ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-10137/2022
г. Челябинск | |
09 сентября 2022 года | Дело № А07-17727/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Баканова В.В., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.06.2022 по делу № А07-17727/2021.
Общество с ограниченной ответственностью «Дюртилимелиоводстрой» (далее – истец, ООО «Дюртилимелиоводстрой») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заилением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) о взыскании 353 410 руб. 47 коп. долга за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), 10 068 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 283 руб. 34 коп. почтовых расходов (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т.2, л.д. 57-62).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.06.2022 исковые требования удовлетворены, с ИП ФИО1 в пользу ООО «Дюртилимелиоводстрой» взыскано 353 410 руб.47 коп. долга, 10 068 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 283 руб.34 коп. судебных расходов.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП ФИО1 обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить.
Податель жалобы обращает внимание на то, что судом первой инстанции ненадлежащим образом исследованы материалы дела и обстоятельства рассматриваемого спора.
Заявитель указывает, что расчет задолженности произведён исходя из норматива ТКО, без учета условий дополнительного соглашения, когда как ответчиком осуществлялось раздельное накопление ТКО на протяжении всего периода правоотношений с 01.01.2019, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела доказательства.
В материалах дела отсутствуют доказательства в подтверждении доводов истца об оказании услуг в заявленном объеме, отсутствуют доказательства о не предоставлении ответчиком данных учета в области обращения с ТКО при ихраздельном накоплении, не предоставления документов подтверждающих передачу вторичных материальных ресурсов сторонней организации, осуществляющих их утилизацию, сведений из системы ГЛОНАСС.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции статьи 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий шести месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.
Апеллянт отмечает, что судебное разбирательство по рассмотрению искового заявления ООО «Дюртилимелиоводстрой» длилось более одиннадцати месяцев, со стороны истца было затягивание процесса.
Заявитель не согласен с выводами суда о том, что в деле № А07-42560/19 исследовались и выяснялись обстоятельства, имеющие существенное значение для настоящего спора, поскольку ООО «Дюртюлимелиоводстрой» и ИП ФИО1 в указанном деле не участвовали.
Таким образом, выводы суда по делу №А07-42560/2019 не могут быть применены в рассматриваемом споре в порядке статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Восемнадцатого арбитражного суда от 21.07.2022 апелляционная жалоба принята к производству суда, судебное заседание назначено на 06.09.2022.
До начала судебного заседания от ООО «Дюртилимелиоводстрой» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого отказано в виду незаблаговременного направления отзыва в адрес ответчика.
От ИП ФИО1 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно части 5 названной нормы арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференцсвязи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из совокупного толкования приведенных положений следует, что отложение судебного заседание является правом суда; указанное право может быть реализовано в строго предусмотренных процессуальным законодательством случаях.
Из ходатайства ИП ФИО1 следует, что причиной для отложения судебного заседания является необходимость личного участия в судебном заседании и неполучение отзыва на апелляционную жалобу.
Рассмотрев ходатайство в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не находит оснований для его удовлетворения по заявленным в ходатайстве основаниям. Отзыв не был приобщен апелляционным судом к материалам дела ввиду отсутствия доказательств его заблаговременного направления лицам, привлеченным к участию в деле (часть 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО «Дюртилимелиоводстрой» (региональный оператор) и ИП ФИО1 (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) от 01.01.2019 № 14Я-001-613РО-2019/ТКО (далее - договор), в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (т.1, л.д.20-24).
Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению № 1 к договору (пункт 2 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной единым тарифом, установленным Государственным комитетом по тарифам Республики Башкортостан на услугу регионального оператора. Информирование Потребителя о тарифе на услугу регионального оператора осуществляется региональным оператором путем размещения информации на официальном сайте Регионального оператора http://dmsrb.ru/ в течение 15 дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Стороны признают размещение информации в сети Интернет на сайте регионального оператора надлежащим уведомлением.
Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в платежном документе (квитанция, счет на оплату - в печатном виде). Начисление платы производится потребителю с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 договора.
По условиям пункта 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены договором (подпункт «и» пункта 14 договора).
