ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-12499/2021 от 11.10.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-12499/2021

г. Челябинск

11 октября 2021 года

Дело № А07-3664/2020

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Киреева П.Н., Бояршиновой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2021 по делу №А07-3664/2020.

В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан –ФИО1 (доверенность №29 от 19.04.2021, диплом).

Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (впоследствии переименован в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан) (далее – заявитель,  Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – антимонопольный орган, УФАС по РБ, управление) о признании незаконными решения и предписания от  24.12.2019 №ТО002/10/18.1-3191/2019.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Компания Уфа-Лайн» (далее – ООО «Компания Уфа-Лайн») и общество с ограниченной ответственностью «Компания Авто-Лайн» (далее – ООО «Компаний Авто-Лайн»).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2021 (резолютивная часть решения объявлена 23.07.2021) требования заявителя удовлетворены частично, оспоренные решения и предписание антимонопольного органа признаны недействительными в части признания обоснованными жалоб ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания «Авто-Лайн» при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальном маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан по лоту №2. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с этим решением суда, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом не учтены положения Постановления Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2004 №207 «Об организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан» (далее – Постановление №207), действовавшего на момент заключения договоров, в силу которых до 2013 года единственным документом, подтверждающим опыт регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, являлся паспорт маршрута с приложением расписания, которые в составе заявок отсутствовали, и которые антимонопольный орган не истребовал. Также указывает на то, что суд не дал оценку договорам в рамках действия Постановления №207. Обращает внимание на то, что суд установил факт неправильного расчета антимонопольным органом баллов спорных участников (которым не могло быть присвоено 100 баллов), но отметил, что это обстоятельство не повлияло на правильность решения управления по лотам №4 и №8, однако, такая ошибка, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о формальном подходе управления.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

 Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, полагает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что приказами Комитета от 21.09.2016 №01-05/175 и от 19.09.2019 №01-05/224 утверждено положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан, а также утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан.

20.09.2019 на официальном сайте Комитета размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан: по лоту №2 «Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «село санатория «Алкино» - пгт. Чишмы»; по лоту №4 «Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «д.Бейкеево – г.Уфа (ч/з Кушнаренково); по лоту №8 Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «Уфа (Южный автовокзал) — Кашкалаши-Яшышево».

В соответствии с протоколами оценок и сопоставления заявок на участие и открытом конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан от 28.11.2019 №7/3.2, №7/3.4 и №7/3.8, единой заявке ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн» (действующих на основании договора простого товарищества) при оценке баллов по критерию «опыт осуществления регулярный перевозок» присвоено 50 баллов.

ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн» обжаловали это решение конкурсной комиссии в УФАС по РБ, указав в своей жалобе на неправильное определение количества баллов по указанному критерию по лотам 2, 4, 5 (вместо 100 баллов по данному критерию присвоено 50 баллов).

По результатам рассмотрения жалобы этих лиц управлением принято решение от 24.12.2019 №ТО002/10/18.1-3191/2019, которым жалоба признана обоснованной (т.1 л.д.22-28).

На основании указанного решения УФАС по РБ выдало  Комитету (организатору конкурса) предписание от 24.12.2019 №ТО002/10/18.1- 3191/2019, которым предписано в срок до 15.01.2020 отменить протокол оценки и сопоставления заявок на участие и открытом конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан от 28.11.2019 №7/3.2 по лоту №2 «Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок «село санатория «Алкино» - пгт. Чишмы» (т.1 л.д.29-30).

Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Комитет обжаловал их в судебном порядке.

Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичной обоснованности требований заявителя – в части признания недействительными оспоренных решения и предписания управления в части признания обоснованными жалоб ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания «Авто-Лайн» при проведении открытого аукциона на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальном маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан по лоту №2.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.

Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативных правовых актов антимонопольного органа, порядок рассмотрения таких требований установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В настоящем случае предметом судебной оценки являются принятые по итогам рассмотрения жалобы ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн» решение и предписание УФАС по РБ, которыми признаны обоснованными доводы жалобы  на действия конкурсной комиссии заявителя при проведении конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан: по лотам №2, №4 и №8, а также предписано отменить протокол оценки и сопоставления заявок на участие и открытом конкурсе от 28.11.2019 №7/3.2 по лоту №2.

Статьей 18.1 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, в соответствии с которым, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1). Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2). По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20).

С учетом указанных положений оспоренные решение и предписание приняты УФАС по РБ в пределах предоставленных ему полномочий.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы положениями Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ).

Статьей 17 Закона №220-ФЗ определен порядок организации перевозок по нерегулируемым тарифам. В силу части 2 этой статьи право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Частью 2 статьи 19 Закона №220-ФЗ предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Частью 3 статьи 24 Закона №220-ФЗ) установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям: 1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником; 3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок; 4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Согласно части 4 статьи 24 Закона №220-ФЗ, шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.05.2016 №183 утверждена шкала для оценки критериев на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан. В силу пункта 2 указанной Шкалы, критерий «опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами», определен следующим количеством баллов: свыше 10 лет – 100 баллов; от 5 до 10 лет включительно – 75 баллов; от 3 до 5 лет включительно – 50 баллов; от 0 до 3 лет включительно – 25 баллов.

Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 21.09.2016 №01-05/175 утверждено Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан, в силу пункта 7.4 которого, оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по критериям, установленным частью 3 статьи 24 Закона №220-ФЗ.

Критерии, предусмотренные пунктом 7.4 Положения, оцениваются по балльной системе согласно Шкале для оценки критериев на участие в открытом конкурсе, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.05.2016 №183 (пункт 7.5 указанного Положения).

