ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-17038/2016 от 20.02.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-17038/2016

г. Челябинск

20 февраля 2017 года

Дело № А34-5340/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017г.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2017.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.11.2016 по делу №А34-5340/2016 (судья Григорьев А.А.).

В судебном заседании принял участие представитель:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области – Донкан В.Д. (доверенность №01-07-69/2 от 09.01.2017).

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области (далее – Управление Росприроднадзора по Курганской области, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к акционерному обществу «Курганводоканал» (далее – АО «Курганводоканал») о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2013 года в сумме 32563,64 руб. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Водный Союз» (далее – ОАО «Водный Союз»).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.11.2016 (резолютивная часть решения объявлена 24.11.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление Росприроднадзора по Курганской области с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе Управление, ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, признание судом установленными обстоятельства, которые не подтверждены. В частности, полагает неверным вывод суда первой инстанции о недоказанности сброса АО «Курганводоканал» сточных вод с полей фильтрации в водные объекты при эксплуатации очистной системы канализации (ОСК) п. Карамзитный в 2013 году. Обращает внимание на то, что из раздела 2 отчета АО «Курганводоканал» за 2013 год по форме 2-ТП (водхоз) следует, что поле фильтрации  с кодом приемника отведения вод 83 противопоставлено коду приемника водного объекта – р. Тобол. При этом, из граф 4-6 Раздела 2 этой формы следует, что объем сточных вод проходит через поля фильтрации с последующим сбросом в ручей без названия после очистных сооружений п. Керамзитный. В этой связи податель жалобы полагает доказанным факт сброса сточных вод в 2013 году в водные объекты. Также полагает не подтвержденным вывод суда первой инстанции о наличии у АО «Курганводоканал» норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ на поля фильтрации. Указывает на то, что такие нормы нагрузки в АО «Курганводоканал» не разработаны. Как указывает податель жалобы, нормативы допустимых выбросов и сбросов устанавливаются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов, которые в настоящем случае не установлены. Не согласно Управление и с выводом суда о том, что состав загрязняющих веществ, поступающих на поля фильтрации, указан в технологической инструкции по очистке сточных вод на биологических очистных сооружениях, так как такой состав не может быть закреплен в технической документации организации, а проект нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ у АО «Курганводоканал» отсутствует. С учетом указанных обстоятельств заявитель полагает, что с АО «Курганводоканал» подлежит взысканию плата за негативное воздействие на окружающую среду, как за сверхнормативное загрязнение.

В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители АО «Курганводоканал» и ОАО «Водный Союз», извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу заявитель возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, АО «Курганводоканал» (ранее – ОАО «Курганводоканал») зарегистрировано в качестве юридического лица 01.06.2012, имеет основной государственный регистрационный номер 1124501005485 и имеет в собственности очистные сети канализации п. Керамзитный.

На основании договора аренды имущества от 21.12.2012 №26-а/2012 ОАО «Курганводоканал» передало указанные очистные сооружения во временное пользование на 49 лет ОАО «Водный Союз». При этом, в соответствии с дополнительным соглашением №1 к указанному договору, на период получения разрешений, лицензий и иных разрешительных документов водопользователем является арендодатель, которым вносятся все необходимые платежи.

В соответствии с представленной технологической схемой, в 2013 году осуществлялся сброс загрязняющих веществ ОСК п. Керамзитный на поля фильтрации.

В этой связи АО «Курганводоканал» представлены в Управление Росприроднадзора по Курганской области расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 203 года в том числе в отношении ОСК п. Керамзитный.

По результатам проверки правильности заполнения указанных расчетов в отношении ОСК п. Керамзитный Управлением выявлены нарушения порядка их заполнения и составлены собственные расчеты, в соответствии с которыми вся фактическая масса загрязняющих веществ, поступившая на поля фильтрации, учтена как сверхнормативный сброс в водные объекты (ввиду отсутствия оформленного в установленном порядке разрешения на сброс). В этой связи Управлением доначислена АО «Курганводоканал» плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2013 года в общей сумме 32563,64 руб.

20.03.2016 Управлением в адрес АО «Курганводоканал» направлено требование №27/2016 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в сумме 32563,64 руб.

