ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-1112/2019
г. Челябинск | |
13 марта 2019 года | Дело № А47-8617/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2019 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П..,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2018 по делу №А47-8617/2018 (судья Федорова С.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «Наш дом» (далее - заявитель, общество, ООО УК «Наш дом») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании незаконным и отмене предписания №ПР-774 от 06.04.2018, а также предписания №ПР-1488 от 25.06.2018 в части прекращения начисления платы за жилищные услуги (вывоз ЖБО) дополнительно к размеру платы за содержание жилого помещения, установленного условиями договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.12.2018 (резолютивная часть решения объявлена 03.12.2018) требования ООО УК «Наш дом» удовлетворены: предписания №ПР-774 от 06.04.2018 и №ПР-1488 от 25.06.2018 признаны недействительными.
ГЖИ по Оренбургской области (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГЖИ по Оренбургской области считает, предписания соответствующими требованиям действующего законодательства.
Инспекция указывает, что участие в открытом конкурсе является добровольным волеизъявлением управляющей организации, а не принудительным условием для осуществления хозяйственной деятельности. Таким образом, ООО УК «Наш Дом», принимая на себя функции по управлению многоквартирным домом № 9 по ул. Школьной п. Искра, знало об объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для исполнения принятых на себя обязательств на срок действия договора управления (три года). Управление многоквартирным домом № 9 по ул. Школьной п. Искра Бузулукского района должно осуществляться ООО УК «Наш Дом» на условиях договора управления от 05.09.2016 с учетом размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, определенного по итогам конкурса, и подлежащему изменению только в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.
В отсутствие установленного тарифа в сфере водоотведения, плата за вывоз жидких бытовых отходов (далее также – ЖБО) из выгребных ям (септиков) в многоквартирных домах, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, и в которых сточные воды от жилых помещений в многоквартирном доме отводятся в выгребные ямы (септики), производится путем внесения потребителями платы за содержание жилого помещения исходя из квадратного метра площади жилого помещения, принадлежащего потребителю. С учетом изложенного, вывоз жидких бытовых отходов (по факту сточных вод) в многоквартирном доме № 9 по ул. Школьной п. Искра относится к услугам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, плата за которые рассчитывается исходя из общей площади занимаемого жилого помещения. Действия ООО УК «Наш Дом» по установлению платы за вывоз ЖБО дополнительно к размеру платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме № 9 по ул. Школьной п. Искра, установленному условиями договора управления, заключенного по результатам проведения открытого конкурса, не соответствуют лицензионным требованиям.
По мнению подателя жалобы, оспариваемые предписания отвечают требованиям исполнимости, содержат конкретные нарушения, четкие и ясные формулировки относительно действий, которые необходимо предпринять в целях устранения выявленных нарушений. Обществом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов предписаниями.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения заместителя начальника государственной жилищной инспекции от 21.03.2018 №774 в период с 22.03.2018 по 06.04.2018 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения ООО УК «Наш Дом» лицензионных требований, установленных подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 (далее - Положение №1110): неисполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила №416) в части организации и осуществлении расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, на основании обращения собственников жилых помещений в многоквартирном доме №9 по ул. Школьной п. Искра Бузулукского района Оренбургской области (поступило из Бузулукской межрайонной прокуратуры).
По результатам проверки был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 06.04.2018 №А-774 и выдано предписание от 06.04.2018 №ПР-774 (т.1 л.д.30-32)..
Из материалов проверки следует, что заявителю вменяется не соблюдение лицензионных требований, установленных подпунктом «б» пункта 3 Положения №1110, а именно, выявлены следующие нарушения - в рамках договора управления многоквартирным домом № 9 по ул. Школьной п. Искра Бузулукского района Оренбургской области в отсутствии подключения многоквартирного дома (далее – МКД) к централизованным сетям водоотведения начисление платы за вывоз жидких бытовых отходов (по факту сточных вод) осуществляется исходя из показаний индивидуального прибора учета (далее – ИПУ) (или по нормативу).