Подпунктом 13 пункта 1.6 утвержденной Комитетом конкурсной документации открытого конкурса на право осуществления перевозом пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан предусмотрено, что к заявке прилагаются сведения об исполненных государственных и муниципальных контрактах либо нотариально заверенные копии: свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок; заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок; иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Из материалов дела следует, что ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн» в составе единой заявки на участие в конкурсе в подтверждение опыта осуществления перевозок приложены нотариально заверенные копии документов: 1) договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных межмуниципальных маршрутах Республики Башкортостан от 22.12.2014, заключенный между Комитетом и ООО «Южный» об осуществлении пассажирских перевозок на межмуниципальном маршруте регулярных перевозок РБ «Каратяки-Уфа» (срок действия договора по 21.12.2017); 2) договор по обслуживанию пассажиров на межмуниципальных маршрутах автовокзалом от 26.01.2015, заключенного между Комитетом и ООО «Компания Уфа-Лайн» (срок действия договора в течение одного года с ежегодной пролонгацией); 3) карта маршрута регулярных перевозок серии 080401 №007688, выданная Управлением транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ООО «Компания Уфа-Лайн» на муниципальный маршрут №220 «Профилакторий «Радуга» - Южный автовокзал - Микрорайон «Забельский» (период действия карты с 29.08-2016 по 28.08.2021); 4) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия МЕЧ №000034, выданное Администрацией муниципального района Мечетлинский район Республика Башкортостан ООО «Компания Уфа-Лайн» на муниципальный маршрут №3 «д. Новомещерово – с.Большеустьикинское» (период действия с 25.05.2018 по 25.05.2023); 5) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия 01АРР №000344, выданное Комитетом ООО «Компания Уфа-Лайн» на межмуниципальный маршрут №131 «Шамонино – Уфа (Бульвар Славы)» (период действия карты с 22.12.2017 по 22.12.2022); 6) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия 01АРР №000332, выданное Комитетом ООО «Компания Уфа-Лайн» на межмуниципальный маршрут №131 «Шамонино – Уфа (Бульвар Славы)» (период действия с 15.07.2016 по 22.12.2017); 7) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия 01АРР №000385, выданное Комитетом ООО «Компания Авто-Лайн» на межмуниципальный маршрут №393 «Карятяки - Уфа» (период действия с 22Л2.2017 по 22.12.2022); 8) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия 01АРР №000299, выданное Комитетом ООО «Южный» (прежнее название ООО «Компания Авто-Лайн») на межмуниципальный маршрут «Уфа-Кармаскалы (через Николаевку, Сихонькино)» (период действия с 15.07.2016 по 22.12.2017); 9) договор от 14.02.2007 заключенный между главой Администрации Шемяковского сельского совета муниципального района Уфимский район РБ и ООО «Южный» об осуществлении перевозок по маршруту «Шемяк – г. Уфа Южный автовокзал» (срок действия договора – на неопределенный срок); 10) договор от 30.03.2006, заключенный между главой Администрации СП Авдонский сельский совет Уфимского района РБ и ООО «Южный» об осуществлении перевозок по маршруту «Авдон-Уфа» (срок действия договора – на неопределенный срок); 11) договор от 17.01.2005, заключенный между Главой Администрации СП Булгаковский сельский совет муниципального района Уфимский район РБ и ООО «Южный» об осуществлении перевозок по маршрутам №357 «ФИО2 – г.Уфа ост. банк УралСиб», №394К «Камышлы – г.Уфа ост. банк УралСиб», №394К «Первомайск – г.Уфа ост. банк УралСиб», №394 «Булгаково – г.Уфа ост. банк УралСиб» (срок действия договора – на неопределенный срок); 12) договор №1088 на оказание услуг по перевозке пассажиров автобусами юридических лиц всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями от 31.03.2004, заключенный между Управлением по обеспечению жизнедеятельности администрации г.Уфа и ООО «Южный» об осуществлении перевозок по маршрутам №309 «Уфа-Шемяк», №309К «Уфа – Лабиринт», №311 «Уфа-Султанаево», №311К «Уфа – Сады Факел», №313 «Уфа-Кумлекулево», №317 «Уфа-Камышлы», №324 «Уфа – Шарипово – Карамалы», №325 «Уфа-Федоровка», №330 «Уфа – Русский Юрмаш», №351 «Уфа – Ст.Гумерово», №353 «Уфа-Кушнаренково», №363 «УфаОхлебинино», №93 «Уфа-Каратяки» (срок действия договора до 31.12.2004); 13) договор №1000 на оказание услуг по перевозке пассажиров автобусами юридических всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями от 18.04.2003, заключенный между Отделом транспорта и связи управлении по обеспечению жизнедеятельности г.Уфа и ООО «Южный» об осуществлении перевозок по маршруту №351 «Старо-Гумерово – Уфа» (срок действия договора до 18.04.2004); 14) договор от 14.08.2003, заключенный между главой Администрации Уфимского района РБ и ООО «Южный» на осуществлении перевозки по межмуниципальным маршрутам №313«Кумлекулево – г.Уфа», №309 «Шемяк-Уфа», №309К «сады Лабиринт-Уфа» №330 «Русский Юрмаш - Уфа», №325 «Федоровка - Уфа» (срок действия договора – на неопределённый срок).

При этом, пунктом 2 договора от 14.02.2007, заключенного между Администрацией Шемякский сельский совет муниципального района Уфимский район РБ и ООО «Южный» предусмотрено, что перевозчик осуществляет перевозку пассажиров по утвержденному графику: отпр, «Шемяк» 06-00, 06-30, 07-105 07-30, 08-00, 09-00, 09-30, 11-15, 12-00, 13-10, 15-30; 16-40,17-10,17-30,19-00, 19-30; отпр. г.Уфа» 07-25, 08-10, 1.0-15, 11-00, 12-00, 13-30, 14-00, 14-30, 16-00, 16-45, 17-30, 18-00, 18-30, 18-40, 20-00, 21-00, что свидетельствует о регулярности таких перевозок пассажиров ООО «Южный» (ООО «Компания «Авто-Лайн»).

