ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9815/17-АКУ от 06.09.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9815/2017-АКу

г. Пермь

6 сентября 2017 года                                                   Дело № А71-4576/2017­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е. В.

рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

на решение  Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 06 июня 2017 года, принятое судьей Темерешевой С.В.

при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела № А71-4576/2017

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228)

к главе крестьянского фермерского хозяйства Новокрещенову Ивану Владимировичу (ОГРН 313184103200012, ИНН 180800836670)

о взыскании 19195 руб. 55 коп. предоставленной субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства,

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее – министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к главе крестьянского фермерского хозяйства Новокрещенову Ивану Владимировичу (далее – ответчик, глава КФХ) о взыскании 19 195 руб. 55 коп. предоставленной субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 июня 2017 годав удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что ответчиком в нарушение порядка предоставления субсидии в Министерство не представлена заявка о предоставлении субсидии по второму этапу с приложением документов, подтверждающих фактическую посевную площадь и фактически понесенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений.

От главы КФХ поступило ходатайство о приобщении к материалам дела почетной грамоты Правительства Удмуртской Республики от 26.09.2016 №1302-р на имя Новокрещенова И.В., письма Управления по развитию села и сельского хозяйства администрации муниципального образования «Завьяловский район» от 07.07.2017.

Дополнительные документы приобщению к материалам дела не подлежат в соответствии с ч.2 ст.272¹Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Удмуртской Республики  от 10.03.2015 № 82 утверждено Положение о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – Положение №82).

В соответствии с данным положением и на основании договора о предоставлении субсидии от 28.03.2016 №320 ответчику из бюджета предоставлена субсидия в сумме 19 195,55 руб. (на первом этапе), что подтверждается платежными поручениями от 28.03.2016 №32073 и от 07.04.2016 №755911.

В связи с непредставлением ответчиком документов, подтверждающих фактическую посевную площадь и фактически понесенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений, Министерство направило в адрес предпринимателя письмо от 29.11.2016 №05095-02/8 о расторжении договора о предоставлении субсидии с требованием в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления возвратить субсидию в размере 19 195,55 руб. в бюджет Удмуртской Республики.

Письмо получено предпринимателем 28.02.2017 (л.д.20), возврат денежных средств не произведен, что явилось основанием для обращения истца в суд с иском.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку материалами дела (сведениями об итогах сева под урожай 2016г. и сведениями о сборе урожая сельскохозяйственных культур от 14.10.2016) подтверждается достижение ответчиком целевых показателей субсидии.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе, в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

Согласно ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 статьи 78).

В силу ст.28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с пунктом 1 Положения № 82 субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставляется на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами.

Согласно пункту 8 данного Положения для получения субсидии заявитель представляет в Министерство не позднее 20 апреля текущего года (первый этап) и не позднее 20 ноября текущего года (второй этап) заявку на предоставление субсидии по соответствующей форме.

При предоставлении субсидии на втором этапе к заявлению прилагаются следующие документы:

справки-расчета субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства по форме согласно приложению 3;

копии сведений по форме федерального статистического наблюдения № 4-СХ «Сведения об итогах сева под урожай» за текущий год или № 1-фермер «Сведения об итогах сева под урожай» за текущий год;

копии договоров, накладных (счетов-фактур), платежных поручений с отметкой кредитной организации о списании со счета заявителя и (или) приходных кассовых ордеров, подтверждающих получение и оплату горюче-смазочных материалов в текущем году и (или) копии договоров, накладных (счетов-фактур), платежных поручений с отметкой кредитной организации о списании со счета заявителя и (или) приходных кассовых ордеров, подтверждающих получение и оплату минеральных удобрений и средств защиты растений, приобретенных после 1 октября предыдущего года (для заявителей, не представивших документы (копии документов), подтверждающие затраты или не подтвердившие затраты на первом этапе в полном объеме).

Пунктом 11 Положения № 82 предусмотрено, что сумма субсидии не должна превышать фактические понесенные затраты заявителя на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), минеральных удобрений и средств защиты растений.

Таким образом, предоставленные получателю субсидии средства могут быть израсходованы им на приобретение горюче-смазочных материалов (в текущем году) и/или минеральных удобрений, средств защиты растений (после 1 октября предыдущего года).

Вместе с тем из материалов дела следует и ответчиком документально не опровергнуто, что он в срок не позднее 20.11.2016 не представил в Министерство заявку о предоставлении субсидии на втором этапе с приложением документов, подтверждающих фактическую посевную площадь и фактически понесенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений.

Ссылка в отзыве на исковое заявление на то, что ответчик отчитался за субсидию с приложением копий кассовых и товарных чеков на приобретение ГСМ и запчастей, а также формы «Сведения об итогах сева под урожай 2016 год», подлежит отклонению, поскольку ничем не подтверждается.

Сведения об итогах сева под урожай 2016 год представлены ответчиком, но только в суд.

Копии кассовых и товарных чеков на приобретение ГСМ, а равно любых иных платежных документов, подтверждающих расходование ответчиком бюджетных средств на приобретение ГСМ (минеральных удобрений или средств защиты растений), не представлены даже в ходе судебного разбирательства.

Между тем, как уже указано в настоящем постановлении, рассматриваемая субсидия предоставляется из бюджета на приобретение горюче-смазочных материалов (в текущем году) и/или минеральных удобрений, средств защиты растений (после 1 октября предыдущего года).

Достижение получателем субсидии целевых показателей не освобождает его от обязанности подтвердить первичными документами  использование полученных бюджетных средств по целевому назначению.

В соответствии с пунктами 2.2.4, 2.3.8 договора о предоставлении субсидии от 28.03.2016 №320 получатель субсидии обязан возвратить ее в случае нарушения (ненадлежащего исполнения) условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных в том числе Положением № 82.

Поскольку ответчик не доказал использование полученных бюджетных средств в сумме 19 195,55 руб. по целевому назначению, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании пункт 2 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда следует отменить, исковые требования удовлетворить.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 июня 2017 года  по делу № А71-4576/2017 отменить.

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства Новокрещенова Ивана Владимировича (ОГРН 313184103200012, ИНН 180800836670) в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228) долг в сумме 19195 руб. 55 коп.

Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства Новокрещенова Ивана Владимировича (ОГРН 313184103200012, ИНН 180800836670) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

     Судья                                                                                           Е.В. Васильева