ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-1295/2019
г. Челябинск | |
05 марта 2019 года | Дело № А47-9826/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2019 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.12.2018 по делу №А47-9826/2018 (судья Хижняя Е.Ю.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стимул» - ФИО1 (доверенность от 11.11.2016 №04).
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стимул» (далее – заявитель, ООО «УК «Стимул», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании незаконным предписания от 08.05.2018 №ПР-972.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.12.2018 (резолютивная часть решения объявлена 10.12.2018) требования заявителя удовлетворены, предписание инспекции признано незаконным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, а также с инспекции в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ по Оренбургской области обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе инспекция ссылается на законность оспоренного предписания. Полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам дела, а также судом допущено нарушение норм процессуального права. Обращает внимание на следующие обстоятельства: судом не установлено, какие права и законные интересы заявителя нарушены оспоренным предписанием; в соответствии с нормативными требованиями, в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, управляющей организацией необходимо выполнять работы по организации проверки состояния соответствующих сетей и их отдельных элементов, для чего своевременно заключать договоры на оказание услуг и (или) выполнение работ со сторонними организациями, при этом, управляющая организация не вправе предложить объем работ меньший, нежели предусмотренный Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 (далее – Минимальный перечень); безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования обеспечивается путем выполнения в том числе технического диагностирования такого оборудования; таким образом, обязанность по осуществлению диагностики технического состояния внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах и по заключению договоров на проведение работ по диагностике газопроводов лежит на управляющей организации, при этом все необходимые расходы учитываются при установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения; в настоящем случае на рассмотрение общего собрания собственников помещений 03.07.2017 выносились в том числе вопросы об утверждении перечня работ и услуг по текущему ремонту общего имущества дома на 2017 год и размера платы за содержание общего имущества – 20,98 руб., при этом, перечень работ и услуг по текущему ремонту не приложен, и вопрос об утверждении такого перечня собранием не разрешался; то есть, поскольку внутридомовое газовое оборудование входит в состав общего имущества многоквартирного дома, то взимание платы за выполнение работ по его техническому диагностированию вне утвержденного размера платы за жилое помещение, противоречит требованиям жилищного законодательства даже при отсутствии факта двойного начисления; к представленным в материалы дела копиям листов голосования (приложение №2 к протоколу от 03.07.2017 №112) следует отнестись критически, так как их оригиналы в суд и в инспекцию не представлены. С учетом указанных обстоятельств инспекция полагает оспоренное предписание законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы инспекции возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители инспекции, извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Рассмотрение апелляционной жалобы состоялось в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО «УК «Стимул» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1135658040088 и на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (т.1 л.д.85-91), а также протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 02.07.2016 №40/16 (т.1 л.д.81-84) является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома №38 по пр. Дзержинского в г. Оренбурге.
В связи с поступлением в ГЖИ по Оренбургской области обращения жителя указанного дома (т.1 л.д.73), на основании распоряжения заместителя начальника инспекции от 09.04.2018 №972 (т.1 л.д.67) должностными лицами инспекции в период с 04.05.2018 по 08.05.2018 в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности по управлению общим имуществом указанного многоквартирного дома. Результаты проверки отражены в акте от 08.05.2018 №А-972 (т.1 л.д.110-112), по итогам рассмотрения которого инспекцией в адрес заявителя выдано предписание от 08.05.2018 №ПР-972 (т.1 л.д.19, 113). В соответствии с этим предписанием, обществу предписано в срок до 17.07.2018 устранить нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 (далее – Положение №1110) в части установления размера платы собственникам помещений в многоквартирном доме, для чего прекратить начисление и выставление денежных средств в размере 50 руб. с квартиры собственникам помещений за техническое диагностирование внутридомового газового оборудования, а также осуществить возврат (перерасчет) денежных средств, выставленных разовыми платежами в размере 50 руб. с квартиры начиная с августа 2017 года по настоящее время за техническое диагностирование внутридомового газового оборудования, сверх применяемого размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения. Также предложено представить в инспекцию документы, подтверждающие возврат (перерасчет) денежных средств.
Считая это предписание незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспоренного предписания закону.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).
В силу пункта 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частями 6 и 7 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
ГЖИ по Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и соответствующий лицензионный контроль, наделанное правом выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (пункты 2-10 Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области о 15.02.2010 №25-ук).
Таким образом, оспоренное предписание выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
К лицензионным требованиям деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункты «а» и «б» пункта 3 Положения №1110).
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статьям 39 и 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в таком доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится в том числе на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
Статьей 154 ЖК РФ установлено, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 1).
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно статье 158 ЖК РФ, пунктам 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491), в случае управления МКД управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом доме. Размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения МКД.
