ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-10921/2022, 18АП-11219/2022
г. Челябинск | |
05 сентября 2022 года | Дело № А07-22810/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью «Рудерис» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.06.2022 по делу №А07-22810/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – ФИО1 (доверенность от 10.08.2022, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – ФИО2 (доверенность № 6 от 10.01.2022, диплом);
общества с ограниченной ответственностью «Рудерис» - ФИО3 (доверенность от 15.08.2022, диплом);
общества с ограниченной ответственностью «СтройТехСервис» - ФИО4 (доверенность от 01.08.2022, диплом);
общества с ограниченной ответственностью «Феррум-Уфа» - ФИО4 (доверенность от 01.08.2022, диплом).
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – антимонопольный орган, управление, УФАС по РБ) о признании недействительным предупреждения от 12.07.2021 по делу №002/01/15-1403/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», общество с ограниченной ответственностью «Рудерис» (далее – ООО «Рудерис»), государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан (далее – ГУП «Башавтотранс»), общество с ограниченной ответственностью «СтройТехСервис» (далее – ООО «СтройТехСервис») и общество с ограниченной ответственностью «Феррум-Уфа» (далее – ООО «Феррум-Уфа»).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.06.2022 (резолютивная часть решения объявлена 23.06.202) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с таким решением, Министерство и ООО «Рудерис» обжаловали его в апелляционном порядке.
ООО «Рудерис» в своей апелляционной жалобе приводит следующие доводы: предупреждение выдано УФАС по РБ с превышением его полномочий, так как антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и подлежат разрешению в суде; основанием для выдачи предупреждения явились обращения шести арендаторов помещений, расположенных на спорном земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:53, который был разделен с выделением земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:616, впоследствии передан в аренду ООО «Рудерис»; в ходе проведенного 26.03.2021 осмотра установлено, что на земельном участке в отсутствие законных оснований находятся объекты указанных арендаторов (строения, автомобили, мусор), но после обращения ООО «Рудерис» участок удалось освободить, при этом дискриминационных действий со стороны ООО «Рудерис» не совершалось, установленный шлагбаум не препятствует доступу арендаторов к помещениям на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:616; установление шлагбаума было инициативой всех арендаторов указанных помещений, так как это обеспечивает порядок на территории; не доказано, что раздел земельного участка привел к невозможности использования расположенных на нем объектов; между ООО «Рудерис»и ГУП «Башавтотранс» 15.03.2022 заключено соглашение о сервитуте в отношении указанного земельного участка для прохода собственников и арендаторов помещений на участке с кадастровым номером 02:55:020309:53; пульты от шлагбаума выданы всем арендаторам; доступ на участок с кадастровым номером 02:55:020309:53 возможен не только через участок с кадастровым номером 02:55:020309:616, но и через смежный участок с другой стороны; таким образом разделение земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:53 с выделением земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:616 не привело к нарушению прав владельцев иных помещений и не создало преимуществ ООО «Рудерис».
В своей апелляционной жалобе заявитель также просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы приводит следующие доводы: на стадии выдачи предупреждение антимонопольный орган не может устанавливать наличие в действиях субъекта нарушений требований антимонопольного законодательства, а устанавливает лишь признаки такого нарушения; действия заявителя не содержат признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ); утверждение схемы расположения земельного участка приказом Министерства в порядке пункта 4 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не создает ограничения конкуренции, не обязывает устанавливать на вновь образованных земельных участках пропускных пунктов и шлагбаумов; законных оснований для отказа в утверждении схемы у Министерства не имелось; предупреждение не может содержать требование о признании договора ничтожным; обязание принять меры в отношении уже заключенных договоров возможно только путем выдачи предписания, расторжение договора возможно только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, а в случае наличия признаков ничтожности договора расторжения договора не требуется, однако, вывод о ничтожности договора нельзя сделать только ввиду нарушения требований антимонопольного законодательства; В этой связи заявитель полагает содержащееся в оспоренном предупреждении требование о расторжении договора незаконным; возврат имущества возможен лишь в случае признания сделок недействительными, что невозможно в порядке исполнения предупреждения; между ООО «Рудерис» и ГУП «Башавтотранс» заключено соглашение о сервитуте, что подтверждает отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны заявителя; государственным регистратором принято решение о внесении в Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об образовании земельного участка в связи с разделом существующего участка, вновь образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет; арендаторы нежилых помещений в здании ГУП «Башавтотранс», расположенном на земельном участок, не получали земельный участок в аренду; при установке на участке шлагбаума и будки охранника ООО «Рудерис» исходило из необходимости обеспечения порядка на территории земельного участка; ООО «Рудерис» представило в Министерство обращения арендаторов помещений о необходимости установки шлагбаума; установкой шлагбаума права и законные интересы арендаторов помещений не нарушены, так как они и их посетители пропускаются на территорию без ограничений; в предупреждении указано, что приказ Министерства об утверждении схемы расположения земельного участка является нормативным правовым актом, что неверно.
