ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-14639/2015
г. Челябинск | |
11 декабря 2015 года | Дело № А76-17990/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2015 года .
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2015 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2015 по делу № А76-17990/2015 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска – ФИО1 (доверенность от 28.10.2015),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области – ФИО2 (доверенность от 30.01.2015).
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Челябинск» на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Курчатовский район, по ул. Шагольской, выраженный в письме от 29.05.2015 № 001/222/2015-240, обязании Управления Росреестра произвести данную государственную регистрацию права собственности.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2015 (резолютивная часть от 05.10.2015) в удовлетворении заявления отказано.
С указанным решением суда не согласился Комитет (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, требования Комитета удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что основания для возникновения права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 отсутствуют, противоречит п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон). Ссылаясь на ст.ст. 16, 19 Земельного кодекса Российской Федерации и абз. 1 п. 3 ст. 3.1 Вводного закона, апеллянт полагает, что процедура и основания для разграничения государственной собственности на земельные участки, установленные Вводным законом, в настоящее время являются действующими. В силу этого установленный Вводным законом порядок разграничения государственной собственности применяется к спорным правоотношениям, и с момента государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество – детский сад (15.04.2015) земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 считается отнесенным к муниципальной собственности в силу закона.
Податель апелляционной жалобы также считает, что отказ регистрирующего органа в регистрации права противоречит принципу единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектом недвижимого имущества, а судом первой инстанции не учтено, что иных оснований для приобретения права собственности на земельный участок у муниципального образования не имеется.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу заявителя от заинтересованного лица в суд апелляционной инстанции не поступил.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления Росреестра возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальному образованию – «город Челябинск» на праве собственности принадлежит нежилое здание (детский сад), площадью 6 683,1 кв.м, этажность: 4, расположенное по адресу: <...> квартал I, 6б (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2015 – л.д. 13).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22.04.2015 № 7400/101/15-349857 (л.д. 11) указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 площадью 18 462 кв.м, поставленном на кадастровый учет 08.07.2013.
Сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) отсутствуют (уведомление регистрирующего органа от 10.07.2015 № 74/001/014/2015-296 – л.д. 16).
23.04.2015 в Управление Росреестра обратился Комитет с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 18 462 кв.м с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 (л.д. 52-53).
К заявлению были приложены: доверенность от 09.10.2012 от Комитета на имя ФИО3 и кадастровый паспорт земельного участка от 22.04.2015 (л.д. 50).
При проведении правовой экспертизы представленных документов были выявлены замечания, препятствующие проведению государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, о чем Комитет был уведомлен письмом № 74/001/222/2015-240 от 29.04.2015 (л.д. 56-57), государственная регистрация приостановлена до 29.05.2015 в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).
Согласно сообщению от 29.05.2015 № 001/222/3015-240 Управление Росреестра на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации отказало Комитету в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397, расположенный по адресу: <...> в связи с непредставлением документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают возникновение права собственности муниципального образования на указанный земельный участок (л.д. 8-9).
Комитет, полагая указанный отказ незаконным, не соответствующим ст. 3.1 Вводного закона и нарушающим права и законные интересы муниципального образования – «город Челябинск», обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель не представил доказательств возникновения права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, в силу отсутствия доказательств наличия у муниципального образования права собственности на нежилое здание (детский сад) на момент вступления в силу Вводного закона, ввиду чего суд признал, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 относится к землям, собственность на которые не разграничена.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Комитета, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы на недвижимое имущество.
В силу ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10 п. 1).
В данном случае муниципальным образованием «город Челябинск» в лице Комитета со ссылками на положения ст. 3.1. Вводного закона заявлено о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Шагольская.
Согласно сведениям кадастрового паспорта (л.д. 11) земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 площадью 18 462 кв.м. сформирован для размещения детского сада.
Право муниципальной собственности на нежилое здание (детский сад) площадью 6683, 1 кв.м. по адресу <...> квартал I, 6б, зарегистрировано 15.04.2015 (л.д. 13).
Таким образом, в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701014:3397, размещено недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 3.1. Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 № 2178/11, от 17.12.2013 № 12790/13, в силу названной нормы земельные участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, при этом ранее действовавшая и установленная Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» административная процедура разграничения государственной собственности на земельные участки упразднена, и земельные участки считаются разграниченными при наличии оснований, закрепленных ст. 3.1. Вводного закона в силу закона.
