ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-16135/2021
г. Челябинск | |
13 декабря 2021 года | Дело № А07-41193/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.09.2021 по делу № А07-41193/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан – ФИО1 (доверенность от 14.12.2020, диплом), ФИО2 (доверенность от 30.11.2021, диплом),
Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан – ФИО3 (доверенность от 17.12.2018, диплом), ФИО4 (доверенность от 17.12.2018, диплом),
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан – ФИО5 (доверенность от 12.10.2021, диплом),
Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – ФИО6 (доверенность от 16.06.2021), ФИО7 (доверенность от 18.01.2021, диплом).
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее – заявитель, Госстрой РБ) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – заявитель, УФК по Республике Башкортостан, Управление) о признании представления от 01.11.2019 № 0100-21-06/8040 недействительным, не соответствующим бюджетному законодательству, нарушающим права и законные интересы заявителя в части:
- обязания Госстроя РБ до 31.12.2019 устранить бюджетные нарушения по пунктам 1, 2, 3, 8 представления путем восстановления средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, в доход федерального бюджета и принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений;
- обязания Госстроя РБ до 31.12.2019 принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, предусмотренных пунктами 10, 16 представления.
Определением суда первой инстанции от 15.12.2020 произведена замена заявителя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на его правопреемника - Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее – заявитель, Министерство).
Определением суда первой инстанции от 08.02.2021 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрация городского округа городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, Администрация городского округа городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Администрация городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Администрация городского округа городского округа город Агидель Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции требования Министерства удовлетворены.
УФК по Республике Башкортостан, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом не правильно применены нормы материального права.
По пункту 1 представления отмечает, что финансовое нарушение, допущенное за счет средств федерального бюджета в сумме 5 882 506,60 рублей, заключается в необоснованном включении в показатель результативности за 2018 г. показателей более ранних периодов (2016 – 2017 гг.) и более поздних периодов (2019 – 2020 гг.), при том, что самим показателем, который необходимо достигнуть согласно Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 (далее – Соглашение от 07.02.2018 № 074-08-2018-003) является фактическое обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений именно в отчетном финансовом году – 2018. Так, Соглашением от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 установлен показатель результативности численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета, предоставленных в 2018 году, 165 человек, фактически обеспечено 109 человек.
По пунктам 2, 3 представления указывает, что муниципальными образованиями Республики Башкортостан, имеющими в составе городские поселения, в 2017 г. (на сумму 3 262 335 рублей) и 2018 г. (на сумму 2 818 473 рубля) допущен кассовой расход завышенной расчетной суммы субвенции, вследствие нарушения методологии расчета, а именно: применена стоимость 1 кв.м жилья в муниципальном районе, установленная для городского поселения.
По пункту 8 представления отмечает, что заявителем в 2017 г. незаконно внесены изменения в Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 18.02.2017 № 074-08-201 (далее - Соглашение от 18.02.2017 № 074-08-201), по Илишевскому, Салаватскому и Татышлинскому муниципальным районам Республики Башкортостан в части показателей результативности. Указанное привело к завышению суммы финансирования на 1 228 217 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на 265 908,98 рублей.
По пункту 10 представления указывает, что расчет размера субвенции производится исходя из норматива 33 кв.м на одного человека – получателя мер социальной поддержки. В 2017 году детям-сиротам предоставлено 110 квартир менее 33 кв.м, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств в сумме 1 965 145 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на 425 453,89 рублей.
По пункту 16 представления отмечает, что пунктом 6.1.1 Соглашения от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 на Госстрой РБ возложено обязательство и ответственность, в том числе и по контролю своевременности и полноты постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В представленном отзыве заявитель ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 09.12.2021 от УФК по Республике Башкортостан поступило ходатайство о привлечении к участию в деле Прокуратуры Республики Башкортостан, поскольку предметом спора является проверка законности требований ненормативного правового акта о возврате средств федерального бюджета, являющихся по своей правовой природе ущербом, причиненным Российской Федерации, а также ненормативный правовой акт принят в отношении неопределенного круга лиц.
Статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено участие в деле прокурора в случае его обращения в арбитражный суд: с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ).
