ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-883/2022-ГК от 16.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- /2022-ГК

г. Пермь

21 февраля 2022 года                                                   Дело № А60-21995/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бояршиновой О.А.,

судей Балдина Р.А., Муталлиевой И.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моор О.А.,

при неявке лиц, участвующих в деле,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобузаявителя, муниципального унитарного предприятия «Каменская сетевая компания»,

на решение  Арбитражного суда Свердловской области

от 23 ноября 2021 года

по делу № А60-21995/2021

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Каменская сетевая компания» (ОГРН 1126612000723, ИНН 6612038259)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга  (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003)

третье лицо: ликвидатор муниципального учреждения «Управление заказчика по жилищно-коммунальным услугам МО «Каменский городской округ» Кочев Владимир Анатольевич

о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации юридического лица,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Каменская сетевая компания» (далее – заявитель, МУП «КСК») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) о ликвидации юридического лица.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ликвидатор муниципального учреждения «Управление заказчика по жилищно-коммунальным услугам МО «Каменский городской округ» (ИНН 6643008399, ОГРН 1026602036130, далее – МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ») Кочев Владимир Анатольевич (ст. 51 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, МУП «КСК» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что со 02.09.2019 в отношении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» осуществляются мероприятия по ликвидации на основании решения Главы муниципального образования Каменский городской округ (Постановление № 1540 от 20.08.2019), которые не были завершены. Указывает, что МУП «КСК» в установленном законом порядке обратилось к ликвидатору с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ликвидируемого юридического лица суммы задолженности в размере 3 480 601 руб. 21 коп., которое получено ликвидатором 28.12.2019. Считает выводы суда о соблюдении уполномоченным органом процедуры исключения юридического лица из реестра противоречащими п. 4 ст. 21.1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Ссылается на то, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке на основании статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ при наличии неисполненных обязательств и отсутствии доказательств фактического прекращения деятельности нарушает права заявителя, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора.

Инспекция в письменном отзыве возражает против удовлетворения жалобы, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» (ИНН 6643008399, ОГРН 1026602036130) зарегистрировано в качестве юридического лица 21.11.2002, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60 - 33805/2018 от 13.03.2019 МУП «КСК» признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Королев Константин Петрович.

Конкурсным управляющим установлено, что у МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» имеется задолженность перед МУП «КСК» в размере 3 480 601 руб. 21 коп.

Также установлено, что Главой муниципального образования Каменский городской округ (постановление № 1540 от 20.08.2019) принято решение о ликвидации МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ».

Сведения о ликвидации юридического лица размещены в Вестнике государственной регистрации (часть 1 № 42 (758) от 23.10.2019/1200). Срок предъявления требований кредиторов - 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 623462, Свердловская область, Каменский район, пгт. Мартюш, ул. Титова, д. 8, ликвидатором назначен - Кочев Владимир Анатольевич.

Конкурсный управляющий МУП «КСК» направил в соответствующий срок ликвидатору заявление о включении требований МУП «КСК» в реестр требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, заявление получено ликвидатором 28.12.2019.

В ЕГРЮЛ 29.01.2020 опубликована информация о получении заявления лица, чьи права затрагиваются исключение лица из ЕГРЮЛ.

В адрес конкурсного управляющего не направлен отказ ликвидатора во включении требований МУП «КСК» в реестр, а также не направлен промежуточный ликвидационный баланс должника, запрошенный на основании письма № 167 от 25.05.2020, которое также получено ликвидатором.

Налоговым органом 21.10.2020 в Вестнике государственной регистрации размещены сведения о предстоящей ликвидации юридического лица (часть 2 № 42(809) от 2Е 10.2020/4649), в котором указано, что юридическое лицо, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, вправе в течение 3 месяцев со дня настоящей публикации направить или представить в регистрирующий орган мотивированное заявление с учётом требований, установленных пунктом 4 статьи 21 Закона № 129-ФЗ.

По истечении трех месяцев 05.02.2021 состоялось исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Заявитель пояснил, что материально - правовой интерес МУП «КСК» в восстановлении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» в реестре заключается в намерении получить исполнение обязательств, заявленных в реестр, либо, в отсутствие достаточных денежных средств у должника и имущества - заявить требование к учредителю в порядке привлечения к субсидиарной ответственности, до настоящего момент нет оснований полагать, что у основного должника отсутствует имущество и денежные средства.

Указанные обстоятельства послужили основанием обращения МУП «КСК» в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона № 129-ФЗ и пришел к выводу о соблюдении регистрирующим органом установленной статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в связи с чем, заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

В силу пункта 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Закона № 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).

Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, исполнение положения п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий налогового органа по исключению юридического лица, в данном случае МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» (ИНН 6643008399, ОГРН 1026602036130) из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.

