ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9153/2017 от 26.07.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 3 /2017-АК

г. Пермь

27 июля 2017 года                                                          Дело № А71-17580/2016­­

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,

судей Васильевой Е.В.. Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

в отсутствие лиц, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,                      ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики",

на решение  Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 23 мая 2017 года

по делу № А71-17580/2016,

вынесенное судьей Костиной Е.Г.,

по иску общества с ограниченной ответственностью "Обелиск" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, ФИО2, ФИО3, ФИО4, общество с ограниченной ответственностью «Мемориал» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 283 869 руб. расходов на изготовление и установку надгробных памятников,

установил:

ООО «Обелиск», г. Ижевск (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Удмуртской Республики», г. Ижевск (далее - ответчик) о взыскании 283 869 руб. расходов на изготовление и установку надгробных памятников.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 мая 2017 года исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 283869 руб. расходов на изготовление и установку надгробных памятников; 8 677 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства. Ответчик просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Из содержания апелляционной жалобы и дополнений к ней, следует, что основанием для отказа в возмещении расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам за счет средств, выделяемых из федерального бюджета послужило отсутствие документов, подтверждающих право на увековечение памяти ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 за счет государства. Справки о смерти, направленные из органов ЗАГС, не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства по делу, так как в силу Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 13 января 2008 г. № 5 должно быть предъявлено свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния. Судом не учтено, что в представленных документах имеются расхождения, так в представленных пакетах документов на изготовление памятников ФИО5, ФИО7, ФИО13, ФИО11 отсутствовали Свидетельства о смерти; при рассмотрении пакета документов по памятнику ФИО12 было установлено расхождение места захоронения; по памятнику ФИО6 был установлен факт выплаты денежных средств на увековечение памяти ранее, что подтверждается списком-заказом к поручению № 279 от 2007.

Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве; просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.

До начала судебного заседания от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, ходатайство рассмотрено судом в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в 2016 году между истцом и гражданами, имеющими в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, заключены договоры подряда, по условиям которых истец изготовил, доставил и установил надгробные памятники, в том числе: участникам Великой отечественной войны ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13

Отказ ответчика в возмещении расходов послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика 283869 руб. расходов по изготовлению и установке памятников участникам ВОВ законны, обоснованы и подтверждены надлежащими доказательствами.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 11 Закона № 8-ФЗ предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статьей 5 данного Закона умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.

В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6).

Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле. Предприниматель, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Федеральные законы от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.

В соответствии с пунктом 35 приказа Минобороны России от 13.01.2008 № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. В соответствии с п. 2 Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.

В соответствии с пунктом 36 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 № 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.

В соответствии с п. 38 приказа Минобороны России от 13.01.2008 № 5 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

Таким образом, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении Президиума N 5622/09 от 28.07.2009.

Поскольку понесенные истцом расходы подтверждены материалами дела (договорами на изготовление и установку памятника, актами выполненных работ, квитанциями по форме БО-13 (01), фотографиями с места захоронения и установки памятников участников ВОВ), однако ответчиком не возмещены, их взыскание с ответчика является законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы о том, что оснований для возмещения расходов по изготовлению и установке надгробного памятника участникам ВОВ не имеется, так как не представлен полный пакет документов, указанных в пункте 38 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 (отсутствует документ, подтверждающий право ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 на государственную гарантию по увековечению памяти), отклоняется.

Согласно отвечающим принципу публичной достоверности сведениям созданного по инициативе Министерства обороны Российской Федерации Интернет-ресурса http://podvignaroda.ru:

- ФИО5 являлся участником Великой Отечественной войны, служил в Советской Армии с 28.06.1941 по 16.11.1945, награжден Орденом Отечественной войны II степени (номер наградного документа 57, дата наградного документа 06.05.1987, № записи 1513109821;

- ФИО10 являлся участником Великой Отечественной войны, награжден Орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» от 06.11.1944;

- ФИО13 являлся участником Великой Отечественной войны, награжден Орденом Отечественной войны II степени (номер наградного документа 89, дата наградного документа 06.04.1985, № записи 1520445614;

- ФИО8 являлся участником Великой Отечественной войны, награжден медалью «За отвагу», а также Орденом Красной Звезды;

- ФИО9 являлся участником Великой Отечественной войны, награжден Орденом Отечественной войны II степени (номер наградного документа 89, дата наградного документа 06.04.1985, № записи 1514336841;

- ФИО7 являлся участником Великой Отечественной войны, проходил военную службу в Вооруженных силах СССР с февраля 1936 года по сентябрь 1939 года, с января 1940 года по февраль 1942 год и с апреля 1942 года по июль 1946 года, награжден орденом Красной Звезды.

В соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР от 11 марта 1985 года «О награждении Орденом Отечественной войны активных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» награждению орденами Великой Отечественной войны I и II степени подлежали исключительно лица, принимавшие непосредственное участие в Великой Отечественной войне.

Таким образом, непосредственное участие указанных лиц в Великой Отечественной войне, в том числе нахождение в рядах действующей армии, не вызывает сомнений, расходы на установку надгробных памятников в местах их захоронения подлежат возмещению.

Доводы жалобы о том, что обязательства по возмещению расходов на изготовление надгробных памятников в отношении ФИО12, ФИО6, исполнены в полном объеме, поскольку ранее уже возмещались иным организациям, были предметом рассмотрения суда первой инстанции получили надлежащую правовую оценку и мотивировано отклонены.

Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Взыскание с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Удмуртской Республики» госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).

Руководствуясь статьями  176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 мая 2017 года  по делу № А71-17580/2016­­ оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Судьи

               В.Г.Голубцов

               Е.В.Васильева

               Н.М.Савельева