Предписанием от 06.04.2018 №ПР-774 заявителю предписывается:
- прекратить начисление платы за жилищные услуги (вывоз ЖБО) дополнительно к размеру платы за содержание жилого помещения, установленного условиями договора управления многоквартирным домом N 9 по ул. Школьной п. Искра Бузулукского района Оренбургской области (27,24 руб. /кв. м).
В связи с истечением срока исполнения предписания №ПР-774 Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 08.06.2018 №1488 в период с 18.06.2018 по 25.06.2018 была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания №ПР-774.
По результатам данной проверки заинтересованным лицом был составлен акт проверки от 25.06.2018 №А-1488 и выдано предписание от 25.06.2018 № ПР-1488 содержащее требования, изложенные в предписании от 06.04.2018 № ПР-774, но с новым сроком исполнения - 10.08.2018 (т.1 л.д.58-60).
Не согласившись с предписаниями, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности выданного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198, статьей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области в соответствии со статьей 2 «Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области», утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 №25-ук, является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Исходя из изложенных выше норм, оспариваемое предписание выдано ГЖИ по Оренбургской области в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно пунктам 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом.
В соответствии частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Как следует из материалов дела, ООО УК «Наш дом» осуществляет управления многоквартирным домом №9 по ул. Школьной п. Искра Бузулукского района Оренбургской области на основании договора управления от 05.09.2016, заключенного по результатам конкурса, проведенного Администрацией муниципального образования «Пригородный сельсовет» Бузулукского района Оренбургской области (протокол конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 04.07.2016 № 2).
Статьей 4 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что правоотношения по содержанию и ремонту жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения.
Частью 2 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены, в числе прочего: плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из части 1 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с конкурсной документацией размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме №9 по ул. Школьной п. Искра Бузулукского района Оренбургской области установлен с учетом видов обязательных и дополнительных работ в размере 27,24 руб. /кв. м.
Между тем, как следует из материалов дела, заявитель помимо размера платы за содержание и текущий ремонт, установленного договором управления от 05.09.2016, заключенного по результатам открытого конкурса, проведенного Администрацией муниципального образования «Пригородный сельсовет» Бузулукского района Оренбургской области (протокол конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 04.07.2016 № 2), применял в дополнение к указанному размеру платы сумму за услугу «очистка выгребных ям».
Применение указанной платы за услугу «очистка выгребных ям» заявитель мотивировал тем, что, приступив к управлению данным многоквартирным домом на условиях, определенных открытым конкурсом, выяснилось, что центральное водоотведение отсутствует, необходима очистка и откачка жидких бытовых стоков. Однако, выполнение работ по откачке выгребной ямы в размере платы за содержание общего имущества, установленный конкурсной документацией, заложено не было. Согласно действующему законодательству РФ, вывоз ЖБО является обязанностью управляющей организации. Однако, за данную услугу должна производиться соответствующая оплата. Как указано в акте проверки №А-774, «в ходе проверки установлено, что по проекту строительства дома №9 по ул. Школьной п.Искра предусматривалось»: централизованная канализация» (с этим доводом заявитель согласен).
Вместе с тем, в многоквартирном доме №9 по ул. Школьной п. Искра сточные воды от жилых помещений отводятся в выгребные ямы (септики). Однако, именно с такими техническими характеристиками - наличие централизованной канализации, отраженными в техническом паспорте дома, администрация МО «Пригородный сельсовет» выставила многоквартирный дом на конкурс, определила вид и состав работ и рассчитала их стоимость.
Таким образом, суд первой инстанции верно признал обоснованным довод заявителя о том, что фактически размер платы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме рассчитан организатором конкурса без учета стоимости услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (27.24 руб. /кв. м). Услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов в перечне работ не поименована, несмотря на то, что она является дорогостоящей. Изменения в техпаспорт администрацией также не вносились. ООО УК «Наш Дом» знало об объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для исполнения принятых на себя обязательств на срок действия договора управления (три года), но при этом услуга по вывозу ЖБО не должна была оказываться, так как техническим паспортом зафиксировано наличие в данном доме центральной канализации, при которой услуга водоотведения является коммунальной услугой, начисляется отдельной строкой, в состав платы за содержание жилья не входит.
