ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-12538/2018
г. Челябинск | |
28 января 2019 года | Дело № А76-6745/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года .
Постановление изготовлено в полном объеме января 2019 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Плаксиной Н.Г., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная Компания «Акцепт» ФИО1 на определение Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2018 по делу № А76-6745/2017 (судья Соколова И.А.).
В заседании приняли участие представители:
Федеральной налоговой службыРоссии - ФИО2 (доверенность от 06.11.2018 № 21-18/005829);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска – ФИО3 (доверенность от 28.10.2016 № 05-24/033183), ФИО4 (доверенность от 12.09.2018 № 05-24/031384);
ФИО5 – ФИО6 (доверенность от 02.08.2016), ФИО7 (доверенность от 17.08.2017), ФИО8 (доверенность от 10.10.2017).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2017 по заявлению кредитора - акционерного общества «БМ-Банк» возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) должника - общества с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная компания «Акцепт», г. Челябинск (далее - общество «АПК «Акцепт», должник, налогоплательщик).
Решением суда от 09.06.2017 (резолютивная часть от 07.06.2017) отсутствующий должник – общество «АПК «Акцепт» признан несостоятельны (банкротом), введено конкурсное производство; конкурсным управляющим утвержден ФИО9, член Некоммерческого партнерства СРО АУ «Развитие».
Информационное сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства опубликовано в издании «Коммерсантъ» № 122 от 08.07.2017.
Определением от 29.08.2017 (резолютивная часть от 28.08.2017) ФИО9 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества «АПК «Акцепт».
Определением от 13.10.2017 (резолютивная часть от 11.10.2017) новым конкурсным управляющим общества «АПК «Акцепт» утвержден ФИО1, член некоммерческого партнерства СРО АУ «Развитие» (далее – конкурсный управляющий).
02.08.2017 Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС России, уполномоченный орган) направила в суд заявление о признании обоснованным требования в размере 27 997 113 руб. 80 коп. и включении его в реестр требований кредиторов должника (т.1 л.д. 2-4).
Определением суда первой инстанции от 31.07.2018 требования ФНС России к должнику - обществу с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная компания «Акцепт» признаны обоснованными в размере 27 997 113 руб. 80 коп.
Требование ФНС России включено во вторую очередь реестра требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная компания «Акцепт», г. Челябинск в размере недоимки в Пенсионный фонд (ОПС) 1 942 731 руб. 47 коп.
Требование ФНС России включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная компания «Акцепт», г. Челябинск в размере недоимки по налогам 15 651 306 руб. 76 коп.
Требование ФНС России включено в третью очередь с отдельным учетом реестра требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная компания «Акцепт», г. Челябинск в размере финансовых санкций 10 403 075 руб. 57 коп.
Не согласившись с указанным определением конкурсный управляющий общества «АПК «Акцепт» обратился с апелляционной жалобой, в которой просил определение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы выражает несогласие с решениями Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска от 30.09.2015 № 49, от 28.06.2016 № 13. Кроме того, судом первой инстанции не верно определены сроки для предъявления требований об уплате обязательных платежей и санкций.
ФИО5 в отзывах на апелляционную жалобу конкурсного управляющего указал на необоснованность и незаконность определения суда первой инстанции.
В отзыве ФНС России указало на законность и обоснованность определения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие конкурсного управляющего.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФНС России просит включить в реестр требований кредиторов должника задолженность в размере 27 997 113 руб. 80 коп., в том числе:
- недоимка в Пенсионный фонд 1 942 731 руб. 47 коп.;
- иная недоимка по налогам и вносам 15 651 306 руб. 76 коп.;
- финансовые санкции 10 403 075 руб. 57 коп. (в том числе пени 4 527 850 руб. 97 коп., штрафы 5 875 224 руб. 60 коп.) (т.1 л.д. 5).
