ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-14795/19 от 21.10.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-14795/2019

г. Челябинск

22 октября 2019 года

Дело № А07-5621/2019

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу  Управления Федеральной службы судебных приставов по республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2019 по делу №А07-5321/2019.

В судебном заседании приняли участие представители:

Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан – ФИО1 (доверенность №Д-02907/19/4 от 14.01.2019);

Управление Федерального казначейства по Республике БашкортостанФИО2 (доверенность от 21.12.2018).

Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее – УФССП по РБ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – УФК по РБ) о: 1) признании незаконными действий, выразившихся в принятии к исполнению исполнительного листа серии ФС №019623438 от 13.12.2018; 2) признании незаконным уведомления от 13.02.2019 №0100-03-08/105 о поступлении исполнительного документа.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью « «РИЭЛ» (далее – ООО «РИЭЛ», общество, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2019  (резолютивная часть решения объявлена 22.07.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.

УФССП по РБ не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало  его в апелляционном порядке.

 В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на незаконность оспоренных заявителем действий и уведомления. Полагает, что исполнительный лист, обязывающий УФССП по РБ возвратить денежные средства обществу, не мог быть принят УФК по РБ к исполнению, поскольку не носит имущественного характера, а потому не подлежит исполнению путем предъявления в УФК по РБ. Обращает внимание на то, что в силу требований действующего административного регламента УФК по РБ должно проверять исполнительный документ на наличие в нем требований, не входящих в компетенцию органов Федерального казначейства. Также указывает на нарушение его прав и законных интересов оспоренными действиями и уведомлением УФК по РБ, так как в результате принятия исполнительного листа к исполнению были приостановлены расходные операции по счетам УФССП по РБ, что затруднило осуществление платежей в рамках заключенных заявителем гражданско-правовых договоров.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель УФК по РБ в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Представители третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Жалоба рассмотрена без их участия.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2015 по делу №А07-13874/2015 с ООО «РИЭЛ» в пользу ООО «Партнер» взысканы долг в размере 10858,5 руб., пени в размере 4202,24 руб. 84 коп., а также расходы по госпошлине в размере 2000 руб. На основании этого решения выдан исполнительный лист серии ФС №006627464.

Указанный исполнительный лист предъявлен взыскателем к исполнению в службу судебных приставов и на основании него 07.12.2015 возбуждено исполнительное производство №222494/15/02006-ИП.

29.01.2016 судебным приставом-исполнителем Орджоникидзевского РОСП г.Уфы УФССП по РБ ФИО3 в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.

На основании этого постановления платежными ордерами №10 от 04.03.2016 и №10 от 09.03.2016 с расчетного счета ООО «РИЭЛ» в банке ПАО «Татфондбанкб» перечислены на счет Орджоникидзевского РОСП г.Уфы УФССП по РБ денежные средства в общей сумме 15060,74 руб.

Кроме того, на основании этого же постановления платежными ордерами №1 от 23.08.2016 и №2 от 29.09.2016 с расчетного счета ООО «РИЭЛ» в банке Филиал ПАО «Банк Урасиб» на расчетный счет Орджоникидзевского РОСП г.Уфы УФССП по РБ списаны денежные средства в общей сумме 15060,74 руб.

Таким образом, по состоянию на 11.03.2016 по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП образовалась переплата.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя ФИО3 от 11.03.2016 произведено распределение поступивших денежных средств должника, по итогам которого в пользу ООО «Партнер» перечислены денежные средства в размере 15060,74 руб., меры по обращению взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации отменены, исполнительное производство №222494/15/02006-ИП в отношении ООО «РИЭЛ» окончено фактическим исполнением.

Постановлением Орджоникидзевского РОСП г. Уфа УФССП по РБ от 14.06.2017 о распределении денежных средств ООО «РИЭЛ» возвращены денежные средства в сумме 5060,74 руб., а платежным поручением от 07.11.2017 №515790 заявителю возвращено 10000 руб.

