ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-16191/15 от 18.02.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-16191/2015

г. Челябинск

24 февраля 2016 года

Дело № А07-16761/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2016 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Бояршиновой Е.В., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2015г. по делу № А07-16761/2015 (судья Мавлютов И.Т.).

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Агроинвест» – ФИО1 (доверенность от 25.01.2016);

Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа – ФИО2 (доверенность №109 от31.10.2013).

Общество с ограниченной ответственностью Научно- производственное предприятие «Агроинвест» (далее - ООО НПП «Агроинвест», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Управления об отказе №86-04-3476 от 20.07.2015 о выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений на земельном участке площадью 4 440 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010709:935 по адресу: Советский район городского округа <...> и обязании выдать разрешение на вырубку зеленых насаждений.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2015 (резолютивная часть объявлена 11.11.2015) исковые требования ООО НПП «Агроинвест» удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Считает решение суда первой инстанции необоснованным и подлежащим отмене, ввиду неправильного применения норм материального права при принятии решения, и неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование ссылается на статью 7, 61 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 7, 8, 69, 70, 84, 102 Лесного кодекса Российской Федерации. Суду представлены материалы лесоустройства, согласно которым зеленные насаждения на спорном земельном участке находятся на территории городских лесов квартал 15, выдел 18, на местности установлены квартальные столбы, отражающие границы городских лесов.

В соответствии с пунктом 4.8 Правил охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2010 №23/19, снос и пересадка зеленых насаждений, попадающих под зоны застройки или прокладку подземных коммуникаций, установку высоковольтных линий и других сооружений, допускается только с разрешения Управления. Согласно пункту 4.11 указанных Правил отвод лесных насаждений или отдельно стоящих деревьев под рубку, независимо от их местонахождения, производится Управлением. На основании указанного, считает обоснованными и законными оспариваемые действия.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации определением от 17.02.2016 произведена замена в судебном составе судьи Малышева М.Б., находящегося в отпуске на судью Бояршинову Е.В. Рассмотрение апелляционной жалобы начато с начала.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда. Указал, что оспариваемые действия Управления нарушают его право на строительство объекта в соответствии с выданным разрешением на строительство.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО НПП «Агроинвест» является застройщиком объекта «Административно-торговое здание с подземной автостоянкой по ул. Степана Злобина в Советском районе городского округа г.Уфа Республики Башкортостан.

Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан утвержден градостроительный план земельного участка, определенного проектом его границ с присвоением ему регистрационного номера RU03308000-14-38.

На основании постановления Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан №5751 от 25.12.2014 ООО НПП «Агроинвест» предоставлен в аренду для проектирования и строительства здания торгового назначения земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010709:935, площадью 4 440 кв. м, находящийся по адресу: Советский район городского округа <...> в границах указанных в кадастровом паспорте участка.

Согласно кадастровому паспорту земельный участок, категория земель – земли населённых пунктов входит в территориальную зону: «Общественно-

деловая зона ОД-2», сведения о природных объектах отсутствуют.

Согласно положительному заключению государственной экспертизы №02-1-1-0102-14 проектная документация соответствует требованиям нормативных технических документов и результатам инженерно-геодезических, инженерно-теологических, инженерно-экологических изысканий, которые также соответствуют требованиям нормативных технических документов.

Отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа 18.06.2015 выдано ООО НПП «Агроинвест» разрешение №RU03308000-1229П-2015 на строительство здания торгового назначения со встроенными помещениями предприятия бытового обслуживания.

ООО НПП «Агроинвест» 23.06.2015 обратилось в Управление с заявлением, где просило определить объем зачистки стройплощадки проектируемого объекта. К заявлению обществом приложены стройгенплан и разрешение на строительство.

Письмом от 20.07.2015 №86-04-3476 Управление отказало ООО НПП «Агроинвест» в вырубке зеленых насаждений со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находиться на территории земель городских лесов (квартал 15, выдел 18), и согласно статье 105 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства.

Не согласившись с указанным отказом Управления, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии оснований для выдачи разрешения.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

В силу части 5.1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи. Следовательно, согласно пункту 5 части 3 статьи 105 Лесного Кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2010 №23/19 утверждены Правила охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан (далее – Правила).

Указанные Правила разработаны на основании Конституции Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан с целью упорядочения деятельности по содержанию зеленых насаждений и лесов, выполняющих архитектурно-декоративные, экологические и санитарно-гигиенические функции, их оздоровления и расширения зеленых зон городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

К зеленым насаждениям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, с том числе, относятся леса городского округа (пункта 1.2 Правил).

В соответствии с пунктом 4.3 Правил при оформлении территории городского округа под застройку заказчик заблаговременно, совместно с представителем УКХиБ (далее – Управление), составляет схему зеленых насаждений данного участка с указанием породы и возраста растущих деревьев и кустарников. Указанная схема составляется до выдачи архитектурно-планировочного задания и технического задания на проектирование.

