ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-12236/19 от 17.09.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-12236/2019

г. Челябинск

20 сентября 2019 года

Дело № А07-38350/2018

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Туймазинские тепловые сети» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2019 по делу № А07-38350/2018 (судья Решетников С.А.).

В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Республике Башкортостан - ФИО1 (паспорт, доверенность от 26.12.2018), ФИО2 (паспорт, доверенность от 13.06.2019), ФИО3 (паспорт, доверенность от 13.09.2019), ФИО4 (удостоверение, доверенность от 17.12.2018).

Общество с ограниченной ответственностью «Туймазинские тепловые сети» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан, ответчик, налоговый орган, инспекция) от 20.09.2018 № 37/11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:

- привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 115 662 руб., начисления недоимки по НДС в сумме 9 252 926,82 руб. и пени в размере 1 505 309,82 руб.;

- привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 296 506 руб. (11 860 233 (задолженность за 2016 на 01.01.2017) * 40%/16), начисления недоимки по НДФЛ для уплаты в бюджет в размере 10 874 754 руб., пени в размере 2 694 380 руб., с учетом ходатайства заявителя об уточнении заявленных требований, принятого арбитражным судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что акт проверки и решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности содержит два взаимоисключающих вывода: 1) об уклонении налогоплательщика от уплаты НДС способом занижения выручки от реализации; 2) об отсутствии занижения выручки от реализации при исчислении налога на прибыль организаций.

Общество ссылается, что инспекцией существенно нарушен срок проведения выездной налоговой проверки.

Налогоплательщик считает, что судом ошибочно отклонен довод заявителя, что и в акте налоговой проверки, и в оспариваемом решении отсутствуют ссылки на представленные им документы первичного учета.

ООО «Туймазинские тепловые сети» указывает, что при определении налоговой базы по НДС включена только стоимость фактически отпущенной потребителям и оплаченной ими энергии.

В решении суда не отражен довод заявителя, что агент, в нарушение достигнутого соглашения действует от собственного имени.

Также указывает, что на момент подписания акта проверки на лицевом счете предприятия переплата по НДФЛ составляла более 8,3 млн.руб. Налогоплательщик ликвидировал задолженность по НДФЛ за 2016, 2017 годы целевыми платежами.

В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам дела отзыв инспекции на апелляционную жалобу.

Представители инспекции в судебном заседании считают, что оснований для отмены решения суда не имеется, по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя не явились.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей заявителя.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «Туймазинские тепловые сети», по результатам которой составлен акт от 09.06.2018 № 23/11 и принято решение от 20.09.2018 №37/11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 115 662 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 9 525 926,82 руб., пени в размере 1 505 309,82 руб. Также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 329 615 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 10 874 754 руб., пени в сумме 2 694 380 руб., а также к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 750 руб.

Не согласившись с указанным решением в части доначисления НДС в сумме 9 525 926,82 руб., НДФЛ в сумме 10 874 754 руб., соответствующих пеней и штрафа, налогоплательщик обжаловал его в административном порядке в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 30.11.2018 № 327/17 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.

Воспользовавшись правом на судебную защиту, налогоплательщик обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Налог на добавленную стоимость.

Основанием для доначисления НДС за 3 квартал 2016 года в размере 9 238 362,07 руб., послужил вывод налогового органа о неправомерном невключении налогоплательщиком в состав налоговой базы по НДС доходов от реализации коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) в июле - сентябре 2016 года.

Инспекцией доначислен НДС за июль, август 2016 года в размере 7 033 965,81 руб.

Из материалов дела следует, что ООО «Туймазинские тепловые сети» ежемесячно оказывает коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению населению, которое обслуживается в ООО «Управляющая компания ЖКХ» (ИНН <***>) (далее ООО «УК УЖХ»).

Между ООО «Туймазинские тепловые сети» и ООО «Управляющая компания УЖХ» заключен агентский договор от 01.11.2013 №105.

В соответствии с п.1.1 агентского договора от 01.11.2013 №105 на оказание услуг по начислению платы за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» от населения (далее агентский договор) ООО «Туймазинские тепловые сети» (принципал) поручает, а ООО «УК ЖКХ» (агент) совершает от имени и за счет принципала действия, связанные с расчетом платы за коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение потребителям (населению).

Согласно агентскому договору, агент обязан производить расчет начислений платы за потребленные коммунальные услуги, поставляемые принципалом (пункт 2.2.1), ежемесячно совместно с принципалом снимать показания коллективных приборов учета и предоставлять принципалу информацию о показаниях общедомовых приборов учета с сопроводительным письмом, с приложением реестра показаний по каждому прибору учета (пункт 2.2.12), перечислять поступившие на расчетный счет агента средства потребителей в оплату коммунальных услуг на расчетные счета принципала либо третьим лицам (во исполнение договорных обязательств принципала) (пункт 2.2.6). Принципал вправе осуществлять контроль за исполнением обязательств по договору путем получения от агента ежемесячных отчетов (пункт 2.5.1).

В пункте 5 агентского договора, определяющим срок действия договора, установлено, что договор вступает в силу с 01.11.2013 и действует до 31.12.2013, по истечении срока действия договор пролонгируется автоматически на один календарный месяц, если ни одна из сторон не уведомит другую о желании расторгнуть договор (пункты 5.1 и 5.2 агентского договора). При этом любая из сторон имеет право досрочно расторгнуть договор при существенных изменениях условий договора с обязательным предварительным уведомлением другой стороны.

По результатам проведения выездной налоговой проверки общества налоговым органом сделан вывод, что в июле, августе 2016 года налогоплательщиком в бухгалтерском и налоговом учете не отражена реализация коммунальных услуг (отопление, ГВС) населению, обслуживаемому в ООО «УК ЖКХ».

При этом общество не оспаривает сам факт реализации коммунальных услуг населению.

Факт реализации коммунальных услуг (отопление, ГВС) населению в июле, августе 2016 года подтверждается следующими документами, представленными ООО «УК ЖКХ»:

- ведомостями начислений в разрезе услуг: отопление и горячее водоснабжение за июль, август 2016 года.

В ведомостях указаны организация по оказанию начислений коммунальных услуг (ООО «УК ЖКХ»), месяц в котором произведено начисление, поставщик (ООО «Туймазинские тепловые сети»), начисления в разрезе лицевых счетов (поквартирно), по видам коммунальных услуг, с указанием дома, общей площади, входящего сальдо, начислений по тарифу, сумм перерасчетов и оплат и исходящего сальдо. Согласно указанным ведомостям произведена реализация коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в адрес населения в июле 2016 года в сумме 23 342 385,21 руб. (в т. ч. НДС 3 560 702,83 руб.), в августе 2016 года – 22 769 168,46 руб. (в т. ч. НДС 3 473 262,98 руб.). Документы подписаны директором ООО «УК ЖКХ» ФИО5, главным бухгалтером ООО «УК ЖКХ» ФИО6 и заверены печатью организации;

- отчетами по начислениям и потреблению ресурсов за июль, август 2016 года.