ООО «РИЭЛ» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к судебному приставу-исполнителю Орджоникидзевского РО СП г. Уфы УФССП России по РБ ФИО3 о признании незаконными действий по взысканию излишней суммы задолженности по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП в сумме 10858,50 руб. также общество просило обязать УФССП России по РБ вернуть денежные средства в размере 10858,50 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2018 по делу №А07-17249/2017 требования ООО «РИЭЛ» удовлетворены частично, признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя ФИО3 по взысканию с ООО «РИЭЛ» излишней суммы задолженности по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП  в сумме 10858,5 руб. Также, суд обязал УФССП по РБ возвратить ООО «РИЭЛ» излишне взысканные по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП денежные средства в размере 10858,5 руб.

Из указанного судебного акта следует, что основанием для его принятия послужило то обстоятельство, что в период с 14.09.2015 по 17.02.2016 ООО «РИЭЛ» в добровольном порядке оплатило взысканную решением суда сумму основного долга – 10858,5 руб., однако, взыскатель предъявил к исполнению исполнительный лист, в связи с чем сумма долга повторно была взыскана в принудительном порядке службой судебных приставов.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2018 по делу №А07-17249/2017 оставлено без изменения.

На основании решения от 21.03.2018 в рамках дела №А07-17249/2017 судом 13.12.2018 выдан исполнительный лист ФС №019623438 об обязании УФССП по РБ возвратить ООО «РИЭЛ» излишне взысканные денежные средства по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП в размере 10858,50 руб.

Этот исполнительный лист 08.02.2019 ООО «РИЭЛ» предъявило к исполнению в УФК по РБ.

Уведомлением от 13.02.2019 №0100-03-08/105 УФК по РБ известило УФССП по РБ о поступлении исполнительного документа – исполнительного листа Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2018 серии ФС №019623438 и о необходимости представления в течение 10 рабочих дней после получения настоящего уведомления следующих документов: информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.

Письмом от 25.02.2019 УФССП по РБ указало на то, что удовлетворенное судом в рамках дела №А07-17249/2017 требование ООО «РИЭЛ» об обязании УФССП по РБ осуществить возврат излишне взысканной суммы – 10858,5 руб. не является требованием имущественного характера и не подлежит взысканию за счет средств УФССП по РБ.

Уведомлением от 28.02.2019 УФК по РБ известило УФССП по РБ о приостановлении операций по расходованию средств.

Уведомлением от 04.03.2019 УФК по РБ известило УФССП по РБ о возобновлении операций по расходованию средств в связи с поступлением в УФК по РБ 01.03.2019 заявления ООО «РИЭЛ» от 01.03.2018 №03 об отзыве исполнительного документа.

Полагая незаконными действия УФК по РБ по принятию к исполнению исполнительного листа, а также уведомление УФК по РБ от 13.02.2019 №0100-03-08/105, УФССП по РБ обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Основанием для такого обращения послужило мнение заявителя о том, что исполнительный документ не подлежал исполнению УФК по РБ, поскольку в нем отсутствуют требования имущественного характера.

Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев спор по существу, пришел к выводам о несостоятельности требований заявителя и о законности оспоренных действий и уведомления УФК по РБ.

Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Порядок исполнения судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений установлен статьями 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Статьей 242.1 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с этим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1). К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (пункт 2).

В силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 этой статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Пунктами 1-3 статьи 242.3 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника). Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 БК РФ, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Приказом Минфина Российской Федерации от 22.09.2008 №99н утвержден Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, в соответствии с которым, организация исполнения судебных актов при представлении должником платежного документа осуществляется, в том числе в следующие сроки: при достаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации и (или) средств, полученных от приносящей доход деятельности, - в течение десяти рабочих дней со дня получения должником уведомления о поступлении исполнительного документа; при недостаточности бюджетных средств и (или) средств, полученных от приносящей доход деятельности, - в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства (пункт 12). Сотрудник-исполнитель юридического отдела проверяет: основание выдачи исполнительного документа - судебный акт (за исключением случаев выдачи судебного приказа); отсутствие в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, действий обязывающего характера и иных, не входящих в компетенцию органа Федерального казначейства, кроме обращения взыскания на средства федерального бюджета; срок предъявления исполнительного документа к исполнению; - соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законодательством Российской Федерации: Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; наличие надлежащим образом заверенной судом копии судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. В случае поступления в орган Федерального казначейства исполнительного документа, предусматривающего помимо обращения взыскания на средства федерального бюджета иные действия, не входящие в компетенцию органа Федерального казначейства, исполнительный документ исполняется в части, предусматривающей обращения взыскания на средства федерального бюджета. По результатам проведения правовой экспертизы исполнительного документа и с учетом информации, поступившей из Профильного отдела, сотрудник-исполнитель юридического отдела готовит заключение о соответствии либо несоответствии поступившего исполнительного документа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации и передает указанное заключение вместе с исполнительным документом под роспись в Профильный отдел не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления в юридический отдел или сотруднику юридического отдела, при этом копия заключения с отметкой о получении хранится в юридическом отделе согласно номенклатуре дел юридического отдела. При наличии оснований для возврата исполнительного документа сотрудник исполнитель юридического отдела в заключении указывает правовые основания для его возврата взыскателю или в суд, выдавший исполнительный документ (пункт 29). При получении правового заключения о соответствии исполнительного документа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, наличии в органе Федерального казначейства лицевого счета должника и наличии в заявлении взыскателя необходимых реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, подлежащие взысканию, ответственный сотрудник-исполнитель Профильного отдела не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления вышеуказанных документов в Профильный отдел передает в административный отдел для направления должнику Уведомления о поступлении исполнительного документа с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя и вносит в Журнал учета и регистрации исполнительных документов номер и дату Уведомления о поступлении (пункт 35).

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемой ситуации исполнительный лист серии ФС №019623438 по делу №А07-17249/2017 об обязании УФССП по РБ возвратить ООО «РИЭЛ» излишне взысканные денежные средства по исполнительному производству №222494/15/02006-ИП в размере 10858,50 руб., а также представленные с ним документы соответствовали нормативным требованиям, а в УФК по РБ имелся лицевой счет должника – УФССП по РБ, в связи с чем основания для возврата взыскателю исполнительного документа без исполнения не имелось.

Руководствуясь указанными выше положениями, УФК по РБ правомерно в пределах своей компетенции, с соблюдением установленного порядка приняло исполнительный лист к исполнению и направило в адрес должника уведомление от 13.02.2019 о поступлении исполнительного документа.

Доводу заявителя о наличии в исполнительном документе требований неимущественного характера суд первой инстанции дал надлежащую оценку.

В частности, судом верно отмечено, что требование об обязании должника возвратить денежные средства в размере 10858,50 руб., связано с возвратом взыскателю денежных средств, а потому предмет исполнения в рассматриваемой ситуации не относится к неимущественным обязательствам, что соответствует разъяснениям, содержащимся в письме Федерального казначейства от 10.06.2010 №42-7.4-05/9.3-366.

С учетом этих обстоятельств исполнительный лист серии ФС № 019623438 от 13.12.2018 обоснованно определен УФК по РБ в качестве исполнительного документа, предусматривающего возложение обязанности имущественного характера, и подлежащего исполнению в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ.

Приведенные заявителем возражения в указанной части судом первой инстанции правомерно отклонены.

Таким образом, спорный исполнительный лист принят к исполнению и  уведомление о поступлении исполнительного документа вынесено УФК по РБ в соответствии с нормативными требованиями, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании действий и уведомления УФК по РБ незаконными.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано обоснованно.

Процессуальных нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для  отмены судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый  арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:  

решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2019 по делу №А07-5621/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по республике Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                    А.А. Арямов 

Судьи:                                                                                          Н.А. Иванова

                                                                                                     В.Ю. Костин