Толкование приведенных норм права позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу, что прокурор при наличии к тому оснований самостоятельно разрешает вопрос о вступлении в дело, рассматриваемое судом.
Из материалов дела не усматривается, что прокурор намеревался участвовать в рассмотрении настоящего дела, в арбитражный суд с заявлением о вступлении в процесс по данному спору прокурор не обращался, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для привлечения к участию в деле Прокуратуры Республики Башкортостан в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - Правила № 999) заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 18.02.2017 № 074-08-201.
Согласно пункту 1.1. Соглашения от 18.02.2017 № 074-08-201 предметом настоящего Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2017 году бюджету Республики Башкортостан субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству образования России как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в рамках подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению № 1 к Соглашению от 18.02.2017 № 074-08-201, являющемуся его неотъемлемой частью, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 № 686 «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», Законом Республики Башкортостан от 02.12.2016 № 427-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Между Минобрнауки России и Правительством Республики Башкортостан заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 07.02.2018 № 074-08-2018-003.
Согласно пункту 1.1. Соглашения от 07.02.2018 № 074-08-2018-003: предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2018 году бюджету Республики Башкортостан субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству образования России как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в рамках подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению № 1 к Соглашению от 07.02.2018 № 074-08-2018-003, являющемуся его неотъемлемой частью, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 № 686 «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры республики Башкортостан», Законом Республики Башкортостан от 30.11.2017 № 549-3 «О бюджете Республики Башкортостан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
УФК по Республике Башкортостан в соответствии с приказом от 29.07.2019 № 323 «О назначении плановой выездной проверки» в период с 05.08.2019 по 09.09.2019 в отношении Госстроя РБ проведена плановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
09.09.2019 по результатам проверки Управлением составлен акт выездной проверки.
01.11.2019 Управление заявителю выдано представление № 0100-21-06/8040, где указано, что за проверяемый период с 01.01.2017 по 31.12.2018 Госстроем РБ допущены бюджетные нарушения.
Госстрой РБ, не согласившись с пунктами 1, 2, 3, 8, 10 и 19 представления, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии со стороны заявителя нарушений положений бюджетного законодательства.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и бюджетному законодательству Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)).
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Следовательно, оспариваемое представление вынесено в рамках предоставленных полномочий УФК по Республике Башкортостан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании абзаца 4 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2. БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В проверяемом периоде государственная функция по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализована в Республике Башкортостан на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 № 686 «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» (далее - Государственная программа № 686).
В соответствии с паспортом Государственной программы № 686 ответственным исполнителем государственной программы является Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Соисполнителями Государственной программы № 686 являются соответственно органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления Республики Башкортостан (последние - по согласованию), иные учреждения и организации.
Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениям, в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (далее - Закон Республики Башкортостан № 260-з), наделены органы местного самоуправления муниципальных образований. На Госстрой РБ возложены функции по контролю за осуществлением указанных полномочий органами местного самоуправления (пункт 2.2. части 1 статьи 10 Закона № 260-з в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления названных государственных полномочий передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций на основании соглашений, заключенных с Госстроем РБ.
Кроме того, реализация полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в Республике Башкортостан на основании Государственной программы № 686.
Паспортом подпрограммы «Государственная поддержка граждан Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» государственной программы (Раздел 6.3) определены целевые показатели и индикаторы подпрограммы, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот - «Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году, в общей численности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, проценты».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Правила № 296).
В пункте 1 представления указано, что в нарушение статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6.3 Паспорта подпрограммы «Государственная поддержка граждан Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 № 686, пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 07.02.2018 № 074-08-2018-003, в 2018 году Госстроем РБ не выполнены показатели результативности, общий размер финансового нарушения, допущенного за счет средств федерального бюджета, составил 5 882 506,60 рублей.
Согласно пункту 2.1. Соглашения от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 для финансового обеспечения расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в бюджете Республики Башкортостан предусмотрен общий объем бюджетных ассигнований в 2018 году в сумме 196607 840,00 рублей.
В соответствии с Соглашением от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 субъект обязуется обеспечивать достижение значений результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (пункт 4.3.3).
