ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-12745/2022 от 17.10.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-12745/2022

г. Челябинск

17 октября 2022 года

Дело № А47-9863/2021

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А., 

судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья №25 на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.07.2022 по делу № А47-9863/2021.

В судебном заседании приняли участие представители:

Товарищества собственников жилья № 25 – ФИО1 (выписка из реестра), ФИО2 (доверенность от 10.12.2019, диплом);

Прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга, Прокуратуры Оренбургской области – ФИО3 (доверенность от 14.01.2022), ФИО4 (доверенность от 12.07.2022).

Товарищество собственников жилья №25 (далее – заявитель, ТСЖ №25, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Прокуратуре Ленинского района г. Оренбурга города и Прокуратуре Оренбургской области о признании недействительным представления Прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга от 09.06.2021 №07-18-2021, а также об обязании Прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга отменить представление от 09.06.2021 №07-18-2021.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.07.2022 (резолютивная часть решения объявлена 18.07.2022) в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с таким решением, ТСЖ №25 обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на следующие обстоятельства: суд противопоставляет положения Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 №74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Приказ №74/114/пр) и Устава товарищества, в которых установлены разные сроки размещения информации о состоянии расчетов товарищества за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений многоквартирных домов, в то же время Приказ №74/114/пр в части сроков размещения информации фактически требует руководствоваться Уставом; в оспоренном представлении указано что заявителем нарушен срок размещения информации о состоянии расчетов товарищества за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме за март и апрель 2021 года, однако, не указано, в чем именно заключается это нарушение; все иные утверждения органа прокуратуры основаны на новых доказательствах (скриншотах), что свидетельствует о фактическом неправомерном продолжении проверки; решение суда первой инстанции не мотивировано.

Представители товарищества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.

В судебном заседании представители Прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга и Прокуратуры Оренбургской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве Прокуратуры Оренбургской области. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ТСЖ №25 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1065600050581 и осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе. В частности, товарищество осуществляет управление многоквартирным домом №39 по ул. Карагандинской в г. Оренбурге.

На основании решения от 09.06.2021 №158 Прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга проведена проверка деятельности ТСЖ №25 на предмет исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проверкой установлено нарушение положений Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон №209-ФЗ) и Приказа №74/114/пр при управлении указанным многоквартирным домом, а именно: в нарушение подпункта 3.4 пункта 3, подпункта 8.3 пункта 8 Приказа №74/114/пр обязательная информация о периодичности и (или) графике (срока) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за 2019, 2020 годы, о состоянии расчетов товарищества за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах за май 2021 года отсутствует; в нарушение подпункта 8.3 пункта 8 Приказа №74/114/пр обязательная информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах за март, апрель 2021 года несвоевременно размещена в системе.

По результатам проверки в отношении товарищества вынесено представление от 09.06.2021 №07-18-2021 об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Указанное представление содержит описание выявленных нарушений и требование безотлагательно рассмотреть представление (пункт 1), рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности (пункт 2), в течение месяца сообщить в Прокуратуру Ленинского района г. Оренбурга о результатах принятых мер (пункт 3).

Посчитав указанное представление не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы, ТСЖ №25 обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. 

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий обязательные предписания, распоряжения, направленный на установление, изменение или прекращение правоотношений и влекущий неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской или экономической деятельности.

Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с положением пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22  Закона о прокуратуре вправе, в том числе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга произведена проверка на предмет исполнения ТСЖ №25 законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирным домом №39 по ул. Карагандинской в г. Оренбурге. По результатам проверки в адрес товарищества выдано оспоренное представление.

Представление вынесено Прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга в пределах представленных ей полномочий в соответствии с Законом прокуратуре.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2016 № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.07.2017 у поставщиков информации (к числу которых отнесены в том числе товарищества собственников жилья) наступила обязанность по раскрытию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) информации, предусмотренной Законом №209-ФЗ и Приказом №74/114/пр.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2014 №504/934/пр «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определен адрес официального сайта ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - https://dom.gosuslugi.ru.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона №209-ФЗ, система ГИС ЖКХ представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Закона №209-ФЗ (часть 18 статьи 7 Закона №209-ФЗ).

Подробный перечень видов информации, размещаемой в ГИС ЖКХ, в том числе управляющими организациями, приведен в части 1 статьи 6 Закона №209-ФЗ. В соответствии с пунктом 42 данного перечня, в ГИС ЖКХ должна размещаться иная информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в соответствии с названным федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом №74/114/пр от 29.02.2016 определены состав, сроки и периодичность размещения обязательной информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ.

В соответствии с этим Приказом, в состав информации, размещаемой в ГИС ЖКХ, включены: информация о периодичности и (или) графике (сроках) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (информация размещается управляющим организациями, товариществами и кооперативами, являющимися исполнителями коммунальных услуг, не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, а также в случае произошедших изменений ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за отчетным) (пункт 3.4.2); информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах (информация размещается в следующие сроки: о задолженности/переплате по оплате за содержание жилого помещения – ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным, по состоянию на 1 число месяца, следующего за расчетным, либо в иной срок, предусмотренный договором; о поступлении денежных средств – ежемесячно, не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным, по состоянию на 15 число месяца, следующего за расчетным, либо в иной срок, предусмотренный договором; о начислении пени и о задолженности по уплате пени – ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным, по состоянию на 1 число месяца, следующего за расчетным, либо в иной срок, предусмотренный договором; о поступлении денежных средств в счет уплаты пени – ежемесячно, не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным, по состоянию на 15 число месяца, следующего за расчетным, либо в иной срок, предусмотренный договором) (подпункты 8.3.1–8.3.6 пункта 8).