В отчете указаны организация по оказанию начислений коммунальных услуг (ООО «УК ЖКХ»), месяц в котором произведено начисление, поставщик (ООО «Туймазинские тепловые сети»), наименование коммунальных услуг, с указанием начислений по тарифу без изменения, объема без изменения, перерасчета по тарифу, объема перерасчета, качества по тарифу, объема качества, начисления с учетом перерасчета, фактического потребленного объема, единицы измерения, оплаченной суммой и оплаченного объема. Согласно отчетам, с учетом объема услуг, поставленных в адрес населения, начислено к оплате 46 111 553,67 руб., в том числе в июле 2016 года – 23 342 385,21 руб. (в том числе НДС – 3 560 702,83 руб.), в августе 2016 года – 22 769 168,46 руб. (в том числе НДС – 3 473 262,98 руб.). Документы подписаны директором ООО «УК ЖКХ» ФИО5, главным бухгалтером ООО «УК ЖКХ» ФИО6 и заверены печатью организации;

- выпиской из журнала учета объемов по услуге горячего водоснабжения за 2016 год, в котором отражена информация по снятию показаний приборов учета горячего водоснабжения и приборов учета теплоэнергии на горячее водоснабжение с указанием дома, даты снятия показаний, расхода в м³ и расхода в Гкал.

Письмом от 22.03.2018 №605 ООО «УК ЖКХ» сообщило, что согласно агентскому договору от 01.11.2013 №105 акты выполненных работ (оказанных услуг) за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 не предусмотрены. Ежемесячно после закрытия месяца производится формирование итоговой отчетности для ООО «Туймазинские тепловые сети» о плате, начисленной населению за услуги отопления и горячего водоснабжения (по каждому компоненту отдельно для индивидуального потребления и общедомовых нужд), а также о суммах, оплаченных населением за предоставленные услуги. Данная информация представляется по каждому лицевому счету в «Ведомости начислений в разрезе услуг» и «Отчетах по начислениям и потреблению ресурсов», которые сопроводительным письмом доставляются в приемную ресурсоснабжающей организации. За июль, август 2016 года документы направлены сопроводительными письмами от 09.06.2018 №1888, от 09.09.2016 № 2112.

Документы приняты ресурсоснабжающей организацией без замечаний.

Согласно показаниям директора ООО «УК ЖКХ» ФИО5 (протокол допроса от 13.08.2018) обязательства агента считаются выполненными, а результат работ принятым с момента подписания акта выполненных работ по агентскому договору и выплаты агентского вознаграждения.

Директор ООО «Туймазинские тепловые сети» ФИО7 в протоколе допроса от 20.08.2018 на вопрос: «Происходит ли согласование Вами ведомостей в разрезе услуг: отопление и горячего водоснабжения по населению, которое обслуживается ООО Управляющая компания УЖХ» с ООО «Туймазинские тепловые сети? В какой момент обязательства ООО «УК ЖКХ» по агентскому договору от 01.11.2013 №105 считаются выполненными и результат работ принят?» показал, что подписанные акты по вознаграждению свидетельствуют о том, что ООО «УК УЖХ» выполнило свои обязательства по агентскому договору перед ООО «Туймазинские тепловые сети».

Оплата от населения за реализованные коммунальные слуги в июле, августе 2016 года поступала ресурсоснабжающей организации в порядке, предусмотренном п.2.2.6 агентского договора, в соответствии с которым агент обязан перечислять поступившие на расчетный счет денежные средства от потребителей в оплату коммунальных услуг: отопления и горячего водоснабжения на расчетные счета принципала, либо третьим лицам по письменному указанию принципала.

Из анализа выписки о движении денежных средств по расчетному счету инспекцией установлено, что в июле, в августе 2016 года в ООО «УК ЖКХ» осуществлялись поступления от населения за коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение, обслуживаемого ООО «УК ЖКХ», в том числе в июле – 36 501 501,72 руб., в августе – 39 091 341,18 руб.

ООО «УК ЖКХ» перечисляло в 2016 году в адрес ООО «Туймазинские тепловые сети» денежные средства, собранные от населения, в сумме: в июле – 20 000 000,00 руб., в августе – 19 500 000,00 руб. В адрес третьих лиц (во исполнение договорных обязательств ООО «Туймазинские тепловые сети» перед третьими лицами по письменному указанию) денежные средства, собранные от населения в июле, перечислялись в размере - 1 545 000,00 руб., в августе – 1 585 444,97 руб.

Письмом ООО «УК ЖКХ» от 11.05.2017 №1147 сообщило, что согласно условиям заключенного агентского договора ООО «УК ЖКХ» осуществляет начисление и сбор платежей за потребленные коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение и перечисляет ООО «Туймазинские тепловые сети» средства только в пределах поступившей от населения суммы, а именно: в июле – 21 827 000,44 руб., в августе – 22 457 896,35 руб.

Актами сверки взаимных расчетов за июль, август 2016 года, подписанным обеими сторонами без разногласий, подтверждается поступление денежных средств в июле в размере 21 827 000,44 руб., в августе в размере 22 457 896,35 руб.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что в июле, августе 2016 года ООО «Туймазинские тепловые сети» осуществлялась реализация коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению, обслуживаемому в ООО «УК ЖКХ», население производило оплату за поставленные коммунальные ресурсы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации).

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п.1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п.п. 3.2, п. 6.2 учетной политики налогоплательщика выручка от реализации работ, услуг признается по мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов за выполненные работы и оказанные услуги. Для целей налогообложения прибыли в соответствии ст.271 Налогового кодекса Российской Федерации доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (методом начисления).

В бухгалтерском учете (главная книга за 2016 год, оборотно-сальдовая ведомость счета 62.01 по квартально за 2016 год, анализ счета 90.01 «Продажи» по квартально за 2016 год) ООО «Туймазинские тепловые сети» отражена реализация коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению, обслуживаемому в ООО «УК ЖКХ» (Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К 90 «Продажи») за 2016 год в сумме 218 011 548, 14 руб. (в т.ч. НДС – 33 255 998,88 руб.), в том числе:

Январь – 22 133 066,78 руб. (в т.ч. НДС – 3 376 230,52 руб.);

Февраль – 22 370 361,77 руб. (в т.ч. НДС – 3 412 428,06 руб.);

Март – 22 413 998,61 руб. (в т.ч. НДС – 3 419 084,54 руб.);

Апрель – 22 694 357,54 руб. (в т.ч. НДС – 3 461 851,15 руб.);

Май – 22 429 186,91 руб. (в т.ч. НДС – 3 421 401,39 руб.);

Июнь – 21 846 248,40 руб. (в т.ч. НДС – 3 332 478,58 руб.);

Сентябрь – 22 011 101,58 руб. (в т.ч. НДС – 3 357 625,68 руб.);

Октябрь – 22 359 214,42 руб. (в т.ч. НДС – 3 410 727,63 руб.);

Ноябрь – 21 257 112,74 руб. (в т.ч. НДС – 3 242 610,42 руб.);

Декабрь – 18 496 899,39 руб. (в т.ч. НДС – 2 821 560,91 руб.).