При этом согласно п. 6.1.1 Соглашения от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению названного Соглашения и представлению отчетности, является Госстрой РБ.
Согласно приложению № 2 к Соглашению от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 в качестве показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установлен показатель - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году в количестве 165 человек.
В соответствии с Отчетом о достижении значений показателя результативности за 2018 год, представленным Госстроем РБ в Министерство образования и науки Российской Федерации, при плановом показателе численности детей-сирот 165 человек, фактическое исполнение составило 788 человек.
Заявитель пояснил, что причиной отклонения фактического значения показателя по состоянию на отчетную дату 01.01.2019 объясняется включением в Отчет значений показателей результативности приобретения жилья по данной субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан с включением средств предыдущих периодов (2016-2017 гг.).
Согласно позиции Управления и следует из оспариваемого представления, Госстроем РБ допущено нарушение обязательств по достижению результатов использования субсидии, фактическое выполнение показателя результативности составило 109 человек, исходя из отчетов муниципальных образований, направленных в Госстрой РБ по итогам 2018 года, где указано фактическое предоставление жилых помещений детям-сиротам.
Судом первой инстанции установлено, что при этом при расчете показателя результативности Управлением не учтены следующие обстоятельства:
- жилые помещения, приобретенные муниципальными образованиями для детей-сирот в 2018 году, но фактически предоставленные лицам названной категории в начале 2019 года в связи с поиском фактического места жительства детей-сирот, с которыми необходимо заключить договоры найма специализированных жилых помещений;
- жилые помещения, приобретенные путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов и фактически не предоставленные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с незавершенностью строительства многоквартирных домов в 2018 году.
Согласно статье 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23) разъяснено, что статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Судом первой инстанции установлено, что в 2018 финансовом году муниципальными образованиями Республики Башкортостан приобретено 165 жилых помещений для детей-сирот, при этом фактическое предоставление жилья осуществлено 109 лицам, из числа лиц названной категории. Указанное обусловлено длительностью строительства многоквартирных домов, где приобретены жилые помещения для указанной категории лиц, а также поиском лиц из названной категории, с которыми необходимо заключить договоры найма специализированного жилого помещения.
Как пояснил представитель заявителя, в связи с тем, что предложений на вторичном рынке жилья недостаточно и стоимость готовых квартир, в частности, в городских округах республики, выше расчетной суммы субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям на реализацию соответствующих полномочий, то администрации муниципальных образований республики заключали муниципальные контракты на приобретение жилых помещений для детей-сирот путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Строительство многоквартирных домов носит долгосрочный характер, в среднем 1,5 - 2 года, при этом жилые помещения могут быть предоставлены детям-сиротам по мере завершения строительства многоквартирных домов, что подтверждается заключенными в 2019 году договорами найма специализированных жилых помещений с лицами указанной категории.
Управлением не оспаривается, что в 2018 году заключены контракты на приобретение 165 жилых помещений, однако указывает, что в целях определения результативности исполнения Соглашения от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 как приобретение, так и получение жилых помещений для детей-сирот должно было состояться в 2018 финансовом году (статья 12 БК РФ).
На основании статьи 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В силу статьи 6 БК РФ текущий финансовый год - это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря (статья 242 БК РФ).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что бюджетные денежные средства направлены на приобретение 165 жилых помещений для детей-сирот в 2018 году, а положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), Закона № 159-ФЗ не запрещают приобретение жилых помещений для детей-сирот путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома, в связи с чем отсутствовали основания для вменения нарушения результативности исполнения Соглашения от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 только на том основании, что в 2018 году фактическое предоставление жилых помещений осуществлено 109 человекам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, Управление не представило доказательств того, что с учетом средств субсидии в 2018 г. приобретения 165 жилых помещений для указанной категории лиц могло быть осуществлено иным способом, в том числе, отличным от участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Судом первой инстанции пункт 1 представления правомерно признан недействительным.
