ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-13732/2022 от 07.11.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-13732/2022

г. Челябинск

07 ноября 2022 года

Дело № А34-2942/2022

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2022 года .

Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2022 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Административной комиссии города Кургана Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской  области от 18.08.2022 по делу №А34-2942/2022.

Общество с ограниченной ответственностью «Новая Волна Курган» (далее – ООО «Новая Волна Курган», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Административной комиссии города Кургана Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана (далее – административная комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.02.2022 №94752 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Курганской области от 20.11.1995 №25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской  области» (далее – Закон Курганской области №25) в виде наложения административного штрафа в размере 40000 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.08.2022 (резолютивная часть решения объявлена 11.08.2022) требования заявителя удовлетворены, оспоренное постановление признано незаконным и отменено.

Административная комиссия не согласилась с указанным решением суда и обжаловала его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» осуществляла мониторинг содержания общего имущества многоквартирных домов на территории г. Кургана, осмотр проводился в рамках реализации полномочий МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» в соответствии с его уставом по контролю за исполнением Правил благоустройства. Требования Правил благоустройства обязательны для соблюдения вне зависимости от того, является ли деятельность субъекта права лицензируемой или нет. Считает событие вменяемого административного правонарушения доказанным. Виновность заявителя в совершении  правонарушения повторно установлена, доказана материалами дела и подтверждена объяснениями самого заявителя. В целом полагает оспоренное постановление законным и обоснованным, а выводы суда первой инстанции – несоответствующими фактическим обстоятельствам и основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия, по имеющимся документам.

В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу общество против удовлетворения жалобы возражает.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «Новая Волна Курган» зарегистрировано в качестве юридического лица  за основным государственным регистрационным номером 1084501004136 и в соответствии с выпиской из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства осуществляет в том числе деятельность по управлению общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома №4 по ул. Урицкого в г. Кургане. 

Сопроводительным письмом от 25.01.2022 исх. №142-00440/22 в административную комиссию из МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» представлена информация о выявленном по указанному адресу нарушении, заключающемся в содержании отведенной территории жилого дома в неудовлетворительном состоянии, а именно – в складировании снега вне специальных мест по состоянию на 15 час. 39 мин. 24.01.2022. Информация представлена в виде: фотоматериалов с пояснительными надписями и схемы события правонарушения, выполненных от имени должностного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана; выписки из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства; акта осмотра территории г. Кургана №117 от 24.01.2022 (л.д.35-45).

На основании указанных материалов административной комиссией в отношении ООО «Новая Волна Курган» в отсутствие его представителя составлен протокол об административном правонарушении от 28.01.2022 №16418-АП по признакам правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 4 Закона Курганской области №25. Протокол содержит извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении 10.02.2022 (л.д.32).

По итогам проведенного 10.02.2022 в присутствии представителя общества заседания административной комиссии общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 4 Закона Курганской области №25 и ему решено назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб. Указанное обстоятельство отражено в протоколе заседания административной комиссии от 10.02.2022 (л.д.52).

На основании указанного протокола административной комиссией 10.02.2022 вынесено постановление №94752 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Новая Волна Курган» привлечено к административной ответственности по пункту 3 статьи 4 Закона Курганской области №25 с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб. (л.д.13-14).

Считая это постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о недоказанности события административного правонарушения.

  Оценив в  порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

  В  силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения  и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу пункта 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территории Курганской области таким законом является Закон курганской области №25, в силу пункта 1 статьи 26 которого составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных этим Законом (включая нарушения правонарушения, предусмотренные статьей 4 этого Закона), вправе уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области.

Согласно пункту 3 статьи 27 Закона Курганской области №25, административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 4 этого Закона.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и оспоренное постановление вынесено административной комиссией в пределах предоставленных ей полномочий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Курганской области №25, складирование снега, собранного при очистке объектов благоустройства, вне специальных мест, отведенных органом местного самоуправления муниципального образования Курганской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей; на должностных лиц - в размере от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц – в размере от 40000 до 70000 рублей.

Субъектами указанного административного правонарушения являются лица, ответственные за проведение работ по уборке объектов благоустройства (территорий общего пользования, прилегающих территорий).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 4 Закона Курганской области №25, образуют действия субъекта по складированию снега, собранного при очистке объектов благоустройства, вне специальных мест, отведенных органом местного самоуправления муниципального образования Курганской области.

В рассматриваемой ситуации заявителю вменено в вину осуществление складирования снега вне специально отведенного места при очистке территории находящегося в его управлении жилого дома №4 по ул. Урицкого в г. Кургане.  

Решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 №52 утверждены Правила благоустройства территории г. Кургана (далее – Правила благоустройства), статьей 12 которых регламентирован порядок уборки территории города Кургана в том числе в зимний период.

Так, в соответствии с этой статьей к осуществлению мероприятий по уборке на территории города Кургана привлекаются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, путем включения в договор аренды требования об уборке прилегающей территории и определения ее границ, а также через соглашения с собственниками земельных участков (пункт 1). Осенне-зимняя уборка должна осуществляться в период с 15 октября до 15 апреля и предусматривает уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку улиц песчано-щебеночной смесью или песком без хлоридов (далее - противогололедных препаратов (пункт 4.1). Вывоз убранного снега, скола льда разрешается только на специально отведенные места складирования снега (снежные свалки), которые должны быть обеспечены удобными подъездами, необходимыми механизмами для складирования снега (пункт 4.9). Эксплуатация и содержание объектов жилищного фонда, в том числе в зимний период, должны осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ (пункт 4.17).

В силу пункта 1.30 статьи 2 Правил благоустройства под площадкой для складирования снега понимается земельный участок, временно предназначенный для складирования снега в зимний период, ежегодно определяемый постановлением Администрации города Кургана.