Таким образом, применительно к информации о периодичности и (или) графике (сроках) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме действует нормативно установленный срок ее размещения в ГИС ЖКХ (не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, а также в случае произошедших изменений ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за отчетным), а применительно к информации о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, установлены альтернативные сроки – либо нормативно установленные, либо установленные договором (в рассматриваемой ситуации – Уставом ТСЖ).

В рассматриваемой ситуации Уставом ТСЖ №25 (в редакции от 28.04.2021) установлен срок представления документов – не позднее 1 числа следующего месяца (приложение №15), что соответствует положениям Приказа №74/114/пр. Уставом в редакции от 12.06.2021 указанный срок представления документов изменен на срок – не позднее 10 числа следующего месяца.

Прокурорской проверкой установлено, что в отношении дома №39 по ул. Карагандинской в г. Оренбурге информация о периодичности и (или) графике (сроках) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном за 2019, 2020 годы, а также о состоянии расчетов товарищества за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах за май  2021 года на момент прокурорской проверки фактически не размещена. Также, проверкой установлено, что информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах за март, апрель 2021 года несвоевременно размещена в системе (за март 2021 года - 07.04.2021, за апрель 2021 года – 06.05.2021).

Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела скриншотами страниц системы ГИС ЖКХ в сети «Интернет», представленными по запросу Прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга  Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (письмо от 03.02.2022), из которых, в частности, следует, что фактически информация о периодичности и (или) графике (сроках) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном за 2019 год и за 2020 год размещена 12.06.2021 (то есть, после выдачи оспоренного представления от 09.06.2021), а информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах за май 2021 года размещена 07.06.2021.

Также, из письма Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 28.03.2022 №40/06-2711, следует, что по состоянию на 04.06.2021 обязательная информация о периодичности и (или) графике (сроках) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном за 2019 год и за 2020 год и о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах за май 2021 года в отношении спорного многоквартирного дома в системе отсутствовала, а обязательная информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за содержание жилого помещения с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах за март и апрель 2021 года размещена с нарушением установленного законом срока – 07.04.2021 и 06.05.2021 соответственно.

Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, представление указанных документов после проведения прокурорской проверки не свидетельствует о продолжении проверочного мероприятия в отношении заявителя. Такое представление дополнительных доказательств в подтверждение обоснованности выдачи оспоренного представления произведено органом прокуратуры в пределах реализации процессуальных прав стороны по делу, а потому эти документы являются надлежащими доказательствами по делу. При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что заявляя возражения в отношении указанных документов, товарищество не приводит доказательств, опровергающих отраженные в этих документах сведения.

Оспаривая представление прокуратуры, заявитель указал на отсутствие его вины в указанном нарушении, поскольку размещение информации в ГИС ЖКХ осуществляется ОАО «Система «Город» в соответствии со своими требованиями по срокам ее размещения ввиду заключения договора присоединения 01.03.2016.

Отклоняя этот довод товарищества, суд первой инстанции обоснованно отметил, что заключенные товариществом договоры, предметом которых является размещение информации в ГИС ЖКХ, наделяют стороны взаимными обязанностями в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации и не могут перераспределять полномочия товарищества, установленные Законом №209-ФЗ. Заключение ТСЖ №25 гражданско-правовых договоров с третьими лицами не освобождает его от обязанности контролировать своевременность размещения информации в системе ГИС ЖКХ, поскольку именно оно является поставщиком информации по смыслу Закона № 209-ФЗ и несет ответственность за полноту и своевременность размещения информации в ГИС ЖКХ.

Кроме того, как следует из представленного в материалы дела письма  акционерного общества  «Оренбургская финансово-информационная система «Город» от 14.12.2021 №04-09505, в целях информационного и технологического взаимодействия между этим обществом и исполнителями коммунальных услуг, для раскрытия информации разработан модуль АРМ «Информационная система ЖКХ» программного комплекса «Центр Начисления», который предоставляет исполнителям коммунальных услуг  в пользование Программный продукт на основании заключенных договоров присоединения к модулю. То есть, необходимая информация размещается в ГИС ЖКХ исполнителем коммунальной услуги самостоятельно путем использования программного продукта, предоставленного ему на основании заключенного договора присоединения.

Ссылка ТСЖ №25 на собственный Устав, как на документ, которым установлены иные сроки размещения информации в ГИС ЖКХ, суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Так, в соответствии с Уставом ТСЖ №25 в редакции от 28.04.2021, срок представления платежных документов – не позднее 1 числа следующего месяца, а в редакции от 12.06.2021 – не позднее 10 числа следующего месяца. Однако, эти положения Устава товарищества не изменяют указанные выше нормативно установленные сроки размещения спорной информации в ГИС ЖКХ. Кроме того, спорная информация за март, апрель и май 2021 года размещена товариществом в ГИС ЖКХ несвоевременно даже с учетом указанных сроков представления платежных документов (соответственно 07.04.2021, 06.05.2021 и 07.06.2021).

Заявитель также сослался на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26.10.2021 по делу №12-1164/2021, которым отменено постановление мирового судьи о привлечении товарищества к административной ответственности за несвоевременное размещение в ГИС ЖКХ информации за апрель 2021 года, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.

Однако, как обоснованно указал суд первой инстанции, этот судебный акт суда общей юрисдикции в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не носит преюдициального характера для разрешения настоящего судебного спора, установленные им обстоятельства не являются обязательными для арбитражного суда при рассмотрении этого дела.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности и обоснованности содержащегося в оспоренном представлении требований, а потому отсутствует совокупность условий для удовлетворения заявленных требований о признании этого акта недействительным.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.07.2022 по делу №А47-9863/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья №25 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            А.А. Арямов

Судьи:                                                                                   Е.В. Бояршинова

                                                                                              П.Н. Киреев