ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-14924/15 от 08.02.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14924/2015

г. Челябинск

09 февраля 2016 года

Дело № А07-17348/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016г.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2016г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2015 по делу №А07-17348/2014 (судья Чернышова С.Л.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» - Васильев П.Ю. (доверенность от 02.03.2015 №3);

Финансового управления Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан – Зверева Р.И. (доверенность от 28.01.2016 №1), Щаймарданова Р.Р. (доверенность от 05.02.2016);

муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан – Зверева Р.И. (доверенность от 11.01.2016 №2).

Общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (далее – заявитель, общество, ООО «Благоустройство») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Финансовому управлению Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее – управление, Финансовое управление Администрации МР Гафурийский район РБ) о: признании незаконным бездействия по исполнению исполнительного листа серии АС №002317393, выданного 14.05.2012 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2012г. по делу №А07-17091/2011, исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19.08.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2013г. по делу №А07-3028/2013, выразившееся в не уведомлении взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления, в не исполнении исполнительных листов в течение трех месяцев и в не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в Финансовом управлении Администрации МР Гафурийский район РБ на имя главного распорядителя средств местного бюджета – Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан как получателя средств местного бюджета, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений; обязании уведомить взыскателя ООО «Благоустройство» о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления, произвести исполнение исполнительного листа серии АС №002317393, выданного 14.05.2012 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2012 по делу №А07-17091/2011, исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19.08.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2013 по делу №А07-3028/2013, и приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в Финансовом управлении Администрации МР Гафурийский район РБ на имя главного распорядителя средств местного бюджета – Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан как получателю средств местного бюджета, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений» (в редакции заявителя).

В последующем в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом заявлен отказ от заявленных требований в части: признания незаконным бездействия Финансового управления Администрации МР Гафурийский район РБ по исполнению исполнительного листа серии АС №002317393, выданного 14.05.2012 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2012 по делу №А07-17091/2011 в части суммы долга в размере 1959306,10 рублей, исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19.08.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2013 по делу №А07-3028/2013 на сумму долга 416640,90 руб., выразившееся в не уведомлении взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления; обязания Финансового управления Администрации МР Гафурийский район РБ уведомить взыскателя ООО «Благоустройство» о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления. Отказ заявителя от части заявленных требований принят судом первой инстанции.

Также обществом представлено уточнение заявленных требований, в соответствии с которым заявитель просит: 1. Признать незаконным бездействие Финансового управления Администрации МР Гафурийский район РБ по исполнению исполнительного листа серии ФС №000357929, выданного 14.04.2015 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2012 по делу №А07-17091/2011 в части суммы долга в размере 1959306,10 рублей, исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19.08.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2013 по делу №А07-3028/2013 на сумму долга 416640,90 рублей, выразившееся в не исполнении исполнительных листов в течение трех месяцев и в не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в Финансовом управлении Администрации МР Гафурийский район РБ на имя главного распорядителя средств местного бюджета – Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан как получателю средств местного бюджета, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений; 2. Обязать Финансовое управление Администрации МР Гафурийский район РБ произвести исполнение исполнительного листа серии ФС №000357929, выданного 14.04.2015 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2012 по делу №А07-17091/2011 в сумме долга в размере 1959306,10 рублей, исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19.08.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2013 по делу №А07-3028/2013 в сумме долга в размере 416640,90 рублей, и приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в Финансовом управлении Администрации МР Гафурийский район РБ на имя главного распорядителя средств местного бюджета – Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан как получателю средств местного бюджета, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, до момента устранения нарушения, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.

