ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-15457/2014
г. Челябинск | |
03 февраля 2015 года | Дело № А07-10123/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2015 года .
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2015 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Толкунова В.М.,
судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2014 по делу № А07-10123/2014 (судья Симахина И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» - ФИО1 (доверенность от 31.12.2014 № 119-1/07-18);
Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам -ФИО2 (доверенность от 14.01.2015 № 1-ОЮ).
Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее – заявитель, ООО «Башкирэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам (далее – административный орган, Комитет) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по делу № 03-06/7-27/14 от 14.05.2014.
Решением суда от 21.11.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Комитет обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Как указывает Комитет, он имеет право запрашивать и получать, в том числе у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения регулируемых цен (тарифов) по форме и в сроки, определенные Комитетом.
Комитет отмечает, что приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 № 209-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» предусмотрено регулирование, в том числе и исходя из трех предыдущих лет по мероприятиям и утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов стандартизированных ставок, однако, обществом информация по договорам на технологическое присоединение была предоставлена только за 2013г., за 2010-2012г. запрашиваемая информация не представлена. Данный факт препятствует осуществлению Комитетом деятельности по государственному регулированию тарифов в сфере электроэнергетики.
Комитет ссылается на то, что обществом не была представлена запрашиваемая информация, между тем, общество располагает всеми запрашиваемыми сведениями, таким образом, в действиях общества присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и общество было правомерно привлечено к административной ответственности.
Представитель общества в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, письмом от 04.03.2014 за исходящим номером 0435-03 (т. 2, л.д. 134) Комитет запросил у заявителя
информацию по присоединению за период 2010-2013гг. в соответствии с приложением в срок до 17.03.2014, указав на необходимость ее направления по адресу Комитета и по электронному адресу (bashtarif5@bashkortostan.ru) в формате Excel.
Названное письмо также содержало указание, что непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, влечет административную ответственность в соответствии со статьей 19.7.1 КоАП РФ.
Указанное письмо было получено обществом 07.03.2014, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление (т. 2, л.д. 132-133).
В ответ на письмо от 04.03.2014 исх. № 0435-03 заявитель направил в адрес Комитета письмо от 17.03.2014 исх.№ БЭ/116-817 (т. 2, л.д. 130), в котором указал, что в направленном Комитетом письме отсутствуют сведения, в рамках какого полномочия и (или) при реализации каких контрольных мероприятий Комитетом запрошена соответствующая информация, на каких нормах действующего законодательства основано право (полномочие) Комитета запросить такую информацию и определить форму ее предоставления, а также, что с учетом большого массива запрошенной информации срок ее представления не может составлять менее одного месяца с момента получения запроса регулируемой организацией.
Названное письмо было получено Комитетом 17.03.2014 и зарегистрировано за входящим номером 0946, о чем свидетельствует соответствующая отметка в документе.
В ответ на указанное письмо Комитет направил в адрес общества ответ от 18.03.2014 исх. №0528-05 (т. 2, л.д. 128-129), в котором указал, что согласовывает срок предоставления информации, касающейся технологического присоединения за период с 2010-2013гг., запрошенной письмом Комитета от 04.03.2014 № 0435-03, до 07.04.2014, а в части вопроса заявителя о полномочиях по запрашиванию соответствующей информации пояснил, что полномочия по запросу информации у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, закреплены в пункте 7 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике).
Указанное письмо было получено обществом 20.03.2014, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление (т. 2, л.д. 126-127).
В ответ на данное письмо заявитель направил в адрес Комитета письмо от 04.04.2014 исх. №БЭ/116-1180 (т. 2, л.д. 123-124), в котором указал на наличие вопросов по использованию предложенного Комитетом формата предоставления информации, а также просил повторно сообщить, в рамках какого мероприятия Комитет запрашивает соответствующую информацию, поскольку указанный пункт 7 статьи 24 Закона об электроэнергетике предусматривает возможность запроса информации лишь по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулирования и применения нерегулируемых цен, сбора информации о ценах (тарифах).
Названное письмо было получено Комитетом 07.04.2014.
29.04.2014 главным специалистом-экспертом отдела контроля по исполнения тарифов административного органа ФИО3 в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении № 03-06/7-27/14 (т. 2, л.д. 111-114) по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
14.05.2014 заместителем председателя Комитета, в присутствии защитника заявителя - ФИО4, действовавшего на основании доверенности от 12.05.2014 № 119-1/07-113 (т. 2, л.д. 89), было вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. (т.2, л.д. 80-87).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о запрашивании Комитетом информации в отсутствие законных оснований, в связи с чем у заявителя отсутствовала обязанность по исполнению требований Комитета. Суд также указал, что непредставление обществом информации в полном объеме не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения образует непредставление (несвоевременное представление) в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также в случае исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
Таким образом, для определения наличия в действиях субъекта объективной стороны этого правонарушения значимым обстоятельством является наличие установленной нормативными актами обязанности субъекта по представлению сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, в том числе в случае, если такая обязанность связана с реализацией указанным органом предоставленных ему полномочий по контролю (надзору), либо по сбору информации.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.09.2013 № 404 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам» Комитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль за их применением.
Обосновывая свои полномочия по истребованию спорной информации у заявителя, Комитет сослался на пункт 7 статьи 24 Закона № 35-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Закона № 35-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе:
- запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Законом № 35-ФЗ, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме, определенной указанным органом;
- осуществлять сбор информации о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с Законом № 35-ФЗ, о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность), об их применении.