В судебном заседании представители Министерства и ООО «Рудерис» доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представители антимонопольного органа, ООО «СтройТехСервис» и ООО «Феррум-Уфа» в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Привели доводы, изложенные в отзывах на апелляционные жалобы.
Представители ГУП «Башавтотранс», извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.09.2014 между Министерством и ГУП «Башавтотранс» заключен договор №РБ 14-14, предметом которого является аренда земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:53, расположенного по адресу: <...>, для эксплуатации производственной базы, общей площадью 23009кв.м. Срок договора – с 08.05.2014 по 07.05.2019.
11.05.2018 ООО «Ребус» по заказу ГУП «Башавтотранс» составлен отчет № 133-18/Н от 11.05.2018 об определении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества - здание, строения и сооружения (20 позиций), расположенные по адресу: <...>, стоимость которых по состоянию на 03.05.2018 составила 29518000 руб.
Приказом №812 от 29.06.2018 Министерство разрешило ГУП «Башавтотранс» осуществить продажу на аукционе недвижимого имущества, сооружений, распложенных по адресу: <...>, по цене согласно отчету о рыночной стоимости №133-18/н от 11.05.2018.
05.07.2018 на официальном сайте в сети «Интернет» ГУП «Башавтотранс» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона по продаже государственного имущества, находящегося в его хозяйственном ведении и расположенного по адресу: <...>. Имущество находится на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:53, общей площадью 23009кв.м, категория – земли населенных пунктов. На продажу на аукционе выставлено имущество одним лотом – Лот № 1 в составе недвижимого имущества и сооружений, указанных в приказе МЗИО РБ №812 от 29.06.2018 с начальной ценой – 25427700 руб. Собственником указанного имущества являлось - Республика Башкортостан и решение о продаже принято Министерством.
Пунктом 1.8. Документации об аукционе установлены следующие обременения: аренда 14 нежилых помещений; оказание услуг по организации стоянки транспортных средств на основании 9 договоров; беспрепятственный доступ третьих лиц (обладающих правом собственности, правом пользования, а также субъектов, связанных договорными обязательствами) к объектам недвижимого имущества, находящимся в государственной собственности Республики Башкортостан и закрепленным на праве хозяйственного ведения за ГУП «Башавтотранс» (клуб, столовая, столярная мастерская, мойка, закрытая стоянка общей площадью 4090,5кв.м); хранение имущества на основании договора № 11/17 от 09.01.2018, сроком действия 01.01.2018 - 30.08.2018; хранение переносного торгового киоска, общей площадью 54кв.м.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 03.08.2018 участниками открытого аукциона были ООО «Рудерис», ФИО5 и ООО «Аукционная компания Башкортостан».
Согласно итоговому протоколу от 08.08.2018, победителем аукциона признано ООО «Рудерис», предложившее максимальную цену в размере 25681977 руб.
15.08.2018 ГУП «Башавтотранс» и ООО «Рудерис» заключили договор №6 купли-продажи государственного имущества, указанного выше, на сумму в размере 25681977 руб. Имущество передано по акту приема-передачи от 17.08.2018.
06.09.2019 Министерство и ГУП «Башавтотранс» заключили договор аренды №РБ 33-19 земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, с множественностью лиц на стороне арендатора. Предметом договора являлись части зданий, сооружений, расположенных на земельном участке с кадастром номером 02:55:020309:53, расположенный по адресу: <...>, для эксплуатации производственной базы, общей площадью 23009кв.м, на срок с 08.05.2019 по 07.05.2024. Размер годовой арендной платы составил 10864/23009 доли от общей площади земельного участка. Арендная плата за период с 08.05.2019 по 31.12.2019 составил 92828,63 руб.
