ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-14181/2016
г. Челябинск
22 ноября 2016 года
Дело № А76-13808/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2016г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Малышева М.Б., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Челябвтормет» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2016 по делу №А76-13808/2016 (судья Горлатых И.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества «Челябвтормет» - ФИО1 (доверенность №16 от 01.01.2016);
Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации – ФИО2 (доверенность от 11.01.2016), ФИО3 (доверенность №77 от 05.09.2016).
Открытое акционерное общество «Челябвтормет» (далее – ОАО «Челябвтормет», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.05.2016 №30, вынесенного Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление Ростехнадзора, административный орган, управление), которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.10.2016 (резолютивная часть решения объявлена 07.10.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО «Челябвтормет» не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ссылается на то, что судом не рассмотрено требование заявителя о снижении размера штрафа до 100000 руб. исходя из тяжелого финансового положения. Также указывает на то, что заявитель эксплуатирует 27 опасных производственных объектов, на часть из которых требования «Правил безопасности при получении, транспортировки, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.12.2013 №656 (далее – Правила №656). Обращает внимание на то, что пресс, гидравлические уплотнители и гидравлические ножницы, которые не транспортируют газ, не используют газ и не подключены к газопроводу, не входят в состав опасного производственного объекта «Сеть газопотребления» и правомерно не включены в сведения его характеризующие, что судом не учтено. Полагает, что применение в гидропроводах горючих масел допускается Правилами №656 при условии, отражения в проекте соответствующих противопожарных мероприятий, и отсутствие этих мероприятий в проекте не установлено. Считает, что при отсутствии порядка опломбирования защитных панелей кранов, но при фактическом выполнении обществом требований по опломбированию и запиранию панелей кранов, отсутствует потенциальная общественная опасность. Кроме того, по мнению подателя жалобы, учитывая тяжелое финансовое положение общества и отсутствие негативных последствий, имеются основания для снижения размера штрафа до 100000 руб.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании представители управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО «Челябвтормет» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027402554255 и осуществляет эксплуатацию следующих опасных производственных объектов: 1) цех электросталеплавильный (А5600424-0001), <...>) Сеть газопотребления цеха, п.Увельский (А56-00424-0002), <...>) Сеть газопотребления цеха, г. Копейск (А56-00424-0003), <...>) Сеть газопотребления цеха, г. Троицк (А56-00424-0004), Челябинская область, г. Троицк, п. Гончарка; 5) Сеть газопотребления цеха, п. Зауральский (А56-00424-0005), Челябинская область, г. Еманжелинск, <...>) Сеть газопотребления цеха, п. Роза (А56-00424-0006), Челябинская область, г. Коркино, <...>) Сеть газопотребления цеха, п. Варна (А56-00424-0007), <...>; Сеть газопотребления, г. Карталы (А56-00424-0008), <...>) Сеть газопотребления цеха, г. Миасс (А56-00424-0009), <...>. 1А; 9) Сеть газопотребления цеха, г. Касли (А56-00424-0010), Челябинская область, г.Касли, а/я 79; 10) Площадка установки получения кислорода, г. Челябинск (А56-00424-0017), <...>; Группа резервуаров и сливо-наливных устройств (А56-00424-0017), <...>) Сеть газопотребления цеха, г. Магнитогорск (А56-00424-0029), <...>) Площадка установки получения кислорода, п. Сулея (А56-00424-0032), Челябинская область, Саткинский район, п. Сулея; 13) Сеть газопотребления цеха, п. Бреды (А56-00424-0032), <...>) Площадка установки получения кислорода, с.Канашево (А56-00424-0035), <...>) Участок транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом (А56-00424-0037), <...>,
В период с 04.04.2016 по 29.04.2016 на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Уральского управления Ростехнадзора № Ч-1518-р от 23.03.2016 управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности ОАО «Челябвтормет» при эксплуатации указанных опасных производственных объектов. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки №Ч-1518 от 29.04.2016 (т.1 л.д.84-111).
Актом проверки зафиксированы нарушения следующих нормативных требований: части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ); приложения 7, 8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 №606 (далее – Административный регламент); пунктов 6,8,20,23,63-65,92,119,123,126,1002,1012 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.12.2013 №656 (далее – Правила №656); подпунктов в), д), и) пункта 218, пункта 228 подпунктов в), г), ж) ,з), и) пункта 302, пунктов 313, 326, 328, 357,358 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 №116 (далее – Правила №116); подпункта ж) пункта 23, пунктов 125,150,211 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 №533 (далее – Правила №533); пункта 9 раздела II Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 №542 (далее – Правила №542); подпункта е) пункта 70, пункта 77 Технического регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870 (далее – Технический регламент); пункта 26 раздела III Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 №37 (далее – Положение №37).
