвержденный отзыв по доводам апелляционной жалобы, а также документы, подтверждающие состояние объектов, закрепленных на праве оперативного управления за ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Свердловской области, пригодное (либо не пригодное) для дальнейшего использования - на момент принятия оспариваемого распоряжения от 15.06.2021 № 66-576-р; обоснование необходимости закрепления указанных объектов за заявителем и документы о согласовании закрепления объектов с ГУФСИН России по Свердловской области после разрешения спора по делу № А60-21467/2020 о передаче имущества в государственную казну РФ. Соответствующих документов не представлено.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы о том, что БМТиВС не получало распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области от 15.06.2021 № 66-576-р ранее 28.10.2021, суд апелляционной инстанции считает данные доводы обоснованными с учетом следующего.
В качестве подтверждения получения заявителем оспариваемого распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области представлена справка об отправке/доставке курьером почтового отправления, в уведомлении о вручении имеется отметка, о получении письма 19.08.2021 сотрудником ГУФСИН - ФИО2
При этом доказательств того, что ФИО2, является сотрудником БМТиВС, в материалы дела не представлено.
Напротив согласно справке из отдела кадров БМТиВС и ГУФСИН, ФИО2 является сотрудником ГУФСИН, а не сотрудником заявителя.
Учитывая, чтооб издании распоряжения заявителю стало известно 28.10.2021, а заявление в арбитражный суд направлено заявителем через систему «Мой арбитр» 24.01.2022, следовательно, заявителем не пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок для оспаривания ненормативного правового акта.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, требования - удовлетворению (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Судебные расходы на уплату государственной пошлины не распределяются в связи с тем, что стороны освобождены от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, п. 3 ч.1 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2022 года по делу № А60-2567/2022 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 15.06.2021 № 66-576-р в части пунктов 3, 4, 5.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить допущенные нарушения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | Д. И. Крымджанова | |
Судьи | Е. И. Гуляева | |
М. А. Полякова |