ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-15986/15 от 20.01.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-15986/2015

г. Челябинск

21 января 2016 года

Дело № А47-3190/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2016 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сотниковой О.В.,

судей Бабкиной С.А., Столяренко Г.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Штейнерт М.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования Пономаревского района Оренбургской области в лице Администрации Пономаревского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.11.2015 по делу № А47-3190/2015 (судья Миллер И.Э.),

в судебном заседании приняли участие представители Департамента молодежной политики Оренбургской области – Дыга Мария Анатольевна (паспорт, доверенность №1571-МП от 12.05.2015), Журавлева Елена Борисовна (паспорт, доверенность №3169-МП от 18.09.2015),

Департамент молодежной политики Оренбургской области (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области в лице Администрации Пономаревского района Оренбургской области (далее – Администрация, ответчик), в доход областного бюджета Оренбургской области (код дохода - от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов муниципальных образований) денежных средств, в виде социальной выплаты в размере 921 740 руб., выплаченной семье Плисовой Олеси Яковлевны (далее – Плисова О.Я.) за счет казны Муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области на приобретение (строительство) жилья в рамках областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.11.2015 (резолютивная часть объявлена 27.10.2015) исковые требования удовлетворены, с Муниципального образования «Пономаревский район» Оренбургской области в лице Администрации Пономаревского района Оренбургской области, за счет казны Муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области, в доход областного бюджета Оренбургской области взыскано 921 740 руб.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Муниципальное образование Пономаревского района Оренбургской области в лице Администрации Пономаревского района Оренбургской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

Податель апелляционной жалобы указал на то, что суд необоснованно сослался на наличие у семьи Плисовых в равнодолевой собственности жилого дома площадью 61,7 кв.м, расположенного по ул. Дачная, д. 21, с. Пономаревка Оренбургской области на момент вручения свидетельства, подтверждающего право семьи Плисовых на получение социальной выплаты (субсидии) на приобретение (строительство) жилья, поскольку именно на денежные средства, перечисленные в качестве субсидии и был возведен указанный жилой дом. Также отмечено, что решением Пономаревского районного суда от 26 июня 2014 года по делу № 2-157/2014 в иске администрации Пономаревского района к молодой семье Плисовой О.Я. о возврате денежных средств в бюджет муниципального образования «Пономаревский район» был установлен факт остронуждаемости семьи Плисовых в улучшении жилищных условий, ввиду чего, с точки зрения подателя жалобы, субсидия предоставлена законно. Помимо этого Администрацией указано на то, что в случае установления незаконности предоставления социальной выплаты Плисовым, должна быть установлена и вина Департамента, поскольку постановление администрации муниципального образования Пономаревский район от 14.06.2013 подтверждающее право семьи Плисовой О.Я. на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» вынесено на основании приказа Департамента № 92-д от 17.05.2013 «Об утверждении списков претендентов и резерва молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году по областной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы».

Администрация в явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, в рамках Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 № 370-пп была утверждена Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы».

Правила постановки молодых семей на учет, формирования списков молодых семей - участниц Программы и предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья, а также на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка утверждаются Правительством Оренбургской области.

Абзацами 5, 6 раздела 5 «Механизм реализации Программы» было предусмотрено, что право на получение социальной выплаты у молодой семьи - участницы Программы возникает после ее включения государственным заказчиком Программы в список претендентов на получение социальной выплаты и выдачи свидетельства, удостоверяющего право молодой семьи на получение социальной выплаты.

Согласно разделу «Паспорт программы» государственным заказчиком Программы является Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области.

Согласно пункту 5 Положения о Департаменте молодежной политики Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургсой области № 627-ук от 20.09.2012 Департамент является правопреемником Министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области.

Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.

В целях реализации мероприятий областной Программы на 2011 - 2015 годы Правительством Оренбургской области постановлением от 03.08.2010 527-п были утверждены «Правила учета и формирования списков молодых семей – участниц областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы» (далее – Правила).

Согласно разделу 8 Правил право на постановку на учет для получения указанной социальной выплаты имеют молодые семьи, соответствующие следующим условиям: возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35-летнего возраста, молодая семья состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве участницы Программы; является нуждающейся в улучшении жилищных условий; все члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации; постоянно проживает на территории Оренбургской области, молодая семья ранее не получала государственную поддержку на приобретение жилого помещения за счет федерального и (или) областного и местного бюджета, за исключением средств материнского капитала.