Судом установлено, что реализация коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению, обслуживаемому в ООО «УК ЖКХ» в июле, августе 2016 года отсутствует.

ООО «Туймазинские тепловые сети» не включены в состав налоговой базы для целей исчисления НДС по строке 010 «Реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога, всего» доходы от реализации в июле, августе 2016 года коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в адрес населения, обслуживаемого ООО «УК ЖКХ», в размере 46 111 553,67 руб. (в т. ч. НДС – 7 033 965,81 руб.). Оплата от населения за реализованные коммунальные слуги в июле, августе, поступившая на счета налогоплательщика от агента, не учтена им и в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2016 года в разделе 4 «суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав».

В материалах проверки отсутствуют доказательства произведенной ООО «Туймазинские тепловые сети» корректировки объема тепловой энергии, отпущенной населению в июле-августе 2016 года.

Судом первой инстанции рассмотрен и отклонен довод налогоплательщика о том, что сложившиеся юридические взаимоотношения между им и ООО «УК ЖКХ» не соответствуют агентскому договору пятилетней давности.

Агентский договор № 105 от 01.11.2013 является действующим. ООО «Туймазинские тепловые сети» в соответствии с пунктом 5.3 указанного договора в одностороннем порядке агентский договор не расторгало и об изменении существенных условий договора другую сторону – ООО «УК ЖКХ» не уведомляло.

Акты выполненных работ по агентскому договору от 31.07.2016 №517, от 31.08.2016 №606, согласно которым услуги выполнены полностью в срок и заказчик не имеет претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг, подписаны обеими сторонами без разногласий.

Сумма агентского вознаграждения удержана ООО «УК ЖКХ» на основании агентского договора в день перечисления денежных средств ООО «УК ЖКХ» на расчетный счет ООО «Туймазинские тепловые сети» в июле 2016 года в размере 545 672,01 руб., в августе 2016 года – 561 447,41 руб. Данные действия агента ООО «УК ЖКХ» принципалом – обществом не оспаривались, вышеуказанные суммы агентского вознаграждения в адрес ООО «Туймазинские тепловые сети» не возвращались.

Представленный налогоплательщиком в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля подписанный обеими сторонами акт сверки взаимных расчетов за июнь 2018 года, в котором имеется примечание, дописанное от руки, о том, что «поступление денежных средств за июль, август 2016 года на рассмотрении», не может являться надлежащим доказательством по делу, поскольку аналогичный акт сверки, представленный налоговому органу другой стороной (ООО «УК УЖХ»), не содержит указанных замечаний.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о занижении НДС, подлежащего уплате в бюджет в 3 квартале 2016 года в сумме 7 033 965,81 руб.

Оспариваемым решением обществу также доначислен НДС за сентябрь 2016 года в размере 2 204 396,26 руб.

В 2016 году ООО «Туймазинские тепловые сети» оказывало коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, без привлечения агента.

Налогоплательщик ежемесячно начислял и выставлял платежный документ (счет) на оплату коммунальных услуг населению по каждому лицевому счету, обслуживаемому непосредственно ООО «Туймазинские тепловые сети».

В бухгалтерском учете (главная книга за 2016 год, оборотно-сальдовая ведомость счета 62.01 поквартально за 2016 год, карточка счета 62 поквартально за 2016 год) ООО «Туймазинские тепловые сети» отражена реализация коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение населению, которое обслуживается ООО «Туймазинские тепловые сети» (непосредственный способ правления) (дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит счета 90 «Продажи») за 2016 год в сумме 138 345 885 руб. (в т.ч. НДС 21 103 609,57 руб.), в том числе:

Январь – 10 486 429,70 руб. (в т.ч. НДС – 1 599 624,88 руб.);

Февраль – 12 287 954,46 руб. (в т.ч. НДС – 1 874 433,73 руб.);

Март – 12 182 178,94 руб. (в т.ч. НДС – 1 858 298,49 руб.);

Апрель – 11 091 874,85 руб. (в т.ч. - НДС 1 691 980,92 руб.);

Май – 12 081 094,51 руб. (в т.ч. НДС – 1 842 878,83 руб.);

Июнь – 11075 191,90 руб. (в т.ч. НДС – 1 689 436,06 руб.);

Июль – 13 874 089,35 руб. (в т.ч. НДС- 2 116 386,51 руб.);

Август – 13 317 498,10 руб. (в т.ч. НДС – 2 031 482,77 руб.);

Октябрь – 15 931 948,10 руб. (в т.ч. НДС – 2 430 297,18 руб.);

Ноябрь – 14 132 449,19 руб. (в т.ч. НДС- 2 155 797,34 руб.);

Декабрь – 11 885 176,09 руб. (в т.ч. НДС – 1 812 992,96 руб.).

В сентябре 2016 года ООО «Туймазинские тепловые сети» ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете реализация коммунальных услуг населению не отражена.

В обоснование позиции в части не отражения реализации коммунальных услуг населению в сентябре 2016 года ООО «Туймазинские тепловые сети» указывает на проведенную корректировку начислений.

В обоснование данного довода обществом представлены следующие документы:

- ведомости начислений в разрезе услуг населению (по видам услуги, дому, лицевому счету), обслуживаемому ООО «Туймазинские тепловые сети», за период январь – декабрь 2016 года, в которых указаны месяц, в котором произведено начисление коммунальных услуг, вид расчета (отопление, теплоэнергия на ГВС, теплоэнергия на ГВС на ОДН, холодная вода на ГВС, холодная вода на ГВС на ОДН), начисления в разрезе лицевых счетов (поквартирно) в разрезе услуг, с указанием дома, количества начислений по дому, сумм начислений в целом по дому, количества перерасчетов по дому, сумм перерасчетов по дому, скорректированного количества и скорректированного начисления по дому, а также приведены итоговые данные в целом по виду реализованных населению услуг за месяц (отопление, теплоэнергия на ГВС, теплоэнергия на ГВС на ОДН, холодная вода на ГВС, холодная вода на ГВС на ОДН): количество начислений всего, сумма начислений всего, скорректированное количество всего и скорректированное начисление всего;

- отчеты по начислениям в разрезе вида расчета-дом-лицевой счет за период январь – декабрь 2016 года, в которых отражены графы «Скорректированное количество» и «Скорректированные начисления». Данные приведены в разрезе реализованных коммунальных услуг (отопление, теплоэнергия на ГВС, теплоэнергия на ГВС на ОДН, холодная вода на ГВС, холодная вода на ГВС на ОДН) и в разрезе лицевых счетов (поквартирно), с указанием дома, скорректированного количества и скорректированного начисления по дому, а также приведены итоговые данные в целом за месяц по виду реализованных населению услуг (отопление, теплоэнергия на ГВС, теплоэнергия на ГВС на ОДН, холодная вода на ГВС, холодная вода на ГВС на ОДН), скорректированное количество всего и скорректированное начисление всего.

