ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-17778/2021
г. Челябинск | |
10 января 2022 года | Дело № А34-5809/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .
Постановление изготовлено в полном объеме января 2022 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2021 по делу №А34-5809/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Правительства Курганской области – ФИО1 (доверенность от 11.08.2021, диплом);
Управления Федерального казначейства по Курганской области – ФИО2 (доверенность от 28.12.2021, диплом);
Финансового управления Курганской области –ФИО3 (доверенность от 09.07.2021, диплом).
Правительство Курганской области (далее – заявитель, Правительство) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Курганской области (далее – УФК по Курганской области, управление) о признании недействительным представления от 05.02.2021 №43-45-14/45-5ДСП (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, ФИО4 (далее – ФИО4), ФИО5 (далее – ФИО5), ФИО6 (далее – ФИО6), ФИО7 (далее – ФИО7), ФИО8 (далее – ФИО8), ФИО9 (далее – ФИО9) и ФИО10 (далее – ФИО10).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2021 (резолютивная часть решения объявлена 27.10.2021) требования заявителя удовлетворены, оспоренное представление управления признано недействительным, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
УФК по Курганской области не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на законность и обоснованность оспоренного представления. Полагает, что судом первой инстанции неправильно истолкованы положения статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), а также Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1614 (далее – Правила №1614). Обращает внимание на следующие обстоятельства: в ходе проверки оценивалось распределение производимых в соответствии с Правилами №1614 выплат должностным лицам Правительства, входящим в региональную управленческую команду, при этом, проверка правомерности установления конкретного размера премирования гражданских служащих не осуществлялась; в соответствии с Порядком поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденным Постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 №432 (далее – Порядок №432), под региональными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности Курганской области и должности государственной гражданской службы курганской области, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности; пунктом 10 Правил №1614 значения уровней показателей эффективности деятельности определены на период с 2018 года по 10.08.2019, и за этот период производилась оценка достижения субъектом значений (уровней) показателей эффективности деятельности, на основании которой осуществлялись расчет и распределение межбюджетных трансфертов между субъектами российской Федерации; заявителем начислена и выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за счет иных межбюджетных трансфертов семи должностным лицам, принятым на государственную службу курганской области после указанного периода, за который производилась оценка достижения Курганской областью значений (уровней) показателей деятельности, то есть, деятельность указанных сотрудников не способствовала достижению показателей, за достижение которых предоставлялись межбюджетные трансферты, а потому выплаченные этим лицам средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета следует признать израсходованными не в соответствии с целями, определенными Правилами №1614 и Порядком №432.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Правительства и Финансового управления Курганской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Привели доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились. От ФИО7 в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Курганской области от 02.09.2020 №445 (т.1 л.д.117-118) должностными лицами управления в период с 21.09.2020 по 22.12.2020 в отношении Правительства проведена плановая камеральная проверка по вопросу предоставления и использования в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижения показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Результаты проверки отражены в Акте от 22.12.2020 (т.5 л.д.6-22) и в Отчете о результатах плановой камеральной проверки от 04.02.2021 (т.5 л.д.24-27), которыми зафиксировано нецелевое расходование Правительством средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета бюджету Курганской области за достижение значений (уровней) показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам работы за 2019 год, на общую сумму 244373,1 руб., из которых: 187661,6 руб. – сумма начисленной и выплаченной премии (в том числе 24394 руб. – налог на доходы физических лиц), 56711,5 руб. – сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Как следует из содержания указанных акта и отчета, нецелевое расходование средств федерального бюджета выразилось в использовании средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий семи государственным гражданским служащим Курганской области (ФИО4, назначенной на должность помощника уполномоченного по правам ребенка в Курганской области службы по обеспечению деятельности уполномоченных Правительства Курганской области приказом от 16.12.2019 № 89Пр; ФИО11, назначенному на должность ведущего специалиста отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 26.08.2019 № 228Пр; ФИО6, назначенной на должность главного специалиста кадровой службы отдела по управлению персоналом управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 19.08.2019 № 221Пр; ФИО7, назначенному на должность государственной гражданской службы Курганской области начальника отдела по взаимодействию со СМИ управления информационно-аналитической деятельности Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 02.09.2019 №239Пр и приказом от 25.11.2019 № 55Пр переведенному на должность начальника отдела обеспечения взаимодействия с правоохранительными органами управления специальных программ Аппарата Губернатора Курганской области; ФИО8, назначенному на должность ведущего специалиста службы по защите государственной тайны управления специальных программ Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 12.12.2019 № 80Пр; ФИО9, назначенной на должность помощника уполномоченного по правам человека в Курганской области Правительства Курганской области приказом от 29.08.2019 № 234Пр; ФИО10, назначенной на должность главного специалиста отдела профессионального развития управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 23.12.2019 №90Пр). Управление пришло к выводу, что поскольку указанные лица приняты на государственную службу после 10.08.2019 (дата, установленная Правилами №1614 для расчета размера иного межбюджетного трансферта на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей оценки эффективности деятельности), они не входили в региональную управленческую команду, деятельность которой способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году в соответствии с пунктом 6 Правил №1614 и пунктом 2 Порядка №432, и соответственно не принимали участие в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.