Между ООО «Дюртилимелиоводстрой» (региональный оператор) и ИП ФИО1 (потребитель) заключено дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 № 14Я-001-613РО-2019/ТКО (т.1, л.д.25).
Указанным соглашением стороны согласовали внести изменения в пункт 16 и изложить его в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, при условии осуществления потребителем раздельного накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.01.2018 № 25 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Башкортостан».
Договор дополнен пунктом 14 подпунктом «н» в следующей редакции: «При осуществлении потребителем раздельного накопления твердых коммунальных отходов предоставлять ежемесячно, в срок до 03 числа месяца, следующего за отчетным, региональному оператору данные учета в области обращения с твердыми коммунальными отходами при их раздельном накоплении согласно приложения № 1, являющегося неотъемлемой частью настоящего дополнительного соглашения.
Подпункт «о» изложен в следующей редакции: «при осуществлении потребителем раздельного накопления твердых коммунальных отходов предоставлять документы, подтверждающие передачу вторичных материальных ресурсов сторонней организации, осуществляющей их утилизацию (акт приема-передачи вторичных материальных ресурсов, справки, подтверждающие их передачу, данные учета в области обращения с отходами, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами») региональному оператору, по мере передачи вторичных материальных ресурсов сторонним организациям, но не реже, чем в срок, предусмотренный абзацем 19 статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Пункт 16.1 договора изложен в следующей редакции: «раздельное накопление твердых коммунальных отходов потребителем осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.01.2018 №25 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Башкортостан».
В случае, если потребитель не предоставляет данные учета в области обращения с твердыми коммунальными отходами при их раздельном накоплении в срок предусмотренный пунктом 2 данного дополнительного соглашения, объем оказываемых услуг за отчетный месяц пересчитывается, согласно приложения №2 к договору исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов утвержденных Постановлением Правительства Республики » Башкортостан от 12.10.2017 № 466 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан».
В случае если потребитель не предоставляет акты приема-передачи вторичных материальных ресурсов, справки, подтверждающие их передачу, данные учета в области обращения с отходами, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» в срок предусмотренный пунктом 3 данного дополнительного соглашения, объем оказываемых услуг за указанный период перерасчитывается согласно приложения № 2 к договору исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.10.2017 №466 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан».
Согласно пункту 7 дополнительного соглашения остальные условия договора, не затронутые настоящим соглашением, остаются неизменными, и стороны подтверждают по ним свои обязательства.
Ссылаясь на то, что в соответствии с договором, ответчику предоставлены услуги по обращению с ТКО в полном объеме и надлежащего качества, обязательства ответчика обязательства перед истцом по оплате услуг по обращению с ТКО не исполнены, ООО «Дюртилимелиоводстрой» ссылается на наличие у ответчика задолженности в размере 353 410 руб. 47 коп. (т.1, л.д.26).
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 08.04.2021 № 1011 с требованием об уплате задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (т.1, л.д.27).
Удовлетворяя исковые требования в полном размере, суд первой инстанции исходил из доказанности факта надлежащего исполнения истцом своих обязательств и отсутствия доказательств оплаты долга ответчиком.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательств, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
Согласно статье 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Обязанность истца, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с ответчиком вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, по общему правилу, является обязательным.
На основании пункта 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Аналогичное положение следует из п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) Правил.
Потребителем согласно пункту 2 Правил № 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с Законом № 89-ФЗ и пунктом 25 Правил № 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
На основании пунктов 1, 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Правила № 505) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 (1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в нежилых помещениях, с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8 (4) Правил № 1156 установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 8 (14) Правил № 1156, является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 (10) Правил № 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8 (11) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил (пункт 8 (12) Постановления № 1156).
Пунктом 8 (15) Правил № 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил № 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил № 1156.