Учет молодых семей, желающих получить социальную выплату, осуществляет орган местного самоуправления. Для постановки на учет для получения социальной выплаты молодая семья представляет документы, перечисленные пункте 9 раздела 3 Правил, с учетом их изменений утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области № 353-п от 23.05.2011 (л.д. 121-134 т.1).

Согласно п. 9 Программы исполнитель после проверки представленных документов в течение десяти рабочих дней со дня подачи полного пакета документов и наличия оснований ставит молодую семью на учет для получения социальной выплаты путем вынесения соответствующего решения. Датой постановки на учет является дата постановки на учет молодой семьи в качестве участницы Программы органом местного самоуправления.

В случае отсутствия оснований для постановки на учет на получение социальной выплаты либо обнаружения неточностей в представленных документах исполнитель Программы в течение десяти рабочих дней после получения от молодой семьи заявления и необходимых документов уведомляет молодую семью об отказе в постановке на учет либо о необходимости представления документов, устраняющих неточности.

Основаниями для отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты, в том числе, является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 8 Правил.

Согласно пункту 22 Правил учета и формирования списков молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы» в список молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, государственным заказчиком Программы включаются участницы Программы, имеющие одного и более детей и не имеющие жилого помещения в собственности, в том числе доли, или по социальному найму..."( л.д.129 т.1).

Таким образом, для участия в данной Программе субсидирования и получения социальной выплаты по списку молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, семья не должна была иметь в собственности или по социальному найму жилье, а так же доли в жилых помещениях (домах).

Как усматривается из материалов дела, 05.07.2013 в целях реализации областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы» между Департаментом молодежной политики Оренбургской области и администрацией Пономаревского района было заключено соглашение № 04/2013 МС о реализации областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы» в 2013 году в Пономаревском районе Оренбургской области (л.д. 12-15 т. 1).

Согласно пункту 1.1 соглашение от 05.07.2013 года определяет порядок взаимодействия сторон по реализации областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» в 2013 году, в том числе предоставление социальной выплаты на приобретение жилья молодым семьям, состоящим на учете в качестве участниц программы в администрации муниципального образования Пономаревский район, на условиях подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы».

Социальная выплата на приобретение жилья молодым семьям предоставляется по принципу софинансирования за счет средств федерального и (или) областного и местного бюджетов (л.д. 12 т. 1).

В соответствии с пунктом 3.3. соглашения от 05.07.2013 года № 04/2013 МС в случае незаконного представления социальной выплаты по вине администрации, субсидия, перечисленная администрации в размере средств социальной выплаты, выплаченной незаконно и состоящей из средств федерального и (или) областного бюджетов, должна быть возвращена в областной бюджет (л.д. 14 т. 1).

Согласно п. 2.2.5 соглашения от 05.07.2013 года № 04/2013 МС контроль мероприятий, связанных с исполнением Администрацией условий соглашения, в том числе целевое использование бюджетных средств, полученных в рамках указанного соглашения, осуществляется Департаментом.

В рамках осуществления контроля Департаментом 14.03.2014 была проведена проверка по формированию списков молодых семей - участниц программы и перечисления социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям в муниципальном образовании «Пономаревский район».

В ходе проверки было выявлено предоставление социальной выплаты молодой семье Плисовой О.Я. по спискам 2013 года в сумме 1 221 203 руб., в том числе 1 021 740 руб. - средства областного бюджета, которую Департамент считает незаконной. Акт по результатам проверки подписан ведущим специалистом администрации Пономаревского района Чариковой Г.С. 14.03.2014 (л.д. 16 т. 1).

Вывод о незаконности предоставления социальной выплаты обоснован Департаментом со ссылкой на наличие у молодой семьи Плисовой ? доли в праве собственности на жилое помещение в момент формирования списка, ввиду чего истец полагал, что в соответствии с условиями подпрограммы семья не могла быть включена в список молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, поскольку пунктом 22 Правил учета и формирования списков молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы» установлено, что в список молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, государственным заказчиком Программы включаются участницы Программы, имеющие одного и более детей и не имеющие жилого помещения в собственности, в том числе доли.

В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов или иным правовым основаниям их получения.