Из анализа сумм скорректированных начислений по реализованным населению услугам по каждому лицевому счету (по каждой квартире), в целом по дому и в целом по виду услуг «отопление» следует, что ООО «Туймазинские тепловые сети» провело корректировку начислений в сторону уменьшения по реализованным коммунальным услугам по 37 домам, оборудованным общедомовыми приборами учета тепловой энергии, дважды: в сентябре и в другом месяце 2016 года:

- Молодежный мкр., дом 10, корректировка произведена в июне (-79 644,65 руб.) и в сентябре (-75 741,63 руб.) 2016 года;

- пер. Луначарского, дом 2, корректировка произведена в январе (-134 254,65 руб.) и в сентябре (-144 555,15 руб.) 2016 года;

- Девонская, дом 31, корректировка произведена в сентябре (-365 190,42 руб.) и декабре (-365 190,42 руб.) 2016 года;

- ФИО8, дом 2, корректировка произведена в сентябре (-184 664,71 руб.) и в декабре (-184 664,71 руб.) 2016 года;

- ФИО9, дом 10-а, корректировка произведена в январе (-25 411,12 руб.) и в сентябре (-27 136,95 руб.) 2016 года;

- ФИО9, дом 45, корректировка произведена в январе (17 720,33 руб.) и в сентябре (21 055,79 руб.) 2016 года;

- ФИО9, дом 47, корректировка произведена в сентябре (17 555,30 руб.) и в декабре (97 941,29 руб.) 2016 года;

- ФИО9, дом 30, корректировка произведена в январе (-369 256,13 руб.) и в сентябре (-395 877,91 руб.) 2016 года;

- ФИО9, дом 32, корректировка произведена в январе (-199 496,98 руб.) и в сентябре (-192 995,02 руб.) 2016 года;

- ФИО9, дом 36, корректировка произведена в июне (17 518,39 руб.) и в сентябре (18 742,67 руб.) 2016 года;

- ФИО9, дом 41, корректировка произведена в январе (-373 008,30 руб.) и в сентябре (24 216,88 руб.) 2016 года;

- Котовского, дом 3, корректировка произведена в сентябре (-193 768,96 руб.) и в декабре (21 200,55 руб.) 2016 года;

 - Ленина, дом 18, Серафимовский, корректировка произведена в январе (-16 097,61 руб.) и в сентябре(-190 219,40 руб.) 2016 года;

- Ленина, дом 16, Серафимовский, корректировка произведена в сентябре (-130 923,67 руб.) и в декабре (-10 190,23 руб.) 2016 года;

- Луначарского, дом 23, корректировка произведена в сентябре (65 166,03 руб.) и в декабре (-236 975,95 руб.) 2016 года;

- Ленина, дом 20, корректировка произведена в сентябре (33 421,64 руб.) и в декабре (55 261,73 руб.) 2016 года;

- Луначарского, дом 28-А, корректировка произведена в январе (35 464,90 руб.) и в сентябре (40 863,66 руб.) 2016 года;

- Мира, дом 5, корректировка произведена в сентябре (3 082,53 руб.) и декабре (3 464,00 руб.) 2016 года;

- Мира, дом 3, корректировка произведена в июне (-129 662,98 руб.) и в сентябре (-136 847,80 руб.) 2016 года;

- Нефтяников, дом 16, Кандры, корректировка произведена в апреле (- 164 523,96 руб.) и в сентябре (-182 467,98 руб.) 2016 года;

- Нефтяников, дом20, корректировка произведена в апреле (-469266,36 руб.) и в сентябре (-497752,35 руб.) 2016 года;

- Нефтяников, дом 18, корректировка произведена в апреле (-382 213,58 руб.) и в сентябре (-401 035,16 руб.) 2016 года;

- Островского, дом 49, корректировка произведена в сентябре (-144 59,34 руб.) и в декабре (-14 559,34 руб.) 2016 года;

- Покровская, дом 3, корректировка произведена в сентябре (-232 489,50 руб.) и в декабре (-79 375,34 руб.) 2016 года;

- Северная, дом 34, корректировка произведена в августе (-205 050,87руб.) и в сентябре (-227 348,76 руб.) 2016 года;

- Северная, дом 36, корректировка произведена в августе (-326 681,58 руб.) и в сентябре (-357 671,57 руб.) 2016 года;

- ФИО10, 4а, корректировка произведена в июне (-221 180,34 руб.) и сентябре (-236 031,70 руб.) в 2016 года;

- ФИО11, 34, корректировка произведена в сентябре (705,37 руб.) и в декабре (705,37 руб.) 2016 года;

- ФИО11, 36, корректировка произведена в сентябре (-37 148,70 руб.) и в декабре (-37 148,74 руб.) 2016 года;

- Фестивальная, 2, корректировка произведена в августе (-111 294,19 руб.) и в сентябре (-123 681,74 руб.) 2016 года;

- ФИО12, 22 п.6-10, корректировка произведена в сентябре (47 560,86 руб.) и декабре (47560,86 руб.) 2016 года;

- ФИО12, 22 п. 1-5, корректировка произведена в сентябре (38 816,66 руб.) и в декабре (-295 665,67 руб.);

- ФИО12, 67, корректировка произведена в январе (-51 911,49 руб.) и в сентябре (-50 992,11 руб.) 2016 года;

- ФИО12, 65, корректировка произведена в январе (-50 740,71 руб.) и в сентябре (-50 326,96 руб.) 2016 года;

- Южная, 24, корректировка произведена сентябрь (-394360,50 руб.) и декабрь (-394 278,60 руб.) 2016 года;

- Южная, 54, корректировка произведена январь (-37 153,42 руб.) и сентябрь (-39 101,24 руб.) 2016 года;

- Ленина, 23 с. Субханкулово, корректировка произведена в июне (-172 422,14 руб.) и в сентябре (-181 935,92 руб.) 2016 года.

Кроме того, ООО «Туймазинские тепловые сети» также проведена корректировка начислений в сторону уменьшения в сентябре 2016 года по домам без приборов учета тепла:

- Молодежный мкр., дом 12 (-130 554,54 руб.);

- Молодежный мкр., дом 15 (-114 649,29 руб.);

- Молодежный мкр., дом 17 (-54 873,92 руб.).

По всем вышеуказанным домам уменьшены суммы по каждому лицевому счету (по каждой квартире).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что корректировка начислений в сторону уменьшения была произведена по указанным в оспариваемом решении домам дважды, что привело к занижению от реализации коммунальных услуг в сентябре 2016 года.

В письме от 22.08.2018 № 1503 ООО «Туймазинские тепловые сети» пояснило, что размер платы за отопление в помещениях многоквартирного дома (руб.) корректируется исполнителем 1 раз в год. Расчет за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению населению, перерасчеты начисленных сумм в 2016 году производились на основании приложения № 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354 «О представлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов».