На основании пункта 8 (17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 8 (18) Правил №1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ, пункта 8 (18) Правил №1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Как отмечено выше, в соответствии с Правилами по обращению с ТКО, сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 № 14Я-001-613РО-2019/ТКО, в который внесены изменения дополнительным соглашением.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
ООО «Дюртюлимелиоводстрой» в подтверждение факта оказания услуг для ИП ФИО1 по договору на сумму 353 410 руб. 47 коп., представлены: счет на оплату от 30.04.2020 № 3704., счет-фактура от 30.04.2020 № 3667, счет на оплату от 31.07.2020 № 7403, счет-фактура от 31.07.2020 № 7611, счет на оплату от 31.10.2020 № 1618, счет-фактура от 31.10.2020 № 13080, корректировочный счет-фактура от 03.07.2020 № 5953, корректировочный счет-фактура от 26.08.2020 № 7854, счет на оплату от 31.05.2020 № 4837, счет-фактура от 31.05.2020 № 4816, счет на оплату от 30.06.2020 № 6031, счет-фактура от 30.06.2020 № 6022, счет на оплату от 31.08.2020 № 9012, счет-фактура от 31.08.2020 № 9324 (т.1, л.д. 8-11, 78-80).
Довод о том, что истцом произведен расчет долга по нормативу накопления, тогда как в дополнительном соглашении стороны указали на применение иного метода расчета по количеству и объему контейнеров, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, между ИП ФИО1 (Продавец) и ИП ФИО2 (Покупатель заключен договор на оказание услуг по сбору вторичного ресурса от 01.01.2019 № 114/19, предметом которого являются взаимоотношения сторон, возникающие в процессе оказания услуг Покупателем по сбору вторичных ресурсов, подлежащих дальнейшей переработке, образующихся в ходе основной деятельности продавца - отходы (картон и макулатура, металлолом и т.д.) (т. 1, л.д.44-45).
В подтверждение раздельного накопления ТКО в материалы дела представлен вышеназванный договор и акты сдачи-приема вторичного отхода (т.1, л.д. 46-65).
Однако следует отметить, что в соответствии с «Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому истец обеспечивает прием ТКО в объеме и месте, определенные договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а ответчик обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО. Обязанность ответчика по оплате услуг возникла у ответчика в силу закона.
Отношения сторон регулируются договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенного на условиях типового договора.
Порядок определения объемов оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении ответчика определен договором.
Согласно пункту 5 «Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 № 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан установлены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.10.2017 № 466 Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан.
Единые тарифы на услуги Регионального оператора - ООО «Дюртюлимелиоводстрой» по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 за спорный период утверждены Постановлениями Госкомитета РБ по тарифам: Постановление № 411 от 30.11.2018 на 2019 год; Постановление № 492 от 29.11.2019 на 2020 год; Постановление № 594 от 09.12.2021 год (публикуются на сайте https://tariff.bashkortostan.ru/documents/active/321723/ )
Согласно пункту 19 договора определено, что учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» согласно норматива накопления. Выставленные согласно указанному договора ответчику платежные документы рассчитаны и предъявлены к оплате, исходя из соглашения сторон производить учет объема и массы ТКО согласно нормативу накопления куб. м в год, оплата за вывоз которых ежемесячно выставляется ответчику.
Доводы о необходимости применения способа коммерческого учета ТКО в соответствии с положениями дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 № 14Я-001-613РО-2019/ТКО (т.1, л.д.25) при раздельном накоплении ТКО, не принимаются апелляционным судом, как необоснованные документально.
Как верно установлено судом первой инстанции, в случае, если потребитель не предоставляет данные учета в области обращения с твердыми коммунальными отходами при их раздельном накоплении в срок предусмотренный пунктом 2 данного дополнительного соглашения, объем оказываемых услуг за отчетный месяц пересчитывается, согласно приложения №2 к договору исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов утвержденных Постановлением Правительства Республики » Башкортостан от 12.10.2017 № 466 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан».
Кром е того, условия дополнительного соглашения не распространены на отношения, возникшие межу сторонами в период с 01.01.2019 по 29.02.2020.