Как обоснованно заметил суд первой инстанции, из буквального толкования процитированной правовой нормы следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках полномочий, предоставленных ему пунктом 7 статьи 24 Закона № 35-ФЗ, вправе запрашивать у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, лишь информацию по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с Законом № 35-ФЗ, о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность), об их применении, но не любую информацию.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Обязательство по совершению действий по технологическому присоединению возникает у сетевой организации в силу статьи 26 Закона № 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Закона № 35-ФЗ, пунктами 16, 17 Правил, пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования), размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства и должен компенсировать плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям.
Технологическое присоединение является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии.
При этом плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину в соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Законом № 35-ФЗ, подлежат государственному регулированию, а ее размер в соответствии с пунктом 17 Правил устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (в данном случае - Комитетом).
В силу положений пункта 87 Основ ценообразования территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прогнозные сведения о планируемых расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности.
В письме Комитета от 04.03.2014 исх. № 0435-03 прямо указано следующее: «Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам просит представить информацию по присоединению за 2010, 2011, 2012 и 2013 годы в соответствии с приложением в срок до 17 марта 2014 года в адрес ГКТ РБ и на электронную почту bashtariff5@bashkortostan.ru в формате Excel».
Таким образом, содержание процитированного письма не позволяет отнести его к запросу информации по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с Законом № 35-ФЗ, о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность), об их применении.
Апеллянт не спорит, что в период направления письма от 04.03.2014 исх. № 0435-03 дело по установлению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям общества по Республике Башкортостан для заявителей с присоединяемой мощностью свыше 15 кВт в виде стандартизированных тарифных ставок на 2014г. по заявлению общества (т. 3, л.д. 22-23) открыто не было. Более того, в открытии такого дела, как это следует из письменных пояснений административного органа от 19.11.2014 исх. № 257-06-ОЮ и материалов судебного дела (т. 3, л.д. 24), заявителю было отказано извещением № ТЭК-1102/В (заявление об открытии дела от 29.10.2013 №РЭС/146-1-03960).
Судом первой инстанции было установлено, что по заявлению ООО «Башкирэнерго» от 31.10.2013 №РЭС/146-1-03981 об открытии дела по установлению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для заявителей с присоединяемой мощностью свыше 15кВт в виде стандартизированных тарифных ставок на 2014г. было отказано извещением от 16.01.2014 №ТЭК-1099/В.
По заявлению ООО «Башкирэнерго» от 31.03.2014 №Б7/146-1080 об открытии дела извещением от 02.04.2014 №ТЭК-1127/О дело по установлению стандартизированных тарифных ставок для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям открыто, все необходимые документы, сведения, информация представлены, в апреле 2014г. тарифы установлены.
Таким образом, ссылка Комитета на нормы пункта 7 статьи 24 Закона № 35-ФЗ является необоснованной.
Кроме того, само содержание процитированного выше письма не позволяет отнести его и к осуществлению Комитетом своих полномочий, предоставленных ему пунктом 3 статьи 24 Закона № 35-ФЗ, поскольку не позволяет отнести его к запросу информации о возникновении аварий, изменениях или о нарушениях технологических процессов, о выходе из строя сооружений и оборудования, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде и имуществу граждан и (или) юридических лиц, либо о соблюдении установленных нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях и об осуществлении мероприятий по проведению планового ремонта генерирующего оборудования и (или) объектов электросетевого хозяйства.
Запрос иной информации может быть осуществлен Комитетом лишь в случае рассмотрения жалоб поставщиков и покупателей электрической и тепловой энергии о нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных субъектов электроэнергетики.
Кроме того, административным органом истребовалась информация по присоединению за 2010г., 2011г., 2012г. и 2013г., то есть за периоды, когда соответствующие тарифы уже были установлены Комитетом. Таким образом, фактически Комитет повторно требовал предоставить ему информацию, которой на момент направления запроса в марте 2014г. обладал, с чем в суде не спорит.
Ссылка административного органа на пункт 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, была правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку общество предложений об установлении цен (тарифов) Комитету не представляло.
Кроме того, в суде первой инстанции представитель административного органа пояснил, что спорное письмо направлялось заявителю не в рамках дела об установлении тарифов, ссылки на это ни одном из процессуальных документов административного дела не имеется.
В апелляционной жалобе Комитет, напротив, указывает на наличие дела об установлении тарифов, в связи с чем позиция и пояснения Комитета являются противоречивыми.
В материалах административного производства Комитет не ссылается на возбуждение в отношении общества дела об установлении тарифов. Как указано выше, Комитет, рассмотрев заявления общества, отказал в открытии дела по установлению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, что также свидетельствует об отсутствии открытого тарифного дела, в рамках которого Комитет якобы направлял свой запрос. При этом, направляя свой запрос обществу, Комитет не разъяснил, в рамках каких контрольных мероприятий в марте 2014г. была запрошена соответствующая информация, на каких нормах действующего законодательства основано право (полномочие) Комитета запросить требуемую информацию, в связи с чем между сторонами состоялась переписка, в которой Комитет ни разу не сослался на наличие в отношении общества дела об установлении тарифов.
На протяжении судебного разбирательства Комитет изменял и дополнял правовые и фактические основания истребования информации, в том числе взаимоисключающим и непоследовательным образом, что в конкретных обстоятельствах настоящего дела вызывает очевидные сомнения в оценке законности оснований истребования рассматриваемой информации.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о недоказанности объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Недоказанность состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 208 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2014 по делу № А07-10123/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.М. Толкунов
Судьи: М.Б. Малышев
Н.Г. Плаксина