06.12.2019 Министерство земельных направило в адрес ГУП «Башавтотранс» письмо №НП-25/16516, согласно которому предприятию дано разрешение на заключение на новый срок договоров аренды: с ООО «Феррум-Уфа» в отношении части нежилых помещений №№8, 8а на 1 этаже площадью 467,6кв.м, в здании литера К, расположенном по адресу: <...>, на новый срок 11 месяцев 25 дней для производственной деятельности при условии проведения ГУП «Башавтотранс» оценки рыночной стоимости годовой арендной платы.
В 2019 по заказу ГУП «Башавтотранс» ИП ФИО6 проведена независимая оценка рыночной стоимости права временного пользования на условиях аренды нежилым помещением, расположенным по адресу: <...>.
23.01.2020 между ГУП «Башавтотранс» и ООО «Феррум-Уфа» заключен договор аренды №1/3.в в отношении находящихся в государственной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за государственным унитарным предприятием. Предметом договора являлось объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...>, включающий в себя: часть нежилых помещений на первом этаже одноэтажного здания (Литер К, часть пом. №8, 8а), общей площадью 467,6кв.м, для использования в целях: производственная деятельность. Срок действия договора – с 20.12.2019 по 15.12.2020 г. Размер арендной платы составил 98663,6 рублей в месяц.
27.02.2020 УПАЛ №2 филиал ГУП «Башавтотранс» направил в адрес ООО «Феррум-Уфа» информационное письмо следующего содержания: «Ввиду наличия арендуемых площадей указанному лицу по адресу <...> и наличия преимущественного права их выкупа, ГУП «Башавтотранс» предлагает реализовать преимущественное право выкупа в связи, с тем, что собственник (арендодатель) принял решение о продаже всего комплекса недвижимого имущества по адресу: <...>, единым лотом, Рыночная стоимость комплекса составляет 3196000 руб., в том числе закрытая стоянка (литер К) - 26522000 руб.».
ООО «Феррум-Уфа» в ответ на указанное предложение сообщило следующее: «ООО «Феррум-Уфа» намерено воспользоваться преимущественным правом и выкупить арендуемые нежилые помещения № 56, 5в, общей площадью 424,2кв.м, расположенные по адресу: <...>, литер К, первый этаж».
04.09.2020 ООО «Рудерис» в адрес Министерства направило письмо (исх.220/20), которым просило в связи с необходимостью образования земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:53, с целью заключения договора аренды, согласовать приложенный межевой план.
08.09.2020 ГУП «Башавтотранс» в адрес Министерства направило письмо №09-102/3011, которым просило в целях экономии арендной платы и эксплуатации, расположенных на земельном участке оставшихся объектов недвижимого имущества (закрытая стоянка, лит. К, клуб, столовая, мастерская, мойка, лит. И, И1), принадлежащих ГУП «Башавтотранс» на праве хозяйственного ведения, образовать земельный участок под данными объектами.
Приказом Министерства от 09.09.2020 №1336 утверждена схема расположения земельного участка 02:55:020309:53:ЗУ1 на кадастровом плане территории; принял характеристики: площадь – 17315кв.м., местоположение - Республика Башкортостан, г.Уфа, Калининский р-н, ул.Цветочная, разрешенное использование – для эксплуатации производственной базы, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона: производственная зона. В пункте 3 приказа указано, что ООО «Рудерис» имеет право без доверенности обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права собственности Республики Башкортостан на образуемый земельный участок.
22.10.2020 в Единый государственный реестр недвижимости по земельному участку с кадастровым номером 02:55:020309:53 внесено изменение в сведения о площади со значения 23009кв.м, на значение 5694кв.м. Кадастровая стоимость данного земельного участка составила 9946279,2 руб.
Таким образом, в результате кадастровых работ образованы земельный участок 02:55:020309:616, площадью 17315кв.м – под объектами, принадлежащими ООО «Рудерис», и земельный участок 02:55:020309:53 площадью 5694кв.м – под объектами ГУП «Башавтотранс».