По результатам проверки управлением в адрес Правительства вынесено представление от 05.02.2021 №43-45-14/45-5, которым предложено устранить нарушение требований статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 БК РФ, Правил №1614, пунктов 2, 7 Порядка №432), а именно – возвратить в доход федерального бюджета сумму нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в размере 244373,10 руб. по коду бюджетной классификации Российской Федерации 09021945550020000150 «Возврат остатков иных межбюджетных трансфертов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации». О результатах исполнения представления предложено проинформировать УФК по Курганской области в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 12.05.2021.
Не согласившись с указанным представлением управления, Правительство оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о необоснованности оспоренного представления.
Вывод суда является правильным.
Так, порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган, принявший акт.
Пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (пункт 1). При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления (пункт 2).
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила №1092), в соответствии с которыми, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий (абз.1, 2 подпункт «а» пункт 6). По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункт 67). При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт «а» пункт 68).
Таким образом, оспоренное представление выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 306.1 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу положений статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1). Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3).
В рассматриваемой ситуации основанием для выдачи Правительству оспоренного представления о возврате в федеральный бюджет 244373,1 руб., послужил вывод управления о нецелевом использования денежных средств в этой сумме за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета использованы на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий семи государственным гражданским служащим Курганской области, назначенным на должности после 10.08.2019, установленной Правилами №1614 для расчета размера иного межбюджетного трансферта на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей оценки эффективности деятельности. По мнению управления, указанные лица не входили в региональную управленческую команду, деятельность которой способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году в соответствии, и соответственно не принимали участие в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.
Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 №193, во исполнение которого Правительством Российской Федерации утверждены Правила №1614, устанавливающие порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Правил №1614 Правительством Курганской области приняты: Порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 №432; Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд в 2019 году, утвержденные постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 №433.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 №2960-р Курганской области в 2019 году за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти Курганской области иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета утверждены в размере 96493900 руб. (т.7 л.д.38-42).
Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р утверждены перечни региональных и муниципальных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, а также распределены иные межбюджетные трансферты в сумме 96493900 руб., из которых: 69907900 руб. – на поощрение региональных управленческих команд; 26586000 руб. – на поощрение муниципальных управленческих команд (т.1 л.д.149, 150, 151-161).
Согласно предоставленному Протоколу совещания от 19.12.2019, на основании которого было подготовлено Распоряжение губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р, размер поощрения каждой управленческой команды рассчитывался как произведение общей суммы баллов, полученной в ходе оценки региональных и муниципальных управленческих команд, на среднюю стоимость баллов, определенную в размере 5000 руб. (т.7 л.д.61-66).
Проверкой установлено, что Правительству Курганской области бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на поощрение региональных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, доведены уведомлением об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от 24.12.2019 № С-1081 в сумме 16830000 руб. Кассовый расход произведен по коду бюджетной классификации 002-01-04-5190055500-121 на сумму 13534920 руб.; по коду бюджетной классификации 002-01-04-5190055500-129 – на сумму 3295080 руб., что подтверждается Выписками с лицевого счета получателя бюджетных средств № 03432000020 за 26.12.2019, 27.12.2019 (ф. 0531759).