В пунктах 2, 3 представления указано, что в нарушение пункта 3 статьи 140, пункта 1 статьи 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Способа (методики) расчета нормативов общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Законом Республики Башкортостан № 260-з, паспорта Государственной программы № 686 в 2017 году муниципальными образованиями Республики Башкортостан допущен кассовый расход завышенной расчетной суммы субвенций, завышение которой допущено вследствие нарушения методологии расчета, в части средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, на сумму 3262335,00 рублей, в 2018 году муниципальными образованиями Республики Башкортостан осуществлены кассовые расходы в части средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, на сумму 2818473,00 рублей, завышение по которым допущено Госстроем РБ вследствие применения завышенной стоимости 1 кв.м жилья (в муниципальном районе применена стоимость, установленная для городского поселения). На Госстрой РБ возложена обязанность устранить бюджетное нарушение путем восстановления указанных средств в доход федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Объем субвенций для каждого муниципального образования Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями определяется в соответствии с Методикой расчета нормативов общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан, утвержденной Законом Республики Башкортостан № 260-з (далее - Методика) (Приложение № 7).
В соответствии с Методикой расчет размера субвенции производится в отношении конкретного муниципального образования исходя из стоимости 1 кв. м жилья, установленного приказами Госстроя РБ по следующей формуле:
Ci = Bi х (Vб / Csum), где:
Ci - объем субвенции i-му муниципальному образованию Республики Башкортостан;
Bi - необходимый объем субвенции бюджету i-го муниципального образования Республики Башкортостан на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;
Vб - объем средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренный законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан, а также средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Республики Башкортостан на софинансирование мероприятий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствующем финансовом году;
Csum - общая необходимая сумма субвенций бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан.
Согласно Методике необходимый объем субвенции бюджету i-го муниципального образования Республики Башкортостан на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями рассчитывается по следующей формуле:
Bi = Hic x 33 кв. м x G, где:
Bi - необходимый объем субвенции бюджету i-го муниципального образования Республики Башкортостан;
Hic - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в i-м муниципальном образовании Республики Башкортостан на начало года;
G - стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, установленная приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на второй квартал текущего финансового года.
При проведении проверки Управление указало, что в результате анализа кассового исполнения средств субвенций, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных образований, установлено завышение расчетной суммы субвенций в результате нарушения методологии расчета - применение для муниципальных районов стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной приказом Госстроя РБ для городских поселений.
Судом первой инстанции установлено, что в 2017 году стоимость 1 кв.м жилого помещения, предусмотренного для городских поселений, применена в отношении следующих муниципальных районов: муниципальное образование Ишимбайский район Республики Башкортостан (городское поселение город Ишимбай), муниципальное образование Благовещенский район Республики Башкортостан (городское поселение город Благовещенск); муниципальное образование Белорецкий район Республики Башкортостан (городское поселение город Белорецк); муниципальное образование Бирский район Республики Башкортостан (городское поселение город Бирск); муниципальное образование Давлекановский район Республики Башкортостан (городское поселение город Давлеканово); муниципальное образование Дюртюлинский район Республики Башкортостан (городское поселение город Дюртюли.); муниципальное образование Мелеузовский район Республики Башкортостан (городское поселение город Мелеуз); муниципальное образование Туймазинский район Республики Башкортостан (городское поселение город Туймазы); муниципальное образование Янаульский район Республики Башкортостан (городское поселение город Янаул); муниципальное образование Баймакский район Республики Башкортостан (городское поселение город Баймак); муниципальное образование Белебеевский район Республики Башкортостан (городское поселение город Белебей).
В 2018 году стоимость 1 кв.м жилого помещения, установленного для городских поселений, применена в отношении следующих муниципальных районов: муниципальное образование Баймакский район Республики Башкортостан (городское поселение город Баймак), муниципальное образование Белорецкий район Республики Башкортостан (городское поселение город Белорецк), муниципальное образование Бирский район Республики Башкортостан (городское поселение город Бирск), муниципальное образование Давлекановский район Республики Башкортостан (городское поселение город Давлеканово), муниципальное образование Дюртюлинский район Республики Башкортостан (городское поселение город Дюртюли), муниципальное образование Мелеузовский район Республики Башкортостан (городское поселение город Мелеуз), муниципальное образование Туймазинский район Республики Башкортостан (городское поселение город Туймазы), муниципальное образование Янаульский район Республики Башкортостан (городское поселение город Янаул).