24.11.2020 ООО «СтройТехСервис» направило письмо в адрес ГУП «Башавтотранс» с просьбой продления договора аренды в отношении находящихся в государственной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГУП «Башавтотранс», расположенных по адресу: <...>, литер И, помещения №5,5а,9а,96, общей площадью 73,2 кв.м, и литер И1, пом. №1 площадью 224,4кв.м. Также в письме указано, что ООО «СтройТехСервис» намерено реализовать преимущественное право выкупа недвижимого имущества на предложенных ранее условиях.
26.11.2020 ГУП «Башавтотранс» направило письмо исх.№07-1-02/3988 в адрес ГКУ «Управление имуществом казны РБ», с просьбой внести изменения в договор аренды от 06.09.2019 №РБ33-19, заключенный между ГУП «Башавтотранс» и Министерством, в связи с уменьшением площади и кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 02:55:020309:53, расположенный по адресу: <...> пересчитать арендную плату с 22.10.2020.
В 2020 по заказу ГУП «Башавтотранс» ИП ФИО6 проведена независимая оценка рыночной стоимости недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>. Согласно отчету №008/5-20 рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная по состоянию на 01.02.2020 года составило 31996000 рублей с учетом НДС.
07.12.2020 ООО «Рудерис» направило в адрес ГКУ «Управление имуществом казны РБ» письмо, которым просило заключить договор аренды на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020309:616 площадью 17315 +/- 46кв.м., находящийся в собственности Республики Башкортостан, ввиду наличия в собственности ООО «Рудерис» недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:616.
18.12.2020 Министерство направило в адрес ГУП «Башавтотранс» ответ на обращение исх.ЕМ-17/10898, которым разрешило заключение договоров аренды с ООО «СтройТехСервис» в отношении части нежилого помещения №1 на 1 этаже площадью 224,4кв.м, в здании литера И1, расположенном по адресу: <...>, на новый срок – 11 месяцев 25 дней для производственной деятельности при условии соблюдения ГУП «Башавтотранс» требований части 9 статьи 17.1 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции», отсутствия задолженности по арендной плате на момент заключения договора.
В 2021 по заказу ГУП «Башавтотранс» ИП ФИО6 проведена независимая оценка рыночной стоимости права временного пользования на условиях аренды нежилым помещением, расположенным по адресу: <...>. Согласно отчету №001/7/1-21, рыночная стоимость права временного пользования, определенная по состоянию на 21.01.2021 года составило 40616 руб.
03.02.2021 между ГУП «Башавтотранс» и ООО «СтройТехСервис» заключен договор аренды №49/3.в в отношении находящихся в государственной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за государственным унитарным предприятием. Предметом договора являлся объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...>, включающий в себя: нежилое помещение на первом этаже одноэтажного здания (Литер И1, пом.№1), общей площадью 224,4кв.м, для использования в целях производственной деятельности. Срок действия договора действует с 03.02.2021 по 29.01.2022. Размер арендной платы составляет 40616,4 руб. в месяц.
11.03.2021 между Министерством и ООО «Рудерис» в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании обращения ООО «Рудерис» заключен договор аренды №2-21 (РБ). Предметом договора является земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020309:616, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Калининский район, ул.Цветочная, разрешенное использование - склады, в границах участка, общей площадью 17 315кв.м. На момент заключения настоящего договора на сдаваемый в аренду участок зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан, в пределах границы участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 02:55:020309:209 – склад, с общей площадью 82,7кв.м собственность ООО «Рудерис»; 02:55:020309:166 – склад, с общей площадью 388,5кв.м, собственность ООО «Рудерис»; 02:55:020309:291 – склад, с общей площадью 33,6кв.м, собственность ООО «Рудерис»; 02:55:020309:295 – здание кузницы, склад, с общей площадью 743,7кв.м., собственность ООО «Рудерис»; 02:55:020309:296 – здание проходной, общей площадью 12,6кв.м, собственность ООО «Рудерис»; 02:55:020309:391 – мастерская по ремонту автотранспорта, общей площадью 3664,2кв.м, собственность ООО «Рудерис»; 02:55:020309:292 – склад, с общей площадью 28,1кв.м, собственность ООО «Рудерис»; 02:55:020309:392 – здание конторы, с общей площадью 616,3кв.м, собственность ООО «Рудерис». Общая площадь объектов недвижимости, находящиеся в собственности ООО «Рудерис» 5569,7кв.м. Срок аренды устанавливается с 22.10.2020 г. по 21.10.2069 . Размер арендной платы в период с 22.10.2020 по 31.03.2021 составил 438420,9 руб. Размер арендной платы в период с 01.04.2021 по 31.12.2021 составил 748855,57 руб. Пунктом 2.3 договора установлено, что участок не обременен правами третьих лиц.