Таким образом, основанием к удовлетворению иска должен являться факт установления в судебном порядке нецелевого использования бюджетных средств Администрацией, в данном случае доказанным должен быть факт того, что семья Плисовой О.Я. не соответствовала условиям, указанным в пункте 8 и 22 Правил и не имела право на постановку на учет для получения указанной социальной выплаты по списку молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Решением Пономаревского районного суда от 26 июня 2014 года по делу № 2-157/2014 в иске администрации Пономаревского района к молодой семье Плисовой О.Я. о возврате денежных средств в бюджет муниципального образования «Пономаревский район» было отказано (л.д. 25-29 т. 1).

Из текста названного решения суда следует, что семья Плисовых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, принята на учет и включена в список на предоставление социальной выплаты (субсидии) на приобретение (строительство) жилья постановлением администрации муниципального образования Пономаревский район № 529-п от 23.12.2008 «О постановке на учет молодых семей по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 г.г.».

Постановлением администрации муниципального образования Пономаревский район от 14.06.2013 подтверждено право Плисовой О.Я. на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы». Кроме того, согласно разделу 5 Правил молодые семьи, состоящие на учете в рамках программы «О постановке на учет молодых семей по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 г.г.» со дня вступления в силу программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» автоматически становятся на учет в качестве участницы Программы.

Также из решения Пономаревского районного суда от 26 июня 2014 года по делу № 2-157/2014 следует, что 04.07.2013 семье Плисовой О.Я. было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья № 0194/2013 на сумму 1 221 203 руб. Платежным поручением от 23.08.2013 указанная сумма социальной выплаты зачислена на счет Плисова К.С.

Как следует из текста искового заявления Департаментом не оспариваются выводы, сделанные судом в решении Пономаревского районного суда от 26 июня 2014 года по делу № 2-157/2014 о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий семьи Плисовых; подачей настоящего иска Департамент указывает на нарушение ответчиком формирования списка молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации путем включением в него семьи Плисовой О.Я. и произведением выплаты по нему семье Плисовых.

Согласно представленному в дело свидетельству о праве собственности от 22.01.2003, на момент подачи заявления о включении в число участников программы, Плисов Константин Сергеевич (супруг Плисовой О.Я.) обладал ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ул. Советская, д. 8, кв. 2, с. Пономаревка, Пономаревского района, Оренбургской области, полезной площадью 46,58 кв. м, жилой площадью 26,5 кв.м (т. 1 л.д. 18).

Как уже было отмечено выше, проверкой, проведенной Департаментом 14.03.2014 установлено, что на момент включения семьи Плисовой О.Я. в список на предоставление социальной выплаты (субсидии) и вручения свидетельства о праве на получение социальной выплаты у семьи Плисовых имелась доля в праве собственности на жилое помещение, а значит в соответствии с условиями Подпрограммы семья Плисовых не могла быть включена в список остронуждающихся.

После проведенной проверки, 11.07.2014 между Департаментом молодежной политики Оренбургской области и муниципальным образованием «Пономаревский район» было заключено дополнение к соглашению от 05.07.2013 года № 04/2013 МС, в соответствии с которым администрация Пономаревского района обязалась произвести возврат в областной бюджет средства в размере 1 021 740 руб., в соответствии с графиком возврата средства (л.д. 20, 21 т. 1).

За период действия вышеназванного дополнения к соглашению администрация Пономаревского района произвела возврат денежных средств в областной бюджет в размере 100 000 руб. (л.д. 33-34 т.1).

Однако впоследствии, 12.01.2015 Департаментом молодежной политики Оренбургской области было получено письмо Администрации об отказе от исполнения обязательств, закрепленных дополнением к соглашению от 05.07.2013 года № 04/2013МС, с предложением его расторгнуть (л.д. 32 т. 1), что и послужило основанием для обращения в суд.

В соответствии с п. п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» и «Правилам учета и формирования списков молодых семей – участниц областной целевой программы» утвержденным Правительством Оренбургской области постановлением от 03.08.2010 527-п выделение средств федерального и (или) областного и местного бюджетов для произведения социальной выплаты (субсидии) на приобретение (строительство) жилья производится по спискам участниц программы разделенным на основные группы молодых семей: общий список молодых семей, список семей молодых ученых, список семей молодых специалистов, список молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации и остронуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 17 Правил). Критерии отнесения молодой семьи к определенной группе закреплены в пунктах 20, 21, 22.