Уточнение заявленных требований принято судом первой инстанции.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование – муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, а также Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Карагаево Муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее – МОБУ СОШ с. Карагаево МР Гафурийский район РБ).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2015 (резолютивная часть решения объявлена 17.09.2015) прекращено производство по делу в части требования о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации МР Гафурийский район РБ по исполнению исполнительного листа серии АС №002317393, выданного 14.05.2012 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2012 по делу №А07-17091/2011 в части суммы долга в размере 1959306,10 руб., исполнительного листа серии АС №004967158, выданного 19.08.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2013 по делу №А07-3028/2013 на сумму долга 416640,90 руб., выразившееся в не уведомлении взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления и об обязании Финансового управления Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан уведомить взыскателя ООО «Благоустройство» о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

ООО «Благоустройство» не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств и неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что управлением допущено незаконное бездействие в части не приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и неисполнения в установленный срок требований исполнительных документов. Обращает внимание на то, что в силу п.7 ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) неисполнение исполнительного документа в трехмесячный срок с момента его поступления является основанием для приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника и других условий для такого приостановления законом не установлено. Указывает на то, что приостановление операций по счетам должника является обязанностью, а не правом финансового органа. Также считает, что неисполнение исполнительного документа в трехмесячный срок с момента его поступления в финансовый орган само по себе является основанием доля признания бездействия управления незаконным, а поскольку применительно к рассматриваемым исполнительным листам такой срок истек 16.07.2015 и 26.05.2014, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось. По мнению подателя жалобы, для случаев превышения сумм взыскания объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, установлен механизм корректировки исполнения бюджета, предполагающий внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете. При этом, как считает податель жалобы, в любом случае требование исполнительных документов должно быть исполнено в трехмесячный срок, а исполнение за пределами этого срока возможно лишь с соблюдением порядка отсрочки и рассрочки исполнения судебного акта. Кроме того, общество полагает недоказанным отсутствие у управления возможности самостоятельно произвести перераспределение расходов в пределах одного раздела или вида расходов. Обращает также внимание на то, что исполнительные листы предъявлены к исполнению в 2014 году, тогда как управление в 2014 и 2015гг. не принимало мер к изменению сводной бюджетной росписи, при том, что перераспределение средств было возможно, поскольку в законах о бюджетах 2014и 2015гг. предусматривались значительные суммы ассигнований на общегосударственные расходы. Полагает недоказанным также факт вручения Правительству Республики Башкортостан и Минфину Республики Башкортостан обращений управления и органа местного самоуправления о выделении дополнительных средств.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители управления и муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

Представители МОБУ СОШ с. Карагаево МР Гафурийский район РБ, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.02.2012 по делу №А07-17091/2011 и от 21.05.2013 по делу №А07-3028/2013 о взыскании в пользу ООО «Благоустройство» с МОБУ СОШ с. Карагаево МР Гафурийский район РБ, а при недостаточности у этого лица денежных средств – с Муниципального образования – Муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в субсидиарном порядке денежных средств (соответственно: долг в сумме 4073261,99 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 336044,11 руб.; проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 415333,81 руб. и судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 11306,68 руб.), Арбитражным судом Республики Башкортостан выданы исполнительные листы от 14.05.2012 серии АС №002317393 (о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования – Муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в пользу ООО «Благоустройство» долга в сумме 4073261,99 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 336044,11 руб.) и от 19.08.2013 серии АС №004967158 (о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования – Муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в пользу ООО «Благоустройство» процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 415333,81 руб. и судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 11306,68 руб.).

В связи с ошибкой, допущенной в исполнительном листе серии АС №002317393 от 14.05.2015 пот заявлению общества Арбитражным судом Республики Башкортостан 14.04.2015 выдан новый исполнительный лист серии ФС №000357929.

Поскольку взысканная указанными судебными актами задолженность МОБУ СОШ с. Карагаево МР Гафурийский район РБ не погашена (по решению от 24.02.2012 по делу №А07-17091/2011 задолженность составила по состоянию на 26.02.2014 – 209306,1 руб.; по решению от 21.05.2013 по делу №А07-3028/2013 задолженность составила по состоянию на 26.02.2014 – 426640,49 руб.), ООО «Благоустройство» обратилось в Финансовое управление Администрации МР Гафурийский район РБ с заявлением от 19.12.2013 (зарегистрировано в управлении 20.12.2013) о перечислении с лицевых счетов субсидиарного должника – Муниципального образования – Муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан денежных средств в размере 426640, 49 руб.