Требования основаны на следующих документах:
По налогам, пени и штрафам:
1) недоимка в сумме 11 294 211 руб., пеня - 2 991 178,13 руб., штрафы – 5021918,80 руб. подтверждены: актом проверки от 28.08.2015 № 43, решением о привлечении к налоговой ответственности от 30.09.2015 № 49; требованиями от 20.11.2015 № 12689, от 20.11.2015 № 4072, от 20.11.2015 № 4073, от 11.03.2016 № 2668, решением о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 15.04.2016 № 6576;
2) недоимка в сумме 4 219 526 руб., пеня - 852 859,22 руб., штрафы - 853 105,20 руб. подтверждены: актом выездной налоговой проверки от 25.05.2016 № 13, решением о привлечении к налоговой ответственности от 28.06.2016 № 13, требованиями от 18.08.2016 № 10255, от 18.08.2016 № 7216, от 17.10.2016 № 11212, решениями о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 13.09.2016 № 20889, от 14.09.2016 № 20980, от 22.11.2016 № 25938;
3) пеня в сумме 800 260,86 руб. доначислена на недоимку по решению от 30.09.2015 № 49 по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 39 675,78 руб., по налогу на прибыль – 560 140,99 руб., по решению от 28.06.2016 № 13 по налогу на прибыль – 200 444,12 руб., что подтверждено требованиями от 24.01.2017 № 820, от 22.04.2017 № 4589, решениями о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 09.03.2017 № 8774, от 15.06.2017 № 20111;
4) штраф в размере 200 рублей на основании решения от 21.03.2016 № 12, требования от 01.04.2016 № 2462, решения о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 11.05.2016 № 7105.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1 942 731,47 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 137 569,76 рублей, пени – 494 441,64 рублей, что подтверждено требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, решениями о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, постановлениями о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление уполномоченного органа, пришел к выводу об обоснованности требований ФНС России к должнику - обществу «АПК «Акцепт» в размере 27 997 113,80 рублей.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции не в полной мере соответствуют обстоятельствам дела и законодательству о налога и сборах, несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В силу статей 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве суд должен исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Согласно статье 2 Закона о банкротстве обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Частью 6 статьи 41 Закона о банкротстве предусмотрено, что к заявлению уполномоченного органа, содержащему требование об уплате обязательных платежей, должны быть приложены неисполненные или частично не исполненные решение налогового органа и (или) решение таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств и (или) имущества должника.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена. То есть, заявляя требование о включении задолженности по обязательным платежам в реестр требований кредиторов должника, налоговый орган обязан подтвердить соблюдение порядка выставления требований об уплате налога (статья 70 НК РФ), порядка взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках (пункт 7 статьи 46, статья 47 НК РФ).
Как следует из материалов дела, 02.08.2017 ФНС России направила в суд заявление о признании обоснованным требования в размере 27997 113,80 руб. и включении его в реестр требований кредиторов должника.
Делая вывод об обоснованности требований ФНС России к должнику в полном объеме, судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 этого Кодекса.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения (пункты 1, 2, 3 ст. 46 НК РФ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ (пункт 7 статьи 46 НК РФ).
Как установлено пунктом 1 статьи 47 НК РФ В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46настоящего Кодекса.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, НК РФ устанавливает последовательный порядок взыскания задолженности, а также сроки, несоблюдение которых влечет утрату возможности взыскания налогов, страховых взносов, пеней и штрафов.
Так, на основании решения о привлечения к налоговой ответственности от 30.09.2015 № 49 в адрес общества «АПК «Акцепт» налоговым органом налогоплательщику выставлены требования об уплате налога, пени, штрафа от 20.11.2015 №№ 12689, 4072, 4073, от 11.03.2016 № 2668.
Требования от 20.11.2015 №№ 4072, 4073 являлись основанием для заявления требования ФНС России в первом деле № А76-174/2015 о банкротстве общества «АПК «Акцепт», определением суда первой инстанции от 10.05.2016 по делу № А76-174/2015 требования уполномоченного органа включены в третью очередь реестра требований кредиторов общества «АПК «Акцепт», определением от 17.11.2016 производству по делу № А76-174/2015 прекращено.
Согласно части 2 статьи 57 Закона о банкротстве в случае прекращения производства по делу о банкротстве, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 Закона о банкротстве, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 56 Закона о банкротстве установлено, что принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.
Прекращение производства по делу предоставляет возможность должнику восстановить свою платежеспособность, а также рассчитаться по своим обязательствам с кредиторами. Кредиторы, требования которых не были удовлетворены до прекращения производства по делу, вправе предъявить свои требования к должнику вне рамок дела о банкротстве, поскольку после прекращения производства по делу о банкротстве кредитор не лишен права потребовать удовлетворения своих требований в порядке искового производства, либо самостоятельно обратиться в судебном порядке с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) при наличии к тому оснований.
Следовательно, после прекращения производства по делу о банкротстве, в случае неудовлетворения требований уполномоченного органа, ФНС России для взыскания задолженности должна взыскивать задолженность в порядке и сроки, предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ.
