ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-16857/2021 от 24.12.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-16857/2021

г. Челябинск

28 декабря 2021 года

Дело № А07-6501/2020

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Почта России» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2021 по делу № А07- 6501/2020.

В судебном заседании принял участие представитель:

акционерного общества «Почта России» - Даниленко Е.Э. (доверенность от 03.10.2019, диплом).

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось акционерное общество «Почта России» (далее - заявитель, общество, АО «Почта России») о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (далее - административный орган, Управление) от 27.02.2020 № 09/20-229 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.

АО «Почта России», не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает следующее. Общество не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не является лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги. Исполнителем по договору и лицом, непосредственно обязанным обеспечить возможность приема потребителю коммунальных услуг путем использования национальных платежных инструментов по выбору потребителя является поставщик коммунальных услуг. Возможность оплаты собственных товаров и услуг почтовой связи заявителем обеспечена. Общество осуществляет прием платежей физических лиц за коммунальные услуги не в соответствии с положениями  Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон № 176-ФЗ), а на основании Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ). В свою очередь, положения Закона № 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов в безналичной форме. АО «Почта России» не вправе принимать платежи физических лиц в оплату коммунальных услуг в безналичной форме. Прием платы за коммунальные услуги от физических лиц не является услугой почтовой связи.

Протоколом об административном правонарушении не установлен размер выручки торгового объекта за календарный год.

Административным органом допущено нарушение порядка проведения проверки: распоряжение о проведении проверки не направлялось юридическому лицу, акт проверки не вручен законному представителю, законный представитель не ознакомлен с делом об административном правонарушении и с результатами проверки. Лицо, присутствовавшее при проведении проверки, не имело доверенности на проведение проверки.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проведена внеплановая выездная проверка АО «Почта России» по обращению потребителя от 18.10.2019  № 8677/ж-2019 о нарушении его потребительских прав при оказании услуг в отделении АО «Почта России», расположенном по адресу: 450096, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Энтузиастов, д. 4, а именно: было отказано в приеме коммунальных платежей в безналичной форме.
17.01.2020 по факту выявленных в ходе проверки нарушений, административным органом в отношении общества составлен протокол по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ.
27.02.2020 по результатам рассмотрения материалов дела, в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.49 КоАП РФ, постановлением № 09/20-229 общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.8 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 указанной статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в статье 28.3 Кодекса.

В соответствии со статьей 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 данного Кодекса, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

Согласно подпункту 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства. Наличие полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 4 статьи 14.8 КоАП РФ неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, нарушающих нормы, обязывающие обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных названной статьей, являются юридические лица, их руководители, иные должностные лица и работники, индивидуальные предприниматели, а также граждане, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению.

Из оспариваемого постановления № 09/20-229 от 27.02.2020 следует, что объективную сторону вменяемого АО «Почта России» правонарушения заключается в отказе потребителю в приеме оплаты коммунальных услуг в безналичной форме.

Согласно материалам административного дела отказ в приеме оплаты коммунальных услуг в безналичной форме совершен 20.09.2019 (т.1, л.д. 122).

Частью 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (пункт 1 статьи 861 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Пунктом 2 статьи 16.1 Закона № 2300-1 предусмотрено, что оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц.

При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системы (пункт 3 статьи 16.1 Закона № 2300-1).

Согласно части 4 статьи 37 Закона № 2300-1 при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения; 3) плату за коммунальные услуги.

Статьей 39.1 Закона № 2300-1 регламентировано, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Абзацем вторым пункта 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно подпункту «а» пункта 65 Правил № 354, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее трех лет со дня оплаты.

Из приведенных норм законодательства следует, что продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ) национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы).

Следовательно, организации федеральной почтовой связи, к которым относится АО «Почта России» является участником национальной платежной системы в случае оказания платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, под платежными услугами в силу пункта 17 статьи 3 Закона № 161-ФЗ понимаются услуги по переводу денежных средств, услуги почтового перевода и услуга по приему платежей.

Перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика (пункт 12 статьи 3 Закона № 161-ФЗ).

Таким образом, услуга почтового перевода, оказываемая АО «Почта России», является платежной услугой, но не является переводом денежных средств.

Перевод денежных средств осуществляется на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе Закона № 161-ФЗ.