Молодая семья Плисовой О.Я. была отнесена к группе молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации и остронуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в соответствующий список, вместе с тем данное включение произведено с нарушением условий, перечисленных в пункте 22 Правил, поскольку у одного из членов семьи (Плисова К.С.) имелась ? доли в праве собственности на квартиру, данное обстоятельство не скрывалось Плисовой О.Я., копия свидетельства от 22.01.2003 представлялась Плисовой О.Я. в Администрацию наряду с другими документами, данный факт ответчик не оспаривает.

Таким образом, неверное включение семьи Плисовой О.Я. в список молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации и остронуждающихся в улучшении жилищных условий привело к необоснованной социальной выплате по данному основанию областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы», с учетом пункта 22 Правил.

Судом первой инстанции указано на то, что семья Плисовых помимо наличия в собственности ? доли в праве на квартиру площадью 46,58 кв.м, также являлась собственниками земельного участка и жилого дома площадью 61,7 кв.м, по ул. Дачная, д. 21 с. Пономаревка Оренбургской области (по 1/4 доли у каждого из членов семьи: Плисов К.С, Плисова О.Я., Плисова Ю.К., Плисов К.К.).

Однако данный вывод суда о владении жилым домом площадью 61,7 кв.м, по ул. Дачная, д. 21 с. Пономаревка Оренбургской области на момент формирования списка нуждающихся и признания права на социальную выплату ошибочен, поскольку согласно выписке из ЕГРП от 19.06.2013 Плисов К.С. кроме владения ? доли в квартире площадью 46,58 кв.м , также являлся собственником земельного участка площадью 1535 кв.м, расположенного ул. Дачная, д. 21 с. Пономаревка Пономаревского района Оренбургской области (л.д. 17 т. 1), а из текста решения Пономаревского районного суда от 26 июня 2014 года по делу № 2-157/2014 следует, что свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом (по ? за каждым из членов семьи Плисовых) датировано 22 апреля 2014 года, то есть не только после включения в список и перечисления субсидии, а даже еще позднее - после проведения проверки Департаментом. Вместе с тем данный вывод не привел к принятию неправильного судебного акта.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27.05.2010 года № 370-пп утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 года» (л.д.90 т.1).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.08.2010 № 527-п, утверждены правила учета и формирования списков молодых семей-участниц областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» (л.д. 118-137 т. 1).

Законом Оренбургской области от 18.12.2012 № 1314/363-V-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в 2013 году были предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий муниципальным образованиям области на реализацию областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 года № 370-пп.

Распределение указанных субсидий между муниципальными образованиям области утверждено постановлением Правительства Оренбургской области от 02.07.2013 № 565-п, исходя из сводного списка участниц программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, в том числе, муниципальному образованию «Пономаревский район» Оренбургской области были предоставлены субсидии в размере 8 206 893 руб. за счет средств областного бюджета и 2 115 737 руб. - за счет средств федерального бюджета.

Государственным заказчиком данной программы выступил Департамент молодежной политики Оренбургской области.

Согласно Положению о Департаменте молодежной политики Оренбургской области, утвержденному Указом Губернатора Оренбургской области от 20.09.2012 № 627-ук одной из основных задач Департамента является формирование системы поддержки молодых семей, содействие решению жилищных проблем молодых семей и специалистов (раздел II).

В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (приложение № 8 к Закону Оренбургской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 18 декабря 2012 г. № 1314/363-V-03) Департамент молодежной политики Оренбургской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на выполнение целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы».

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на главного распорядителя бюджетных средств возлагается следующее бюджетное полномочие - обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В соответствии с абзацем 3 пункта 12 Положения о Департаменте молодежной политики Оренбургской области (в ред. от 10.07.2014 № 424-ук) для осуществления возложенных функций Департамент имеет право реализовывать полномочия главного распорядителя средств областного бюджета, в том числе осуществлять контроль за целевым использованием средств областного бюджета, своевременным их возвратом, предоставлением отчетности и т.д.

Данные полномочия реализованы Департаментом при проверке, проведенной 14.03.2014, в рамках которой установлены нарушения Администрацией пункта 22 Правил учета и формирования списков молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы» в части включения семьи Плисовой О.Я.