Из документов, представленных заявителем в материалы дела (соглашений о предоставлении субвенции, заключенных между муниципальными образованиями Республики Башкортостан и Госстроем РБ), следует, что в 2017 - 2018 гг. при расчете объемов субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям для реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в муниципальном районе применена стоимость 1 кв.м, установленная для городского поселения.
Из расчета, определенного Методикой, следует, что показатель «G» должен определяться исходя из территории, в пределах которой будет приобретаться жилое помещение, поскольку из материалов дела следует, что жилые помещения для указанной категории лиц приобретены на территории городских поселений соответствующих муниципальных образований, то стоимость 1 кв.м применена для городского поселения при расчете размера субвенции.
Определение показателя «G» иным способом, без территориальной привязки, где подлежало приобретению жилое помещение для указанной категории лиц, привело бы к невозможности приобретения жилого помещения на территории городского поселения и, как следствие, к неисполнению показателей результативности программы и к необеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
В связи с изложенным судом первой инстанции правомерно признаны недействительными пункты 2, 3 представления.
В пункте 8 оспариваемого представления указано, что в нарушение пункта 3 статьи 140, пункта 1 статьи 174.2 БК РФ, паспорта Государственной программы № 686 в 2017 году Госстроем РБ необоснованно снижены показатели результативности по Илишевскому, Салаватскому и Татышлинскому районам Республики Башкортостан, что привело к завышению суммы финансирования на общую сумму 1 228 217,00 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета - 265 908,98 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2017 № 1021-р между Госстроем РБ и администрацией муниципального района Илишевский район заключено дополнительное соглашение № 2 от 01.11.2017 к Соглашению от 21.02.2017 № 33 о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - Соглашение). Названным дополнительным соглашением внесены изменения в Соглашение в части увеличения размера субвенции, предоставляемой муниципальному образованию - с 5361319,13 рублей до 5827610 рублей, а также в части уменьшения показателя результативности - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда с 13 человек до 6 человек.
Как указывает заявитель, выделенных средств в размере 5 827 610,01 рублей (полностью освоены в 2017 году) было достаточно для обеспечения только 6 детей-сирот, в связи с этим в дополнительном соглашении показатель результативности скорректирован, при этом фактически в 2017 году жилыми помещениями было обеспечено 13 детей-сирот, в том числе за счет бюджетных средств предыдущих лет.
На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 31.05.2017 № 495-р между Госстроем РБ и администрацией муниципального района Салаватский район заключено дополнительное соглашение № 1 к Соглашению от 26.04.2017 № 64, которым внесены изменения в части увеличения размера субвенции, предоставляемой муниципальному образованию - с 9 521 700 рублей до 9 616 031,46 рублей. В последующем на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 19.10.2017 № 1021-р заключено дополнительное соглашение № 2 к Соглашению, предусматривающее уменьшение размера предоставляемой субвенции с 9 616 031,46 рублей до 9 232 720,00 рублей.
Как указывает заявитель, в связи с уменьшением объема финансирования был скорректирован показатель результативности - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда с 10 человек до 9 человек.
На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 31.05.2017 № 495-р между Госстроем РБ и администрацией муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан заключено дополнительное соглашение № 1 от 14.06.2017 к Соглашению от 21.02.2017 года № 28 о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Названным дополнительным соглашением внесены изменения в части увеличения размера субвенции, предоставляемой муниципальному образованию - с 5 554 300,00 рублей до 5 609 351,68 рублей, а также в части уменьшения показателя результативности численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда с 6 человек до 5 человек.
Как указывает заявитель, изменение указанного показателя было обусловлено увеличением стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальном районе, установленной приказом Госстроя РБ.
