ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-16231/2021 от 06.12.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-16231/2021

г. Челябинск

06 декабря 2021 года

Дело № А07-23480/2020

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.09.2021 по делу №А07-23480/2020.

В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Республике Башкортостан – ФИО1 (доверенность №74д от 21.12.2020, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «Парксити-М» (далее – ООО «Парксити-М», общество, заявитель) обрати­лось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Республике Башкортостан (далее – МИФНС РФ №25 по РБ, инспекция) о признании недействительным отказа от 29.07.2020 в предоставлении обществу субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 №976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой короновирусной инфекции»  (далее – Правила №976), а также об обязании предоставить обществу субсидию в размере 249000 руб. в соответствии с Правилами №976 (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.09.2021 (резолютивная часть решения объявлена 18.08.2021) требования заявителя удовлетворены, отказ инспекции в предоставлении заявителю субсидии в соответствии с Правилами №976, выраженный в сообщении от 29.07.2020, признан недействительным, на инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, а также с инспекции в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины..

Не согласившись с решением суда, МИФНС РФ №25 по РБ обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Обращает внимание на отсутствие у заявителя права на предоставление спорной субсидии, поскольку осуществляемый им основной вид деятельности – управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68,32) не поименован в Перечне отраслей российской экономики, требующих поддержки для поведения мероприятий по профилактике новой короновирусной инфекции. Также указывает на то, что поименованный в абзаце 4 пункта 3 Правил №976 реестр должен был до 10.07.2020 сформирован Минэкономразвития России и представлен в Федеральную налоговую службу, однако, в поступившем от этого органа перечне заявитель не поименован. То есть, по мнению инспекции, заявитель не выполнил требования пункта 3 Правил №976, в связи с чем субсидия ему не могла быть предоставлена. При этом, инспекция не наделена полномочиями предоставления субсидии организациям, не включенным в названный перечень и не может нести ответственность за необоснованное невключение заявителя в такой перечень, представляемый Минэкономразвития России.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу общество против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Парксити-М» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1170280078968 и состоит на учете в качестве налогоплательщика в МИФГС РФ №25 по РБ. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности общества является «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе» (код ОКВЭД 68.32), дополнительным видом деятельности является в том числе «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания» (код ОКВЭД 55.10) (л.д.26-27).

21.07.20201 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами №976 (л.д.18-20).

Сообщением от 29.07.2020 инспекция отказала обществу в предоставлении субсидии по следующим основаниям: 1) отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии (по состоянию на 10.06.2020) не входит в перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой короновирусной инфекции / включение объектов туристской индустрии, принадлежащих получателю субсидии, в единый перечень квалифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации»; 2) получатель субсидии (социально ориентированная некоммерческая организация) не включен в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции по состоянию на 01.07.2020, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 №847 / в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 №906. Из сообщения следует, что все остальные условия, предусмотренные Правилами №976 для получения субсидии, обществом соблюдены (л.д.16).

Не согласившись с таким отказом, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из вывода о незаконности оспоренного решения инспекции.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В настоящем случае заявителем оспаривается решение инспекции об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами №976, выраженное в сообщении от 29.07.2020.

Правилами №976 определены условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с пунктами 6-9 указанных Правил, для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 г. (включительно). Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.  Министерство экономического развития Российской Федерации представляет в Федеральную налоговую службу в срок до 10 июля 2020 г.: информацию об объектах туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, включенных в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, по состоянию на 10 июня 2020 г.; перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, включенных по состоянию на 1 июля 2020 г. в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции; перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся поставщиками социальных услуг в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. №906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» по состоянию на 1 июля 2020 г. Налоговый орган в случае выявления в результате проведения проверки информации в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления. Федеральная налоговая служба в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство. Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий.

Таким образом, оспоренное заявителем  решение об отказе в предоставлении субсидии  принято инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий. При этом, такое решение обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку порождает для заявителя негативные последствия в виде ограничения возможности получения из федерального бюджета субсидии.

В пункте 7 Правил №976 приведены следующие основания для отказа в предоставлении субсидии: нарушение условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; представление неполных и недостоверных сведений, содержащихся в заявлении, их несоответствие данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе несоответствие информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации; нарушение срока, предусмотренного абзацем первым пункта 6 настоящих Правил, направления заявления; нарушение порядка оформления и представления заявления (неподписание заявления или подписание заявления неуполномоченным лицом, представление в ненадлежащий налоговый орган); непредставление получателем субсидии в Пенсионный фонд Российской Федерации отчетности, предусмотренной абзацем третьим пункта 5 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 2 Правил №976, субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению №1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Согласно пункту 3 этих же Правил, условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению №2 в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) или в виде почтового отправления; б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июня 2020 г., к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению №3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято  решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах; д) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

Оспоренное решение  инспекции об отказе в предоставлении субсидии мотивировано несоблюдением обществом требований подпункта «в» пункта 3 Правил №976.

Как указывает инспекция, основной вид деятельности общества – «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе» (код ОКВЭД 68.32) не поименован в Перечне отраслей российской экономики, требующих поддержки для поведения мероприятий по профилактике новой короновирусной инфекции, а в доведенном до сведения налогового органа Минэкономразвития России перечне (представленном в соответствии с абзацем 4 пункта 3 Правил №976), сведения о заявителе отсутствуют.

Между тем, исследованием материалов дела установлено полное соответствие заявителя требованиям, предъявляемым получателям субсидий Правилами №976.

Так, ООО «Парксити-М» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (дата включения 10.01.2018, категория: малое предприятие).

По состоянию на 10.06.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц у заявителя был указан дополнительный вид деятельности «деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания» (код ОКВЭД 55.10).

Общество фактически осуществляет эту деятельность в гостинице «Агидель», которая в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» включена в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей за порядковым номером 550018579 (решение о присвоении категории от 29.07.2019), что отражено в открытом источнике информации – официальном сайте https://классификация-туризм.рф и подтверждено письмом Ростуризма от 09.07.2021 (л.д.113-114).

Учитывая, что в силу буквального толкования подпункта «в» пункта 3 Правил №976 включение по состоянию на 10.06.2020 гостиницы заявителя в перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» является самостоятельным основанием для предоставления субсидии, необходимость дополнительной оценки отнесения отрасли, в которой ведется деятельность заявителя, по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, в настоящем случае отсутствует.

Инспекцией правомерно отмечено отсутствие сведений о том, что информация о включении заявителя в единый перечень классифицированных гостиниц доводилась до Федеральной налоговой службы России в целях формирования реестра получателей субсидии по Правилам №976.

Однако, это обстоятельство не опровергает факта соответствия заявителя условиям подпункта «в» пункта 3 Правил №976 и не может являться основанием для отказа заявителю в предоставлении субсидии. Как верно отмечено судом первой инстанции, применяемый инспекцией механизм проверки соблюдения условий в автоматическом режиме, препятствующий своевременному установлению значимой информации, не может являться достаточным основанием для ограничения права заявителя на получение субсидии.

Соответствие общества иным условиям, поименованным в пункте 3 Правил № 976, налоговым органом по существу не оспаривается.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о незаконности оспоренного отказа инспекции в предоставлении обществу субсидии.

Поскольку таким отказом необоснованно ограничено право общества на получение субсидии из федерального бюджета, следует признать подтвержденным факт нарушения таким отказом прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

В этой связи требований заявителя удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.

Решение суда в части обязания инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражног7о процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.09.2021 по делу А07-23480/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Республике Башкортостан – без удовлетворения.  

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                    А.А. Арямов 

Судьи:                                                                                          Н.А. Иванова

                                                                                                     Н.Г. Плаксина