Количество тепловой энергии в многоквартирных домах в 2016 году рассчитывалось:

- при отсутствии в жилом доме коллективного (общедомового) прибора учета, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м.);

- при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв.м).

Вместе с тем, в 2016 году действовал порядок начисления платы за услуги отопления, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).

В подпункте 2 пункта 2 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам указано, что расчет размера платы за коммунальные услуги определяется по среднемесячным показаниям приборов учета за предыдущий год, а при их отсутствии – по нормативам потребления, то есть плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается равномерно в течение 12 месяцев в году.

В соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель производит корректировку размера платы за отопление один раз в год.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 утратило силу с 01.07.2016 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, которым утверждены Правила представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В пункте 3(1) Приложения № 2 к Правилам представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов указано, что расчет размера платы за коммунальные услуги определяется по среднемесячным показаниям приборов учета за предыдущий год, а при их отсутствии – по нормативам потребления, то есть плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается равномерно в течение 12 месяцев в году.

Согласно пункту 3(2) Приложения № 2 к Правилам представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме корректируется исполнителем один раз в год.

Таким образом, и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 и Правилами представлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (в ред. от 29.06.2016.) предусмотрен расчет размера платы за коммунальные услуги по среднемесячным показаниям приборов учета за предыдущий год, а при их отсутствии – по нормативам потребления, а также корректировка размера платы за отопление 1 раз в год.

Суд первой инстанции указал, что возможность корректировки (дважды) размера платы за услуги по отоплению домов, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, законодательством не предусмотрена, в связи с чем пришел к выводу, что действия ООО «Туймазинские тепловые сети» по корректировке (дважды) размера платы являются неправомерными.

Относительно домов без приборов учета тепла суд отметил, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Следовательно, корректировки начислений по отоплению производиться не могут.

Из протокола допроса от 20.08.2018 начальника отдела сбыта ООО «Туймазинские тепловые сети» ФИО13 следует, что начисления за потребленные коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение, в адрес населения, обслуживаемого непосредственно ООО «Туймазинские тепловые сети», в сентябре 2016 года имелись, однако была сделана корректировка по отоплению в сентябре 2016 года по окончанию отопительных сезонов 2015, 2016 годов».

При этом из протоколов допросов свидетелей – физических лиц (населения), проживавших в домах, которые обслуживались непосредственно ООО «Туймазинские тепловые сети» (всего 100 протоколов допросов) следует, что в сентябре 2016 года перерасчет в сторону уменьшения начислений за потребленные коммунальные услуги поставщиком ООО «Туймазинские тепловые сети» не осуществлялся, что также подтверждается приложенными к указанным протоколам допросов платежными документами, представленными физическими лицами за сентябрь 2016 года, из которых следует, что перерасчет ресурсоснабжающей организацией не производился (сумма к уплате в платежном документе, представленном плательщиком, указана без перерасчета, отраженного в ведомости начислений в разрезе услуг населению за сентябрь 2016 года, представленной Обществом).

Так, например, из отчетов по начислениям в разрезе вида расчета «Дом-лицевой счет» по лицевому счету №<***>, присвоенному налогоплательщику, проживающему по адресу: <...> (общая площадь лицевого счета 80,1 кв.м.), представленных ООО «Туймазинские тепловые сети» следует, что по данному лицевому счету корректировка производилась дважды: в сентябре 2016 года (скорректированное начисление: - 6 019,95 руб.), и в декабре 2016 года (скорректированное начисление: - 6 059,90 руб.).

При этом из платежных документов на оплату услуг за сентябрь 2016 года и декабрь 2016 года, представленных в налоговый орган самим плательщиком коммунальных платежей следует, что в платежном документе, полученном им от ООО «Туймазинские тепловые сети» за сентябрь 2016 года указана сумма, начисленная за сентябрь, в размере 2 294, 33 руб. и сумма, подлежащая уплате за сентябрь с учетом аванса за октябрь 2016 года в размере 4 588,66 руб., то есть данные суммы указаны без учета корректировки, указанной в отчете Общества, в размере 6 019,95 руб., а в платежном документе, полученном плательщиком, за декабрь 2016 года указана сумма, начисленная за декабрь 2016 года в размере 6 059, 90 руб., и сумма, подлежащая уплате за декабрь, с учетом аванса за январь, в размере 3 765, 57 руб., то есть данные суммы указаны с учетом корректировки, указанной в отчете общества за декабрь 2016 года.

Таким образом, обществом плательщику с лицевым счетом <***> в сентябре 2016 были реализованы коммунальные услуги по отоплению и ГВС, за которые начислена оплата и сформирован платежный документ без учета корректировки, отраженной в отчете общества за сентябрь 2016 года.

Следовательно, обоснованность корректировок в уменьшение начислений по каждому виду услуг в сентябре 2016 года ООО «Туймазинские тепловые сети» по физическим лицам-потребителям коммунальных услуг, лицевые счета которых отражены в «Ведомости начислений в разрезе услуг населению за сентябрь 2016 года» и в «Отчете по начислениям в разрезе вида расчета – дом – лицевой счет за сентябрь 2016 года», не подтверждена.

Суд первой инстанции указал, что коммунальные услуги по отоплению и ГВС были реализованы обществом физическим лицам в сентябре 2016 года без учета корректировки в строну уменьшения стоимости, при том, что в налоговой и бухгалтерской отчетности общества за сентябрь 2016 года данная реализация не отражена, и пришел к выводу, что обществом занижена выручка за сентябрь в сумме 14 451 042, 25 руб. и не исчислена соответствующая сумма НДС.

Также обществу доначислен НДФЛ для уплаты в бюджет в размере 10 874 754 руб.

Согласно пункту 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее расчет по форме 6-НДФЛ), за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В ООО «Туймазинские тепловые сети» созданы обособленные подразделения по муниципальным образованиям, входящим в состав Туймазинского района и г. Туймазы:

- г.Туймазы (ОКТМО - 80651101),

- Кандринский с/с (ОКТМО - 80651427),

- Субханкуловский с/с (ОКТМО - 80651461),

- Серафимовский с/с (ОКТМО - 80651447).

ООО «Туймазинские тепловые сети» в налоговый орган представлены расчеты сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (по форме 6-НДФЛ) за 1 квартал 2016 года, за первое полугодие 2016 года, за девять месяцев 2016 года, за 2016 год, за 1 квартал 2017 года, за первое полугодие 2017 года. Всего 24 расчета.