В силу п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица публикуется в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующими юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В силу п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, путем внесения в него соответствующей записи.

Таким образом, обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и не осуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

Иными словами, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации.

Согласно пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии с пп. «г» п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, в том числе посредством проведения осмотра объектов недвижимости.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

При рассмотрении дела судом установлено, что по сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» (ИНН 6643008399, ОГРН 1026602036130) 11.05.2006 зарегистрировано по адресу: 623462, Свердловская область, Каменский район, пгт. Мартюш, ул. Титова, д. 8.

Регистрирующим органом в отношении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» в ЕГРЮЛ 15.11.2017 внесена запись за ГРН 7176658058845 о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

В рамках проведения мероприятий по установлению достоверности сведений Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области установлено, что МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» по адресу его государственной регистрации (623462, Свердловская область, Каменский район, пгт. Мартюш, ул. Титова, д. 8) не находится.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра объекта недвижимости от 07.06.2017.

По данным ЕГРЮЛ по состоянию на 07.07.2017 исполняющим обязанности начальника МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» являлся Кочев Владимир Анатольевич (адрес места жительства: 623430, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Кутузова, д. 31, К.А., кв. 8); единственным учредителем (участником) МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» являлся Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Каменского городского округа (ОГРН 1036602240234 ИНН 6643001788) (адрес места нахождения: 623462, Свердловская область, Каменский район, пгт. Мартюш, ул. Титова, д. 8).

Регистрирующим органом в соответствии с положениями п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ в адрес МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ», исполняющего обязанности начальника Кочева В. А. и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа направлены уведомления о необходимости представления достоверных сведений от 07.07.2017 №№ 09-21/11945, 09-21/11946, 09- 21/11947.

В соответствии с п. «в» ст. 11 Закона № 129-ФЗ в случае не представления юридическим лицом в регистрирующий орган достоверных сведений, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

В связи с тем, что МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» не исполнило обязанность по внесению в ЕГРЮЛ достоверных сведений об адресе (места нахождения) юридического лица, документы, либо пояснения, свидетельствующие о достоверности сведений об адресе юридического - лица не представлены, регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица (ГРН 7176658058845 от 15.11.2017).

Как отметил суд, действия Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица (ГРН 7176658058845 от 15.11.2017) в судебном порядке не оспорены.

Юридическое лицо может устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ недостоверные сведения, в отношении которых внесена соответствующая запись, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Также, юридическое лицо вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ недостоверные сведения, в отношении которых внесена соответствующая запись, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ или представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3, 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» на протяжении длительного времени, предшествующего принятию решения об исключении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» из ЕГРЮЛ, не воспользовалось предусмотренными Законом № 129-ФЗ способами устранения оснований, послуживших поводом для применения административного порядка прекращения правоспособности юридического лица.

В связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» в течении более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, регистрирующим органом 19.10.2020 принято решение № 16453 о предстоящем исключении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» из ЕГРЮЛ в соответствии с пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, в ЕГРЮЛ 21.10.2020 внесена соответствующая запись ГРН 2206601356091.

Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» опубликовано регистрирующим органом в журнале «Вестник государственной регистрации» № 42(809) от 21.10.2020.

В соответствии с п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ, если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

В силу отсутствия возражений лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, по истечении трех месяцев после опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом 05.02.2021 внесены сведения об исключении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ»  из ЕГРЮЛ. На основании ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (ГРН 2216600090870).

Судом первой инстанции также установлено, что решение о предстоящем исключении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, принималось налоговым органом неоднократно.

Так, ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга принято решение № 14932 от 29.07.2019 о предстоящем исключении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» из ЕГРЮЛ, в ЕГРЮЛ 31.07.2019 внесена соответствующая запись ГРН 6196658113350.

Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» опубликовано регистрирующим органом в журнале «Вестник государственной регистрации» № 30(746) от 31.07.2019.

В регистрирующий орган 26.08.2019 (вх. № 46675А) от МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» поступили документы, установленные ст. 20 Закона № 129-ФЗ. Инспекцией 02.09.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора (ГРН 6196658267371).

Затем Инспекцией МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» из ЕГРЮЛ, в ЕГРЮЛ 30.10.2019 внесена соответствующая запись ГРН 6196658586866.

Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» опубликовано регистрирующим органом в журнале «Вестник государственной регистрации» № 43(759) от 30.10.2019.

В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган 29.01.2020 поступило заявление от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области.

Регистрирующим органом на основании данного заявления в ЕГРЮЛ 29.01.2020 внесена запись о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (ГРН 2206600093115).