При этом относительно начала течения сроков, установленных статьями 46, 47 НК РФ для принятия решения о взыскании со счетов налогоплательщика либо для обращения в суд с соответствующим заявлением, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2016 по делу № А76-174/2015 о включении ФНС России в реестр кредиторов общества «АПК «Акцепт» прерывает течения сроков процедуры принудительного взыскания налогов (пеней, штрафов) специальной процедурой банкротства, после перерыва течение сроков начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Следовательно, по требованиям от 20.11.2015 №№ 4072, 4073 от 20.11.2015 после прекращения производства по делу о банкротстве налоговый орган должен был предпринять в последовательном порядке и в установленные сроки меры для взыскания задолженности по налогам (пени, штрафам), в принудительном порядке, а именно:
- по требованиям от 20.11.2015 №№ 4072, 4073, 12689 не позднее 17.01.2017 вынести решение о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, в случае невынесения в установленный срок решения – не позднее 17.06.2017 обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пени, штрафа);
Таким образом, на 02.08.2017, дату обращения уполномоченного органа в суд, с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника возможность принудительного взыскания задолженности по требованиям от 20.11.2015 № 4072, 4073, 12689 налоговым органом была утрачена.
В соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.12.2016, признается необоснованным требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам, являющейся безнадежной ко взысканию (возможность принудительного взыскания которой утрачена).
Пени, начисленные на сумму безнадежной ко взысканию задолженности, следуют судьбе задолженности и не могут быть взысканы в отрыве от нее, поэтому пени, начисленные на недоимку по НДС и налогу на прибыль, установленную решением от 30.09.2015 № 49, в сумме 384 315,88 рублей по требованию от 11.03.2016 № 2668, решению о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 15.04.2016 № 6576, пени по НДС в сумме 39 675,78 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 560140,99 руб. по требованиям от 24.01.2017 № 820, от 22.04.2017 № 4589, также не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.
Довод общества должника о незаконности и необоснованности решения от 28.06.2016 № 13 о начислении налога на прибыль за налоговый период 2014 г в размере 4 219 526 руб., пени 571 378,52 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 853 105,20 руб., по статье 126 НК РФ – 9200 руб., ввиду применения налоговым органом расчетного метода в отсутствие документов о финансово-хозяйственных операциях общества, подлежит отклонению как несостоятельный.
Как следует из решения инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска (далее – инспекция, налоговый орган) от 28.06.2016 № 13 размер налога на прибыль за 2014 г. определен инспекцией в результате применения расчетного метода налога, исходя из данных о налогоплательщике, имеющихся в распоряжении налогового органа, основанием для его применения послужило непредставление налогоплательщиком истребованных у налогоплательщика инспекцией документов, подтверждающих размер заявленных доходов и расходов в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 г.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые в соответствии с положениями главы 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения налогом на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом НК РФ не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению и заполнению. Решение вопроса о возможности учета тех или иных расходов при наличии их связи с деятельностью налогоплательщика по извлечению прибыли в целях налогообложения прибыли зависит от того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, факт осуществления заявленных им расходов или нет.
Поскольку налогоплательщик самостоятельно определяет налоговую базу по налогу на прибыль, состав расходов и соблюдение условий, позволяющих учесть указанные расходы для целей налогообложения, он должен доказать те обстоятельства, которые, по его мнению, позволяют учесть произведенные расходы в целях налогообложения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2005 № 301-О, наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенной на них обязанности по осуществлению налогового контроля в целях реализации основанных на Конституции Российской Федерации и законах общеправовых принципов налогообложения - всеобщности и справедливости налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового бремени. Допустимость применения расчетного метода исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе данный метод исчисления налогов, при обоснованном его применении, не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков.
Как указано в пункте 8 Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
При этом бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.
В случае отсутствия или признания ненадлежащими документов по отдельным совершенным налогоплательщиком операциям доходы (расходы) по этим операциям определяются налоговым органом по правилам указанного подпункта с учетом данных об аналогичных операциях самого налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик на требование инспекции от 01.12.2015 № 15-09/10594 соответствующие документы, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль за 2014 г. в ходе налоговой проверки не представил.
Так, требованием от 01.12.2015 № 15-09/10594 у налогоплательщика истребованы документы:
Приказы о назначении на должность (освобождение от должности) лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде с 01.01.2014г. по 31.12.2014 г. в количестве - 1 шт.
Приказы об утверждении учетной политики и учетная политика (со всеми приложениями) на проверяемый период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. в количестве - 1 шт.
Главная книга за проверяемый период в разрезе субсчетов с разбивкой помесячно в количестве - 1 шт.
Налоговый регистр по расчету налоговой базы по налогу на прибыль за 2014 год с отражением данных бухгалтерского и налогового учета и причин отклонений (расхождений), при наличии таковых в количестве - 1 шт.
Регистры налогового учета оценки остатков готовой продукции (товара) на складах (местах хранения) на начало 2014 года и конец каждого месяца проверяемого периода 2014 года с указанием остатков готовой продукции по каждому складу (месту хранения) в суммовом и количественном выражении в количестве - 1 шт.