Уведомлением от 05.05.2016, общество извещено о необходимости явки его представителя в Управление Ростехнадзора 19.05.2016 для участия в составлении по факту выявленных нарушений протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.140).
19.05.2016 по фактам выявленных нарушений административным органом в присутствии законного представителя ОАО «Челябвтормет» в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении №30 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ (т.1 л.д.141-149).
Определением от 19.05.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 27.05.2016. Копия определения получена директором общества, о чем на определении имеется соответствующая отметка (т.2 л.д.1). Определением от 27.05.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Челябвтормет» отложено на 30.05.2016 (т.2 л.д. 2-3). Копия определения получена директором общества 27.05.2015, о чем на определении имеется соответствующая отметка.
Постановлением от 30.05.2016 №30, вынесенным в с участием представителя общества, ОАО «Челябвтормет» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, а также подтвержденным соблюдение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Выводы суда являются обоснованными.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьями 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Субъектом правонарушения является организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.
Заявитель, эксплуатируя опасные производственные объекты, является субъектом ответственности, предусмотреннойч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует деяние (действие или бездействие) субъекта, нарушающее требования промышленной безопасности или условия лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов определены Законом №116-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 3 указанного Закона, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в этом Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В силу части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, в том числе допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона №116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Идентификация опасных производственных объектов должна осуществляться эксплуатирующей организацией в соответствии с критериями идентификации, изложенными, в частности, в приложении №8 Административного регламента.
В соответствии с Административным регламентом, в процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты организации вне зависимости от места их эксплуатации. Определяются все признаки опасности (вне зависимости от ведомственной принадлежности) и единственный тип каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов. Идентификация опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, должна полностью отражать потенциальную опасность производственных процессов (при наличии признаков опасности, определенных законодательством), осуществляемых на конкретных производственных площадках организации, при исполнении всех видов деятельности согласно ее уставным документам. Идентификацию опасных производственных объектов осуществляет организация, эксплуатирующая эти объекты (п.п.3-4).
В соответствии с пунктом 8 приложения 8 к Административному регламенту, при рассмотрении спецификации установленного на опасном производственном объекте оборудования необходимо учитывать все оборудование (технические устройства), эксплуатация которых дает признак опасности, обусловленный перечисленным в приложении 1 к Закону №116-ФЗ.
При возникновении изменений в информации, ранее внесенной в базу данных государственного реестра, эксплуатирующая организация обязана внести эти изменения в базу данных государственного реестра опасных производственных объектов. Для этого эксплуатирующей организацией проводится идентификация только по отношению к вновь появившимся опасным производственным объектам, к объектам, где произошли какие-либо изменения в ранее зарегистрированных в государственном реестре сведениях (пункт 14 Административного регламента).
Перечень документов, рассматриваемых при идентификации приведены в приложении №7 к Административному регламенту.
Как установлено административным органом, ОАО «Челябвтормет» не полностью внесены данные о технических устройствах в сведения, характеризующие опасные производственные объекты:
1) «сеть газопотребления цеха, п.Увельский» с рег. №56-00424-0002- не указан гидравлический уплотнитель, усилием 400 т.с. (паспорт Б267-00- 00-00 ПС). В качестве рабочей жидкости в гидравлическом уплотнителе используется более 3 тн. опасного вещества – масла минерального;
2) «сеть газопотребления цеха, г. Копейск» с рег. №А56-00424-0003 – не указаны гидравлические ножницы модели Н2335. В ножницах в качестве рабочей жидкости используется более 3 тн. опасного вещества – масла минерального;
3) «сеть газопотребления цеха, г. Касли» рег. №А56-000424-0010 не указаны гидравлические ножницы модели Н2335 и Пресс «Colmar». В технических устройствах в качестве рабочей жидкости используется более 3 тн. опасного вещества – масла минерального;
4) «сеть газопотребления цеха г. Троицк» рег. №56-00424-0002 – не указан пресс. В техническом устройстве в качестве рабочей жидкости используется более 3 тн. опасного вещества – масла минерального;
5) «сеть газопотребления цеха г. Миасс» рег. №А56-00424-0009 не указаны марка ТУ газоиспользующего оборудования, год изготовления, характеристика газопроводов высокого, среднего, низкого давлений;
6) не внесены сведения, характеризующие опасные производственные объекты газопотребляющие оборудование (технические устройства), применяемые на опасных производственных объектах: «сеть газопотребления цеха, п. Увельский» с рег. №56-00424-0002; «сеть газопотребления цеха, г. Копейск» с рег. №А56-00424-0003; «сеть газопотребления цеха, г. Троицк» рег. №56-00424-0002; «сеть газопотребления цеха, п. Зауральский» рег. №А56-00424-0005; «сеть газопотребления цеха, п. Роза» рег. №А56-00424-0006; «сеть газопотребления цеха, г. Касли» рег. №А56-000424-0010; «сеть газопотребления цеха, с. Варна» рег. №А56-00424-0007; «сеть газопотребления цеха, г. Магнитогорск» рег. №А56-00424-0029; «сеть газопотребления цеха, г. Карталы» рег. №А56-00424-0008; «сеть газопотребления цеха, г. Бреды» рег. №А56-00424-0032 (пункты 1,2 постановления).