Согласно пункту 4.8 Правил (в редакции, действующей в период выдачи оспариваемого отказа) снос и пересадка зеленых насаждений, попадающих под зоны застройки или прокладку подземных коммуникаций, установку высоковольтных линий и других сооружений, допускается только с разрешения Управления.

За вынужденный снос зеленых насаждений, связанных с застройкой городского округа и прокладкой подземных коммуникаций, восстановительная стоимость возмещается заказчиком. Восстановление уничтоженных при застройке объектов зеленых насаждений заказчик обязан учитывать в сметах на строительство сооружений и коммуникаций (пункт 4.9 Правил).

Снос и пересадка зеленых насаждений производится силами и средствами застройщиков. Застройщики вправе заключать договоры со специализированными организациями на выполнение указанных выше видов работ (пункт 4.10 Правил).

Отвод лесных насаждений или отдельно стоящих деревьев под рубку, независимо от их местонахождения, производится Управлением (пункт 4.11).

В силу части 3 статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на основании перечня документов, в который входит градостроительный план земельного участка, подготовленный на основании правил землепользования и застройки.

Согласно выданному 06.02.2014 заявителю градостроительному плану земельного участка №RU03308000-14-38 градостроительный регламент земельного участка установлен в соответствии Правилами землепользования и застройки городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, земельный участок находится в территориальной зоне ОД-2. В число разрешенных видов использования входят размещение торговых комплексов, административных зданий, автостоянок для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей, открытых, подземных и полуподземных, многоэтажных (т.1 л.д.8-92).

Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации городского округа г.Уфа №5751 от 25.12.2014 обществом заключен договор аренды земельного участка №125-15 от 03.04.2015 с Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа. По условиям договора общество как арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010709:935, расположенный по адресу: Советский район городского округа <...> для проектирования и строительства административно-торгового центра с подземной автостоянкой, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемым к договору общей площадью 4440 кв.м. (п.1.1 договора).

На основании проектной документации объекта, которая получила положительное заключение негосударственной экспертизы, выданное ООО «ТД «Партнер» от 17.10.2014 №2-1-1-0102-14, отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа г.Уфа 18.06.2015 обществу было выдано разрешение на строительство №02-RU0330800-1229П-2015 (т.1 л.д. 93-95).

Выданное обществу разрешение на строительство не оспорено заинтересованными лицами, в том числе Управлением.

Сторонами не оспаривается факт того, что в зону застройки попало 54 дерева, вырубку которых общество просило разрешить у Управления (т.1 л.д.96).

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ Управления разрешить обществу вырубку зеленых насаждений (54 дерева) не обоснован, не соответствует положениям пунктов 4.8-4.10 Правил и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует строительству объекта на основании выданного разрешения на строительство.

При этом следует принять во внимание, что согласно проведенному филиалом ФБУ «Рослесзащита» - «ЦЗЛ Республики Башкортостан» лесопатологическому обследованию спорных зеленых насаждений часть из них относится к погибшим или сухостойным деревьям, часть к усыхающим, потерявшем биологическую устойчивость, а остальные сильно ослабленными поврежденные стволовыми вредителями. Из 49 деревьев породы сосна, 38 деревьев относится к категории сильно ослабленные, 3 - к категории усыхающих и 8 деревьев - к категории погибших или сухостой; дерево породы вяз относится к категории сильно ослабленная; из 3-х деревьев породы ясень одно относится к категории сильно ослабленных, два к категории усыхающих, дерево породы клен относится к аварийноопасным деревьям, так как имеет наклон ствола более 45 градусов.

В заключении по результатам проведенного лесопатологического обследования рекомендованы уборка сухостойных, усыхающих, опасных и аварийных деревьев, в целях выполнения требований Федерального закона от 15.07.2000 №99-ФЗ «О карантине растений» и недопущения распространения карантинного вредителя необходимо провести санитарно-оздоровительные мероприятия (т.1 л.д. 99-101).

Данные обстоятельства не учитывались Управлением при отказе в выдаче согласования на вырубку зеленых насаждений, что также свидетельствует о необоснованности оспариваемых действий и их несоответствии также статьям 54, 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающих санитарно-оздоровительные мероприятия в целях защиты лесов.

На основании выше изложенного отклоняются доводы апелляционной жалобы о законности и обоснованности оспариваемого отказа Управления в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании незаконными оспариваемых действий Управления, в связи с чем, требования ООО НПП «Агроинвест» подлежали удовлетворению.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – оставлению без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2015г. по делу № А07-16761/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Г. Плаксина

Судьи Е.В. Бояршинова

В.Ю. Костин