07.04.2021 ООО «Рудерис» установило шлагбаум при въезде на территорию земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020309:53, 02:55:020309:616.
31.03.2021 ООО «Рудерис» направило в адрес ООО «СтроТехСервис» письмо (исх.118/21), которым сообщило, что допуск на территорию земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:616 будет осуществляться строго по пропускам, в целях получения пропусков, необходимо обратиться в администрацию ООО «Рудерис». Допуск на территорию земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:616 возможен только сотрудникам предприятий, действующих на территории земельного участка, а также клиентам таких предприятий. Арендаторам объектов ГУП «Башавтотранс» РБ, непосредственно граничащих с земельным участком, для доступа к своих помещениям, будет обеспечен контролируемый проход и проезд через территорию Земельного участка. Арендаторы вправе направить в ООО «Рудерис» списки сотрудников, которым необходимо предоставить проход через земельный участок, с указанием режима работы каждого сотрудника. Клиенты арендаторов допускаются на территорию земельного участка только в сопровождении ответственных сотрудников таких арендаторов. Стоянка автотранспорта на территории земельного участка будет ограничена, каждый арендатор вправе получить пропуск дающий право заезда автотранспорта на территорию Земельного участка обратившись в администрацию ООО «Рудерис», количество таких пропусков ограничено. Нахождение автомобилей на территории земельного участка после 19.00 часов допускается только при наличии письменного разрешения ООО «Рудерис». Заезд на территорию земельного участка грузового автотранспорта и специализированной техники должен быть согласован заранее, не менее чем за 3 дня.
Владельцем (арендатором) земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:53 является ГУП «Башавтотранс», который сдает в аренду нежилые помещения, находящиеся на данном земельном участке хозяйствующим субъектам на основании: договора аренды №98/3 от 26.11.2018, заключенного между ГУП «Башавтотранс» и ИП ФИО7, предметом договора являлись нежилые помещения, расположенные по адресу: <...> на первом этаже одноэтажного здания, литер К, пом.№5а, 5г, общей площадью 642,9кв.м, для использования в целях ремонта и обслуживания ТС (автосервис) сроком по 25.11.2023; договора аренды №12298 от 26.03.2020, заключенного между ГУП «Башавтотранс» и ООО «Авангард-Уфа», предметом договора являлись нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, на первом этаже одноэтажного здания, литер К, пом.№2, часть пом. №5, общей площадью 537кв.м, для использования в целях: ремонт и обслуживание ТС сроком с 26.03.2020 по 09.03.2021; договора аренды №1/3.в от 23.01.2020, заключенного между ГУП «Башавтотранс» и ООО «Феррум-Уфа», предметом договора являлись нежилые помещения, расположенные по адресу: <...> на первом этаже одноэтажного здания, литер К, часть пом. №8, 8а, общей площадью 467,6кв.м, для использования в целях производственной деятельности, сроком по 15.12.2020; договора аренды №37/3в. от 15.05.2020, заключенного между ГУП «Башавтотранс» и ИП ФИО8, предметом договора являлись нежилые помещения, расположенные по адресу: <...> на первом этаже одноэтажного здания, литер К, пом. №1а, 16, 4), общей площадью 158кв.м, для использования в целях производственной деятельности, сроком с 15.05.2020 по 10.05.2021; договора аренды №3/2.в от 14.05.2020, заключенного между ГУП «Башавтотранс» и ООО «Чистый город», предметом договора являлись нежилые помещения, расположенные по адресу: <...> на первом этаже одноэтажного здания, литер К, часть пом. №7, пом. №7а, общей площадью 358,4кв.м, для использования в целях производственной деятельности, сроком с 09.04.2020 по 04.04.2021; договора аренды №38/3.6 от 14.05.2020, заключенного между ГУП «Башавтотранс» и ООО «Чистый город», предметом договора являлись нежилые помещения, расположенные по адресу: <...> на первом этаже одноэтажного здания, литер К, пом. №6, общей площадью 632,8кв.м, для использования в целях производственной деятельности, сроком с 09.04.2020 по 04.04.2021.