В отношении этого нарушения общество заявляет возражения, указывая на то, что в опасные производственные объекты «Сети газопотребления» прессы, гидравлические уплотнители и гидравлические ножницы не входят, а потому информация о них не подлежит включению в сведения, характеризующие указанные опасные производственные объекты.
Оценивая этот довод общества, суд апелляционной инстанции находит его необоснованным.
Представленные в материалы дела доказательства (паспорта на указанное оборудование и представленные заявителем сведения об опасных производственных объектах) подтверждают фактическое наличие этого оборудования по месту расположения опасных производственных объектов и отсутствие информации о нем в сведениях об опасных производственных объектах. Поскольку в силу ст.2 Закона №116-ФЗ под опасными производственными объектами понимаются предприятия или их цехи, участки, а также площадки, фактическое расположение на площадке для размещения сетей газораспределения спорного оборудования требует включения этого оборудования в состав указанных опасных производственных объектов.
Иные указанные выше нарушения обществом не оспариваются и материалами дела подтверждаются, а потому следует признать подтвержденным нарушение заявителем требований ч.5 ст.2, ч.1 ст.9 Закона №116-ФЗ и Административного регламента.
Согласно пункту 6 Правил №656, организации, эксплуатирующие объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов, обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Правил №656 технологические процессы должны осуществляться в соответствии с технической и технологической документацией, картами, инструкциями (технологическими, по эксплуатации, по порядку пуска и остановки агрегатов, производственными), которые должны находиться на рабочих местах для ведения технологического процесса.
Разработанные инструкции, содержащие требования по промышленной безопасности, ведению технологических процессов, техническому обслуживанию и ремонту оборудования, утверждаются и пересматриваются в порядке, установленном в организации (пункт 20).
В соответствии с пунктом 92 Правил №656 в системах гидроприводов металлургических машин должны применяться негорючие (малогорючие) и нетоксичные жидкости. При применении в гидроприводах горючих масел проектом должны быть предусмотрены противопожарные мероприятия.
Согласно пункту 126 Правил №656 эксплуатация конструкций производственных зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий и контроль их состояния, должны отвечать требованиям соответствующих действующих норм в области промышленной безопасности.
В силу пункта 23 Правил №656 на металлургических и коксохимических предприятиях должен быть разработан и утвержден руководителем организации порядок организации работ повышенной опасности.
Выполнение работ по ремонту печей должно организовываться и проводиться согласно порядку работ повышенной опасности (пункт 1002 Правил №656).
Разделка металлолома самолетного, военной и ракетной техники, а также обезвреживание взрывоопасных предметов относятся к работам повышенной опасности и выполняются в специально отведенных местах, отдельно от мест разделки прочих видов лома. Пакеты такого лома должны храниться и транспортироваться отдельно по партиям (пункт 1012 Правил №656).
Согласно пункту 62 Правил №656 технические устройства (технологическое оборудование, агрегаты, машины и механизмы, технические системы и комплексы, приборы и аппараты), в том числе иностранного производства, применяемые на опасных производственных объектах металлургической отрасли должны соответствовать требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, техническим регламентам, проектной документации, документации заводов-изготовителей.