Инициатива об утверждении размеров платы должна исходить от управляющей организации, которая по каждому дому обязана подготовить свои предложения собственникам помещений о перечне, объеме и стоимости работ и услуг, рассчитанные на 1 год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из буквального содержания приведенных норм и официальных разъяснений, суд первой инстанции пришел к следующим правильным выводам: в качестве основного способа установления и изменения платы за содержание и ремонт общего имущества МКД на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании; расходы, понесенные управляющей организацией, должны быть компенсированы ей собственниками помещений в том случае, если такие расходы были одобрены общим собранием собственников.
Как следует из содержания оспоренного предписания, выданного по итогам проверки соблюдения лицензионных требований, заявителю предложено устранить нарушение, выразившееся в начислении платы за техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме №38 по ул. Дзержинского в г. Оренбурге в размере 50 руб. с квартиры.
Внутридомовые инженерные системы газоснабжения относятся к общему имуществу многоквартирного дома, ответственность за содержание и эксплуатацию которых несет управляющая организация (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 5 Правил №491).
Пунктом 21 раздела 2 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме отнесена в том числе организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.
Пунктом 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее – Правила №410) предусмотрено, что техническим диагностированием внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования признается определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.
В силу пунктов 4, 8 и 16 Правил №410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования. Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования – лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений – при непосредственном способе управления многоквартирным домом). Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем, при этом исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, не реже 1 раза в 3 года.
В соответствии с пунктом 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 №239, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входит техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение: а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления; в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования.
Пунктом 21 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, установлена обязанность организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, по выполнению работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
В рассматриваемой ситуации управление многоквартирным домом №38 по пр. Дзержинского в г. Оренбурге осуществляется ООО «УК «СТИМУЛ» на основании договора на управление многоквартирным домом от 01.07.2017 №25, в соответствии с которым, управляющая организация обязуется обеспечивать управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества (пункт 2.1). Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя: плату за услуги и работы по управлению многоквартирном домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определяется для каждого собственника исходя из общей стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме пропорционально доле принадлежащего ему помещения в праве общей собственности собственников таких помещений на общее имущество (пункт 6.2).
Обязательства по проведению работ по техническому диагностированию внутреннего домового газового оборудования ни в договоре управления, ни в Приложении №2 к договору (Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома), в качестве обязанности управляющей организации не поименованы, соответственно не установлена плата за выполнение таких работ.
В силу пункта 4 Правил №410 техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является самостоятельным видом работ, входящим в комплекс работ по безопасному использованию и содержанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, наряду с работами по организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов, включенными в Минимальный перечень (пункт 21 Минимального перечня).
Общим собранием собственников помещений рассматриваемого многоквартирного дома 03.07.2017 принято решение об установлении платы с 01.07.2017: за содержание жилого помещения в размере 20,98 руб. за м2, за лифт – 3,91 руб., за вывоз ТКО – 2,17 руб. за кв.м. Отдельно (пятым вопросом) принято решение выполнить работы по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования с оплатой за выполненные работы в размере 500 рублей с квартиры в рассрочку по 50 рублей 10 месяцев (протокол №112 от 03.07.2017 – т.1 л.д.92-93).
Таким образом, размер платы за техническое диагностирование внутридомового газового оборудования решением собрания собственников помещений многоквартирного дома выведен из состава утвержденного размера платы за содержание жилого помещения.
Во исполнение принятого собственниками помещений в многоквартирном доме решения 15.08.2017 ООО «УК «Стимул» с ООО «Энергодиагностика» заключен договор №15/08-2017 на проведение работ по техническому диагностированию ВДГО (т.1 л.д.94-97). Стоимость работ, согласно пункту 2.1 договора, составила 500 руб. за одну точку разбора.
Указанные расходы ООО «УК «Стимул» предъявлены собственникам помещений в многоквартирному отдельной строкой в платежных документах с рассрочкой по 50 руб. с квартиры, что подтверждается платежными документами за период с августа 2017 по март 2018 года (т.1 л.д.99-105).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности действий управляющей организации в указанной части.
Содержащееся в оспоренном предписании требование об осуществлении обществом перерасчета (возврата) указанной платы не соответствует закону и необоснованно ограничивает право заявителя на получение компенсации платы за фактически оказанную услугу, а потому суд полагает подтвержденным наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных обществом требований о признании оспоренного предписания недействительным.
Приведенные в апелляционной жалобе возражения подлежат отклонению, как не основанные на законе и представленных в материалы дела доказательствах.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.12.2018 по делу №А47-9826/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: П.Н. Киреев
Н.Г. Плаксина