ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-9501/2022-АКу
г. Пермь
19 сентября 2022 года Дело № А50-9516/2022
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Шаламовой Ю.В.,
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 июня 2022 года
принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства
по делу № А50-9516/2022
по заявлению Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***> ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Рашель» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании финансовых санкций в размере 8 500 руб. 00 коп.
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Рашель» (далее – должник, страхователь, Общество) финансовых санкций в размере 8 500 руб. 00 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 июля 2022 года (резолютивная часть от 20 июня 2022 года) заявленные требования удовлетворены частично. С должника в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции по статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общем размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) руб. 00 коп., в том числе за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2021 года в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) руб. 00 коп., за представление неполных (недостоверных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2021 года в размере 500 (пятьсот) руб. 00 коп., по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить в части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части взыскания финансовых санкций в сумме 5000 руб.
Заявитель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае, суд неправомерно отказал в части взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М с типом «Дополняющая» за сентябрь 2021 года. Фонд ссылается, что страхователь не представил в установленный законом срок сведения по форме СЗВ-М необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за сентябрь 2021 года на двух застрахованных лиц. Указывает, что сведения о застрахованном лице (ФИО1) не были отражены в отчете СЗВ-М с типом формы «Исходная», в отчете по форме СЗВ-М с типом «Дополняющая», что явилось основанием для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 500 руб. В отношении непредставления в установленный срок сведений о застрахованном лице (ФИО2), Фонд отмечает, что данное нарушение установлено органом ПФР путем сверки сведений по форме СЗВ-М за предыдущий отчетный период (август 2021 года, содержащем сведения о застрахованном лице ФИО2) и СЗВ-М «Исходная» за сентябрь 2021 года, в котором сведения о работнике отсутствуют, при том, что информация о трудовой деятельности данного застрахованного лица по форме СЗВ-ТД за сентябрь 2021 год с кадровым мероприятием - увольнение страхователем не предоставлялась. О наличии расхождений в отчетности и необходимости их устранения страхователь уведомлен письмом с протоколом проверки по состоянию на 27.10.2021, которые получены 07.11.2021. Исправленные сведения за сентябрь 2021 года страхователем направлены 23.11.2021 в виде отчета СЗВ-М с типом «Дополняющая» после обнаружения Отделением ошибок, а также по истечении пятидневного срока для их устранения (12.11.2021) и, соответственно, после установленного срока для представления сведений по пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (15.10.2021).
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе «Картотека арбитражных дел» в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку фактически доводы жалобы сводятся к оспариванию решения суда только в части требований о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года на 2 застрахованных лиц, в отсутствие возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции пересматривает судебный акт только в пределах доводов апелляционной жалобы. Доводов в части удовлетворенных требований апелляционная жалоба не содержит.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведены проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2-2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в отношении должника.
По результатам проведенных проверок составлены Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18190026691 от 23.07.2019, № 203S18210028638 от 03.11.2021, № 203S18190003986 от 01.02.2019, № 203S18190002039 от 24.01.2019, № 203S18210030256 от 30.11.2021, № 203S18210030257 от 30.11.2021, №203S18210030258 от 30.11.2021, №203S18210030259 от 30.11.2021,№ 203S18210030260 от 30.11.2021, №203S18210030261 от 30.11.2021, №203S18210030262 от 30.11.2021.
Пенсионным фондом вынесены решения № 203S19190027664 от 28.08.2019, № 203S19210030529 от 16.12.2021, № 203S19190006658 от 13.03.2019, № 203S19190005258 от 04.03.2019, № 203S19220000404 от 13.01.2022, № 203S19220000405 от 13.01.2022, №203S19220000406 от 13.01.2022, №203S19220000407 от 13.01.2022, №203S19220000408 от 13.01.2022, №203S19220000409 от 13.01.2022, №203S19220000410 от 13.01.2022 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций в общем размере 8 500 руб. 00 коп.
В целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.09.2019 № 203S01190029487, от 20.01.2022 № 203S01220000751, от 10.04.2019 № 203S01190010648, от 02.04.2019 № 203S01190009447, от 08.02.2022 № 203S01220001964, от 08.02.2022 № 203S01220001967, от 08.02.2022 № 203S01220001971, от 08.02.2022 №203S01220001978, от 08.02.2022 № 203S01220001983, от 08.02.2022 № 203S01220001989 .
В связи с тем, что сумма штрафов должником не уплачена в сроки, установленные в требованиях, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
Удовлетворяя требования в части взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2021 года в размере 2 500 руб., за представление неполных (недостоверных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2021 года в размере 500 руб., по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в размере 1 500) руб.,суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности вины Общества во вмененном ему правонарушении, наличии в действиях (бездействии) должника состава правонарушения ответственность за совершение которого установлена абзацем 3 статьи 17 Закон № 27-ФЗ. Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по формам СЗВ-М (дополняющая) за отчетные периоды октябрь 2018 года в размере 500 руб., ноябрь 2018 года в размере 500 руб., август 2021 года в размере 500 руб., сентябрь 2021 года в размере 500 руб., октябрь 2021 года в размере 1 500 руб., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Страхователя к ответственности.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта в обжалуемой части не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Как установлено статьей 5 Закона № 27 -ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи представляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом (статья 15 Закона № 27-ФЗ).