На все технические устройства, имеющиеся в организации, должны быть подготовлены соответствующие эксплуатационные документы (пункт 63 Правил №656).
Эксплуатация технических устройств должна осуществляться в соответствии с требованиями технологических инструкций, разработанных на основании проектной документации, с учетом производственных условий и требований настоящих Правил (пункт 64 Правил №656).
К эксплуатации технических устройств допускается только квалифицированный эксплуатационный и ремонтный персонал (пункт 65 Правил №656).
В нарушение указанных требований, обществом, эксплуатирующим опасный производственный объект – «Цех электросталеплавильный», не представлен документ, определяющий порядок пересмотра инструкций, содержащих требования промышленной безопасности и ведение технологических процессов; порядок организации работ повышенной опасности не соответствует требованиям; указаны не все работы повышенной опасности (обезвреживание взрывоопасных предметов, выполнение работ по ремонту печей) (пункт 5 постановления); не герметично покрытие крыши пристроя здания ЭСПЦ по ряду Б в осях 13-15; при применении в гидропроводах горючих масел, проектом не предусмотрены противопожарные мероприятия (в системах гидроприводов металлургических машин ЭСПЦ применяются горючие жидкости).
Податель апелляционной жалобы указывает на наличие нормативно закрепленной возможности использования в техническом устройстве в качестве рабочей жидкости горючих жидкостей при условии, отражения в проекте соответствующих противопожарных мероприятий (п.92 Правил №656).
Вместе с тем, как следует из акта проверки, в настоящем случае установлены факты использования в гидроприводах металлургических машин горючей жидкости в отсутствие предусмотренных проектом соответствующих противопожарных мероприятий. В этой связи возражения заявителя в этой части отклоняются.
В то же время следует признать обоснованным довод апелляционной жалобы о неправомерности отражения в оспоренном постановлении фактов нарушения требований Правил №656 применительно к опасным производственным объектам «сеть газопотребления» и «ЦПЛ», на которые положения указанных Правил не распространяются.
Кроме того, ОАО «Челябвтормет» не выполняются требования «Положения организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ОАО «Челябвтормет»: пункт 6.10 – не составлен годовой план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности; пункт 7.16 – отсутствует специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при получении, транспортировании, использовании расплавов черных металлов; пункт 8.7.3 – не представлены акт-предписание или приказ по результатам комплексного обследования по обеспечению и соблюдению требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Также, в нарушение пунктов 62-65 Правил №656 разработанная технологическая инструкция ТИ 167.002-01 по приему и переработке лома и отходов черных металлов, содержит требования по промышленной безопасности, со ссылкой на недействующие нормативные акты и не пересматривается в порядке, установленном в организации; к работе в качестве газорезчиков, стропальщиков допущены не аттестованные: ФИО4, ФИО5, ФИО6 Сеть газопотребления цеха, г. Миасс (дата очередной проверки 06.03.2016); в актах полугодовых осмотров зданий и сооружений ОАО «Челябвтормет» не указаны дефекты и повреждения, выявленные в результате осмотров.
Согласно пункту 123 Правил №656 все строительные конструкции зданий и сооружений, находящиеся под воздействием среды, классифицированной как средне- или сильноагрессивной по отношению к данным конструкциям, должны быть защищены от коррозии в соответствии с действующими строительными нормами.
Эксплуатация конструкций производственных зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий и контроль их состояния, должны отвечать требованиям соответствующих действующих норм в области промышленной безопасности (пункт 126 Правил №656).
Вместе с тем, как установлено в ходе проверки, в результате воздействия агрессивной среды, повреждены коррозией металлические колонны, фермы, балки здания ЦПЛ, а также разрушено антикоррозийное покрытие металлических связей между колоннами зданий ЦПЛ. Проверкой также установлено, что в результате воздействия агрессивной среды и длительной эксплуатации, имеются коррозионные трещины, шириной до 8,0 мм нижнего ряда стеновых панелей, здания ЦПЛ и повреждения плит покрытия здания блока №2 ЦПЛ: в виде высолов, разрешения защитного слоя бетона с оголением арматуры, трещина в полках (пункт 30 постановления).
Как предусмотрено пунктом 119 Правил №656, загромождение рабочих мест, эвакуационных проходов, выходов из помещений, проходов к средствам пожаротушения, обеспечения безопасности и связи запрещается.
Уборка мусора, пыли, металлолома, отходов производства, с территорий, внутри и снаружи зданий и сооружений должна производиться по графику.
