ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-9202/2022-АКу
г. Пермь
25 августа 2022 года Дело № А71-5124/2022
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шаламовой Ю.В.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «ЖРП № 8»,
на мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 июня 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу № А71-5124/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «ЖРП № 8» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
Административной комиссии при Администрации Ленинского района города Ижевска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2022 по делу о назначении административного наказания № 18ОН002466,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющей компании «ЖРП № 8» (далее - ООО УК «ЖРП № 8», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Ленинского района города Ижевска г. Ижевск от 22.03.2022 о назначении административного наказания № 18ОН002466, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (далее - Закон № 57-РЗ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2022 года (резолютивная часть от 10 июня 2022 года) в удовлетворении заявленных требований отказано, между тем, постановление Административной комиссии при Администрации Ленинского района города Ижевска о назначении административного наказания от 22.03.2022 № 18ОН002466, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «ЖРП № 8» г. Ижевск, признать не подлежащим исполнению в сумме, превышающей 10000 (десять тысяч) рублей штрафа.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить.
В апелляционной жалобе общество настаивает на том, что крыша над пристроем, принадлежащем ООО «Техкомплект», не является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме 4 по ул. Заводская г.Ижевска, поскольку она не обслуживает иные помещения, кроме как пристрой ООО «Техкомплект», которое на сегодняшний день сдается в аренду и используется как офис банка. Правовые основания для возложения бремени расходов по содержанию и ремонту указанной крыши, на собственников помещений в многоквартирном доме 4 по ул.Заводская г.Ижевска, отсутствуют. В обязанности ООО УК «ЖРП №8» производить очистку кровли пристроя, не входит.
Административной комиссией отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (23.08.2022).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 28.01.2022 и 31.01.2022 путем непосредственного обнаружения признаков состава административного правонарушения членом административной комиссии при осмотре территории по адресу: <...>, установлено, что не проведены работы по удалению снежных наростов с кровли (крыши) нежилого здания. На момент осмотра работы по очистке кровли от снежных навесов не проводились.
Согласно сведениям, представленным из ООО УК «ЖРП №8» нежилое помещение занимает ООО «Техкомплект». По объяснениям ООО «Техкомплект» ответственным лицом по уборке территории и кровли нежилого помещения согласно пункту 19 договора № 7 от 07.05.2021 является ООО УК «ЖРП № 8».
Нарушения зафиксированы в актах осмотра от 28.01.2022, от 31.01.2022 с приложением фототаблиц и схемы места осмотра.
Извещение-вызов от 14.03.2022 на составление протокола об административном правонарушении получено обществом 15.03.2022 согласно штампу входящей корреспонденции.
17.03.2022 по факту нарушения п.п. 3.1.3, 4.5.1., 4.5.11 Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных решением Городской думы г. Ижевска от 28.06.2012 № 308 (далее Правила благоустройства №308), административной комиссией в присутствии представителя общества ФИО1 по доверенности от 28.01.2022, составлен протокол об административном правонарушении № 18РН002466.
Протокол от 17.03.2022 № 18РН002466, содержащий сведения о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, получен представителем ООО УК «ЖРП №8» ФИО1, о чем свидетельствует его подпись в протоколе.
Постановлением Административной комиссии при Администрации Ленинского района города Ижевска от 22.03.2022 № 18ОН002466 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.
При рассмотрении материалов административного дела и вынесении постановлении присутствовала представитель общества ФИО1 по доверенности от 28.01.2022. Вину в совершении обществом правонарушении не признал, пояснил, что крыша нежилого здания, которое занимает ООО «Техкомплект» в доме по адресу: <...> не относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Заводская. д. 4, в связи с чем правовые отношения по обслуживанию ООО УК «ЖРП №8» указанного нежилого помещения отсутствуют.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, отсутствии существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения. Благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Решением Городской думы г.Ижевска от 28.06.2012 № 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска (далее – Правила благоустройства № 308).
Правилами благоустройства № 308 установлены обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Пунктом 3.1.3 Правил благоустройства № 308 установлено, что в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица обязаны обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
В силу подпункта 3.2.1. Правил благоустройства №308 запрещается загрязнять и засорять территорию, здания, строения города, объекты благоустройства
Физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств (пункт 4.1 Правил благоустройства № 308).
В силу пункта 4.2 Правил благоустройства № 308 ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
Согласно пункту 4.3 Правил благоустройства № 308 содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляются, в т.ч. в осенне-зимний период - с 1 ноября по 14 апреля.
На основании пункта 4.5.1 Правил благоустройства №308 мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включают в себя очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; погрузку и вывоз снега; в случае скользкости – посыпку песком, обработку противогололедными материалами; удаление снежно – ледяных образований и уплотненного снега; рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы).