С учетом того, что ООО «Южный» осуществляло перевозки по договорам, заключенным с органом местного самоуправления, антимонопольный орган сделал вывод о том, что опыт работы ООО «Компания Авто-Лайн» и ООО «Компания Уфа-Лайн» по осуществлению регулярных перевозок пассажиров составляет более 10 лет, в связи с чем заявке на участие в конкурсе следовало присвоит по критерию «опыт перевозок» 100 баллов.

Комитетом при рассмотрении заявок в подтверждение опыта перевозок учтены только документы, указанные в пунктах 1-8 приложения к заявке. По мнению заявителя, договоры, указанные в пунктах 9-14, приложенных к заявке ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн», заключенные с администрациями муниципальных районов с ООО «Южный», не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.

Как отмечено судом первой инстанции, в дополнении к заявлению от 17.07.2020 №08-12/408 Комитет указывает на то, что опыт осуществления регулярных перевозок в период с 2003 по 2007 год не принят во внимание, так как в составе заявки отсутствуют подтверждающие документы, установленные конкурсной документацией.

Оценивая позицию Комитета, суд первой инстанции отметил ее несостоятельность поскольку: законность заключенных договоров между ООО «Компания Авто-Лайн» (ранее ООО «Южный) с органами местного самоуправления никем не оспаривалась, указанные договоры в установленном законом порядке недействительными признаны не были; факт осуществления регулярных перевозок ООО «Южный» подтверждается решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2009 по делу №А07-7889/2009, которым удовлетворены исковые требования ООО «Южный», Государственному унитарному предприятию «Башавтотранс» вменено в обязнность заключить с ООО «Южный» договор на автовокзальное обслуживание при осуществлении перевозок пассажиров по действующим регулярным маршрутам в пригородных сообщениях на срок с 2009 года до апреля 2013 года с согласованием действующего расписания (в приложении к вышеуказанному договору следует указать, что автовокзальное обслуживание осуществляется по следующим маршрутам ООО «Южный»: № 309 «Шемяк – г. Уфа (ФИО3)», № 311 «Султанаево – г. Уфа (ФИО3)», № 311к «г. Уфа (ФИО3) – Сады «Факел», №311п «Подымалово - г. Уфа (ФИО3)», № 311о «ОПХ- г. Уфа (ФИО3)», № 313 «Кумлекулево – г. Уфа (ФИО3)», № 314 к «Миловка – г. Уфа (ФИО3)», № 317 т «г. Уфа (ФИО3) – Первушино – Таганаево», № 322 «Авдон – г. Уфа (ФИО3)», № 324 «Шипово - г. Уфа 10 1158_5124593 (ФИО3)», № 326 д «Чишмы - г. Уфа (ФИО3)», № 327 «Алкино – г.Уфа (ФИО3)», №340 «Теперишево – г. Уфа (ФИО3)», № 344 «Санаторий Юматово - г. Уфа (ФИО3)», № 346 «Старые Тукмаклы – г.Уфа (ФИО3)», № 351 «Старо-Гумерово - г. Уфа (ФИО3)», №361 «г. Уфа (ФИО3) – Сады «Родник», № 390 «Кушнаренково - г. Уфа (ФИО3)», № 391 «Николаевка - г. Уфа (ФИО3)», № 391 к «Дмитриевка – г. Уфа (ФИО3)», № 391 л «Лесхоз – Дмитриевка -г. Уфа (ФИО3)», № 391 с «В.Сухарево – г. Уфа (ФИО3)»).

Таким образом, приложенные к заявке ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн» договоры на осуществление перевозок, заключенные с органами местного самоуправления, являются надлежащими доказательствами опыта осуществления регулярных перевозок.