Также ООО «Благоустройство» обратилось в управление с заявлением от 26.02.2014 (зарегистрировано в управлении 26.02.2014) о взыскании с субсидиарного должника – Муниципального образования – Муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан денежных средств в размере 2009306,1 руб. в связи с неисполнением решений суда МОБУ СОШ с. Карагаево МР Гафурийский район РБ.

Исполнительный лист серии АС №002317393 от 14.05.2012 предъявлен заявителем в управление к исполнению 26.02.2014.

Исполнительный лист серии ФС №000357929 от 14.04.2015 предъявлен заявителем к исполнению в управление 16.04.2015.

Исполнительный лист серии АС №004967158 от 19.08.2013 предъявлен в управление МБУ СОШ с. Карагево МР Гафурийский район РБ 20.12.2013.

Неисполнение управлением требований, содержащихся в исполнительных листах от 14.04.2015 серии ФС №000357929 и от 19.08.2013 серии АС №004967158, послужило основанием для обращения обществом в суд с рассматриваемым заявлением.

В связи с отказом общества от части заявленных требований (о признании незаконным бездействия управления, выразившееся в не уведомлении взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления и об обязании управления уведомить взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления) производство по делу в этой части судом прекращено. Каких-либо возражений в отношении решения суда первой инстанции в указанной части в апелляционной жалобе не содержится, а потому оснований для отмены решения в этой части у суда апелляционной инстанции не имеется.

Отказывая в удовлетворении остальной части требований заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспоренных действий (бездействия) управления.

Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.

В рассматриваемой ситуации заявителем оспаривается бездействие управления, выразившееся в неисполнении исполнительных листов в течение трех месяцев и в не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника – Муниципального образования – Муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан. При этом, действия (бездействие) управления проверяются судом на предмет их соответствия закону на момент обращения заявителем в суд с рассматриваемым заявлением – 19.08.2014.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 239 БК РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляющий собой правой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов, за исключением определенных в этой норме случаев. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 этого Кодекса.

В соответствии с п.п.1, 5 ст.242.1 БК РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с этим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особенности исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений установлены ст.242.5 БК РФ, в соответствии с которой, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (п.1). Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п.2). Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При нарушении должником этих требований орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.3). При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (п.4). Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5). Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 этой статьи. При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.6). При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 этой статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (п.7). В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном БК РФ (п.9).

В соответствии с разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в пункте 4 Постановления Пленума от 22.06.2006 №21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируется ст.161 (особенности правового положения казенных учреждений) и гл.24.1 (исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) БК РФ, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности – на денежные средства субсидиарного должника.

Пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ установлено общее правило о том, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Статьей 217 БК РФ определен порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, в соответствии с которым утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе, в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая местный бюджет муниципального района, и только в пределах объема бюджетных ассигнований.

Указанной нормой установлен исчерпывающий перечень случаев внесения изменений в сводную бюджетную роспись без корректировки самого бюджета. Так, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств – с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи может предусматривать утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам расходов, в том числе дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств. Указанные показатели могут быть изменены в ходе исполнения бюджета: при изменении показателей сводной бюджетной росписи, утвержденных в соответствии с ведомственной структурой расходов; по представлению главного распорядителя бюджетных средств в случае образования экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. При этом показатели могут изменяться лишь в пределах, установленных порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (п.2 ст.83 БК РФ).

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о соответствующем бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные решением о бюджете на эти цели, в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. При этом внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете возможно только при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, обусловленные единой целью. При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный на организацию исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ.

Финансовое управление Администрации МР Гафурийский район РБ является органом, в котором Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, как главному распорядителю средств местного бюджета открыты лицевые счета, в связи с чем предъявление в этот орган исполнительных документов о взыскании с Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в порядке субсидиарной ответственности задолженности по обязательствам подчиненного ей бюджетного учреждения произведено заявителем правомерно (п.9 ст.242.5 БК РФ).

Как обоснованно указывает ООО «Благоустройство», установленный ст.242.5 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, применим в том числе в предусмотренном п.9 ст.242.5 БК РФ случае исполнения судебных актов о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности.