В ходе проведения выездной налоговой проверки, на основании главной книги, карточки счетов 70,68.01, отчета по проводкам (Дт 70 Кт 50, Дт 70 Кт 51), свода начислений и удержаний по организации, платежных поручений для зачисления заработной платы и иных выплат на зарплатные карты работников с расчетного счета, лицевых счетов, сведений о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ), расчетов сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ), налоговым органом установлено, что при наличии факта получения в банке наличных денежных средств на выплату заработной платы, факта выплаты заработной платы работникам организации и, следовательно, удержания налога на доходы физических лиц за период с 01.03.2016 по 30.06.2017, ООО «Туймазинские тепловые сети» допущено неотражение в расчетах сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (по форме 6 НДФЛ) за 1 квартал 2016 года, за 1 полугодие 2016 года, за 9 месяцев 2016 года, за 2016 год, за 1 квартал 2016 года, за 1 полугодие 2017 года сумм фактически полученного дохода в размере 70 821 754,62 руб. и сумм удержанного налога в размере 10 874 754 руб.

Таким образом, в акте выездной налоговой проверки от 09.06.2018 №23/11 установлено занижение, а так же неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного с выплат физическим лицам по состоянию на 30.06.2017 (за период с 01.03.2016 по 30.06.2017) в сумме 10 874 754 руб., в том числе:

за период с 01.03.2016 по 31.12.2016 – 6 119 335 руб. по ОКТМО:

- г. Туймазы (ОКТМО - 80651101) – 4 776 286 руб.,

- Кандринский с/с (ОКТМО – 80 651 427) – 597 565 руб.,

- Серафимовский с/с (ОКТМО – 80 651 447) – 479 048 руб.,

- Субханкуловский с/с (ОКТМО – 80 651 461) – 266 436 руб.

за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 4 755 419 руб., в том числе, по ОКТМО:

- г. Туймазы (ОКТМО - 80651101) – 3 587 900 руб.,

- Кандринский с/с (ОКТМО - 80651427) – 497 799 руб.,

- Серафимовский с/с (ОКТМО - 80651447) – 436 436 руб.,

- Субханкуловский с/с (ОКТМО - 80651461) – 233 284 руб.

ООО «Туймазинские тепловые сети» произведена оплата налога на доходы физических лиц, в том числе по ОКТМО:

г.Туймазы (ОКТМО - 80651101) – 11 547 325,34 руб., в том числе зачтено на текущие платежи в сумме 4 306 736, 27 руб.:

- платежное поручение № 1688 от 31.10.2017 на сумму 1 935 000 рублей с назначением платежа за 4 квартал 2016 года (зачтено за 1 кв. 2018 и за первое полугодие 2018 года);

- платежное поручение № 1678 от 01.11.2017 на сумму 192 444 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2016 года (зачтено за первое полугодие 2018 года);

- платежное поручение № 1674 от 01.11.2017 на сумму 192 000 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2016 года (зачтено за первое полугодие 2018 года);

- платежное поручение № 349 от 30.03.2018 на сумму 1 300 000 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2016 года (зачтено за первое полугодие 2018 года в сумме 787 292, 27 руб.);

- платежное поручение № 357 от 30.03.2018 на сумму 1 200 000 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2016 года (зачтено за первое полугодие 2018 года);

- платежное поручение № 403 от 06.04.2018 на сумму 608 580 руб. с назначением платежа за 2016 год;

- платежное поручение № 411 от 09.04.2018 на сумму 361 323 руб. с назначением платежа за 2016 год;

- платежное поручение № 1975 от 01.12.2017 на сумму 666 000 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежный ордер № 1 от 13.03.2018 на сумму 40 103 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежный ордер № 2 от 13.03.2018 на сумму 9 998 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежный ордер № 4 от 14.03.2018 на сумму 1 399 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежный ордер № 11 от 20.03.2018 на сумму 194 936,54 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежный ордер № 12 от 20.03.2018 на сумму 64 641,92 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежный ордер № 13 от 21.03.2018 на сумму 145 759,92 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежный ордер № 14 от 22.03.2018 на сумму 35 139,96 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежное поручение № 325 от 28.03.2018 на сумму 4 600 000 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежное поручение № 629 от 03.05.2018 на сумму 172 704 руб. с назначением платежа за 1 квартал 2018 года;

- платежное поручение № 1010 от 03.07.2018 на сумму 500 000 руб. с назначением платежа за 2 квартал 2018 года;

- платежное поручение № 1232 от 01.08.2018 на сумму 4 545 руб. с назначением платежа за 2 квартал 2018 года;

Кандринский с/с (ОКТМО - 80651427) – 1 522 804 руб., в том числе зачтено на текущие платежи в сумме 439243 руб.:

- платежное поручение № 1670 от 31.10.2017 на сумму 245 874 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2016 года (зачтено за 1 квартал 2018 года и за первое полугодие 2018 года);

- платежное поручение № 400 от 06.04.2018 на сумму 485 640 руб. с назначением платежа за 2016 год (зачтено за первое полугодие 2018 года в сумме 193 369 руб.);

- платежное поручение № 329 от 28.03.2018 на сумму 791 293 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежное поручение № 631 от 03.05.2018 на сумму 23 548 руб. с назначением платежа за 1 квартал 2018 года;

- платежное поручение № 1233 от 01.08.2018 на сумму 4079 руб. с назначением платежа за 2 квартал 2018 года.

Серафимовский с/с (ОКТМО - 80651447) -1 284 528 руб., в том числе зачтено на текущие платежи в сумме 380176 руб.:

- платежное поручение № 1669 от 31.10.2017 на сумму 201454 рублей с назначением платежа за 4 квартал 2016 года (зачтено за 1 квартал 2018 и за первое полугодие 2018 года);

- платежное поручение № 1681 от 01.11.2017 на сумму 39 688 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2016 года (зачтено за первое полугодие 2018 года);

- платежное поручение № 401 от 06.04.2018 на сумму 358 215 руб. с назначением платежа за 2016 год (зачтено за первое полугодие 2018 года в сумме 139 034 руб.);

- платежное поручение № 328 от 28.03.2018 на сумму 685 171 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежное поручение № 632 от 03.05.2018 на сумму 27 368 руб. с назначением платежа за 1 квартал 2018 года;

- платежное поручение № 1234 от 01.08.2018 на сумму 4 079 руб. с назначением платежа за 2 квартал 2018 года.

Субханкуловский с/с (ОКТМО - 80651461) – 719 438 руб., в том числе зачтено на текущие платежи в сумме 262 638 руб.:

- платежное поручение № 1671 от 31.10.2017 на сумму 42 672 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2016 года (зачтено за 1 квартал 2018 и за первое полугодие 2018 года);

- платежное поручение № 1679 от 01.11.2017 на сумму 27 429 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2016 года (зачтено за первое полугодие 2018 года);

- платежное поручение № 402 от 06.04.2018 на сумму 247 565 руб. с назначением платежа за 2016 года (зачтено за первое полугодие 2018 в сумме 192 537 руб.);

- платежное поручение № 327 от 28.03.2018 на сумму 401 772 руб. с назначением платежа за 4 квартал 2017 года;

- платежное поручение № 630 от 03.05.2018 на сумму 16 380 руб. с назначением платежа за 1 квартал 2018 года;

- платежное поручение № 1242 от 02.08.2018 на сумму 4 545 руб. с назначением платежа за 2 квартал 2018 года.

