ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-11696/16 от 26.09.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11696/2016

г. Челябинск

26 сентября 2016 года

Дело № А07-11475/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016г.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2016г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания СпецСнаб» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2016 по делу №А07-11475/2016 (судья Азаматов А.Д.).

Общество с ограниченной ответственностью «Компания СпецСнаб» (далее – заявитель, общество, ООО «Копания «СпецСнаб») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному казенному учреждению «Служба весового контроля Республики Башкортостан» (далее – учреждение, ГКУ «Служба весового контроля РБ») и специалисту отдела ППВК и СПВК ГКУ Службы весового контроля Республики Башкортостан ФИО1 о признании незаконными действий специалиста отдела ППВК и СПВК ГКУ Службы весового контроля Республики Башкортостан ФИО1 по выдаче разового пропуска №017364 от 28.01.2016 и взиманию 3554 руб. в возмещение вреда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2016 (резолютивная часть решения объявлена 13.07.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Обращает внимание на то, что обществом обжаловались действия по выдаче разового пропуска и взиманию денежных сумм при взвешивании, при этом ни процедура взвешивания, ни составленный по ее результатам акт обществом не обжаловались. Указывает на то, что в соответствии с Соглашением о разделе полномочий в сфере организации контроля перевозок груза от 27.11.2012, ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан» наделено полномочиями, в том числе, по взысканию стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в претензионном и судебном порядке. В этой связи, по мнению подателя жалобы, взимание платы в счет возмещения ущерба автомобильным дорогам в момент определения весовых параметров транспортного средства выходит за круг полномочий заинтересованного лица и является незаконным. Также полагает, что поскольку взвешивание происходило на автомобильной дороге регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, судом подлежали применению нормы п.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 №125 (далее – Порядок №125), в соответствии с которым на владельцев региональных и межмуниципальных автомобильных дорог возложена только обязанность и полномочия по обеспечению взвешивания ТС. При этом, согласно п.п.2.2.2.1.1, 2.2.2.1.3, 2.2.2.1.5 этого же Порядка, только сотрудники Госавтоинспекции уполномочены принять решение об остановке ТС для проведения взвешивания, а в случае выявления нарушения применять меры, предусмотренные КоАП РФ. Считает, что вышеприведенные нормы не содержат указаний на полномочия заинтересованного лица в выдаче какого-либо разового пропуска или взиманию каких-либо денежных средств по результатам взвешивания. По мнению заявителя, не применение в его отношении мер административного характера по результатам взвешивания свидетельствует об отсутствии с его стороны нарушения правил перевозок грузов, а также об отсутствии у него обязанности в получении какого-либо разрешающего документа для перевозки груза.

Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

До судебного заседания от учреждения поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, сославшись на то, что все обстоятельства по делу судом первой инстанции выяснены с правильным применением норм материального и процессуального права.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 28.01.2016 сотрудником учреждения специалистом пункта передвижного весового контроля (ППВК) ФИО1 и инспектором Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) ФИО2 в присутствии водителя общества ФИО3 на принадлежащем учреждению пункте весового контроля №9, расположенном на 1км автодороги Бураево-Старобалтачево-Куеда, произведено взвешивание принадлежащего обществу транспортного средства – МАЗ с полуприцепом, государственный регистрационный номер <***>.

Результаты взвешивания отражены в акте №41 от 28.01.2016 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось на региональных и межмуниципальных дорогах (л.д.34). Взвешивание произведено на автомобильных электронных портативных весах ВА-20П.

В ходе взвешивания установлено превышение допустимой нагрузки на вторую ось транспортного средства (допустимые осевые нагрузки – 10,00-10,20 тонн, фактически – 11,41 тонн). Также акт от 28.01.2016 № 41 содержит сведения о размере нанесенного ущерба – 3554 руб., и реквизиты уплаты данного ущерба.

Кроме того, 28.01.2016 ООО «Компания СпецСнаб» выдан разовый пропуск №017364 на движение тяжеловесного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования регионального и муниципального значения Республики Башкортостан стоимостью 5716 руб.

Полагая действия ГКУ «Служба весового контроля РБ» по выдаче разового пропуска и по взиманию денежных средств в возмещение вреда, за выдачу разового пропуска незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий незаконными.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В силу положений ч.1 ст.198, ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ).

Пунктом 7 статьи 3 Закона №257-ФЗ определено, что владельцами автомобильных дорог являются, в частности, исполнительные органы государственной власти и местная администрация.

На основании п.13.2 ст.11 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено, в том числе: установление, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

В силу ст.12 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены, в том числе: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (п.1); определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения (п.7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №398 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, в силу пункта 5.5.2 которого, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой и габаритный контроль транспортных средств.

Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 27.04.2011 №125.

В соответствии с п.2.2 Порядка №125, весовой контроль на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, осуществляется Ространснадзором, в отношении всех групп перевозчиков – Госавтоинспекцией.

Согласно п.2.2.2 Порядка в целях осуществления весового и габаритного контроля Госавтоинспекция осуществляет, в частности: 1) остановку транспортных средств и проверку наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля (п.2.2.2.1.1); 2) взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов (п.2.2.2.1.2). Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцем автомобильных дорог; 3) сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства (п.2.2.2.1.3).