Пунктом 1 постановления Администрации города Кургана от 22.10.2021 №7486 «Об организации временных площадок по складированию снега в зимний период 2021-2022 гг. в городе Кургане» предусмотрено, что временная площадка для складирования снега в зимний период 2021-2022гг. размещена в микрорайоне Зайково – севернее городского кладбища.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 №170 (далее – Правила №170), уборка придомовой территории, в том числе уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.

Пунктом 3.6.8 Правил №170 установлено, что уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.

В соответствии с пунктом 3.6.15 Правил №170, очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения – один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов.

В силу пункта 3.6.16 Правил №170 убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования.

Согласно пункту 3.6.17 Правил №170, сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей.

В соответствии с пунктом 3.6.19 Правил №170, работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 часов с момента окончания снегопада, а на остальных территориях - не позднее 12 часов.

Пунктом 3.6.20 Правил №170 предусмотрено, что снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.      

Таким образом, заявитель, являющийся управляющей организацией, осуществляющей содержание общего имущества многоквартирного дома №4 по ул. Урицкого в городе Кургане, несет обязанность по уборке придомовой территории от снега и наледи, вывозу с придомовой территории убранного снега и льда на специально отведенное для складирования место.

Указывая на нарушение заявителем этих нормативных требований вследствие осуществления 24.01.2022 складирования снега вне специального места при очистке территории жилого дома №4 по ул. Урицкого в г. Кургане, административная комиссия ссылается на полученные от МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» материалы в виде фототаблиц с пояснительными надписями, схемы события правонарушения, акта осмотра территории, выполненных от имени должностного лица МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана».

Как указывает административный орган, это нарушение выявлено должностным лицом МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» при осуществлении визуального осмотра в рамках мониторинга содержания общедомового имущества многоквартирного дома.

Между тем, положениями статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля», плановые (рейдовые) осмотры (обследования территорий и мероприятия социально-гигиенического мониторинга) отнесены к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводимым на основании соответствующих заданий.

С 01.07.2021 введен в действие Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в соответствии с которым, рейдовый осмотр отнесен к контрольным (надзорным) мероприятиям, осуществляемым при взаимодействии с контролируемым лицом, а к контрольным (надзорным) мероприятиям без взаимодействия с контролируемым лицом отнесены наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование (части 2 и 3 статьи 56). При этом, контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа (часть 2 статьи 57), а проведение контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, осуществляется на основании соответствующего решения контрольного (надзорного) органа (часть 1 статьи 64).

Сведений о наличии таких задания или решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в настоящем случае материалы дела не содержат, фиксирующий результаты контрольного мероприятия акт не составлялся, а представленные фотоматериалы с пояснительными надписями не подписаны. 

Поскольку доказательства в обоснование наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения собраны вне установленного законом процессуального порядка, то у административного органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по пункту 3 статьи 4 Закона Курганской области №25.

Помимо этого, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, указанные материалы не подтверждают, что именно заявителем допущено складирование снега вне специальных мест (факты уборки работниками управляющей организации снега в указанном месте и в указанную дату и время административным органом не зафиксированы; сведения, отраженные в фототаблицах, не позволяют определить, каким лицом, когда и при каких обстоятельствах произведено складирование снежных навалов в указанном месте, не указана техника и лица, которые проводили работы по уборке снега в указанном месте и именно в указанную дату и время).

Иных доказательств события правонарушения административным органом не представлено.

Также, административным органом не исследована продолжительность нахождения (формирования) снежных валов,  не устанавливалось намерение либо отсутствие намерения их вывезти при объективно требуемом времени для организации процесса вывоза снега, повторный осмотр территории через промежуток времени, необходимый для проведения работ по очистке территории от снега, в целях подтверждения события административного правонарушения, административным органом не проводился.

Установление единичного факта наличия снега, без установления фактических данных, позволяющих сделать вывод о нарушении заявителем сроков размещения снега на специально отведенном месте, является недостаточным для вывода о наличии события вмененного в вину заявителю административного правонарушения.

Кроме того, ссылка административного органа на невыполнение обществом требований Правил №170, подлежит отклонению, поскольку объективной стороной административного правонарушения по пункту 3 статьи 4 Закона Курганской области №25 не охватываются совершенные повторно действия (бездействие) лица по непроведению работ по уборке объектов благоустройства, либо совершенные с нарушением установленных сроков и порядка проведения указанных работ, повлекшие нарушения требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством.

С учетом указанных обстоятельств подлежит отклонению как не основанный на материалах дела довод подателя апелляционной жалобы о доказанности события и состава административного правонарушения.

Недоказанность события правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспоренного постановления о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в том числе в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления при условии, если нарушение носит существенный характер.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В частности, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Данные нормы права по своей правовой природе призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Из приведенных норм следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте совершения административных процедур и осуществлять такие процедуры с участием представителей привлекаемого лица. Нарушение этих требований является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя привлекаемого к ответственности лица.

При этом, административным органом в нарушение статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства надлежащего извещения законного представителя общества о составлении в отношении него протокола по делу об административном правонарушении, а также доказательства того, что при составлении протокола об административном правонарушении было выяснено, извещено ли общество, его законный представитель о составлении протокола об административном правонарушении в установленном порядке, выяснены ли причины неявки.

В представленном в материалы дела фрагменте книги регистрации телефонограмм (5) 02-08 отсутствуют сведения о лице, принявшем телефонограмму (л.д.48).

Таким образом, административным органом не доказано соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного, оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об обоснованности требований заявителя у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской  области от 18.08.2022 по делу №А34-2942/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии города Кургана Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана – без удовлетворения.  

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                      А.А. Арямов

Судьи:                                                                                   Е.В. Бояршинова

                                                                                              Н.Г. Плаксина