Расшифровка прямых и косвенных расходов на реализацию покупных товаров (расходы на продажу, издержки обращения) осуществленных в течение проверяемого периода за 2014 год помесячно для целей бухгалтерского и налогового учета с указанием сумм транспортных расходов на доставку покупных товаров, в случае если эти расходы не включены в цену приобретения товаров для перепродажи и бухгалтерских проводок (корреспонденции счетов по дебету и кредиту) в количестве - 1 шт., поскольку на основании регистров налогового учета была заполнена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций, представленная ООО АПК «Акцепт» за 2014 год, в которой прямые расходы отражены в размере 22992325 091 руб., косвенные расходы в размере – 235 078 502 руб.
Перечень основных средств, состоящих на учете предприятия по состоянию на 01.01.2014, на 31.12.2014г., с указанием первоначальной стоимости, инвентарных номеров, амортизационной группы, даты ввода и даты выбытия основных средств, сумм начисленного износа, норм амортизационных отчислений и сумм ежемесячной амортизации в количестве – 1 шт., так как согласно представленной налогоплательщиком бухгалтерской отчетности (баланс за 2014 год), на отчетную дату основные средства заявлены на сумму - 19 428 тыс. рублей.
Расшифровка доходов и расшифровка расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли за проверяемый период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в количестве - 1 шт.
Перечень контрольно-кассовой техники, платежных терминалов, действующих в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в количестве - 1 шт., поскольку по сведениям, имеющимся в налоговом органе, ООО АПК «Акцепт» была зарегистрирована контрольно-кассовая техника.
Расшифровку долгосрочных финансовых вложений (в разрезе организаций и сумм за 2014 год в количестве - 1 шт., т.к. согласно представленной налогоплательщиком бухгалтерской отчетности (Баланса за 2014 год) на отчетную дату финансовые вложения составили – 86 880 тыс. рублей.
Акты инвентаризации и справки к ним по учету дебиторской и кредиторской задолженности (в т.ч. расшифровки с указанием даты образования задолженности, наименования контрагента, суммы) по состоянию с 01.01.2014г. по 31.12.2014. в количестве - 1 шт., т.к. согласно представленной налогоплательщиком бухгалтерской отчетности (баланса за 2014 год), на отчетную дату дебиторская задолженность составила 74 730 тыс. руб., кредиторская задолженность – 83 761 тыс. рублей.
Приказы на списание дебиторской и кредиторской задолженности с указанием даты образования задолженности, наименования контрагента и сумм в количестве - 1 шт., т.к. согласно представленной налогоплательщиком бухгалтерской отчетности (баланс за 2014 год), на отчетную дату числится дебиторская и кредиторская задолженности.
Регистры налогового учета доходов и расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, за 2014 год с детализацией по субсчетам и видам доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли в количестве - 1 шт., т.к. на основании регистров налогового учета была заполнена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций, представленная ООО АПК «Акцепт» за 2014 год.
Регистры налогового учета внереализационных доходов и расходов за 2014 год с детализацией по субсчетам и видам доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли в количестве - 1 шт., т.к. в налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2014 год ООО АПК «Акцепт» были заявлены внереализационные доходы и расходы.
Регистр учета процентов по полученным и предоставленным займам и кредитам, учитываемых в целях налогообложения прибыли за 2014 год в количестве - 1 шт., т.к. согласно информации о движении денежных средств по расчетным счетам ООО АПК «Акцепт», установлено, что на расчетный счет ООО АПК «Акцепт» было перечислено в виде выдачи кредитов, займов, ссуд около 17 млрд. руб. и возвращено около 13 млрд. руб. В налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год расходы в виде процентов отражены в размере 143 300 235 рублей.
Налоговые регистры учета штрафов, пеней, неустоек с детализацией по субсчетам, видам, контрагентам, договорам за 2014 год в количестве - 1 шт., т.к. согласно информации о движении денежных средств по расчетным счетам ООО АПК «Акцепт, установлена оплата штрафов, пеней, неустоек.
Регистры учета продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений (с детализацией по видам, субсчетам и контрагентам) за 2014 год в количестве - 1 шт., т.к. согласно представленной налогоплательщиком бухгалтерской отчетности (Баланс за 2014 год) на 31.12.2014 финансовые вложения составили – 86 880 тыс. рублей.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета за 2014 год в количестве - 1 штуки.