В зависимости от категории взрывопожароопасности помещения должен быть установлен порядок уборки.
Уборка пыли во взрывопожароопасных помещениях должна производиться в соответствии с инструкцией, предусматривающей безопасное проведение уборки.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований ОАО «Челябвтормет» допускается накопление пыли на строительных конструкциях внутри помещений, на площадках обслуживания и на оборудовании ЦПЛ.
В соответствии с пунктом 23 Правил №533, организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять, в частности следующие требования: ж) разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
Эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта. В этих целях, в том числе должны быть разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования (пункт 150 этих же Правил).
Согласно пункту 211 Правил №533 ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется крановщиком (оператором) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.
Как установлено проверкой, разработанная у заявителя производственная инструкция для машинистов (крановщиков) мостовых кранов не дополнена объемом осуществления ежесменного осмотра крановых путей.
Эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение требований промышленной безопасности, в частности установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей кранов (абзац 5 пункта 125 Правил №533).
Организации, эксплуатирующие объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов, обязаны разрабатывать планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (пункт 8 Правил №533).
Как установлено административным органом, в ЭСПЦ ОАО «Челябвтормет» механик цеха ФИО7 не обеспечен должностной инструкцией для специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии (пункт 8 постановления); в ОАО «Челябвтормет» не установлен порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей кранов; ОАО «Челябвтормет» не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий в подразделении сеть газопотребления цеха, п. Увельский (представлен ПЛА цеха за 2015-2016г.г.).
Согласно пункту 357 Правил №116 на ОПО, на которых используется оборудование под давлением, должны быть разработаны и утверждены инструкции, устанавливающие действия работников в аварийных ситуациях. Инструкции должны быть выданы на рабочее место под роспись каждому работнику, связанному с эксплуатацией оборудования под давлением. Знание инструкций проверяется при аттестации специалистов и допуске рабочих к самостоятельной работе.
Объем инструкций зависит от особенностей технологического процесса и типа эксплуатируемого оборудования под давлением.
В инструкциях, устанавливающих действия работников в аварийных ситуациях, наряду с требованиями, определяемыми спецификой ОПО, должны быть указаны следующие сведения для работников, занятых эксплуатацией оборудования под давлением: а) оперативные действия по предотвращению и локализации аварий; б) способы и методы ликвидации аварий; в) схемы эвакуации в случае возникновения взрыва, пожара, выброса токсичных веществ в помещении или на площадке, где эксплуатируется оборудование, если аварийная ситуация не может быть локализована или ликвидирована; г) порядок использования системы пожаротушения в случае локальных возгораний оборудования ОПО; д) порядок приведения оборудования под давлением в безопасное положение в нерабочем состоянии; е) места отключения вводов электропитания и перечень лиц, имеющих право на отключение; ж) места расположения аптечек первой помощи; з) методы оказания первой помощи работникам, попавшим под электрическое напряжение, получившим ожоги, отравившимся продуктами горения; и) порядок оповещения работников ОПО и специализированных служб, привлекаемых к осуществлению действий по локализации аварий (пункт 358 Правил №116).
В силу пункта 326 Правил №116 порядок и сроки проверки исправности действия, ремонта и проверки настройки срабатывания на стенде предохранительных устройств в зависимости от условий технологического процесса должны быть указаны в производственной инструкции по эксплуатации предохранительных устройств, утвержденной руководством эксплуатирующей организации. Результаты проверки исправности предохранительных устройств, сведения об их настройке записывают в сменный журнал, сведения об их настройке оформляют актами лица, выполняющие указанные операции.
Организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации (пункт 218 Правил №116).
В этих целях, в частности необходимо: назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих) не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе (подпункт «в»); утвердить перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП (подпункт «д»); обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП и принятой в эксплуатирующей организации системой проведения работ (подпункт «и»).
На основании пункта 302 Правил №116 эксплуатация сосудов под давлением должна осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной руководством эксплуатирующей организации производственной инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов. В инструкции, в частности, должны быть регламентированы: в) порядок проверки исправности обслуживаемых сосудов и относящегося к ним оборудования в рабочем состоянии; г) порядок, сроки и способы проверки арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации; е) меры безопасности при выводе оборудования в ремонт, а также дополнительные меры безопасности для сосудов с рабочей средой группы 1 (в соответствии с ТР ТС 032/2013); ж) случаи, требующие немедленной остановки сосуда, предусмотренные настоящими ФНП, а также другие, обусловленные спецификой работы сосуда. Порядок аварийной остановки и снижения давления до атмосферного устанавливают в зависимости от конкретной схемы включения сосуда и технологического процесса; з) действия персонала при ликвидации аварийных ситуаций; и) порядок ведения сменного журнала (оформление приема и сдачи дежурства, проверка записи лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосуда).