25.06.2018 переведена переплата по предыдущему акту проверки (от 27.05.2016 № 20/11) в сумме 922 232 руб. на текущие платежи. Ввиду отсутствия задолженности по текущим платежам сумма переплаты составила 922 232 руб.

30.07.2018 ООО «Туймазинские тепловые сети» представлены в налоговый орган уточнённые расчеты сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ) за 4 квартал 2017 года с уменьшением начисления налога в сумме 7 149 179 руб. (регистрационные номера №№ 649217480, 649217481, 649217482, 649217484 от 30.07.2018), сумма переплаты составила 7 149 179 руб.

По состоянию на 20.09.2018 у ООО «Туймазинские тепловые сети» образовалась переплата по налогу на доходы физических лиц, которая по данным КРСБ составила 10 874 754 руб., в том числе по ОКТМО:

г. Туймазы (ОКТМО - 80651101)- 8364186 руб., в том числе:

- перечислено по платежным поручениям с назначением платежа за 2016 год – 1 482 615 руб.;

- перечислено по платежным поручениям с назначением платежа за 1,2 квартал 2018 года – 677 249 руб.;

- 25.06.2018г. переплата по акту проверки (от 27.05.2016 № 20/11) в сумме 634 573 руб. переведена по заявлению налогоплательщика на текущие платежи;

- по уточнённому расчету сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ) за 4 квартал 2017 года (регистрационный № 649217482 от 30.07.2018) – 5 569 749 руб.

Кандринский с/с (ОКТМО - 80651427) – 1 095 364 руб., в том числе:

- перечислено по платежным поручениям с назначением платежа за 2016 год – 289 271 руб.;

- перечислено по платежным поручениям с назначением платежа за 1,2 кв. 2018 года – 27 627 руб.;

- 25.06.2018 переплата по акту проверки (от 27.05.2016 № 20/11) в сумме 116 018 руб. переведены по заявлению налогоплательщика на текущие платежи;

- по уточнённому расчету сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ) за 4 квартал 2017 года (регистрационный № 649217484 от 30.07.2018) – 662 448 руб.

Серафимовский с/с (ОКТМО - 80651447) – 915 484 руб., в том числе:

- перечислено по платежным поручениям с назначением платежа за 2016 год – 219 181 руб.;

- перечислено по платежным поручениям с назначением платежа за 1,2 кв. 2018 года – 31 447 руб.;

- 25.06.2018 переплата по акту проверки (от 27.05.2016 № 20/11) в сумме 104 540 руб. переведены по заявлению налогоплательщика на текущие платежи;

- по уточнённому расчету сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ) за 4 квартал 2017 года (регистрационный № 649217481от 30.07.2018) – 560 316 руб.

Субханкуловский с/с (ОКТМО - 80651461)- 499 720 руб., в том числе: - перечислено по платежным поручениям с назначением платежа за 2016 год– 55 028 руб.;

- перечислено по платежным поручениям с назначением платежа за 2 квартал 2018 года – 20 925 руб.;

- 25.06.2018 переплата по акту проверки (от 27.05.2016 № 20/11) в сумме 67 101 руб. переведены по заявлению налогоплательщика на текущие платежи;

- по уточнённому расчету сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ) за 4 квартал 2017 года (регистрационный № 649217480 от 30.07.2018) – 356 666 руб.

Обществом 10.10.2018 (исх. №1740 от 09.10.2018) направлено заявление о зачете переплаты на сумму задолженности по НДФЛ по решению Инспекции от 20.09.2018 № 37/11.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что переплата по НДФЛ по состоянию на 20.09.2018 (на дату вынесения решения инспекции от 20.09.2018 № 37/11) по данным карточки расчетов с бюджетом составляла 10 874 754 руб. и образовалась в связи с перечислением в 2018 году налоговым агентом НДФЛ платежными поручениями с назначением платежа за 2016 год, уплатой текущих платежей, а также ввиду предоставления в налоговый орган уточненных расчетов сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ) за 4 квартал 2017 года.

Относительно несвоевременного перечисления в бюджет удержанного с выплат физическим лицам налога на доходы физических лиц в сумме 2 309 873 руб.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

В ходе проведения выездной налоговой проверки, на основании главной книги, карточки счетов 70, 68.01, отчета по проводкам (Дт 70 Кт 50, Дт 70 Кт 51), свода начислений и удержаний по организации, платежных поручений для зачисления заработной платы и иных выплат на зарплатные карты работников с расчетного счета, лицевых счетов, сведений о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ), расчетов сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ) налоговым органом, установлено, что ООО «Туймазинские тепловые сети», при наличии факта получения в банке наличных денежных средств на выплату заработной платы, при наличии факта выплаты заработной платы работникам организации, и, следовательно, удержания налога на доходы физических лиц, допущено несвоевременное перечисление в бюджет удержанного с выплат физическим лицам НДФЛ в сумме 2 309 873 руб., в том числе по ОКТМО:

- г. Туймазы (ОКТМО - 80651101) – 1 718 140 руб.

- Кандринский с/с (ОКТМО - 80651427) – 249 854 руб.

- Серафимовский с/с (ОКТМО - 80651447) – 215 877 руб.

- Субханкуловский с/с (ОКТМО - 80651461) – 126 002 руб.

Период, за

Сумма

Дата и номер платежного

Срок перечисления

который допущено

несвоевременно

поручения,

НДФЛ с учетом

несвоевременное

перечисленного

по которому перечислен

первого рабочего

перечисление

НДФЛ

НДФЛ

дня

НДФЛ

За 1 квартал 2017

года

80651101

896185

№637 от 03.03.2017 в сумме 1522823 рублей (261612 рублей), № 1054, 1055, 1056, 1046, 1047, 1048, 1050, 1051, 1052, 1053 от 7.06.2017 в сумме 634573 рублей.

03.02.2017 10.02.2017 13.02.2017 14.02.2017 15.02.2017 16.02.2017 17.02.2017 20.02.2017 28.02.2017 07.03.2017 13.03.2017 14.03.2017

80651447

104648

№   639   от   30.03.2017   в сумме 172352 рублей (108 рублей), №   1037,1038  от 07.06.2017 в сумме 104540 рублей.

10.02.2017 14.02.2017

80651427

116624

№   640   от   30.03.2017   в сумме 207428 рублей (606 рублей), №   1034,1035  от 07.06.2017 в сумме 116018 рублей

10.02.2017 14.02.2017

80651461

70872

№   638   от   30.03.2017   в сумме 97397 рублей (3771 рублей)   №    1040,    1042, 1043, 1044 от 07.06.2017 в сумме 67101 рублей

10.02.2017 15.02.2017 16.02.2017 28.02.2017 14.03.2017

За первое полугодие 2017 года

80651101

821955

№   1417   от  31.07.2017   в сумме 821955 рублей.