Ведомость поступления ТМЦ помесячно за 2014 год в количестве - 1 шт., т.к. согласно информации о движении денежных средств по расчетным счетам ООО АПК «Акцепт и представленным в ходе проверки документам от покупателей ООО АПК «Акцепт» установлено приобретение Обществом продуктов питания, которые в дальнейшем были реализованы детским учреждениям города Челябинска.
Оборотно-сальдовая ведомость общая (с расшифровкой счета) с разбивкой по субсчетам за 2014 в количестве - 1 шт.
Оборотно-сальдовые ведомости по счетам: 01,04,08,10,23,25,26,41,43,44,50,51,57,58,66,67,68,70, с разбивкой по субсчетам за 2014 в количестве - 18 шт.
Оборотно-сальдовая ведомость в разрезе контрагентов по счетам: 60.01, 60.02. за 2014 год в количестве - 2 шт.
Оборотно-сальдовая ведомость в разрезе контрагентов по счетам: 62.01, 62.02. за 2014 год в количестве - 1 шт.
Оборотно-сальдовая ведомость в разрезе контрагентов по счету 76 с разбивкой по субсчетам за 2014 год в количестве - 1 шт.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 90.01, 90.02 с указанием номенклатуры за 2014 год в количестве - 2 шт.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 91.01, 91.02 (виды доходов и расходов) за 2014 год в количестве - 2 шт.
Требование о представлении документов № 15-09/10594 от 01.12.2015 было направлено ООО АПК «Акцепт» по телекоммуникационным каналам связи 01.12.2015, адресат отказался от получения документа, о чем свидетельствует сервисная учетная запись от 10.12.2015.
Также была предпринята попытка вручения требования директору ООО АПК «Акцепт» ФИО5, который, получив Требование от начальника отделения УЭБ и ПК ГУ МВО России по Челябинской области 21.12.2016 (в связи с нахождением ФИО5 в следственном изоляторе), от подписи отказался.
26.01.2016 требование о представлении документов от 01.12.2015 № 15-09/10594 вручено лично конкурсному управляющему ООО АПК «Акцепт» ФИО10
Конкурсный управляющий ООО АПК «Акцепт» ФИО10 налоговому органу представил пояснения, из которых следует, что в нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 126 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» руководителем ООО АПК «Акцепт» не передано бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей, в связи с чем, исполнить требование не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, налоговый орган установил относимость истребованных документов к предмету проверки, что налогоплательщиком не представлено по требованию от 01.12.2015 № 15-09/10594 - 46 документов, поэтому законно и обоснованно привлек налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ, размер штрафа составил 9200 рублей за непредставление 46 документов, налоговая санкция определена верно (46 х 200 руб.).
В связи с непредставлением в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки конкурсному управляющему ООО АПК «Акцепт» ФИО10 15.03.2016 налоговым органом вручено уведомление от 14.03.2016 № 15-15/006961 о восстановлении первичных бухгалтерских документов, бухгалтерского и налогового учета за 2014 год для проведения выездной налоговой проверки.
Конкурсный управляющий ООО АПК «Акцепт» ФИО10 представил пояснения, из которых следует, что руководителем ООО АПК «Акцепт» не передано бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.
24.03.2016 конкурсному управляющему ООО АПК «Акцепт» ФИО10 налоговым органом вручено уведомление от 23.03.2016 № 15-15/3 о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, на что конкурсный управляющий 29.03.2016 в очередной раз пояснил, что ООО АПК «Акцепт» не передано бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей, в связи с чем, конкурсный управляющий не имеет возможности представить документы, указанные в уведомлении.
24.03.2016 конкурсному управляющему ООО АПК «Акцепт» ФИО10 налоговым органом вручено уведомление от 22.03.2016 № 15-15/007839, извещающее, что в случае непредставления копий документов, необходимых для проведения налоговой проверки, налоговый орган имеет право определять суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет расчетным путем, а также предложено проверяемому лицу в течение 10 дней с даты получения уведомления представить сведения об аналогичных налогоплательщиках.
Конкурсный управляющий ООО АПК «Акцепт» ФИО10 представил пояснения, что руководителем ООО АПК «Акцепт» не передано бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей, в связи с чем конкурсный управляющий не имеет возможности представить документы, сведениями об аналогичных налогоплательщиках конкурсный управляющий не располагает.
Согласно сведениям о движении денежных средств по расчетным счетам ООО АПК «Акцепт» поступление и расход денежных средств в 2014 году составили: доход - 41 825 155 555 руб., расход - 41 787 051 052 рублей.
Основная сумма выручки от реализации продуктов питания - 19944191090 руб. поступила от следующих организаций:
ООО «Уралторг» (ИНН <***>) - ликвидировано 16.04.2015г.