Въезд на территорию является единственным для земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020309:53, 02:55:020309:616 и арендаторы недвижимостей, расположенных на земельных участках с кадастровым номером 02:55:020309:53 не имеют возможности беспрепятственного доступа к арендуемым помещениям.
Согласно заключению ООО «Кадгеоком» выполнения задания по осуществлению выезда, рекогносцировки и измерительных работ границ и зданий в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:53, по результатам замеров и осмотра границ земельного участка и зданий существующих в его границах установлено, что границы земельного участка образованы по контурам зданий, что ограничивает доступ к земельному участку. Доступ к земельному участку 02:55:020309:53 может быть обеспечен только через земельный участок 02:55:020309:616, что в будущем может привести к спорным моментам между арендаторами земельных участков. Так же из заключения следует, что формирование земельного участка 02:55:020309:616 произведено с нарушением норм законодательства и с нарушением прав правообладателей недвижимости на земельном участке 02:55:020309:53.
В УФАС по РБ поступили обращения ООО «Феррум-Уфа», ООО «СтройТехСервис», ИП ФИО9, ИП ФИО10, ИП ФИО8, ООО «АвтоПлюс», содержащие сведения о нарушении требований антимонопольного законодательства действиями Министерства и ООО «Рудерис».
По итогам рассмотрения этого обращения управление усмотрело наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ в действиях Министерства по принятию приказа от 09.09.2020 №1336 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого при разделе находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан земельного участка с кадастром номером 02:55:020309:53» и заключению договора аренды земельного участка от 11.03.2021 №2-21(РБ), которые привели к созданию необоснованного преимущества ООО «Рудерис» и дискриминации хозяйствующих субъектов – арендаторов нежилых помещений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:53 со стороны ООО «Рудерис», что выразилось в воспрепятствовании пользования имуществом и доступу к земельному участку.
В этой связи УФАС по РБ в отношении Министерства вынесено предупреждение от 12.07.2021 №002/01/15-1403/2021, которым предложено в течение 30 рабочих дней со дня получения предупреждения прекратить указанные действия путем: 1) Отмены приказа №1336 от 09.09.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого при разделе находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан земельного участка с кадастром номером 02:55:020309:53»; 2) Уведомления ООО «Рудерис» о том, что договор аренды земельного участка №2-21 (РБ) от 11.03.2021 является ничтожным; 3) Осуществления возврата из незаконного пользования ООО «Рудерис» в казну Республики Башкортостан земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:616. О выполнении предупреждения предложено сообщить в антимонопольный орган в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Не согласившись с указанным предупреждением, Министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Закона №135-ФЗ, положения этого закона распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции.
Согласно пункту 3.2 части 1 статьи 23 Закона №135-ФЗ, к полномочиям антимонопольного органа относится в том числе выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в этом Федеральном законе.
Статьей 39.1 Закона №135-ФЗ установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1). Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 этой статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона №135-ФЗ. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона №135-ФЗ без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2). Предупреждение должно содержать: 1) выводы о наличии оснований для его выдачи; 2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; 3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (часть 4). Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении (часть 5). При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7). В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8). Порядок выдачи предупреждения и его форма утверждаются федеральным антимонопольным органом (часть 9).
Пунктами 1.4 и 1.5 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 14.12.2011 №874 (далее – Порядок №874), установлено, что основанием для выдачи предупреждения является установление антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренным пунктами 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона №135-ФЗ, без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Буквальное содержание указанных положений позволяет прийти к выводу о том, что выдаваемое антимонопольным органом предупреждение выдается в том числе органу власти субъекта Российской Федерации в случае наличия в его действиях признаков нарушения статьи 15 Закона №135-ФЗ, и является необходимым условием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам указанного нарушения и обязательно к рассмотрению хозяйствующим субъектом в установленный предупреждением срок. Обязательность исполнения содержащегося в предупреждении требования нормативно не установлена. Однако, неисполнение такого требования хозяйствующим субъектом является основанием для последующего возбуждения в отношении хозяйствующего субъекта дела о нарушении антимонопольного законодательства. В случае исполнения содержащегося в предупреждении требования антимонопольного органа возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства исключено.