Кроме того, согласно протоколу от 27.11.2017 №1 общим собранием собственников (100% количество голосов, кворум 100%) помещений в многоквартирном доме №9 по ул. Школьной н. Искра принято решение об утверждении порядка начисления за откачку жидких бытовых отходов из накопительной емкости по факту откачанных машин, исходя из объема холодной воды, определенного индивидуальным прибором учета (а в случае их отсутствия - исходя из нормативов потребления). Начисления за откачку жидких бытовых отходов из накопительной емкости производить в квитанции ООО УК «Наш Дом» отдельной строкой «очистка в/ям». Таким образом, собственники своим решением утвердили порядок оплаты коммунальной услуги водоотведения на своем доме (т.1 л.д.54-55).
Доводы, приведенной в апелляционной жалобе, повторяют аналогичные возражения заинтересованного лица, заявленные в ходе рассмотрения дела и обоснованно отклоненных судом первой инстанции.
Согласно пункту 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 (далее – Минимальный перечень), работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов включают
- содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения;
- вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории;
- вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.
Однако в процессе предоставления услуги «очистка выгребных ям» со стороны заявителя посредством заключения договора с ООО «Пульс», оказывается больший объем услуг, не охватываемый Минимальным перечнем, а также тот факт, что указанные услуги не были предусмотрены конкурсной документацией и договором управления от 05.09.2016, заключенного по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, позволили заявителю предусмотреть услугу «очистка выгребных ям» в качестве дополнительной услуги в платежных документах, выставляемых собственникам жилых помещений многоквартирного дома № 9 по ул. Школьной п. Искра Бузулукского р-на Оренбургской области, посредством проведения общего собрания собственников жилых помещений от 27.11.2017.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из существенных условий договора управления МКД является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В связи с этим особенностью договора управления МКД является зависимость его предмета и иных условий (в частности, условия о цене) от характеристик конкретного МКД (уровня его благоустроенности, состава общего имущества, года и типа постройки и т.д.), изменяющихся потребностей в содержании и ремонте отдельных элементов различных составляющих общего имущества МКД, наличия непосредственных договорных связей собственников помещений в МКД с ресурсоснабжающими организациями, общих ожиданий и представлений собственников жилых помещений об уровне комфорта, благоустроенности, безопасности, которые должны обеспечиваться управляющей организацией в МКД и прилегающей к нему территории и т.д. Достижение цели договора управления МКД - поддержание общего имущества собственников помещений в надлежащем состоянии - в значительной степени зависит от учета указанных обстоятельств при согласовании сторонами договора управления МКД условия о его цене.
Статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 31 Правил № 491 установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в МКД не ограничивается предельными индексами. Это связано с тем, что решения об установлении такой платы принимаются общим собранием собственников помещений в МКД или органами управления товарищества собственников жилья или кооператива. Такая плата не является регулируемой. Исключение составляют случаи, указанные в пунктами 34 и 36 Правил № 491.
В силу пункта 34 Правил № 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Собственниками многоквартирного дома было принято решение в ходе общего собрания собственников от 27.11.2017 (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> от 27.11.2017) об утверждении порядка начислений за откачку жидких бытовых отходов из накопительной системы, а также решение о начислении за указанную услугу отдельной строкой «очистка выгребных ям» в квитанциях.
Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом наличие утвержденного минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не лишает стороны права предусмотреть иной перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, определить работы (услуги), выполняемые за отдельную плату, условия их оказания и выполнения, а также установить размер платы за такие работы (услуги). Однако перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений, не может быть меньше Минимального перечня №290.
