ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-17275/2021
г. Челябинск | |
12 января 2022 года | Дело № А47-10099/2021 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Природа» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2021 по делу № А47-10099/2021.
Общество с ограниченной ответственностью «Природа» (далее – заявитель, ООО «Природа», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 40/01-148-2021 от 22.07.2021, которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 6 500 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2021 (резолютивная часть решения изготовлена 07.10.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Природа» с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на отсутствие в действиях состава правонарушения. Приводит следующие доводы: судом не дана оценка доказательствам повреждения всех контейнеров заглубленного типа, расположенных на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, а также не учтен факт, что участок для накопления крупногабаритных отходов не соответствует требованиям, отсутствует бункер для накопления крупногабаритных отходов, при этом общество не должно нести ответственность за ненадлежащее содержание контейнерной площадки; специальная площадка для складирования крупногабаритных отходов должна быть отделена ограждением от контейнерной площадки, в связи с чем не считается местом накопления отходов по смыслу закона, а потому оператор при определении периодичности вывоза крупногабаритных отходов с этой площадки не должен руководствоваться требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354), в том числе соблюдать установленную этими Правилами периодичность вывоза отходов; в многоквартирном жилищном фонде обязанность по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов возлагается на управляющие организации, а в районах индивидуального жилого фонда (частного сектора) – на орган местного самоуправления; в ходе осуществления производственного контроля состояния контейнерных площадок, контейнеров и подъездных путей к ним региональным оператором было установлено, что единственный контейнер заглубленного типа на контейнерной площадке был поврежден, о чем в адрес Администрации г. Оренбурга, Минприроды Оренбургской области и ГЖИ по Оренбургской области направлялись письма; действующим законодательством не регламентирован алгоритм действий и/или перечень мер, подлежащих выполнению региональным оператором в случае выявления неисправных контейнеров в местах накопления твердых коммунальных отходов; на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не возложена законом обязанность фиксировать факт неисправности контейнера, принимать меры по устранению аварийных ситуаций (ремонт поврежденных контейнеров), направлять уведомления о выявленных фактах собственнику контейнерной площадки и информировании потребителей о причинах и сроках предполагаемой продолжительности неисправности контейнеров, так как расходы на ремонт контейнеров в тарифе ООО «Природа» не учтены, а обязанность по содержанию (ремонту) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления; из-за бездействия хозяйствующих субъектов потребители, вынужденно нарушая пункты 12-15 постановления Правительства РФ №1156, складировали твердые коммунальные отходы вне контейнера, вне специально отведенной площадки, тем самым захламляли прилегающую территорию, создавали завалы, лишая регионального оператора беспрепятственного проезда к площадке, тем самым ухудшали санитарно-эпидемиологическую обстановку; возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности положениями КоАП РФ не предусмотрена.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу административный орган против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО «Природа» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1175658009053 и с 01.01.2019 на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
В инспекцию через систему «Инцидент - Менеджмент» поступило сообщение, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (несвоевременный вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с места (площадки) их накопления по адресу: <...>).
В целях проверки поступившей информации 11.09.2020 и 16.09.2020 должностным лицом инспекции осуществлены осмотры указанного места накопления ТКО, в ходе которых было обнаружено, что на площадке имеются навалы ТКО в виде мешков с бытовыми отходами, предметов мебели, одежды.
Результаты осмотра зафиксированы в актах от 11.09.2020 и 16.09.2020 с приложением фотоматериалов.
По данному факту 21.09.2020 должностным лицом административного органа вынесено определение № 131 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении ООО «Природа».
В ходе административного расследования был установлен факт необеспечения ООО «Природа» режима предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, что является нарушением пп. «а» п. 148.22, п. 148.45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), п. 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.
По результатам административного расследования 20.10.2020 в отношении ООО «Природа» инспекцией составлен протокол об административном правонарушении № ПЛ-131 по статье 7.23 КоАП РФ
Данным протоколом обществу вменяется нарушение режима обеспечения потребителей, проживающих в многоквартирных домах № 24, 24/1, 26 по ул. Брестской, № 1 по ул. Родимцева г. Оренбурга, коммунальной услугой по обращению с ТКО в период с 11.09.2020 по 29.09.2020.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление № 40/01-148-2021 по делу об административном правонарушении от 22.07.2021 в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 6 500 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Природа» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, а также об отсутствии со стороны административного органа процедурных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.55 КоАП РФ, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 № 25-ук, инспекция осуществляет функции жилищного надзора на территории Оренбургской области, и в рамках исполнения этой функции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и (или) лицензионных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (пункт 10).