Неисполнение этого требования в установленный в нем срок послужило основанием для обращения заявителем в суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления обществу взыскиваемой суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Вывод суда первой инстанции является обоснованным.

Требования заявителя относятся к заявлениям о взыскании обязательных платежей, порядок рассмотрения которых определен Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 №370», п.2 Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №995 (в редакции от 13.09.2010), Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 №283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717», Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.10.2010 №311, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.02.2012 №64, территориальные  органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользователей наделены бюджетными полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также полномочиями по проверке правильности, полноты и своевременности перечислений по платежам за негативное воздействие на окружающую среду и взысканию задолженности по таким платежам в бюджет.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Закона №7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 (далее – Порядок №632).

Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401 осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Порядком №632 установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 3). Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 этого Порядка (пункт 6).

Согласно Порядку заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», при расчете указывается фактический сверхлимитный выброс, сброс загрязняющего вещества (выброс, сброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии - выброс, сброс сверх установленного предельно допустимого выброса, сброса) за отчетный период (раздел 1 пункт №11, раздел 3 пункт №10).

В соответствии с пунктом 5.1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды Российской Федерации 26.01.1993, превышение нормативных (при отсутствии утвержденных временно согласованных выбросов, сбросов или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами).

Согласно пункту 3.3 Приложения №1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды, плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах  установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и последующего умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается участвующими в деле лицами, в отношении ОСК п. Керамзитный лимиты на сброс загрязняющих веществ установлены не были.

Однако, как указано выше, из материалов дела следует, что сброс загрязняющих веществ с ОСК п. Керамзитный осуществляется не в водный объект, а на поля фильтрации. Это обстоятельство не оспаривается и заявителем.

При этом, в силу пунктом 3.5 приложения № 1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды Российской  Федерации  26.01.1993, плата за сброс сточных вод на поля фильтрации не взимается при соблюдении установленных природопользователю норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ и правил эксплуатации сооружений. При несоблюдении этих условий плата определяется как за сброс в водный объект в пределах установленных лимитов. Если нарушение правил эксплуатации сооружений и несоблюдение норм нагрузки сточных вод и веществ приводит к загрязнению вод, платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 03.10.2014 по делу №А34-2553/2014, возбужденному по заявлению Управления Росприроднадзора по курганской области к ОАО «Курганводоканал» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 квартал 2011 года, у ОАО «Курганводоканал» имеются нормы нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ на поля фильтрации п.Керамзитный», проект утерян. Вместе с тем состав загрязняющих веществ, поступающих на поля фильтрации, указан в «Технологической инструкции по очистке сточных вод на биологических очистных сооружениях», утвержденной в т.ч. первым заместителем председателя Государственного комитета по охране окружающей среды Курганской области. Технологическая инструкция разработана на основании проекта. В инструкции имеется ссылка на проектную мощность ОСК 700м3; тип аэротенков (основного звена очистных сооружений) А6-1100; по тексту инструкции содержатся ссылка на проект, по которому были построены очистные сооружения пос. Керамзитный. В разделе регламент работы очистных сооружений, в качестве показателей работы очистных сооружений указаны нормативные показатели по объему загрязняющих веществ, поступающих на поля фильтрации, идентичные проектным.

Этот вступивший в законную силу судебный акт в силу ч.1 ст.16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для сторон по настоящему делу, участвовавших при рассмотрении дела №А34-2553/2014.

Кроме того, указанная позиция суда подтверждается представленными в настоящее дело Технологической инструкцией по очистке сточных вод на биологических очистных сооружениях и пояснениями инженера-технолога ОСК «Керамзитный» Денисовой Г.В., разработавшей эту Инструкцию.

Использование отраженных в указанной Технологической инструкции норм нагрузки и правил эксплуатации сооружения в целях разрешения вопроса о наличии обязанности по внесению платы за сброс сточных вод, как за сверхнормативный, в настоящем случае представляется обоснованным, а изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части судом отклоняются.