В рассматриваемом случае, на собрании собственников помещений принято решение об установлении услуги (предоставление которой не предусматривалось технической и конкурсной документацией, а также которая не была учтена договором управления, однако ее предоставление необходимо во избежание скопления жидких отходов и воды под зданием и на придомовой территории, а также в силу более широкого круга условий применения данной услуги заявителем) - очистка выгребных ям и установлен размер платы исходя из показаний индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, а в случае их отсутствия или не передачи показаний - исходя из норматива потребления холодной воды.
При этом отсутствие в перечне услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренном в приложении к договору управления от 05.09.2016, услуги по очистке выгребных ям не исключает обязанности управляющей компании выполнять данную услугу, с указанием условий, установленных в Правилах №491, в качестве составляющей части содержания общего имущества многоквартирного дома.
На основании изложенного, довод заинтересованного лица о том, что оплата управляющей компании за указанную услугу должна осуществляться в составе платы за содержание и текущий ремонт жилья нельзя признать правомерным, так как данный вывод основан на ошибочном толковании норм материального права и противоречит доказательствам, представленным в материалы дела.
В соответствии с частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований названного Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен быть узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Решение общего собрания собственников помещений от 27.11.2017 об установлении услуги - очистка выгребных ям и установлении размера платы исходя из показаний индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, а в случае их отсутствия или не передачи показаний - исходя из норматива потребления холодной воды, протокол общего собрания собственников указанного многоквартирного дома от 27.11.2017 в судебном порядке не оспаривался, не признавался недействительным. Доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено.
Судом первой инстанции верно отмечено, что за неисполнение требований предписания законодательством предусмотрена административная ответственность, следовательно, предписание должно отвечать критерию исполнимости и конкретности, то есть в предписании должны быть зафиксированы нарушения обязательных требований закона, содержащиеся в предписании формулировки должны четко и ясно указывать, в каких действиях выражены указанные нарушения, а также что следует предпринять для их устранения.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. Следовательно, предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Однако предписание № ПР-774 от 06.04.2018, а также предписание №ПР-1488 от 25.06.2018 исключают возможность установления соответствия изложенных в них требований положениям действующего законодательства.
Так, ООО УК «Наш дом» предписано прекратить начисление платы за жилищные услуги (вывоз ЖБО) дополнительно к размеру платы за содержание жилого помещения, установленного условиями договора управления многоквартирным домом №9 по ул. Школьной п. Искра Бузулукского района Оренбургской области (27,24 руб. /кв. м), при этом заинтересованное лицо не учитывало невозможность заявителем учитывать плату за спорную услугу (очистка выгребных ям) в рамках платы за содержание и текущий ремонт, поскольку указанная плата в размере 27,24 руб. /кв. м была установлена в конкурсной документации и в договоре управления от 05.09.2016, заключенного с заявителем по результатам открытого конкурса, но без учета услуг по обеспечению вывоза ЖБО, поскольку технической и конкурсной документацией предусматривалась центральная канализация и не предусматривались услуги по обеспечению вывоза ЖБО, однако заявителем в ходе эксплуатации жилищного фонда была обнаружена система канализации, отведение которой заканчивается сбором в накопительную емкость - септик, что не предусматривалось технической и конкурсной документацией, кроме того, собственниками помещений было проведено общее собрание собственников от 27.11.2017, по результатам которого была установлена услуга - очистка выгребных ям и установлен размер платы за данную услугу, протокол общего собрания собственников от 27.11.2017 в судебном порядке не оспорен.
Таким образом, предписания жилищной инспекции, выданное в отношении ООО УК «Наш дом», являются неправомерными и неисполнимыми.
Учитывая изложенное, а также, оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ГЖИ по Оренбургской области незаконно были вынесены предписания №ПР-774 от 06.04.2018, №ПР-1488 от 25.06.2018.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Из указанного выше следует, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и своевременного рассмотрения настоящего дела, правильно установлены подлежащие применению нормы материального права, нарушение либо неправильное применение норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2018 по делу №А47-8617/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Н.А. Иванова | |
Судьи: | Е.В. Бояршинова | |
А.П. Скобелкин |