В настоящем случае протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным органом в пределах предоставленных законом полномочий (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ), его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных частью 1 статьи 23.54 КоАП РФ полномочий.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 15.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156).
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ установлено, что под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 27 статьи 1 Закона № 89-ФЗ установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу пункта 6 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 1156, под «контейнерной площадкой» понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под «погрузкой ТКО» понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 10 Правил № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Согласно Правилам № 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с твердыми коммунальными отходами (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт «ж» пункта 4).
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Подпунктом «а» пункта 31 Правил № 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту «а» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен разделом XV(1) Правил № 354, в силу которого исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148 (4) и 148 (5) Правил № 354, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт «а» пункта 148 (22)).
В пункте 17 Приложения № 1 к Правилам № 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
ООО «Природа», являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области и фактически оказывая населению услуги по вывозу ТКО, обязано соблюдать указанные нормативные требования, и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено непредоставление надлежащим образом в период с 11.09.2020 по 29.09.2020 коммунальной услуги по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов для потребителей, проживающих в многоквартирных домах № 24, 24/1, 26 по ул. Брестской, № 1 по ул. Родимцева в г. Оренбурге, что является нарушением пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.
При этом как верно отмечено судом первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 17 Приложения № 1 к Правилам № 354 одним из требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, а Правилами № 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов, следовательно, в рассматриваемом случае ООО «Природа», как лицо, оказывающее потребителям коммунальную услугу по обращению ТКО, в части периодичности оказания коммунальной услуги должно руководствоваться, прежде всего, правилами предоставления таких услуг, а именно Правилами № 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе, в виде крупногабаритных отходов.
Однако доказательств, подтверждающих, что коммунальная услуга по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 11.09.2020 по 29.09.2020 предоставлялась потребителям, проживающим в указанных домах, ежедневно, заявителем не представлено.
Факт ненадлежащего обеспечения в течение длительного времени коммунальной услуги по вывозу ТКО в виде крупногабаритных отходов с контейнерной площадки подтверждается актами осмотров от 11.09.2020, 16.09.2020 и приложенных к ним фотоматериалов, согласно которым крупногабаритные отходы накопились в значительных объемах.
Таким образом, установив, суд первой инстанции пришел к верному выводу о предоставлении обществом потребителям, проживающим в многоквартирных домах № 24, 24/1, 26 по ул. Брестской, № 1 по ул. Родимцева в г. Оренбурге, коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у общества обязанности соблюдать требования Правил № 354, отклоняется судом, как основанный на неверном толковании закона.
Так, предъявляя потребителям к оплате плату за вывоз ТКО по утвержденному тарифу, общество несет обязанность оказывать коммунальную услугу в соответствии с нормативно установленными требованиями, в том числе к порядку и способам оказания коммунальной услуги.
Исчерпывающий перечень способов оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами приведен в пункте 10 Правил № 1156, в соответствии с которым, в любом случае складирование отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления ТКО (в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
В силу пункта 2 Правил № 1156 под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерной площадкой является место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункту 9 Правил № 354, потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9, 12 Правил № 354 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Примененная в пункте 17 Приложения № 1 Правил № 354 формулировка требований к качеству услуги по вывозу ТКО (с указанием на осуществление такой услуги с мест (площадок) накопления отходов) обусловлена тем обстоятельством, что возможность оказания коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО иным способом (помимо вывоза с мест (площадок) накопления отходов) не предусмотрена.
Оказывая коммунальную услугу по вывозу ТКО не предусмотренным законом способом (в том числе посредством вывоза отходов не с территории контейнерной площадки), заявитель не вправе игнорировать нормативные требования, предъявляемые к качеству такой услуги.
Таким образом, положения пункта 17 Приложения №1 к Правилам № 354 в рассматриваемой ситуации применены инспекцией правомерно.
С учетом указанных обстоятельств, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО на территории Оренбургской области, не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины ООО «Природа» в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В этой связи вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является правильным.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, составляет один годсо дня совершения (обнаружения) правонарушения.
Правонарушение совершено обществом в период с 12.09.2020 по 28.09.2020.
Обжалуемое постановление вынесено инспекцией 22.07.2021 (резолютивная часть объявлена 19.07.2021 в присутствии представителя общества), следовательно, постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ).
Наказание назначено заявителю в размере, соответствующем минимальному размеру санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении у суда первой инстанции не имелось.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у общества обязанности по содержанию (ремонту) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов подлежат отклонению, поскольку данное нарушение обществу оспариваемым постановлением не вменяется.
Всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2021 по делу № А47-10099/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Природа» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Н.А. Иванова