ООО «Агропереработка» (ИНН <***>) - ликвидировано 16.04.2015г.
ООО «РегионПродукт» (ИНН <***>) ликвидировано 28.07.2015г.
ООО «Транслогистик» (ИНН <***>) ликвидировано 14.07.2015г.
ООО «Инвестиционные технологии» (ИНН <***>) ликвидировано 21.12.2015г.
ООО «Продхолдинг» (ИНН <***>) - ликвидировано 28.04.2015г.
ООО «ТПК «Олимпия» (ИНН <***>) - находится в стадии ликвидации (Решение от 18.12.2015г. о начале процедуры ликвидации).
ООО «Продмастер» (ИНН <***>) - ликвидировано 2 I 08.2014г.
При анализе расчетных счетов вышеперечисленных организаций, установлено, что данными организациями перечисляются денежные средства лишь в адрес ООО АПК «Акцепт», которое в свою очередь перечисляет их в адрес ООО «Снабжение», ООО ТД «Дружный», ООО ТД «Мегатрейд», ООО ТК «Провиант», всего за 2014 год было перечислено – 23 536 228 774 рублей.
В свою очередь, ООО «Снабжение», ООО ТД «Дружный», ООО «МегаТрейд», ООО ТК «Провиант» перечисляют денежные средства за продукты питания лишь организациям: ООО «Уралторг», ООО «Агропереработка», ООО «РегионПродукт», ООО «Транслогистик», ООО «Инвестиционные технологии», ООО «Продхолдинг», ООО «ТПК «Олимпия», ООО «Продмастер», которые, как установлено при анализе движения денежных средств по расчетным счетам данных организаций, являются основными покупателями ООО АПК «Акцепт», и реализуют товар в адрес двух организаций: ООО АПК «Акцепт» и ООО УПТК «Акцепт» (также являющейся взаимозависимой по отношению к ООО АПК « Акцепт).
У всех вышеперечисленных организаций расчетные счета были открыты в ОАО «Челиндбанк» и ОАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК». Адрес установки системы «Клиент Банк» совпадает с адресом местонахождения ООО АПК «Акцепт», номера телефонов, указанных в информации, представленной ОАО «Челиндбанк» и ОАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК» по запросам налогового органа, соответствуют номеру телефона, указанному в представленных декларациях ООО АПК «Акцепт», также совпадают IP-адреса клиентов, используемых для подключения к системе Клиент-Банк, что свидетельствует о том, что подключение к системе «Клиент-Банк» и управление расчетными счетами организациями осуществлялось с одного компьютера. Доверенности на управление расчетными счетами были выписаны на одних и тех же лиц. Вышеизложенные факты свидетельствуют о взаимозависимости вышеуказанных организаций и ООО АПК «Акцепт».
Названные организации не имеют имущества, численности и отчитываются с минимальными суммами налогов к уплате в бюджет, выручка от реализации продуктов питания, полученная от ООО АПК « Акцепт», в налоговых декларациях указанных организаций не отражена, налоги не исчислены и не уплачены в бюджет.
В связи с ликвидацией ООО «Снабжение», ООО ТД «Дружный», ООО «МегаТрейд», ООО ТК «Провиант», ООО «Уралторг». ООО «Агропереработка», ООО «РегионПродукт», ООО «Продхолдинг». ООО «Продмастер», ООО «Транслогистик», ООО «Инвестиционные технологии» истребовать документы по взаимоотношениям с ООО АПК «Акцепт», не представилось возможным, ООО АПК «Акцепт» истребованные документы не представлены, т.е. взаимоотношения между ООО АПК Акцепт» вышеперечисленными организациями документально не подтверждены.
С учетом вышеизложенных обстоятельств: взаимозависимость организаций, неотражение полученной выручки в налоговых декларациях организаций - поставщиков, круговой характер движения денежных средств, следует, что перечисление денежных средств между вышеуказанными организациями носит формальный характер, без осуществления реальных хозяйственных операций.
В связи с чем, на основании анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО АПК «Акцепт», определены действительные величины выручки и расходов ООО АПК «Акцепт» за 2014 год, без учета формально увеличенных оборотов за счет кругового перечисления денежных средств.
Всего за 2014 год перечислено на расчетные счета ООО АПК «Акцепт» доход – 41 825 155 555 руб., расход – 41 787 131 052 руб., из них сумма займов, кредитов, ссуд полученная ООО АПК «Акцепт» составила – 17 336 753 344 руб., сумма займов, кредитов, ссуд возвращенная ООО АПК «Акцепт – 13 397 314 951 руб., денежные средства, перечисленные (полученные) ООО АПК «Акцепт» от подконтрольныхорганизаций (в адрес): 19 944 191 090 рублей и 23 471 204 297 рублей, соответственно, на основании изложенного, доходы и расходы ООО АПК «Акцепт» без учета сделок со взаимозависимыми подконтрольными лицами, составили - 4 479 186 644 руб. и 4 853 507 327рублей, соответственно.