В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подп. «и.2» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, а именно: сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Поскольку приведенные выше обстоятельства не были установлены, суд первой инстанции пришел к выводу, что процедура, предшествующая исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом соблюдена, решение регистрирующего органа о предстоящем исключении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» из ЕГРЮЛ было в установленном порядке опубликовано, заявитель не реализовал возможность направления заявлений, препятствующих принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соблюдении регистрирующим органом установленной статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, соответственно исключение недействующего юридического лица МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи произведено регистрирующим органом правомерно.

Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований отказано судом первой инстанции законно и обоснованно.

Сам по себе факт наличия у недействующего юридического лица неисполненных обязательств перед кредиторами закон не относит к обстоятельствам, препятствующим исключению его из соответствующего реестра (ст. 21. 1 Закона № 129-ФЗ, положения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»).

Более того, конкурсный управляющий в силу требований Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» был обязан предпринять меры, которые воспрепятствовали бы исключению должника из ЕГРЮЛ, в том числе заявитель обладал правом до исключения общества из ЕГРЮЛ заявить обеспечительные меры в рамках рассмотрения дел №А60-39938/15, №А60-21264/2015.

С учетом данных обстоятельств заявитель, действуя добросовестно и разумно проявляя должную степень осмотрительности, имел возможность, а в силу требований Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» был обязан интересоваться правовым положением МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» и направить соответствующее возражение в адрес регистрирующего органа, чего сделано им не было.

Направление МУП «КСК» заявления ликвидатору о включении в реестр требований кредиторов ликвидируемого юридического лица суммы задолженности в размере 3 480 601 руб. 21 коп., не исключало необходимости направления возражений в адрес регистрирующего органа.

При этом судом первой инстанции верно отмечено, что Верховным Судом Российской Федерации в пункте 39 Постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» сформирована правовая позиция о том, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1. Закона № 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном п. 5.2. ст. 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.

Также дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского Кодека Российской Федерации, согласно которому исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1. данного Кодекса.

В отношении доводов заявителя апелляционной жалобы о том, что со 02.09.2019 в отношении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» осуществляются мероприятия по ликвидации на основании решения Главы муниципального образования Каменский городской округ (Постановление № 1540 от 20.08.2019), которая не была завершена, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

На момент принятия регистрирующим органом решения № 16453 от 19.10.2020 о предстоящем исключении МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» из ЕГРЮЛ, срок ликвидации истек. Материалы дела не содержат доказательства продления МУ «УЗ по ЖКУ МО «Каменский городской округ» срока ликвидации. Кроме того, 29.01.2020 поступило заявление от Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области, регистрирующим органом на основании данного заявления в ЕГРЮЛ 29.01.2020 внесена запись о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (ГРН 2206600093115).

Доводы апелляционной жалобы о том, что до начала процесса ликвидации заявитель МУП «КСК» принимал активные действия по взысканию задолженности не нашли своего подтверждения.

Так, согласно картотеке арбитражных дел с МУ «Управления заказчика по жилищно-коммунальным услугам МО «Каменский городской округ» в пользу МУП «КСК» взыскана задолженность в общей сумме 564 591,12 руб., а также судебные расходы по оплате госпошлины 18 133 руб. (решение суда по делу № А60-39938/2015 вступило в законную силу 05.12.2015; решение суда по делу А60-21264/2015 вступило в законную силу 08.09.2015).

Во исполнение вышеназванных судебных актов были выданы исполнительные листы со сроком их предъявления в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Согласно сервису «Банк исполнительных производств» (https://fssp.gov.ru/iss/ip) сведения о предъявлении вышеназванных исполнительных листов отсутствуют.

Согласно заявлению № 127 по данным конкурсного управляющего МУП «КСК» общий размер неисполненных денежных обязательств у МУ «Управления заказчика по жилищно-коммунальным услугам МО «Каменский городской округ» составил 3 480 601 руб. 21 коп. за период с октября 2013 по май 2015 за услуги водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии.

При этом сведений о предъявлении требований к МУ «Управления заказчика по жилищно-коммунальным услугам МО «Каменский городской округ» о взыскании вышеназванной задолженности до 19.12.2019 (дата заявления о включении требований кредитора ликвидируемого юридического лица) в материалах дела отсутствуют.

Заявление о признании МУП «КСК» несостоятельным (банкротом) принято к рассмотрению определением суда от 20.06.2018.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о соблюдении регистрирующим органом установленной ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Доводы жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. При этом оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения судебного акта.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.

При принятии апелляционной жалобы к производству заявителю на основании ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины на срок до окончания рассмотрения дела, в связи с чем с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2021  года по делу № А60-21995/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Каменская сетевая компания» (ОГРН 1126612000723, ИНН 6612038259) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 1 500 руб.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

О.А. Бояршинова

Судьи

Р.А. Балдин

И.О. Муталлиева