То есть, содержащиеся в предупреждении требования не являются обязательными к исполнению, и само по себе предупреждение не устанавливает наличие в действиях хозяйствующего субъекта нарушений антимонопольного законодательства (в соответствии со статьями 45, 48, 49 Закона №135-ФЗ, вывод о наличии или отсутствии таких нарушения может быть сделан антимонопольным органом лишь по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и отражен в принятом по итогам рассмотрения такого дела соответствующем акте).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 №18403/13, поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам, как основаниям вынесения предупреждения. Суд ограничивается констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения требованиям статьи 39.1 Закона №135-ФЗ и Порядку №874 с учетом того, что предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий. Законность и обоснованность предупреждения также связана с оценкой его исполнимости, в том числе определенности предписываемы действий и возможности их исполнения в указанные сроки.
Оценивая оспоренное предупреждение на предмет законности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Основанием для вывода о нарушении субъектом части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ является создание возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Из материалов дела следует, что признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ антимонопольным органом установлены в действиях Министерства, выразившихся в принятии приказа от 09.09.2020 №1336 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого при разделе находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан земельного участка с кадастром номером 02:55:020309:53» и заключении с ООО «Рудерис» договора аренды земельного участка от 11.03.2021 №2-21(РБ), которые привели к созданию необоснованного преимущества ООО «Рудерис» и дискриминации хозяйствующих субъектов – арендаторов нежилых помещений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:53 со стороны ООО «Рудерис», что выразилось в воспрепятствовании пользования имуществом и доступу к земельному участку.
Статьями 11.1-11.9 Земельного кодекса Российской Федерации урегулированы правовые вопросы образования земельных участков. В частности, пунктом 1 статьи 11.2 предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом необходимым условием для приобретения права является образование земельного участка как самостоятельного объекта недвижимого имущества.
В силу пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка, а потому при ее составлении и утверждении должны учитываться требования статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, несоблюдение которых в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в ее утверждении.
Как указано выше, на основании заявлений ООО «Рудерис» и ГУП «Башавтотранс» приказом Министерства от 09.09.2020 №1336 утверждена схема расположения земельного участка 02:55:020309:53:ЗУ1 на кадастровом плане территории, образуемого при разделе находящегося в собственности Республики Башкортостан и предоставленного на праве аренды ГУП «Башавтотранс» земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:53. На выделенном земельном участке находятся объекты капитального строительства, принадлежащие ООО «Рудерис». Впоследствии выделенному земельному участку присвоен кадастровый номер 02:55:020309:616, земельный участок Министерством передан в аренду ООО «Рудерис» на основании договора аренды от 11.03.2021 №2-21(РБ).
При этом, применительно к арендаторам нежилых помещений, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:53 (ИП ФИО7, ООО «Авангард-Уфа», ООО «Феррум-Уфа», ИП ФИО8, ООО «Чистый город»), созданы условия для возникновения препятствий в пользовании арендуемых ими объектов.
Так, согласно заключению ООО «Кадгеоком» выполнения задания по осуществлению выезда, рекогносцировки и измерительных работ границ и зданий в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:53, по результатам замеров и осмотра границ земельного участка и зданий существующих в его границах установлено, что границы земельного участка образованы по контурам зданий, что ограничивает доступ к земельному участку. Доступ к земельному участку 02:55:020309:53 может быть обеспечен только через земельный участок 02:55:020309:616.
Как установлено антимонопольным органом, въезд на территорию является единственным для земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020309:53, 02:55:020309:616 и арендаторы недвижимостей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:53 не имеют возможности беспрепятственного доступа к арендуемым помещениям.
Также управлением установлено, что 07.04.2021 ООО «Рудерис» установило шлагбаум при въезде на территорию земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020309:53, 02:55:020309:616.