ООО «Благоустройство» указывает на нарушение управлением установленного законом трехмесячного срока на исполнение требований исполнительного документа, что, по мнению заявителя, свидетельствует о неправомерном бездействии управления, а также полагает, что управлением нарушены положения п.7 ст.242.5 БК РФ, устанавливающие обязанность органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа.

Однако, как следует из буквального содержания п.7 ст.242.5 БК РФ во взаимосвязи с положениями п.п.1-6 ст.242.5 БК РФ, приостановление осуществления операций по расходованию средств возможно исключительно по лицевым счетам должников – муниципальных казенных учреждений. Возможность приостановления операций по всем лицевым счетам органа местного самоуправления при исполнении судебных актов о взыскании с него денежных средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам одного из подчиненных ему бюджетных учреждений законом не предусмотрена.

Таким образом, довод общества о нарушении управлением положений п.7 ст.242.5 БК РФ ввиду не приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании закона.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п.3.2 Постановления от 14.07.2005 №8-П, государству в процессе исполнения судебного решения, вынесенного по иску к казне, во всяком случае должна быть обеспечена возможность принять организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих государственных структур и, следовательно, не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи не может быть принята судом позиция подателя апелляционной жалобы, основанная на мнении о достаточности самого по себе факта несоблюдения трехмесячного срока исполнения требований исполнительных документов для признания оспоренного бездействия управления незаконным в судебном порядке.

По итогам исследования представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции установлена недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов в бюджете муниципального образования, для целей исполнения требований исполнительных документов (по показателям Росписи бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на 2014 год установлен дефицит бюджета – т.3). Кроме того, в соответствии со сведениями, представленными управлением в суд апелляционной инстанции, остаток неисполненных исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета муниципального района, в 2013 году составил 12 (на сумму 5833 тыс. руб.), в 2014 году – 29 (на сумму 8495,7 тыс. руб.), а в 2015 году -310 (на сумму 31220,6 тыс. руб.).

При этом, наличие у управления возможности самостоятельно перераспределить ассигнования, выделенные на расходы того же рода (внутри одного вида ассигнований) материалами дела не подтверждено. Довод подателя апелляционной жалобы о наличии такой возможности не может быть принят судом, как не основанный на представленных в материалы дела доказательствах.

При условии недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения требований рассматриваемых исполнительных документов Финансовым управлением Администрации МР Гафурийский район РБ и Администрацией муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в 2012-2015гг. направлялись в адрес Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан обращения, содержащие просьбу об уточнении плана по доходам на погашение кредиторской задолженности перед ООО «Благоустройство» по исполнительным листам, предъявленным к исполнению, в том числе в порядке субсидиарной ответственности. По этим обращениям Советом муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан принято решение о погашении указанной задолженности по мере перевыполнения плана по доходам бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в течении 2014 года.

Также Администрацией муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в адрес председателя Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан направлялись письма от 10.02.2014 №187 и от 16.06.2014 №777, содержащие предложения об уточнении плана бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в 2014 году и об уточнении плана по доходам на погашение кредиторской задолженности по исполнительным листам. По этим обращениям Советом муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан приняты решения от 10.02.2014 №23-186з и от 23.06.2014 №28-212з о разрешении вопроса по мере перевыполнения плана по доходам бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в течение 2014 года.

Помимо этого, в материалы дела представлены доказательства направления в адрес Правительства Республики Башкортостан и Министерства финансов Республики Башкортостан обращений с просьбой выделить дополнительные средства на погашение кредиторской задолженности по исполнительным листам. Отсутствие в материалах дела доказательств вручения обращений адресатам (на что указывает податель апелляционной жалобы) не свидетельствует о фактическом ненаправлении этих обращений.

В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что управлением в настоящем случае приняты все возможные меры для исполнения требований исполнительных документов и с его стороны не допущено незаконного бездействия.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в неисполнении исполнительных листов в течение трех месяцев и в не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Муниципального образования – Муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан

Таким образом, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене определения, судом не установлено.

Учитывая указанные обстоятельства, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2015 по делу №А07-17348/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи: Н.Г. Плаксина

В.Ю. Костин