По итогам анализа этой Технологической инструкции судом первой инстанции установлено, что площадь полей фильтрации проектной организацией рассчитана на гидравлическую нагрузку сточных вод равную мощности сооружений 700куб.м/сутки и загрязняющим веществам очищенных сточных вод, установленным после полей фильтрации по концентрациям загрязняющих веществ: по взвешенным веществам – 15мг/л, БПК5 – 20мг/л, нитратам – 9,1мг/л, нефтепродуктам – 1,0мг/л.

Расчет норматива сброса загрязняющих веществ в очищенных сточных водах от п. Керамзитный, произведен АО «Курганводоканал» в соответствии с проектными параметрами, утвержденными Технологической инструкцией, исходя из проектной мощности очистных сооружений – 700 м3/сутки (годовая мощность составляет: 700 куб.м/сутки х 365 дней = 255500 куб.м.).

Расчет из годового норматива загрязняющих веществ норматива сброса загрязняющих веществ за квартал произведен АО «Курганводоканал» следующим образом: взвешенные вещества – 15мг/л х 700 куб.м./сут. х 365 / 4 = 0,96т; нефтепродукты – 1,0мг/л х 700куб.м/сут. х 365 / 4 = 0,065 т; БПКп – 20мг/л х 700куб.м/сут. х 365 / 4 = 1,28т; нитраты – 9.1мг/л х 700куб.м/сут. х 365 / 4 = 0,58т; нитрат-ион – 40,2мг/л х 700куб.м./сут. х 365 / 4 = 2,56т (с учетом переводного коэффициента нитратов в ионную форму – 0,226, т.е. 9,1мг/л / 0,226 = 40,2 мг/л.).

В материалы дела поквартальный расчет платы за негативное воздействие за 2013 год, произведенный по проектным параметрам в соответствии с Технологической инструкцией с учетом поквартальных показателей фактической массы сброса применительно к каждому загрязняющему веществу, из которого следует, что за период 1-3 кварталы 2013 года фактически имело место превышение установленной нормы нагрузки  по нитрату-иона, в связи с чем расчет произведен в этой части как за сверхлимитный сброс с применением пятикратного повышающего коэффициента (в соответствии с п.5 Порядка №632). Иные указанные выше проектные нормы нагрузки в 1-3 квартале 2013 года и все проектные нормы нагрузки в 4 квартале 2013 года фактически обществом соблюдены, в связи с чем оснований для расчета платы за сброс загрязняющих веществ как за сверхлимитную (сверхнормативную) нагрузку с пятикратного повышающего коэффициента не имелось.

По результатам расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду по  ОСК п. «Керамзитный» установлены следующие суммы платы: 1 квартал – 1162,7 руб.; 2 квартал –1427,34 руб.; 3 квартал – 799,4 руб.; 4 квартал – 316,39 руб.

В отношении правильности этого расчета сторонами возражений не заявлено.

Именно эти суммы учтены обществом в Разделе 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) Расчета суммы платы по объекту негативного воздействия – ОСК п. Керазитный.

Оснований для начисления платы за весь объем сточных вод как за сверхлимитный не имеется.

Податель апелляционной жалобы правомерно указывает на то, что исходя из графы 5формы отчетности АО «Курганводоканал» №2-ТП (водхоз) за 2013 год следует, что полям фильтрации (с кодом приемника отведенных вод 83) противопоставлен код водного объекта Кар/Обь/1162/643, соответствующий р. Тобол. Однако это обстоятельство само по себе не свидетельствует о фактическом наличии в 2013 году сброса сточных вод с загрязняющими веществами с полей фильтрации в указанный водный объект. Как правомерно указал заявитель в отзыве на апелляционную жалобу, исходя из Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения №2-ТП (водхоз», утвержденных Приказом Росстата от 19.10.2009 №230,  в графе 5 указанной формы отчетности содержится исключительно статистическая информация о бассейне водного объекта в нормативно установленных территориальных границах которого находится приемник отведенных вод.

Иных доказательств сброса сточных вод в 2013 году в этот водный объект не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Управления о взыскании с общества паты за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в сумме 32563,64 руб.

Изложенные в апелляционной жалобе возражения заявителя подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и обстоятельствам, установленным судебными актами, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции   

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 30.11.2016 по делу №А34-5340/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                            А.А. Арямов

Судьи:                                                                                    Н.Г. Плаксина

В.Ю. Костин