ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9325/2015 от 05.08.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 5 /2015-АК

г. Пермь

10 августа 2015 года                                                   Дело № А60-4041/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.

судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.

при участии:

от истца ООО "Декар-Бас" – не явился, извещен

от ответчика Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Департамента финансов Администрации г. Екатеринбурга – Устьянцева Е.А.и Павлова Е.А., доверенности от 29.12.2014 и от 19.01.2015

третьи лица – не явились, извещены

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Департамента финансов Администрации г. Екатеринбурга

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2015 года

по делу № А60-4041/2015

принятое судьей Марьинских Г.В.

по иску общества с ограниченной ответственностью "Декар-Бас" (ОГРН 1086670013968, ИНН 6670210903)

к Муниципальному образованию "город Екатеринбург" в лице Департамента финансов Администрации г. Екатеринбурга (ОГРН 1106671014350, ИНН 6671328048)

третьи лица: 1) Администрация города Екатеринбурга в лице комитета социальной политики, 2) Администрация города Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту и организации дорожного движения, 3) Екатеринбургская городская Дума, 4) открытое акционерное общество «Информационная сеть»

о взыскании убытков

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Декар-Бас" (далее – истец, общество) с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Департамента финансов Администрации г. Екатеринбурга за счет казны муниципального образования город Екатеринбург 29 391 246 рублей 35 коп. в возмещение убытков, связанных с перевозкой на Екатеринбургском городском автомобильном транспорте по регулярным маршрутам № 46 и №053 в период с января 2012 по май 2014 года региональных и федеральных категорий граждан, установленных Перечнем, утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 №72/15 «О социальной транспортной карте».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2015 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы ответчик указывает на недоказанность истцом факта причинения ему убытков. ООО «Декар-Бас» заключило с Администрацией города Екатеринбурга Соглашение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" от 07.07.2011 N 15-КСП, следовательно, истцу были разъяснены условия и порядок возмещения возникших затрат в связи с перевозкой льготной категории граждан. С таким порядком истец был согласен и претензий от него не поступало. Субсидия рассчитывалась на основании методики, утвержденной Постановлением N 2604, истец ежемесячно получал субсидию. Настаивает, что положенные истцом в расчет убытков показатели, документально не подтверждены истцом, в связи с чем, не является доказанным размер убытков.

Екатеринбургская городская Дума в письменном отзыве поддерживает апелляционные доводы, просит жалобу ответчика удовлетворить, решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.

Общество в представленном письменном отзыве просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и решение суда оставить без изменения.

Иные участники арбитражного процесса отзывов не представили.

В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" отдельным категориям граждан в соответствии с прилагаемым к нему Перечнем предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта".

Льготный проезд в городском общественном транспорте по электронной социальной транспортной карте установлен в качестве дополнительной меры социальной поддержки в соответствии со ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

В целях организации внедрения системы электронной оплаты проезда в транспорте общего пользования, ответчиком учреждено ОАО "Информационная сеть", постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 N 3776 "Об организации обеспечения отдельных категорий граждан персональными бесконтактными микропроцессорными пластиковыми картами "Транспортная карта" для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования" введена в действие "Транспортная карта"

Порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части расходов, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург" установлен Положением, утвержденным постановлением главы администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 N 2604.

Согласно п. 4 названного Положения право на получение субсидий имеют перевозчики, предоставляющие, в том числе, право льготного проезда (в случае его оплаты с помощью персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта") отдельным категориям граждан, зарегистрированным по месту жительства или пребывания в муниципальном образовании "Город Екатеринбург", не имеющим права на получение компенсационных выплат в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а именно: пенсионерам по старости города Екатеринбурга; детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, не достигшим 18 лет.

 ООО «Декар-Бас» является транспортной организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров общественным транспортом.

Между ООО «Декар-Бас» и Администрацией города Екатеринбурга заключен договор на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярного городского сообщения №46 «м-он Академический – Хохрякова» и №053 «Ползунова – З-д строительных материалов» №46-053/2011 от 26.04.2011, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель (истец) принимает на себя обязательство обеспечить перевозку пассажиров автомобильным транспортом по согласованным с заказчиком маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах (п. 1.1 договора).

В соответствии с п. 2.2.11 договора №46-053/2011 от 26.04.2011 в обязанности исполнителя входит перевозка пассажиров по социальной транспортной карте и электронным проездным билетам.

07.07.2011 между ООО «Декар-Бас» и Администрацией города Екатеринбурга подписано соглашение о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на возмещение перевозчику части затрат, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования город Екатеринбург.

В соответствии с дополнительным соглашением к договору присоединения оператора и перевозчика №ПО1/12 к системе «Транспортная карта города Екатеринбурга» истец присоединился к участию в работе системы «Транспортная карта города Екатеринбурга» - организованному ОАО «И-сеть» единому информационному пространству, предназначенному для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы при оказании пользователям услуг по перевозке в общественном пассажирском транспорте с использованием персональных и транспортных карт.

В период с января 2012 года по май 2014 года истец при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по согласованным маршрутам принимал к оплате персональные пластиковые карты, проезд по которым оплачивался, в том числе льготными категориями граждан.

Полагая, что у истца возникли убытки в размере 29 391 246 рублей 35 коп., связанные с перевозкой пассажиров в период с января 2012 года по май 2014 года по регулярным маршрутам, истец обратился в арбитражный суд за их взысканием с ответчика.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции признал доказанным факт оказания перевозчиком транспортных услуг и несения убытков в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан.

Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, заслушав пояснения явившихся представителей, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из содержания вышеприведенных норм, при обращении в суд с исковым заявлением о возмещении вреда, причиненного государственным органом, истец должен доказать факт причинения вреда, факт совершения действия либо факт бездействия органа, незаконность действий (бездействия) государственного органа, причинную связь между действием (бездействием) органа и наступившим вредом; размер причиненного вреда.

Согласно п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.

В соответствии с п. 2, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу абзаца 2 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.

Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.

Таким образом, исходя из приведенных норм выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте гражданам, относящимся к так называемому федеральному регистру, признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 502-О, недостаточность собственных средств доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципального образования обеспечивается посредством оказания из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации финансовой помощи, в том числе в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимального бюджетного обеспечения субъектов Российской Федерации.

На территории муниципального образования город Екатеринбург действует Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденное Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 21.06.2011 N 2604, регламентирующего порядок выплаты субсидии транспортным организациям, осуществляющим перевозки "муниципальных льготников".

В соответствии с ч. 2 п. 4 Положения о порядке предоставления субсидий возмещению подлежит часть затрат перевозчика, возникших в связи с предоставлением права льготного проезда двух категорий граждан: пенсионеров по старости города Екатеринбурга; детей, получающих пенсию по случаю потери кормильца. Возмещению подлежат затраты в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на данные цели на текущий год.

Положением о порядке предоставления субсидий № 2604 определено, что предоставление субсидий производится на основании:

-постановления главы Администрации города Екатеринбурга об утверждении перечня перевозчиков - получателей субсидий;

-данных о количестве поездок, совершенных отдельными категориями граждан за расчетный период, по каждому из тарифных планов, установленных правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург";

-списков отдельных категорий граждан, воспользовавшихся правом льготного проезда в течение расчетного периода.

Информация, указанная в абзацах втором и третьем настоящего пункта, предоставляется перевозчиком либо уполномоченной им организацией. В случае предоставления информации уполномоченной организацией перевозчик предоставляет уполномоченному органу документы, содержащие правомочия уполномоченной организации действовать от имени перевозчика.

В Положении утверждена формула (методика) расчета суммы субсидии.

Материалами дела подтверждается, что перевозчику ООО «Декар-Бас» субсидия рассчитывалась на основании методики, утвержденной Положением о порядке предоставления субсидий № 2604.

Размер выплаченных из бюджета муниципального образования субсидий, определенных в соответствии с Положением № 2604, в целях компенсации ООО «Декар-Бас» затрат за перевозку льготников за период с января 2012 года по май 2014 года подтверждается материалами дела, истцом не отрицается и не оспаривается.

Суд первой инстанции, принимая расчет истца убытков, между тем не учел, что  истец рассчитывает размер невыплаченной компенсации за перевозку отдельных льготных категорий граждан за спорный период без учета методики, установленной Положением о порядке предоставления субсидий № 2604, и применяет в расчете данные электронного учета количества проездов граждан льготных категорий (согласно данным ОАО «Информационная сеть» об объеме проездов и карт по сериям льготных персональных карт) и тарифы на перевозку пассажиров, утвержденные постановлениями РЭК Свердловской области.

Вместе с тем материалами дела подтверждается, что между ООО «Декар-Бас» и Администрацией города Екатеринбурга заключено Соглашение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" от 07.07.2011 N 15-КСП.

Администрацией субсидия рассчитывалась на основании методики, утвержденной Положения о порядке предоставления субсидий, и субсидии выплачивались в соответствии утвержденной методикой.

Таким образом, Администрация выполнила перед истцом принятые обязательства по возмещению затрат перевозчику в соответствии с утвержденной Постановлением № 2604 методикой.

При наличии действующего в период с января 2012 года по май 2014 года  на территории города Екатеринбурга Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 21.06.2011 N 2604, регламентирующего порядок выплаты субсидии транспортным организациям, осуществляющим перевозки "муниципальных льготников", и выплаты ООО «Декар-Бас» денежных средств на основании указанного нормативного правового акта, иной размер убытков должен быть доказан истцом путем представления доказательств, подтверждающих фактически понесенные затраты на перевозку льготных пассажиров.

Требования же истца о возникновении у него убытков в размере 29 391 246,35 руб. основаны на количестве перевезенных льготников, указанном в справке ОАО «И-сеть», однако документов, на основании которых ОАО «И-сеть» определила количество перевезенных льготников, не представлено ни ОАО «И-сеть», ни истцом, равно как и не представлено документов в подтверждение денежных сумм, поступивших ОАО «И-сеть» от граждан, и денежные сумм, перечисленных перевозчику.

В материалах дела отсутствуют данные, на какую сумму за указанный истцом период граждане льготной категории пополнили свои социальные карты и в каком объеме эти средства были распределены ОАО «И-сеть» между перевозчиками.

Кроме того, в расчете истца участвуют федеральные льготники (л.д. 63, т. 2), однако оснований для их включения в расчет убытков за перевозку  муниципальных льготников не имеется.

Таким образом, истец не представил документов, подтверждающих, что его сведения о фактическом количестве перевезенных пассажиров, достоверны и подтверждаются документально.

Следовательно, в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец  не подтвердил ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Кроме того, подписывая Соглашение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" от 07.07.2011 N 15-КСП, а также подавая заявку в Комитет социальной политики Администрации города Екатеринбурга, истец согласился на возмещение расходов в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург". Следовательно, стороны ограничили возможность взыскания убытков в ином размере в соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ.

С учетом изложенного решение суда в части пунктов 1, 2 резолютивной части подлежит отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчик от уплаты государственной пошлины в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266, 268, 269,270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2015 года по делу № А60-4041/2015 отменить в части пунктов 1, 2 резолютивной части, изложив их в следующей редакции: «В удовлетворении исковых требований отказать».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

И.В.Борзенкова

Судьи

Е.В.Васильева

Г.Н.Гулякова