Поскольку нормой части 3 статьи 3.1. Вводного закона предусмотрены основания приобретения права муниципальной собственности на земельный участок при размещении на участке здания, принадлежащего муниципальному образованию, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 считается разграниченным в собственность муниципального образования «город Челябинск» в силу закона.
Правовая позиция Управления Росреестра, изложенная в обжалуемом отказе, и поддержанная судом первой инстанции о том, что возможность отнесения земельного участка к муниципальной собственности при расположении на участке объекта недвижимости, принадлежащего тому же муниципальному образованию, допускается, только если такой объект был размещен на земельном участке на момент вступления в силу ст. 3.1. Вводного закона, не может быть признана обоснованной, поскольку основана на ошибочном толковании указанной нормы, буквальное толкование которой не позволяет прийти к выводу о пресекательном действии норм Вводного закона. Кроме того, названная норма принята в развитие нормы ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости, ввиду чего толкование нормы ст. 3.1. Вводного закона должно производиться в нормативном единстве с указанным принципом.
Следует также учесть, что при ограничительном толковании указанной нормы в части распространения её действия только на правоотношения, существовавшие на момент вступления в силу названных норм Вводного закона, применительно к земельному участку с кадастровым номером 74:36:0701014:3397 отсутствуют предусмотренные той же нормой иные основания для разграничения государственной собственности в пользу иных публично-правовых образований – Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, что исключает последующую возможность разграничения такого участка, что в свою очередь не соответствует принципу необходимости разграничения государственной собственности на землю, установленному п.п. 9 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод Управления Росреестра о возможности разграничения земельного участка путем заключения соглашения между публично-правовыми образованиями признается необоснованным, поскольку противоречит содержанию порядка разграничения земельных участков в государственной собственности, установленного ст. 3.1. Вводного закона, по смыслу которой земельные участки считаются отнесенными к собственности соответствующего публичного образования в силу закона и без соблюдения дополнительной процедуры передачи земельного участка.
Ссылки Управления Росреестра на правовую позицию, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 12790/13, апелляционным судом отклоняются как основанные на её неправильном толковании. Так, сделанный Президиумом ВАС РФ, исходя из фактических обстоятельств рассмотренного в надзорном порядке дела, вывод о том, что на момент введения в действие статьи 3.1 Вводного закона земельный участок не был разграничен в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», в порядке составления перечней, то такой участок считается неразграниченным, сделан применительно к оценке изменения порядка разграничения государственной собственности в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ путем отказа от административного порядка разграничения земли в пользу прямого законодательного установления оснований разграничения публичной собственности на землю. Указанные выводы не следует расценивать как невозможность разграничения права публичной собственности на земельные участки, которые к 01.01.2006 остались не разграниченными в государственной собственности в соответствии с ранее действовавшим порядком, при наличии указанных в ст. 3.1. Вводного закона оснований разграничения.
При изложенных основаниях обжалуемый отказ регистрирующего органа противоречит ст. 20 Закона о регистрации, в силу чего требований заявителя подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции – отмене.
Доводы Управления Росреестра о том, что права муниципального образования обжалуемым отказом не нарушаются в силу сохранения распорядительных полномочий в отношении земельного участка как неразграниченного в государственной собственности в соответствии с п. 10 ст. 3 Вводного закона, отклоняются как противоречащие ст. 209 ГК РФ, поскольку право распоряжения земельными участками, не разграниченными в государственной собственности, делегированное органам местного самоуправления в порядке ст. 125 ГК РФ, не тождественно праву собственности на земельный участок.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2015 по делу № А76-17990/2015 отменить.
Заявленные Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска требования удовлетворить.
Признать незаконным как не соответствующий ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» выраженный в сообщении от 29.05.2015 № 001/222/2015-240 отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Шагольская.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в течение месяца со дня принятия настоящего постановления произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования «город Челябинск» на недвижимое имущество - земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701014:3397, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Шагольская.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Г.Н. Богдановская
Судьи: М.И. Карпачева
Л.В. Пивоварова