Однако в связи с тем, что организацией ООО АПК «Акцепт» не представлены в течение более двух месяцев необходимые для проверки документыналоговый орган правомерно в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ расчетным путем определил величину доходов от реализации товаров (работ, услуг) на основании сведений об аналогичных налогоплательщиках.
В виду специфики хозяйственной деятельности ООО АПК «Акцепт» - наличие большого числа контрагентов (детских учреждений, которым Обществом поставлялись продукты питания) с незначительными суммами выручки, а также наличие сделок со взаимозависимыми организациями, которые уже ликвидированы, налоговый орган пришел к верному выводу, что основная сумма заявленных доходов и расходов не может быть подтверждена документально на основании истребования документов в соответствии со статьей 93.1 НК РФ у всех контрагентов проверяемого лица.
Поэтому для определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации, налоговым органом проведен отбор аналогичных проверяемому лицу налогоплательщиков, осуществляющих фактический вид деятельности «Оптовая торговля прочими пищевыми продуктами» (ОКВЭД 51.38) по следующим критериям: -фактический вид деятельности: «оптовая торговля прочими пищевыми продуктами» (ОКВЭД 51.38), ассортимент реализуемых товаров, период осуществления хозяйственно-финансовой деятельности – 2014 год, доходы от реализации товаров (работ, услуг) сопоставимы с доходами проверяемой организации, среднесписочная численность работников сопоставима со среднесписочной численностью проверяемой организации, место нахождения организации в проверяемом периоде – г. Челябинск, Челябинская область, режим налогообложения – общий.
Таким образом, в качестве аналогичных налогоплательщиков по совокупности критериев налоговым органом определены налогоплательщики на территории г. Челябинска и Челябинской области ООО ТД «Рисма», ООО «ПРОЗАПАС74», ООО «ТДМ», ООО ТФ «ПРОДТОРГ».
Налоговый орган определил средний расчет выручки, расходов, внереализационных доходов и расходов на одного работника аналогичных налогоплательщиков, затем применил эти показатели к среднесписочной численности налогоплательщика (112 человек), сравнил полученные показатели с показателями, отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 г., расчетным методом определил размер налога на прибыль за 2014 г., а именно:
Показатели | По данным декларации | По данным проверки | Отклонение |
Доходы от реализации, код строки «010» Листа 02 декларации | 22 194 825 608 | 1 984 649 744 | - |
Внереализационные доходы, код строки «020» Листа 02 декларации | 15 866 092 | 32 597 488 | - |
Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, код строки «030» Листа 02 декларации | 23 227 403 593 | 1 971 715 088 | - |
Внереализационные расходы, код строки «040» Листа 02 декларации | 210 980 203 | 24 434 515 | - |
Итого прибыль (убыток), код строки «060» Листа 02 декларации (стр. 1 + стр. 3 – стр. 2 – стр. 4) | -1 227 692 096 | 21 097 629 | 21 097 629 |
Налоговая база для исчисления налога | 0 | 21 097 629 | 21 097 629 |
Сумма исчисленного налога всего, в т.ч. | 0 | 4 219 526 | 4 219 526 |
в федеральный бюджет | 0 | 421 953 | 421 953 |
в бюджет субъекта РФ | 0 | 3 797 573 | 3 797 573 |
Таким образом, по результатам проверки установлено завышение убытков, исчисленных налогоплательщиком за 2014 год в сумме 1 227 692 096 руб., а также занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2014 год в сумме 21 097 629 руб., что повлекло неуплату налога на прибыль за 2014 г. в сумме 4 219 526 руб., начисление пени на 28.06.2016 в размере 571 378,52 руб., привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 853 105,20 рублей.
Следовательно, налоговый орган, исходя из многократного истребования документов, установил, что в течение двух месяцев конкурсным управляющим налогоплательщика документы налогового и бухгалтерского учета в количестве 46 штук не представлены, что явилось неустранимым препятствием нормальному ходу налоговой проверки и послужило достаточным основанием для определения налоговых обязательств общества по налогу на прибыль за 2014 г. расчетным путем.
Каких-либо убедительных доводов и доказательств в опровержение расчета налогового органа налога на прибыль за 2014 г. должником не приведено, документы бухгалтерского и налогового учета в подтверждение доходов и расходов должника за 2014 г. в целях исчисления налога на прибыль, контррасчет налога не представлены.