Так, при расчете объема субвенции в соответствии с Методикой, учитывался показатель рыночной стоимости за 2 квартал 2016 года, который составлял 28000 рублей (приказ Госстроя РБ от 14.04.2016 № 101 «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах Республики Башкортостан на II квартал 2016 года»). Однако при заключении дополнительного соглашения (14 июня 2017 года) показатель рыночной стоимости составлял уже 30 000 рублей (приказ Госстроя РБ от 27.04.2017 № 111 «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах Республики Башкортостан на II квартал 2017 года»). Таким образом, с учетом увеличения средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилого помещения, выделенных бюджетных средств в размере 5 609 351,68 рублей, было достаточно для обеспечения жильем только 5 детей-сирот.
Следовательно, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, снижение показателя результативности (количество детей-сирот) было вызвано увеличением стоимости жилья, а также сокращением финансирования относительно количества жилых помещений, которые возможно было приобрести за счет субсидии. При этом, в данном случае невозможно рассматривать снижение показателя результативности как основание для дальнейшего снижения бюджетных ассигнований, поскольку такое снижение объективно повлекло бы уменьшение количества детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями.
Доказательства того, что эффективность расходования денежных средств могла быть достигнута выполнением показателя результативности, но со сниженным объемом финансирования Управлением не представлены.
Таким образом, пункт 8 представления правомерно признан судом первой инстанции недействительным.
В пункте 10 оспариваемого представления указано, что в нарушение статей 34, 140 БК РФ, Методики, Правил № 296, паспорта Государственной программы № 686, муниципальными образованиями приобретались жилые помещения менее 33 квадратных метров, что привело к неэффективному использованию средств бюджета Российской Федерации в 2017 году на общую сумму 1965145,00 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета, на сумму 425 453,89 рублей.
Согласно статье 7 Закона № 159-ФЗ и Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Республики Башкортостан № 188-з) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В силу статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 № 250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» к полномочиям органов местного самоуправления в Республике Башкортостан в области жилищных отношений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан относится установление нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения.
Как следует из содержания приведенных нормативных правовых актов, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам по норме предоставления жилого помещения, устанавливаемой органами местного самоуправления самостоятельно.
Следовательно, показатель размера жилой площади 33 кв.м используется как среднее только при расчете размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан. При этом из сравнительной таблицы Управления следует, что приобретенные жилые помещения в большинстве случае по площади достигают 29-32 кв.м, доказательств возможности приобретения на предоставленные бюджетные средства необходимого количества жилых помещений с площадью равной 33 кв.м для обеспечения показателей результативности программы, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, требование заявителя в указанной части правомерно удовлетворено судом первой инстанции, пункт 10 представления признан недействительным.
В пункте 16 оспариваемого представления указано, что в нарушение статьи 140 БК РФ, части 3 статьи 8 Закона № 159-ФЗ, Закона Республики Башкортостан № 188-з, паспорта Государственной программы № 686, в 2018 году Госстроем РБ не осуществлен контроль своевременности и полноты постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализации муниципальными образованиями функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, получателям мер социальной поддержки были предоставлены в пользование жилые помещения с нарушением порядка соблюдения очередности.
Согласно подпункту 2.2 пункта 1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан № 260-з (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) Госстрой РБ наделен полномочиями по осуществлению контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона Республики Башкортостан № 188-з (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 9 указанной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 названной статьи. В свою очередь, органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Министерство образования Республики Башкортостан в отзыве пояснило, что Министерство до 1 января 2020 года формировало список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями, а непосредственно обеспечивали детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями органы местного самоуправления.
Следовательно, Госстрой РБ не обладал в спорный период полномочиями по контролю своевременности и полноты постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Податель апелляционной жалобы указывает, что согласно п. 6.1.1 Соглашения от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и предоставлению отчетности, является госкомитет».
Между тем, указанное обязательство по Соглашению от 07.02.2018 № 074-08-2018-003 не означает наделение Госстроя РБ полномочием по контролю за своевременностью и полнотой постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически исполнением Госстроем РБ указанного обязательство требовало исходить из сведений, предоставленных уполномоченным органом (Министерство образования Республики Башкортостан) на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, пункт 16 представления правомерно признан судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Управления, изложенную в суде первой инстанции, указанные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.09.2021 по делу № А07-41193/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи П.Н. Киреев
А.П. Скобелкин