Операторами по переводу денежных средств являются: Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, государственная корпорация ВЭБ.РФ (часть 1 статьи 11 Закона № 161-ФЗ).

АО «Почта России» ни к одной из указанных категорий юридических лиц не относится, в связи с чем не может оказывать платежные услуги по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Услуги по приему платежей оказываются в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», который  регулирует правоотношения по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) (часть 1 статьи 1 Закона № 103-ФЗ).

В Законе № 103-ФЗ используются следующие основные понятия (статья 2):

поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

 оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

08.08.2017 между ФГУП «Почта России» и МУП ЕРКЦ ГО Уфа РБ заключен агентский договор об оказании услуг «Прием платежей» № К00000103485, в соответствии с которым ФГУП «Почта России» на основании распоряжений физических лиц осуществлять переводы на счет  МУП ЕРКЦ ГО Уфа РБ денежных средств в валюте Российской Федерации, предоставленных плательщиками.

В пункте 2.2.3 договора стороны определили прием наличных денежных средств от плательщиков-физических лиц в кассах отделений почтовой связи, а также специальные агентские счета принципала и агента: со специального агентского счета ФГУП «Почта России» подлежат перечислению на специальный агентский счет МУП ЕРКЦ ГО Уфа РБ денежные средства в течение 3-х дней с момента их приема агентом.

Таким образом, агентский договор от 08.08.2017 № К00000103485 регулирует правоотношения по приему платежей за коммунальные услуги в наличной форме в соответствии с Законом № 103-ФЗ, нормы Закона № 161-ФЗ в части порядка перевода денежных средств применению не подлежат.

Организации федеральной почтовой связи оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» (часть 3 статьи 4 Закона № 161-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона № 176-ФЗ почтовый перевод денежных средств - услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.

Статьей 18 Закона № 176-ФЗ организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством, а также осуществляют на договорной основе распространение печатных изданий, доставку и выдачу пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, реализацию ценных бумаг, инкассацию и доставку денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги, прием платы за товары (услуги), выплату наличных денежных средств с использованием пластиковых карт и иную деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации.

Услугами почтовой связи являются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.

Следовательно, прием платы за коммунальные услуги не является услугой почтовой связи.

Таким образом, поскольку прием платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с положения Закона № 103-ФЗ, а АО «Почта России» не является оператором по переводу денежных средств (пункт 1 статьи 11 Закона № 161-ФЗ), то АО «Почта России» не вправе принимать платежи физических лиц в оплату коммунальных услуг в безналичной форме.

Согласно пункту 3 статьи 861 ГК РФ безналичные расчеты осуществляются путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями (далее - банки) с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами и договором.

Формы безналичных расчетов перечислены в статье 862 ГКРФ и отнесены к банковским операциям.

Таким образом, перевод денежных средств физических лиц без открытия банковского счета в безналичном порядке будет являться безналичной формой расчетов, то есть банковской операцией, а согласно пункту 4 части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью про проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств, является банковской операцией, осуществляемой на основании специального разрешения (лицензии) Байка России.

АО «Почта России» специальным правом на проведение банковских операций не наделено.

Договор эквайринга № 809/2016 от 17.08.2016, заключенный между ПАО «Почта Банк» (далее – Банк) и ФГУП «Почта России» (далее – предприятие), регулирует отношения между предприятием и банком по проведению расчетов при приеме предприятием в оплату товаров предприятий (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) карт, являющихся инструментом безналичных расчетов, с обязательным составлением документов.

Следовательно, договор эквайринга обеспечивает прием безналичных форм оплаты только за услуги, оказываемые АО «Почта России»

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для вывода о наличии у АО «Почта России» обязанности по приему оплаты за коммунальные услуги от физического лица в безналичной форме ввиду отсутствия у АО «Почта России» специального статуса - оператора по переводу денежных средств и специального разрешения на проведение банковских операций.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановления Управления от 27.02.2020 № 09/20-229 о привлечении к административной ответственности АО «Почта России» следует признать незаконным и отменить.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2021 по делу № А07-6501/2020 отменить.

Требования Акционерного общества «Почта России» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 27.02.2020 № 09/20-229 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                           Е.В. Бояршинова

Судьи                                                                         А.А. Арямов

                                                                                   А.П. Скобелкин