Однако в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на налогоплательщик в такой ситуации возложено бремя доказывания несоответствия расчета налогового органа налога на прибыль.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности применения налоговым органом расчетного метода при определении размера налога на прибыль за 2014 г., правильности примененной методики расчета налога на прибыль, законности и обоснованности решения налогового органа от 28.06.2016 № 13.
Следовательно, недоимка по налогу на прибыль за 2014 г. в размере 4 219 526 руб., пени в сумме 1 053 303,34 руб., штрафы в сумме 853 105,20 руб., установленные решением от 28.06.2016 № 13, по требованиям требованиями от 18.08.2016 № 10255, от 18.08.2016 № 7216, от 17.10.2016 № 11212, решениями о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 13.09.2016 № 20889, от 14.09.2016 № 20980, от 22.11.2016 № 25938, а также по требованиям от 24.01.2017 № 820, от 22.04.2017 № 4589, решениям о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 09.03.2017 № 8774, от 15.06.2017 № 20111 подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.
Уполномоченный орган заявил о включении в реестр штрафа по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей на основании решения от 21.03.2016 № 12, требования от 01.04.2016 № 2462, вместе с тем, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы указал на уплату штрафа должником, кроме того, решение от 21.03.2016 № 12 уполномоченным органом не представлено, поэтому указанная сумма не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
Задолженность должника по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возникла за периоды 2015 - 2016 годы.
К порядку взыскания страховых взносов подлежат применению положения Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ).
Вступившим в силу с 01.01.2017 Федеральным законом № 250-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) прямо предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, должен продолжать осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона (статья 20 Закона № 250-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ к плательщикам страховых взносов относятся страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу частей 1, 2 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 18 Закона № 212-ФЗ).
Согласно частям 1-3 статьи 19 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В силу части 5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 5.5 Закона №212-ФЗ).
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона № 212-ФЗ положения частей 5.2 и 5.5 настоящей статьи не распространяются на порядок взыскания страховых взносов, пеней и штрафов с плательщиков страховых взносов, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве.
Таким образом, на задолженность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования должника – общества «АПК «Акцепт» не распространяется правило об обращении уполномоченного органа в суд с заявлением в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Уполномоченным органом представлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (т.1, л.д.111-118), решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (т.1, л.д. 119-125), постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (т.1, л.д. 126-132).
Из представленного расчета задолженности по налоговым платежам по состоянию на 28.03.2018 ООО «АПК «Акцепт» имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ – 1 942 731, 47 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 137 569, 76 руб., пени в сумме – 494 441,64 руб., которая подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Исходя из особой правовой природы и предназначения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчеты по соответствующим требованиям в делах о банкротстве осуществляются в порядке, установленном для погашения задолженности по заработной плате (пункт 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 г.), поэтому в соответствии с абзацем третьим пункта 2 и абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не являющаяся текущей, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
Указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование), которая подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника (абзац шестой пункта 2, абзац четвертый пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве).
Следовательно, требование ФНС России в размере задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 1 942 731, 47 руб. подлежат включению во вторую очередь реестра требований кредиторов, недоимка по налогу на прибыль за 2014 г. в размере 4 219 526 руб. и задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 137 569,76 рублей подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника, пени по налогу на прибыль в сумме 1 053 303,34 руб., штрафы в сумме 853 105,20 руб., пени по страховым взносам в сумме 494 441,64 руб. подлежат включению в третью очередь реестра кредиторов с отдельным учетом в реестре.
При таких обстоятельствах, определение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пунктов 3 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная Компания «Акцепт» ФИО1 удовлетворению частично.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2018 изменить, изложив резолютивную часть определения в следующей редакции:
«Признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы России к должнику - обществу с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная компания «Акцепт», г. Челябинск в размере 8 700 677,41 рублей.
Включить требование Федеральной налоговой службы России во вторую очередь реестра требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная компания «Акцепт», г. Челябинск в размере задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации 1 942 731,47 рублей.
Включить требование Федеральной налоговой службы России в третью очередь реестра требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная компания «Акцепт», г. Челябинск в размере недоимки по налогам 4 219 526 рублей.
Включить требование Федеральной налоговой службы России в третью очередь реестра требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная компания «Акцепт», г. Челябинск в размере задолженности по взносам на обязательное медицинское страхование 137 569,76 рублей.
Включить требование Федеральной налоговой службы России в третью очередь с отдельным учетом в реестре требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью «Агропродовольственная компания «Акцепт», г. Челябинск в размере финансовых санкций 2 400 850,18 рублей».
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи Н.Г. Плаксина
Н.А. Иванова