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 №166-р, владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и ГКУ «Служба весового контроля Республики Башкортостан» заключили Соглашение, утвержденное Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012 (далее – Соглашение), о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан. В соответствии с этим Соглашением, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 г. №28.

Согласно пункту 1.1 указанного соглашения, ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка №125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме. Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. №272, а в случае введения временных ограничений, весовыми параметрами, установленные Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06 февраля 2014 г. №76-р или указанными в специальном разрешении. Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.2 Порядка №125.

В соответствии с п.2.1 Соглашения, учреждение наделено следующими полномочиями: проводить измерения нагрузок на ось и определение полной массы транспортного средства; определять транспортные средства, нагрузка на ось которых превышает значения, определённые нормами нагрузок и полной массы транспортных средств, установленные соответствующими дорожными знаками, включая временные ограничения допустимых нагрузок, введённые в установленном законом порядке; осуществлять расчёт стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством; взимать плату за провоз тяжёловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством; осуществлять взыскание стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в результате провоза тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в претензионном и судебном порядке.

Исходя из указанных нормативных положений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ГКУ «Служба весового контроля РБ», наделено властными полномочиями органа публичной власти в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан (в части осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств), а потому его действия в указанной сфере могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Также, исходя из приведенных норм, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что учреждение при проведении проверки соблюдения обществом, как пользователем автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений Республики Башкортостан, весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также при фиксации фактов превышения нагрузки на оси транспортного средства и составлении акта, действовало в пределах своей компетенции.

Статьей 31 Закона №257-ФЗ установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934 утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов».

В соответствии с п.2 названных Правил, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 31.03.2014 №49 утвержден Административный регламент государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения».

Этим Регламентом (приложение №5) предусмотрена выдача разового пропуска на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, владельцу транспортного средства или его представителю по письменному заявлению. Основанием для начала административной процедуры получения разового пропуска является возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза (пункт 3.43). Разовый пропуск выдается после оплаты вреда, причиняемого транспортным средством автомобильным дорогам, заявителю под роспись, заполняется от руки сотрудником передвижного пункта весового контроля на русском языке. В пропуске указывается маршрут перевозки, владелец транспортного средства, марка и государственный номер транспортного средства, фактическая масса, расстояние между осями, нагрузки на оси, а также срок действия разового пропуска. После заполнения пропуска ставится печать ППВК (пункт 3.45). Разовый пропуск на движение транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан выдается на одну поездку по определенному (конкретному) маршруту в течение срока, указанного в разовом пропуске (пункт 3.46).

Как следует из материалов дела, в ходе проверки транспортного средства, принадлежащего ООО «Компания СпесСнаб», сотрудником учреждения специалистом пункта передвижного весового контроля (ППВК) ФИО1 с участием инспектора Государственной инспекции по безопасности дорожного движения выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, в связи с чем, специалистом учреждения в рамках своих полномочий был составлен акт №41 от 28.01.2016 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

В акте №41 от 28.01.2016 указаны реквизиты оплаты в возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами.

Как следует из пояснений учреждения, изложенных в возражениях на апелляционную жалобу, у водителя транспортного средства имелась возможность выбора – оплатить причиненный автомобильным дорогам вред в отделении банка, либо, для собственного удобства произвести оплату на передвижном посту. Для исключения задержания транспортного средства и помещения его на специализированную стоянку, предусмотрена возможность оплаты причиненного вреда непосредственно на пункте весового контроля (на передвижном посту весового контроля №9 имеется расчетно-кассовое оборудование, зарегистрированное надлежащим образом в налоговом органе, в котором организация состоит на налоговом учете, и занесено в реестр обслуживающего налогового отделения, а работники ППВК прошли соответствующее обучение для работы с расчетно-кассовым оборудованием).

При этом, из материалов дела усматривается, что после оплаты причиненного заявителем вреда в размере 3554 руб. непосредственно на пункте весового контроля через расчетно-кассовое оборудование Сбербанка РФ (л.д.35), водителем ООО «Компания СпецСнаб» собственноручно заполнено заявление на выдачу разового пропуска на транспортное средство для осуществления дальнейшего движения по автомобильным дорогам Республики Башкортостан. Оплата за выдачу разового пропуска также произведена на пункте весового контроля через расчетно-кассовое оборудование Сбербанка РФ (л.д.37).

Таким образом, оспариваемые действия по выдаче разового пропуска совершены ГКУ «Служба весового контроля РБ» в рамках предоставленных полномочий и не нарушают непосредственно права общества в сфере предпринимательской деятельности.

В силу изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что выдача разового пропуска заинтересованным лицом на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения не предусмотрена, подлежат отклонению.

Поскольку основанием для начала административной процедуры получения разового пропуска является возмещение вреда, то действия по взиманию денежных средств в возмещение вреда также не нарушают непосредственно права общества в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, необходимая совокупность условий, предусмотренная ст. 198, 200, 201 АПК РФ для признания незаконными оспариваемых действий отсутствует.

В силу изложенного в удовлетворении заявленных ООО «Компания СпецСнаб» требований судом первой инстанции отказано обоснованно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

При обращении в суд с апелляционной жалобой заявителем излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2016 по делу №А07-11475/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания СпецСнаб» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Компания СпецСнаб» (основной государственный регистрационный номер 1115903004150) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.08.2016 № 1590.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи: Н.Г. Плаксина

В.Ю. Костин