Из материалов дела следует, что истцом были произведены корректировки начислений в отдельные периоды, однако ответчиком не доказано, что обязанность по своевременному и полному обеспечению информирования регионального оператора о фактическом исполнении положений дополнительного соглашения по раздельному накоплению была исполнены ответчиком в большем объеме (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в периоды с 01.01.2019 по 29.02.2020 счета выставлялись согласно нормативу накопления ТКО (по приложению № 2), с 01.03.2020 по 31.08.2020 по количеству и объему контейнеров (приложение № 1), с 01.09.2020 по 25.10.2020 по нормативу (по приложению № 2).
Расчет задолженности судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие договоров с третьими лицами на оказание услуг по сбору вторичного сырья (макулатура, стеклотара, металлолом, пластик и пр.), не освобождают потребителя от обязанности по оплате услуг за обращение с ТКО с 01.01.2019 и могут служить лишь подтверждением о раздельном сборе ТКО для расчетов по отдельным фактам вывоза ТКО, в рамках дополнительного соглашения о раздельном сборе.
Третьи лица статусом регионального оператора не обладают, деятельность по обращению с ТКО не осуществляют, тарифов по обращению с ТКО, утвержденных Госкомитетом Республики Башкортостан по тарифам не имеют.
В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, определяет, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Ответчиком доказательства оплаты оказанных услуг в полном объеме не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 353 410 руб.47 коп. долга.
Довод подателя жалобы, о том, что истец в доказательство своих требований не представил сведения из спутниковой системы навигации ГЛОНАСС, отклоняется, поскольку противоречит представленным в материалы дела доказательствам, в частности отчетам о прохождении транспортного средства истца в каждой точке из спутниковой системы навигации ГЛОНАСС (т.1, л.д.136-139, т. 2, л.д. 28-31).
Ссылка заявителя о несогласии с выводами суда о том, что исследованные в деле № А07-42560/2019 обстоятельства, имеют существенное значение для настоящего спора, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из указанного судебного акта вытекает доказанность факта оказания услуг в период с 01.01.2019 по 30.03.2020 ООО «Жилсервис» обществу «Экопром», который в свою очередь предоставлял услуги по транспортированию ТКО Региональному оператору – ООО «Дюртюлимелиоводстрой».
Региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с ТКО.
Довод подателя жалобы на отсутствие оснований для рассмотрения настоящего дела за пределами срока, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку не влияет на правильность принятого судебного акта по сущетсву.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий шести месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Согласно части 3 статьи 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, срок, на который производство по делу было приостановлено или судебное разбирательство отложено в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения дела, установленный частью 1 настоящей статьи, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.
В силу части 1 статьи 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
При определении разумного срока судопроизводства в арбитражных судах, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в арбитражный суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников арбитражного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, а также общая продолжительность судебного разбирательства (часть 3 статьи 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отложение судебного разбирательства после истечения срока, предусмотренного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела, отложение судебного разбирательства на срок, который превышает срок, установленный положениями статьи 158 Кодекса, производится в случае необходимости при наличии соответствующих оснований.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Как следует из содержания приведенного законоположения, установленный в нем перечень оснований для отложения судебного разбирательства является открытым.
Наличие оснований для отложения судебного разбирательства устанавливается арбитражным судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств. Данное полномочие суда вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти и позволяет суду выполнять стоящие перед ним задачи по руководству процессом.
Таким образом, при необходимости полного и всестороннего рассмотрения дела, с учетом конкретных обстоятельств дела, сроками, установленными в статье 152 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции ограничен быть не может.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 283 руб.34 коп. почтовых расходов.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
К судебным издержкам относятся те расходы, которые непосредственно связаны с рассмотрением дела в суде и фактически понесены лицом, участвующим в деле, в том числе почтовые расходы.
Право на возмещение судебных расходов в связи с рассмотрением дела возникает при условии фактического несения стороной таких затрат.
Факт несения истцом заявленных расходов, подтвержден почтовой квитанцией, в связи с чем указанное требование правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводов и возражений относительно указанных выводов суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
С учетом изложенного решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на счет ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.06.2022 по делу № А07-17727/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Ширяева
Судьи: В.В. Баканов
М.В. Лукьянова