ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-1190/2017
г. Челябинск
17 апреля 2017 года
Дело № А76-17721/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе6
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в Металлургическом районе г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2016 по делу № А76-17721/2016 (судья Попова Т.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО2 (доверенность № 3д-649 от 15.06.2016),
Управления Пенсионного фонда в Металлургическом районе г. Челябинска - ФИО3 (доверенность № 02-01 от 09.01.2017)
УСТАНОВИЛ:
27.07.2016 в Арбитражный суд Челябинской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – плательщик, предприниматель, ФИО1) с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения – Управление пенсионного фонда в Металлургическом районе г. Челябинска (далее – фонд) № 084 S 02160044155 от 04.05.2016 о взыскании налога, пени за счет денежных средств плательщика.
Решение принято во исполнение требования об уплате № 08401160122108 от 29.03.2016, которое заявитель считает незаконным. Размер оплаты фиксированного страхового взноса определен на основании сведений полученных из налоговых органов, не учтено, что предприниматель кроме налогов по общей системе налогообложения уплачивает единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД), не определена сумма налоговых вычетов, на которые следует уменьшить сумму доходов.
Фонд исчислил базу для начисления страховых взносов исходя из валового дохода, включив туда деятельность, облагаемую ЕНВД, не уменьшил ее на сумму расходов (т.1 л.д. 3-6, 116-120).
Фонд возражал против заявленных требований, указывал на правильность своих действий, их соответствии законодательству (т.1 л.д. 85-88).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области (далее - Инспекция).
Решением суда первой инстанции от 27.12.2016 требования удовлетворены, решение фонда признано недействительным.
Суд установил, что база для исчисления страховых взносов в размере 8 450 005,8 руб. определена по данным о размере валового дохода предпринимателя, которые представляет налоговый орган, с этой суммы исчислен страховой взнос. Понесенные расходы не учитывались.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-п от 30.11.2016 указано, что для исчисления страховых взносов индивидуального предпринимателя сумма доходов подлежит уменьшению на сумму понесенных расходов. Страховые взносы исчислены без учета этого обстоятельства и фондом определены неверно (т.1 л.д. 136-140).
27.01.2017 от фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных требованиях.
Суд первой инстанции пришел к неверному выводу об обязанности при исчислении базы страховых взносов уменьшать размер дохода на сумму произведенных расходов. Определение Конституционного Суда, на которое ссылается суд, принято 30.11.2016, опубликовано 02.12.2016, его действие распространяется на отношения, возникающее после официального опубликования документа.
Управление не было вправе учитывать расходы до внесения соответствующих изменений в законодательство (т.2 л.д. 5-6).
Предприниматель возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения.
При отсутствии возражений законность судебного решения проверяется в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя свидетельством от 05.03.2014, состоит на учете в территориальном управлении фонда, является плательщиком страховых взносов (т.1 л.д. 62-69).
При исчислении фиксированного платежа за 2014 год заявитель начислил страховой взнос на разницу между полученными в отчетном периоде доходами и расходами.
Предпринимателем подана декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 год с указанием размера полученного в отчетном периоде валовом доходе. Также представлена декларация по ЕНВД (т.1 л.д. 23-27, 29-56). Эти сведения налоговый орган представил в качестве информации в пенсионный фонд (т.1 л.д.94), который исчислил сумму страхового взноса без учета расходов по НДФЛ.
Предпринимателю направлено требование об уплате № 08401160122108 от 29.03.2016, где указаны страховой взнос – 7 737,24 руб., пени -2 815,68 руб. (т.1 л.д. 8), полученное 08.04.2016 (т.1 л.д. 11).
04.05.2016 вынесено решение о взыскании за счет денежных средств № 084 S 02160044155 на сумму долга и пени, в качестве основания для взыскания указано на неисполнения требования об уплате (т.1 л.д.12), направленное 10.05.2016 (т.1 л.д.13), выставлено инкассовое поручение (т.1 л.д. 103).
По утверждению фонда, определение Конституционного Суда, на которое ссылается суд, подлежит применению только после даты его опубликования, изменения в порядок определения базы для исчисления страховых взносов в законодательство в установленном порядке не вносились.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок начисления, уплаты и взыскания страховых взносов установлен Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 14 Закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с ч. 8 данной статьи (для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации), не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14 Закона № 212- ФЗ).
Фонд произвел исчисление страховых взносов с валового дохода, указанного в справке налогового органа без учета показанных в декларации расходов.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» разъяснено, что для целей исчисления страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном постановлении толкование нормативных положений является обязательным, в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению, в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого постановления (поскольку этим постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их взаимосвязи). Изложенный в апелляционной жалобе довод учреждения о невозможности применения указанных толкований к правоотношениям, возникшим до издания названного постановления, подлежит отклонению.
Требования уточненной жалобы о проведении перерасчета страховых взносов, пени и штрафов не находится в компетенции суда апелляционной инстанции. Вопрос о возвращении на расчетный счет излишне взысканных сумм решается в рамках исполнения судебного решения, где указано об обязанности Фонда устранить нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2016 по делу № А76-17721/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Металлургическом районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов
Судьи И.А.Малышева
А.П.Скобелкин