Довод Комитета о том, что единственным доказательством опта перевозок, осуществлявшихся до 2013 года, мог являться только паспорт маршрута с приложением расписания основан на неверном толковании Постановления №207 (действовавшего до 02.11.2011), в силу которого паспорт маршрута и расписание (график) движения, наряду со схемой маршрута и графиком работы водителей являются лишь документами, разрабатываемыми перевозчиком для решения вопроса об открытии маршрута общего пользования. Оснований полагать что эти документы являются единственными документами, подтверждающими опыт перевозок для целей участия в рассматриваемом конкурсе, не имеется.

Критерий опыта осуществления регулярных перевозок в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества (как в случае с ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн») – исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником.

Среднее арифметическое количество полных лет осуществления перевозок ООО «Компания УфаЛайн» и ООО «Компания Авто-Лайн» составляет 9 лет 11 месяцев, а потому в соответствии со Шкалой, заявке простого товарищества в составе ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн» должно было быть присвоено 75 баллов, на что правомерно указал суд первой инстанции. Содержащийся в оспоренном решении управления вывод о том, что товариществу в составе ООО «Компания Авто-Лайн» (прежнее наименование ООО «Южный») и ООО «Компания Уфа-Лайн» должно было быть присвоено 100 баллов является ошибочным.

Однако, как верно отмечено судом, указанная ошибка не повлияла на правильность решения антимонопольного органа применительно к лотам №4 и №8, поскольку в случае присвоения ООО «Компания Авто-Лайн» и ООО «Компания Уфа-Лайн» 75 баллов по указанным лотам, эти участники конкурса должны быть признаны победителями, также как и в случае присвоения им 100 баллов (по лоту №4 иные участники – ИП ФИО4 и ГУП «Башавтотрнас» РБ получили 190 и 215 баллов соответственно, а  ООО «Компания Авто-Лайн» и ООО «Компания Уфа-Лайн» должно быть присвоено 230 баллов; по лоту №8 иные участники – ИП ФИО5 и ГУП «Башавтотранс» РБ получили 190 и 215 баллов соответственно, тогда как ООО «Компания Авто-Лайн» и ООО «Компания Уфа-Лайн» должны были получить 230 баллов).

То есть, в связи с тем обстоятельством, что конкурсной комиссией не были учтены договоры, заключенные с ООО «Южный», ООО «Компания Авто-Лайн» и ООО «Компания Уфа-Лайн» неверно присвоено 50 баллов, что привело к неправильному определению победителя конкурса по лотам №4 и №8.

В этой связи антимонопольный орган правомерно признал жалобу ООО «Компания Уфа Лайн» и ООО «Компания Авто-Лайн» обоснованной в части результатов конкурса по лотам №4 и №8.

Применительно к лоту №2 победитель конкурса даже с учетом необходимости присвоения ООО «Компания Авто-Лайн» и ООО «Компания Уфа-Лайн» по критерию «опыт перевозок» количества баллов – 75  определен конкурсной комиссией верно (иному участнику – ООО Альянс «СКД» присвоено количество баллов – 275, тогда как ООО «Компания Авто-Лайн» и ООО «Компания Уфа-Лайн» следовало присвоить количество баллов – 230), а потому оснований для признания жалобы ООО «Компания Авто-Лайн» и ООО «Компания Уфа-Лайн» обоснованной в этой части у управления не имелось.

В этой связи суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Комитетом требования частично (в части признания оспоренных решения и предписания управления недействительными в части признания обоснованными жалоб ООО «Компания Уфа-Лайн» и ООО «Компания «Авто-Лайн» при проведении конкурса по лоту №2).

Таким образом, судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющим значение для дела обстоятельствам и доводам сторон, в том числе доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Выводы суда первой инстанции соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.

Процессуальных нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.07.2021 по делу №А07-3664/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                               А.А. Арямов

Судьи:                                                                                      П.Н. Киреев

   Е.В. Бояршинова