Как закреплено пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданскоправового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, перечисленные в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018№507п (далее - Постановление № 507п) «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)».
Согласно приложению 1 к Постановлению № 507п, «Тип сведений» по форме СЗВ-СТАЖ - выбирают один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая».
Указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения представляются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2016№ 1077п(далее - Постановление № 1077п) «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)».
Согласно приложению к Постановлению № 1077п, «Тип сведений» по форме СЗВ-М - выбирают один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», «отменяющая».
Ответственность за нарушение сроков представления указанной формы отчетности предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона №27-ФЗ предусмотренаответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные) не установлен.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, (далее - Инструкция № 766н), действовавшей до 26.07.2020, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда РФ страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Аналогичные требования содержатся в пунктах 39, 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, (далее - Инструкция № 211н), действующей с 27.07.2020.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета Управлением выявлено, что сведения по форме СЗВ-М «дополняющая» за отчетный период сентябрь 2021 года, в отношении застрахованного лица (ФИО2) представлены Обществом 23.11.2021, то есть с нарушением установленного срока - позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (не позднее 15.10.2021).
Как указывает заявитель жалобы, о наличии расхождений в отчетности и необходимости их устранения страхователь уведомлен путем направления в его адрес по телекоммуникационным каналам связи информационного письма с протоколом проверки по состоянию на 27.10.2021, которые получены 07.11.2021.
Исправленные сведения за сентябрь 2021 года страхователем направлены 23.11.2021 в виде отчета СЗВ-М с типом «Дополняющая» после обнаружения Отделением ошибок, а также по истечении пятидневного срока для их устранения (12.11.2021) и, соответственно, после установленного срока для представления сведений по пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (15.10.2021).
Указанные обстоятельства явились основанием для оформления акта от 30.11.2021 № 203S18210030259, вынесено решение от 13.01.2022 № 203S19220000407, выставлено требование об уплате штрафа от 08.02.2022 № 203S01220001978. Сумма предъявленного ко взысканию штрафа по данному нарушению составила 500 руб.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в решении от 13.01.2022 № 203S19220000407 указано, что уведомление в отношении спорного застрахованного лица (ФИО2) не направлялось.
В настоящем случае не возможно установить, что именно спорный протокол от 27.10.2021 был направлен страхователю 03.11.2021. Соотнести протокол и скриншот отправки невозможно. В данном протоколе от 27.10.2021 какие-либо указания об устранении ошибок в течение 5 дней в данном протоколе отсутствовали. Иных документов, в которых бы были указаны данные сведения, Управлением в материалы дела не представлено. Таким образом, в направленном страхователю уведомлении отсутствовал (не был указан) срок для устранения ошибок.
Оценив данные обстоятельства и доказательства их подтверждающие, суд апелляционной инстанции полагает, что надлежащее уведомление об устранении ошибок Управлением в адрес страхователя не выслано.
В связи с чем, устранение страхователем ошибок путем представления 23.11.2021 сведений за сентябрь 2021 года в виде отчета СЗВ-М с типом «Дополняющая» следует расценивать как самостоятельное устранение ошибок.
Направление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М «дополняющая» не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в рассматриваемом случае законные основания для привлечения Страхователя к ответственности за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2021 года в отношении застрахованного лица (ФИО2) у Управления отсутствовали.
Управление так же оспаривает отказ в удовлетворение требований о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованном лице (ФИО1) по форме СЗВ-М.
Привлекая страхователя к ответственности, Фонд исходил из того, что форма СЗВ-М за отчетный период представлена страхователем 23.11.2021, что свидетельствует о предоставлении сведений персонифицированного учета с нарушением установленного срока.
Между тем, статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как верно установил суд, в рассматриваемом случае Обществом самостоятельно, до момента обнаружения Фондом ошибки в отношении представленных по формам СЗВ-М сведений за сентябрь 2021 года, были переданы необходимые корректирующие сведения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у Фонда отсутствовали основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Диспозиция статьи 17 Закона № 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, финансовой санкции за представление дополняющих форм за отчетные периоды по форме СЗВ-М.
При таких обстоятельствах, поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении части требований Фонда о взыскании финансовых санкций в оспариваемой части за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2021 года является законным и обоснованным.
Оценив доводы жалобы применительно к изложенным выше обстоятельствам, суд апелляционной инстанции с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемых актов и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июля 2022 года (резолютивная часть от 20 июня 2022 года) по делу № А50-9516/2022 в обжалуемой части, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Ю.В. Шаламова