03.07.2017

80651447

111229

№   1418   от  31.07.2017   в сумме 111229 рублей

03.07.2017

80651427

133230

№   1419  от  31.07.2017  в сумме 133230 рублей.

03.07.2017

80651461

55130

№   1420   от  31.07.2017   в сумме      133230     рублей (55130 рублей).

03.07.2017

Итого:

2309873

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ООО «Туймазинские тепловые сети» допущено несвоевременное перечисление в бюджет суммы удержанного с выплат физическим лицам налога на доходы физических лиц в общем размере 2 309 873 руб.

В связи с тем, что ООО «Туймазинские тепловые сети» было допущено несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в размере 13 184 627 руб., данная сумма в срок не уплачена, налоговым органом, обществу доначислены пени в размере 2 694 380руб.

Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 329 615 руб.

Довод подателя жалобы о нарушении инспекцией сроков проведения выездной налоговой проверки являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обосновано им отклонен в силу следующего.

В соответствии пунктами 1, 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п.6, 8 ст.89 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации; получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации; проведения экспертиз; перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверься для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

В порядке пункта 15 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

При исчислении срока проведения проверки применяются правила, установленные пунктами 5,6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях же когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Налоговая проверка в отношении Общества проводилась на основании решения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Республике Башкортостан ФИО14 от 14.08.2017 № 30.

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан ФИО15 от 12.09.2017 №30/1 срок проведения выездной налоговой проверки приостановлен в связи с необходимостью истребования документов в порядке пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Проверка возобновлена с 18.09.2017 по решению заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан ФИО15 от 18.09.2017 №30/2.

На основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан ФИО15 от 21.09.2017 №30/3 срок проведения выездной налоговой проверки приостановлен в связи с необходимостью истребования документов в порядке пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 27 №27 по Республике Башкортостан ФИО15 от 12.03.2018 № 30/4 проверка возобновлена с 12.03.2018.

Таким образом, выездная налоговая проверка в отношении ООО «Туймазинские тепловые сети» проводилась в периоды: с 14.08.2017 по 11.09.2017, с 18.09.2017 по 20.09.2017, с 12.03.2018 по 09.04.2018, всего 61 день.

Учитывая, что шестидесятый день проверки приходился на воскресенье – 08.04.2018, суд пришел к выводу, что датой окончания налоговой проверки считается ближайший следующий за ним рабочий день – 09.04.2018 (справка от 09.04.2018 № 09/11 о проведенной выездной налоговой проверки).

Проверка приостанавливалась в период с 12.09.2017 по 17.09.2017, с 21.09.2017 по 11.03.2018, всего 178 дней.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что срок проведения проверки не нарушен.

Также являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции довод о неподписании акта налоговой проверки от 09.06.2018 № 23/11 всеми членами проверяющей группы и не участии в рассмотрении материалов проверки заместителя начальника инспекции ФИО15

В соответствии с пунктом 2 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Заявитель указывает, что акт проверки от 09.06.2018 №23/11 не подписан заместителем начальника отдела инспекции ФИО16, что является нарушением пункта 2 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно материалам проверки, на основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №27 по Республике Башкортостан ФИО15 от 12.03.2018 № 30/5 внесены изменения в решение о проведении выездной налоговой проверки. В состав лиц, проводящих выездную налоговую проверку ООО «Туймазинские тепловые сети», включен заместитель начальника отдела Межрайонной ИФНС России №27 по Республике Башкортостан ФИО16

Судом установлено, что на момент подписания акта налоговой проверки от 09.06.2018 №23/11 ФИО16 находилась в очередном отпуске, в виду чего отсутствовала объективная возможность подписания указанного акта данным должностным лицом инспекции, что отражено в акте налоговой проверки и подтверждается копией приказа от 16.04.2018 № 03-01-11/030.

Доказательств того, что отсутствие в акте проверки подписи ФИО16 повлияло на законность принятого по результатам выездной налоговой проверки решения, нарушило право налогоплательщика на представление возражений, на участие в рассмотрении результатов выездной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля, обществом не представлено.

Довод подателя жалобы, что акт проверки и решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности содержит два взаимоисключающих вывода: первый - об уклонении налогоплательщика от уплаты НДС способом занижения выручки от реализации в 2016 году и второй - об отсутствии занижения выручки от реализации при исчислении налога на прибыль организаций, судебной коллегией рассмотрен.

В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на прибыль налогоплательщиками исчисляется на основании налогового учета.

Проверкой полноты определения доходов от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2016 год (главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, обороты по счету 90 «Выручка от продаж», по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Ведомость начислений в разрезе услуг: отопление и горячее водоснабжение», представленная ООО «Управляющая компания ЖКХ») нарушений не установлено.

Доходы от реализации в сентябре 2016 года коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в адрес населения, обслуживаемого в ООО «Туймазинские тепловые сети» в размере 18 187 201,22 рублей (в том числе  НДС - 2 774 318.83 руб.) и доходы от реализации в июле, августе 2016 года коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в адрес населения, обслуживаемого в ООО «Управляющая компания ЖКХ», согласно агентского договора, в размере 46 111 553,67 рублей (в том числе НДС - 7 033 965,81 руб.) в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2016 год отражены ООО «Туймазинские тепловые сети в полном объеме.

Все совершенные налогоплательщиком в определенном налоговом или отчетном периоде хозяйственные операции по реализации товаров (работ, услуг), подтвержденные первичными документами, составленными сторонами этих операций (продавцом-налогоплательщиком и покупателем - организацией или предпринимателем), вне зависимости от их оплаты признаются выручкой налогоплательщика и их стоимость, определенная в первичных документах, подлежит включению в состав дохода от реализации для целей исчисления налога на прибыль организаций.

Все последующие изменения стоимости или количества (объемов) совершенных в соответствующем налоговом или отчетном периоде хозяйственных операций, в том числе в виде возврата товара, непринятия части работ (услуг) или оспаривания сделки, на основании которой была произведена хозяйственная операция, подлежат учету налогоплательщиком как новые факты (события) хозяйственной жизни в налоговом (отчетном) периоде их возникновения (периоде возврата товара, уменьшения его цены, реституции в связи с признанием сделки недействительной).

Довод подателя жалобы об отсутствии в акте налоговой проверки, и в оспариваемом решении ссылки на представленные им документы первичного учета (платежные документы (счета) на оплату услуг) являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции и обосновано им отклонен, поскольку документы, на которые ссылается налогоплательщик рассматривались и оценивались налоговым органом при рассмотрении возражений на акт.

С учётом изложенного, доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2019 по делу № А07-38350/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Туймазинские тепловые сети» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Туймазинские тепловые сети» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. 00 коп., излишне уплаченную по платёжному поручению № 1782 от 24.07.2019.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                        А.П. Скобелкин

Судьи                                                                               А.А. Арямов

                                                                                           Е.В. Бояршинова