В соответствии с пунктом 313 Правил №116, поверка манометров с их опломбированием или клеймением должна быть произведена не реже одного раза в 12 месяцев, если иные сроки не установлены в документации на манометр. Обслуживающий персонал должен производить проверку исправности манометра с помощью трехходового крана или заменяющих его запорных вентилей путем установки стрелки манометра на нуль.
Порядок и сроки проверки исправности манометров обслуживающим персоналом в процессе эксплуатации сосудов должны быть определены производственной инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, утвержденной руководством эксплуатирующей организации.
Пунктом 328 Правил №116 установлено, что для поддержания сосудов в исправном состоянии эксплуатирующая организация обязана организовывать своевременное проведение в соответствии с графиком ремонта сосудов. При этом не допускается проведение ремонта сосудов и их элементов, находящихся под давлением. В целях обеспечения безопасности при ремонте, связанном с производством работ внутри сосуда, до начала этих работ сосуд, соединенный с другими работающими сосудами общим трубопроводом, должен быть отделен от них заглушками или отсоединен. Отсоединенные трубопроводы должны быть заглушены. Допускаются к применению для отключения сосуда только заглушки соответствующей прочности, устанавливаемые между фланцами и имеющие выступающую часть (хвостовик), по которой определяют наличие заглушки. При установке прокладок между фланцами они должны быть без хвостовиков.
Как установлено административным органом, в нарушение указанных требований ОАО «Челябвтормет» не разработаны и не утверждены инструкции, устанавливающие действия работников в аварийных ситуациях при использовании оборудования под давлением; результаты проверки исправности предохранительных устройств, сведения об их настройке ОАО «Челябвтормет» не записываются в сменный журнал; не ведется журнал эксплуатации предохранительных мембран; не утвержден перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей ОПО организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством РФ и ФНП. Сеть газопотребления цеха, г. Копейск. Площадка установки получения кислорода п. Сулея; не обеспечено проведение, в пределах срока службы, техническое освидетельствование сосуда рег. № А-19529 уполномоченной специализированной организацией, так же лицом, ответственным за осуществление производственного контроля за эксплуатацией сосуда, работающего под давлением, совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в сроки, установленные в руководстве (инструкции) по эксплуатации или в приложении 4 к ФНП от 25.4.2014 №116; не укомплектован штат работников опасного производственного объекта «Площадка установки получения кислорода п. Сулея (рег. №А56-00424-0021)» допущенных к обслуживанию сосудов, работающих под давлением (газификатор ГХК) слесарь – 1 чел.; указанные в п.303 Правил №116 требования не регламентированы ОАО «Челябвтормет» в производственной инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов ИЭ-001-15; не переработаны: инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов (ГХК) ИП 11-060-08, должностная для работника, ответственного за исправное состояние и безопасное действие сосудов ИПД 11-060-28 и другие (ссылки в инструкциях сделаны на правила, которые отменены и действуют); не произведена проверка с клеймлением манометра дифференциального показывающего, установленного на сосуде рег. №А-19529; частично нарушена окраска (верхняя половина) сосуда – газификатора холодного криогенного ГХК-8/1,6-500 рег.№А-312-3.
В соответствии с пунктом 9 (раздел II) Правил №542, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных ФЗ «О промышленной безопасности…», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны, в том числе выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии (абзац 2).
При эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение, в частности повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы (подпункт «е» пункта 70 Технического регламента).
В силу пункта 77 Технического регламента не допускается эксплуатация сети газопотребления при неисправности газоиспользующего оборудования или с отключенными технологическими защитами, блокировками, сигнализацией и контрольно-измерительными приборами, предусмотренными проектом.
В ходе проверки установлено, что ОАО «Челябвтормет» не покрашен наружный газопровод среднего и низкого давления и отсутствует вывод получаемых сигналов на пульт помещения с постоянно присутствующим персоналом от автоматики безопасности котельной административного здания и гаража в цехах: п. Зауральский ОАО «Челябвтормет», расположенного по адресу: Челябинская область, г. Еманжелинск, <...>; п. Роза ОАО «Челябвтормет» расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, <...> б (пункты 15,16 постановления).
