ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-912/2022-АК от 05.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                                № 17АП- /2022-АК

г. Пермь

06 апреля 2022 года                                                           Дело № А60-43182/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии в судебном заседании:

от  заявителя – общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сухоложская» - Боровских О.А., паспорт, доверенность № 1/2022 от 24.12.2021;

от заинтересованного лица – Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области: представитель не явился,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 08 декабря 2021 года по делу № А60-43182/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сухоложская» (ИНН 6633012068, ОГРН 1069633012008)

к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)

о признании недействительным предписания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сухоложская» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) от 25.05.2021 № 29-20-29-72.

        Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 25.05.2021 № 29-20-29-72. На Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сухоложская».

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование жалобы Департаментом приведены следующие доводы: ввиду того, что собственниками помещений в МКД протоколом от 29.03.2021 № 1 принято решение об утверждении дополнительной услуги «текущий ремонт подъездов многоквартирного дома», данная услуга должна являться составляющей частью платы за содержание жилого помещения, которая подлежит определению в соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ; таким образом, по условиям договора, заключенного между ООО УК «Сухоложская» и собственниками помещений в МКД, управляющая организация обязана за плату за содержание жилого помещения содержать в надлежащем состоянии и осуществлять текущий ремонт общего имущества собственников помещений в МКД; вывод суда в решении о том, что Минимальный перечень не содержит работ по текущему ремонту подъездов, не соответствует действительности и самому Минимального перечню; не указание конкретной формулировки «работы по проведению текущего ремонта подъездов в многоквартирном доме» в Минимальном перечне не исключает обязанности управляющей организации по их проведению; минимальный перечень, не называя указанную формулировку, детально конкретизирует все необходимые работы, которые должны проводиться в подъезде, но в отношении отдельных его элементов, что в совокупности является текущим ремонтом подъездов; начисление платы за услуги, направленные на содержание общего имущества собственников помещений в МКД, должно входить в состав платы за содержание жилого помещения, а не отдельной строкой; приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» не предусмотрено включение иных видов платы в платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Определением суда апелляционной инстанции от 10.03.2022 судебное разбирательство по делу было отложено на 05.04.2022; на заявителя судом возложена обязанность представить Департаменту и суду смету (калькуляцию) работ по текущему (комплексному) ремонту подъездов многоквартирного дома №7 по ул. Юбилейная, г. Сухой Лог, стоимостью в размере 200 000 руб., положенной в основу принятия собственниками решения о выполнении работ по текущему ремонту подъездов.

Во исполнение определения суда от 10.03.2022 заявителем в суд апелляционной инстанции представлены копии акта от 10.02.2021, ведомости объемов работ от 15.02.2021, локального сметного расчета. Представленные документы приобщены к материалам дела на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ.

В дополнение к апелляционной жалобе Департаментом представлены письменные пояснения по делу. Представленные пояснения приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.

Участвовавший в судебном заседании 05.04.2022 представитель заявителя указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апеллянта возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Департамент о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции без участия представителя заинтересованного лица.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, департаментом ГЖИСН в период с 19.04.2021 по 25.05.2021 на основании приказов органа государственного надзора от 15.04.2021 № 29-20-15-72, от 26.04.2021 № 29-20-15-72/1 с целью рассмотрения поступившего обращения от 13.04.2021 № 29-20-01-199647/1 в отношении общества УК «Сухоложская» проведена проверка в части соблюдения требований к определению цены договора управления многоквартирным домом, расположенном по адресу:  г. Сухой Лог, ул. Юбилейная, д. 7, в части утверждения и правомерности включения в платежный документ за март 2021 года платы за оказание дополнительной услуги «текущий ремонт» по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

В ходе проверки установлено нарушение части 2 статьи 154, части 8 статьи 156, пунктов 17, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, выразившееся в начислении в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг, выставляемых собственникам помещений в многоквартирном доме № 7 по ул. Юбилейная в г. Сухой Лог дополнительной услуги «текущий ремонт по решению общего собрания собственников» в отсутствие надлежащего решения общего собрания собственников помещений данного дома.

По результатам проверки составлен акт проверки от 25.05.2021 № 29-20-28-72, обществу УК «Сухоложская» выдано предписание от 25.05.2021 № 29-20-29-72, согласно которому обществу предписано в срок до 01.09.2021 исключить с 01.06.2021 взимание в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельной строкой платы за дополнительную услугу «текущий ремонт по решению собственников»; обеспечить соблюдение требований части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации к структуре платы за жилое помещение.

Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО УК «Сухоложская» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводам, что собственникам многоквартирного дома по ул. Юбилейная, д. 7, в г. Сухой Лог, Свердловской области в платежном документе за март 2021 года правомерно предъявлена плата за работы по решению общего собрания собственников из расчета 63,25 руб. за кв.м.; оспариваемое предписание нарушает законные интересы заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, может повлечь неблагоприятные последствия для заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя  (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Исходя из совокупности норм ч. 1, ч. 2, п. 3 ч. 5, ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, п. 1, подп. 5 п. 9, подп. 13 п. 11 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).

На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, которая в свою очередь включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт.

В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Собственниками помещений многоквартирного дома № 7 по ул. Юбилейная г. Сухой Лог не принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (такое решение не было принято ни в 2021 году, ни в более ранние периоды времени), в связи с чем, на основании ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения установлен органом местного самоуправления.

В городском округе Сухой Лог размер платы за содержание жилого помещения установлен на 2021 год решением Думы Городского округа Сухой Лог от 29.12.2020 № 333-РД «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения».

Размер платы за содержание жилого помещения, утвержденный Решением Думы ГО Сухой Лог от 29.12.2020 № 333-РД на 2021 год, содержит в себе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома согласно перечню работ, выполняемых согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения».

Согласно пункту 9 примечания к приложению решения Думы ГО Сухой Лог от 29.12.2020 №333-РД принятие решений о размере платы за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Более того, собственникам помещений многоквартирного дома законодательно предоставлено право принятия решения по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и порядка финансирования таких работ (п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 17, 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 19.03.2021 по 28.03.2021 по инициативе заявителя проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Свердловская область, г. Сухой Лог, ул. Юбилейная, д. 7 в форме заочного голосования по вопросу выполнения работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома: ремонт подъездов многоквартирного дома ориентировочной сметной стоимостью 200 000 рублей за счет дополнительного финансирования собственниками помещений многоквартирного дома, размер ставки составляет 63,25 руб. за 1 кв.м., соразмерно их доле в праве общей собственности на общее имущества в многоквартирном доме, с рассрочкой платежа на 1 месяц, с предъявлением данной платы отдельной строкой в едином платежном документе.

Согласно протоколу от 29.03.2021 № 1, по вопросу № 2 повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме «о выполнении работ по текущему ремонту многоквартирного дома: ремонт подъездов многоквартирного дома №7 по ул. Юбилейная, в г. Сухой Лог» проголосовало «за» 98,18% от общего числа голосов собственников помещений, принявших к участие в голосовании.

Таким образом, собственники помещений данного многоквартирного дома своим решением выразили волеизъявление путем принятия решения по вопросу выполнения работ по текущему ремонту подъездов многоквартирного дома.

Учитывая количество голосов по принятому решению, результаты голосования по указанному вопросу соответствуют положениям ст. 45 ЖК РФ. Факт принятия решения необходимым количеством голосов собственников помещений многоквартирного дома подтвержден также департаментом в акте проверки. Указанное решение собственников в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.

На основании части 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливают Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290) утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 5 части 2 статьи 44, частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрен перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.

При этом наличие утвержденного минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не лишает стороны договора управления многоквартирным домом права предусмотреть иной перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, определить работы (услуги), выполняемые за отдельную плату, условия их оказания и выполнения, а также установить размер платы за такие работы (услуги). Однако перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений, не может быть меньше минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Минимальным перечнем N 290.

Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный договором управления многоквартирным домом № 7 по ул. Юбилейная г. Сухой Лог, соответствует Минимальному перечню услуг и работ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.

При этом работы по текущему ремонту подъездов в многоквартирном доме не включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

На основании изложенного, с учетом решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 29.03.2021 № 1, управляющей организацией в платежном документе за март 2021 года правомерно предъявлена плата за выполнение работ по текущему ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание Департамента правомерно признано судом первой инстанции недействительным.

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.

        Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2021 года по делу № А60-43182/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

        Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

     Е.М. Трефилова 

    В.Г. Голубцов

     Е.Ю. Муравьева