31.03.2021 ООО «Рудерис» направило в адрес ООО «СтройТехСервис» (являющегося собственником объекта недвижимости, расположенного на территории выделенного земельного участка) письмо, которым сообщило, что допуск на территорию земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:616 будет осуществляться строго по пропускам, в целях получения пропусков, необходимо обратиться в администрацию ООО «Рудерис». Допуск на территорию земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:616 возможен только сотрудникам предприятий, действующих на территории земельного участка, а также клиентам таких предприятий. Арендаторам объектов ГУП «Башавтотранс» РБ, непосредственно граничащих с земельным участком, для доступа к своих помещениям, будет обеспечен контролируемый проход и проезд через территорию Земельного участка. Арендаторы вправе направить в ООО «Рудерис» списки сотрудников, которым необходимо предоставить проход через земельный участок, с указанием режима работы каждого сотрудника. Клиенты арендаторов допускаются на территорию земельного участка только в сопровождении ответственных сотрудников таких арендаторов. Стоянка автотранспорта на территории земельного участка будет ограничена, каждый арендатор вправе получить пропуск дающий право заезда автотранспорта на территорию Земельного участка обратившись в администрацию ООО «Рудерис», количество таких пропусков ограничено. Нахождение автомобилей на территории земельного участка после 19.00 часов допускается только при наличии письменного разрешения ООО «Рудерис». Заезд на территорию земельного участка грузового автотранспорта и специализированной техники должен быть согласован заранее, не менее чем за 3 дня.
Таким образом, право владельцев нежилых помещений, размещенных на спорных земельных участках, на использование указанных помещений было фактически ограничено, что подтверждено их обращениями в антимонопольный орган. Приведенные в апелляционных жалобах возражения в этой части (основанные на мнении о принятии ООО «Рудерис» указанных мер исключительно в интересах самих арендаторов помещений, размещенных на спорных земельных участках) подлежат отклонению, как не основанные на материалах дела.
Поскольку указанное ограничение явилось следствием принятия Министерством приказа от 09.09.2020 №1336 (об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого при разделе земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:53) и предоставления выделенного земельного участка в аренду ООО «Рудерис», антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Министерства признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ ввиду создания необоснованного преимущества ООО «Рудерис» и осуществления дискриминационных действий в отношении владельцев нежилых помещений, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:53.
В этой связи вынесение управлением оспоренного предупреждения следует признать произведенным при наличии законных оснований.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что УФАС по РБ при вынесении предупреждения вышло за пределы полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 3, статьи 39.1 Закона №135-ФЗ. Как верно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае УФАС по РБ действовало исключительно в соответствии с положениями антимонопольного законодательства, не выходя за пределы полномочий, возложенных законодателем.
Вопреки утверждениям подателей апелляционных жалоб оспоренное предупреждение не обладает признаком обязательности для субъекта, которому оно адресовано, поскольку вынесено до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по итогам установления лишь признаков нарушения требований антимонопольного законодательства. Последствием неисполнения предупреждение является возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках которого подлежат оценке все обстоятельства, необходимые для окончательной квалификации действий субъекта, и результатом рассмотрения которого может быть выдача обязательного для исполнения предписания.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, не согласие заявителя с выводами антимонопольного органа о наличии в действиях заявителя признаков нарушения антимонопольного законодательства, а в случае признания таких выводов – с необходимостью самостоятельного устранения допущенных нарушений и их последствий приведенными в предупреждении способами, о незаконности предупреждения не свидетельствует.
Предложенные в оспоренном предупреждении меры, необходимые для устранения допущенного нарушения требований антимонопольного законодательства, полностью отвечают критерию исполнимости и характеру правонарушения, признаки которого установлены антимонопольным органом.
Заключение 15.03.2022 соглашения о сервитуте в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:616 (на что обращает внимание ООО «Рудерис» в своей апелляционной жалобе) также не свидетельствует о незаконности оспоренного предупреждения от 12.07.2021, а лишь подтверждает попытку устранить последствия допущенного нарушения способом, не соответствующим требованиям предупреждения.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о несостоятельности заявленных Министерством требований не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения судом, не установлено.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалованного судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.06.2022 по делу №А07-22810/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью «Рудерис» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Н.Г. Плаксина
П.Н. Киреев