Пунктом 4.5.11 Правил благоустройства №308 установлено, что очистка крыш от снега и удаление сосулек, ледяных наростов на карнизах, крышах и водосточных трубах производится ежедневно с обязательным соблюдением мер безопасности, в том числе во избежание несчастных случаев с пешеходами и повреждений воздушных сетей, светильников, зеленых насаждений, объектов благоустройства, а именно: назначение дежурных, ограждение тротуаров, оснащение страховочным оборудованием лиц, работающих на высоте. Собственники (владельцы) зданий (сооружений), организации, осуществляющие управление жилым фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обеспечивают в этот же день уборку сброшенного, упавшего на тротуар, пешеходную дорожку, проезд и (или) проезжую часть снега и льда.
На проездах, убираемых специализированными организациями, снег сбрасывать с крыш до вывозки снега, сметенного с дорожных покрытий, и укладывать в общий с ними вал.
Все работы по уборке и содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства (в том числе территорий) в осенне-зимний период должны быть закончены к 8 часам утра. В результате выполнения мероприятий по содержанию и уборке должны быть обеспечены порядок и чистота. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (пункт 4.5.23 Правил благоустройства).
Все работы по уборке и содержанию территории многоквартирного дома должны быть закончены к 10 часам утра. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями, уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (пункт 4.6.3.8 Правил благоустройства).
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Закона № 57-РЗ непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий муниципальных образований работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по очистке от мусора, опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников; по кошению травы и удалению поросли деревьев и кустарников, а также их сбору и вывозу; по поддержанию систем водоотвода (закрытой и открытой) в исправном состоянии, в том числе по очистке, промывке, ремонту коллекторов ливневой канализации, дождеприемных и смотровых колодцев, водопропускных труб, водоотводных лотков, дренажных и ливневых канав; по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости; по установке, содержанию и очистке урн у входа в предприятия торговли, бытового обслуживания населения, предприятия общественного питания, у киосков, павильонов, палаток, холодильных прилавков, летних кафе, нестационарных торговых объектов, у каждого подъезда в жилых домах, у входов в нежилые помещения здания, строения, сооружения, на остановках общественного транспорта; по содержанию и уходу за зелеными насаждениями (травой, кустарниками, деревьями, газонами, цветниками), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается, что собственником нежилого здание № 4 по ул.Заводская г.Ижевска является ООО «Техкомплект».
Данное здание является пристроем к МКД по адресу: <...> и имеет общие системы водоснабжения и теплоснабжения.
Между собственниками помещений в МКД, расположенном по адресу: <...>, в том числе и ООО «Техкомплект» (Собственник), и ООО УК «ЖРП № 8» (Управляющая организация) заключен договор № 7 от 07.05.2021 (далее - договор) управления многоквартирным домом.
Состав и состояние общего имущества многоквартирного дома по адресу: <...> указаны в пункте 11 договора.
Работами по обслуживанию многоквартирного дома по адресу: <...> согласно пункту 19 договора в том числе являются: сбивание сосулек, очистка козырьков от снега и наледи.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, ООО УК «ЖРП № 8» является лицом, ответственным за организацию и надлежащее содержание общего имущества данного здания.
Актами осмотра территории (объекта) от 28.01.2022, 31.01.2022 с приложенными к ним фототаблицами, картами-схемами, протоколом об административном правонарушении от 17.03.2022 № 18РН002466 подтверждается, что по состоянию на 28.01.2022, 31.01.2022 ООО УК «ЖРП № 8» не проведены работы по очистке кровли (крыши) нежилого здания по адресу: <...> от снежных навесов.
Представленные административным органом доказательства позволяют достоверно установить факт, время и место совершения правонарушения.
Таким образом, факт события административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 11.2 Закона № 57-РЗ, подтверждается материалами дела.
Доводы общества о том, что оно не является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона УР № 57-РЗ от 13.10.2022, поскольку бремя содержания принадлежащего на праве собственности имущества должен нести собственник, подлежат отклонению судом, как опровергнутые представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что у общества имелась возможность для соблюдения требований Правил благоустройства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению очистки от снежных навесов кровли, карниза, водостоков многоквартирного жилого дома.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению Правил благоустройства, а также отсутствия возможности для их соблюдения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона № 57-РЗ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует санкции, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона № 57-РЗ.
Наказание правомерно назначено судом первой инстанции в пределах санкции частью 1 статьи 11.2 Закона № 57-РЗ, при этом с учетом положений пункта 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ суд признал не подлежащим исполнению оспариваемое постановление в части взыскания штрафа в размере, превышающем 10 000 руб.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее переоценки апелляционный суд не усматривает.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2022 года (резолютивная часть от 10 июня 2022 года) по делу № А71-5124/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Ю.В. Шаламова