В силу пункта 26 раздела III Положения №37 в организациях разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в этих организациях, производственные инструкции. Производственные инструкции разрабатываются на основании квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и/или профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, а также с учетом особенностей технологических процессов конкретного производства. Указанные инструкции находятся на рабочих местах и выдаются под роспись рабочим, для которых обязательно знание этих инструкций. Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций. Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы. Рабочие периодически проходят проверку знаний производственных инструкций не реже одного раза в 12 месяцев.
Согласно пункту 228 Правил №116, периодическую проверку знаний персонала (рабочих), обслуживающего оборудование под давлением, должны проводить один раз в 12 месяцев.
Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, в нарушение указанных требований заявителем не соблюдаются сроки проведения периодической проверки знаний производственных инструкций у рабочих – не реже одного раза в 12 месяцев; в удостоверениях персонала, обслуживающего сосуды под давлением, нет отметки о проверке знаний.
Факты указанных нарушений нормативных требований, предъявляемых к промышленной эксплуатации опасных производственных объектов подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Доказательств принятия обществом мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также наличия объективных обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей, предусмотренных законодательством, в материалах дела не имеется. В этой связи следует признать подтвержденным виновный характер деяния общества ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.
При таких условиях обоснованным является вывод суда о том, что в действиях ОАО «Челябвтормет» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих административную ответственность, исследованием материалов дела не установлено. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, нарушения срока давности привлечения к ответственности не установлено.
Оспоренное постановление вынесено управлением в пределах установленного законом срока давности.
Также судом первой инстанции, исходя из характера и количества допущенных правонарушений, сделан вывод об отсутствии оснований для применения в настоящем случае положений ст.2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным. Этот вывод суда основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и не противоречит закону, а потому не подлежит переоценке судом апелляционной инстанции.
Согласно ч.1 ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Как предусмотрено ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В данном случае управлением избрана мера административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Заявитель, ссылаясь на свое тяжелое материальное положение и отсутствие негативных последствий в результате допущенного правонарушения, полагает размер назначенного управлением административного штрафа подлежащим уменьшению до 100000 руб., что ниже минимального размера санкции ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Между тем, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции счел назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 200000 руб. соответствующим тяжести совершенного правонарушения, обеспечивающим достижение целей административного наказания.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции в этой части обоснованными и не усматривает оснований для уменьшения размера штрафа ниже низшего предела санкции.
Суд отмечает, что применение положений ч.3.3 ч.4.1 КоАП РФ является правом, а не обязанностью арбитражного суда, рассматривающего соответствующий спор.
В настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих гражданско-правовых обязанностей, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц.
Назначенный размер штрафа сопоставим с характером административного правонарушения, количеством допущенных нарушений нормативных требований и степенью вины нарушителя, не является инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы и не влечет ограничений конституционных прав и свобод заявителя, свободы предпринимательства и права собственности.
В подтверждение своего тяжелого материального положения общество представило в материалы дела бухгалтерскую отчетность за 2015 год и 1 квартал 2016 года (содержащую сведения об убыточности деятельности общества) справку налогового органа о состоянии расчетов общества с бюджетом по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 13.05.2016 (в соответствии с которой заявитель имеет задолженность по налогу на доходы физических лиц, подлежащему перечислению налоговым агентом, а также по налогу на добавленную стоимость) и справку ОАО «Челябвтормет» от 02.06.2016 об ухудшении финансового положения общества с 01.09.2015 в связи со значительным снижением объемов производства.
Оценив содержание этих документов, суд апелляционной инстанции полагает подтвержденным факт ухудшения финансового положения заявителя по состоянию на 02.06.2016. Вместе с тем, это обстоятельство не является исключительным по смыслу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, так как относится к обычному риску осуществления юридическим лицом хозяйственной деятельности.
В этой связи суд не усматривает оснований для применения в настоящем случае положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и уменьшения размера примененного административного штрафа.
На основании вышеизложенного, содержащиеся в решении суда первой инстанции выводы не подлежат переоценке.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены решения суда в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении обжалованного решения не допущено.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалованного судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2016 по делу №А76-13808/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Челябвтормет» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: М.Б. Малышев
В.Ю. Костин