Нарушение требований, изложенных в пункте 22 Правил учета по формированию списков молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы» привело к нецелевому использованию бюджетных средств в виде социальной выплаты 1 221 203 руб. семье Плисовой О.Я. по платежному поручению от 23.08.2013.

В соответствии с пунктом 9 Правил учета и формирования списков молодых семей-участниц областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» органы местного самоуправления организуют проверку правильности заполнения заявления и соответствия копий документов оригиналам, принимают решение о включении молодой семьи в число участниц Программы на получение социальной выплаты (л.д.123 т.1), ввиду чего несостоятелен довод Администрации о том, что в случае установления незаконности предоставления социальной выплаты семье Плисовой О.Я. должна быть установлена и вина Департамента, поскольку постановление администрации муниципального образования Пономаревский район от 14.06.2013 подтверждающее право семьи Плисовой О.Я. на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» вынесено на основании приказа Департамента № 92-д от 17.05.2013 «Об утверждении списков претендентов и резерва молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году по областной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы». Правила учета и формирования списков молодых семей-участниц областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственный заказчик Программы (Департамент) не содержат указания на то, что Департамент при утверждении сводного областного списка участниц Программы – претендентов на получение социальной выплаты, повторно проверяет правильность заполнения заявления и соответствия копий документов оригиналам, полученных от претендентов, на основании которых орган местного самоуправления принял решение о включении молодой семьи в число участниц Программы на получение социальной выплаты (пункты 25, 26 Правил), данные функции Департамента реализуются в порядке контроля (п. 2.2.5 соглашения от 05.07.2013 года № 04/2013 МС).

Из смысла указанных выше Правил следует, что молодая семья на основании соответствующих документов признается участницей Программы на получение социальной выплаты, а не нуждающейся в соответствии с нормами статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (с 01.03.2005) и статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР (до 01.03.2005), которые в свою очередь оперируют понятием состава семьи применительно к жилищным, а не семейным правоотношениям (в отличие от понятия «молодая семья» в подпрограмме и Правилах).

Как верно отмечено судом первой инстанции, предметом судебного разбирательства являлась проверка оснований нецелевого использования субсидий (ненадлежащее исполнение бюджетного законодательства) с учетом Постановления Правительства Оренбургской области от 03.08.2010 г. № 527-п, Правил учета и формирования списков молодых семей - участниц областной целевой программы, а так же условий соглашения от 05.07.2013 года № 04/2013.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 3.3 соглашения от 05.07.2013 года в случае незаконного представления социальной выплаты по вине администрации, субсидия в размере средств социальной выплаты должна быть возвращена в областной бюджет.

Департамент молодежной политики Оренбургской области осуществляет контроль целевого использования бюджетных средств, полученных в рамках настоящего соглашения (пункту 2.2.5 соглашения № 04/2013 от 05.07.2013).

Условия предоставления субсидии по соглашению от 05.07.2013 года № 04/2013 ответчиком исполнены с нарушением пункта 22 Правил.

При этом материалы дела содержат письмо Администрации от 16.11.2012 № 01-16/1602 (л.д. 19 т.1) о включении семьи Плисова Константина Сергеевича в список молодых семей, находящейся в сложной жизненной ситуации и состоящей на учете в программе с 07.11.2008, изъявившей согласие на получение социальной выплаты для строительства жилья по иной программе субсидирования в рамках Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 (л.д.19 т.1), что может явиться обстоятельством к проведению проверки наличия оснований выдачи (перечисления) 23.08.2013 субсидии по данной (другой) программе, однако не может являться основанием к отказу в настоящем иске, поскольку заявленные требования связаны с рассмотрением заявления Плисовой Олеси Яковлевны о включении в список остронуждающихся в получении социальной выплаты (субсидии) по иной программе – «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области».

С учетом изложенного, исходя из предмета заявленных требований о возврате субсидии в связи с ее нецелевым использованием, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возникновении у ответчика обязанности по возврату субсидии в областной бюджет на основании заключенного соглашения.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит оставлению без изменения с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции также не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.11.2015 по делу № А47-3190/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования Пономаревского района Оренбургской области в лице Администрации Пономаревского района Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья О.В. Сотникова

Судьи: С.А. Бабкина

Г.М. Столяренко