В 2019 году поощрение за достижение показателей эффективности деятельности Курганской областью в сумме 11860800 руб. распределено по должностным лицам Правительства, замещающим государственные должности Курганской области и должности государственной гражданской службы Курганской области, в том числе: 5100000 руб. – 4 должностным лицам, замещающим государственные должности Курганской области, на основании распоряжения Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных заданий»; 6760800 руб. – 106 должностным лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Курганской области, на основании приказа заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области ФИО12. от 25.12.2019 № 98-Пр.
Пунктом 4 Правил № 1614 предусмотрено, что условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и достижение значений (уровней) следующих показателей эффективности деятельности: «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики», «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей», «Уровень реальной среднемесячной заработной платы», «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» (показатели экономического блока); «Уровень бедности», «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», «Естественный прирост населения», «Уровень образования» (показатели социального блока); «Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)» (показатель внутриполитического блока), по отдельности в соответствии с пунктом 13 этих Правил.
В силу пункта 6 Правил №1614 под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.
Пункт 10 Правил №1614 содержит формулу определения размера иного межбюджетного трансферта g-го субъекта Российской Федерации за сводное значение оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности, в которой в качестве одного из сводных показателей указан «3 Rg2019» - ранг достижения установленного значения (уровня) показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» в g-м субъекте Российской Федерации на 10.08.2019 относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год (3 Dg2019).
Пунктом 13 Правил №1614 определены формулы размера иного межбюджетного трансферта за достижение значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока, в соответствии с которой достижение показателей по блокам производится с учетом начисленных баллов.
Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р, в качестве региональных и муниципальных управленческих команд Курганской области определены: высший исполнительной орган государственной власти Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области, а также муниципальные образования.
В силу пункта 19 Правил №1614 порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд устанавливается актами субъекта Российской Федерации.
На территории Курганской области порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 №432 (т.1 л.д.132)
Указом Губернатора Курганской области от 29.12.2014 №129 утверждены Порядок и размер выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области. В соответствии с этим Порядком, в случае включения органа исполнительной власти Курганской области распоряжением Губернатора Курганской области в перечень региональных управленческих команд в соответствии с Порядком №432, размер премии государственным служащим соответствующего органа исполнительной власти Курганской области устанавливается правовым актом представителя нанимателя.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Порядка №432 конкретные размеры поощрения определяются в соответствии с личным вкладом каждого должностного лица региональной управленческой команды в достижение показателей. Выплата поощрения должностным лицам региональных управленческих команд производится представителем нанимателя (работодателя).
Губернатором Курганской области издано распоряжение от 24.12.2019 №43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных задач» (т.1 л.д.162). также, заместителем Губернатора Курганской области руководителем Аппарата Губернатора Курганской области издан приказ от 25.12.2019 № 98-Пр «О премии за выполнение особо важных и сложных задач» (т.1 л.д.163-166).
Указанными нормативными актами методика расчета размеров поощрения должностных лиц каждой конкретной команды не установлена, представитель нанимателя (работодателя) уполномочен самостоятельно определять размер личного вклада и размер поощрения каждого участника команды.
Вместе с тем в письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.08.2021 № 06-06-20/68329 (т.6 л.д.177) указано, что при проведении контрольных мероприятий, территориальным органам Федерального казначейства целесообразно определить наличие акта (решения) являющегося основанием возникновения расходного обязательства, и содержащего в соответствии с пунктом 6 Правил № 1614 перечень должностных лиц, подлежащих поощрению. Поскольку расходные обязательства по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, требования к основаниям включения должностных лиц в акт (решение) со стороны Российской Федерации, предъявляться не должны. Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти в соответствии с пунктом субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил. Учитывая, что целью предоставления иного межбюджетного трансферта является поощрение должностных лиц, трактовать отсутствие акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, или решения как нецелевое использование бюджетных средств нецелесообразно.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что приведенными выше нормативными правовыми актами, не определена конкретная дата, по состоянию на которую должностное лицо должно замещать соответствующую должность, в качестве критерия выплаты поощрения.
Как следует из материалов дела, на момент выплаты в 2019 году Правительством премий за выполнение особо важных и сложных заданий ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10 указанные физические лица замещали должности государственной гражданской службы Курганской области в Правительстве Курганской области и отвечали требованиям, предъявляемым пунктом 6 Правил №1614 к должностным лицам, входящим в состав региональных управленческих команд. Поощрения за достижение значений показателей эффективности деятельности выплачены этим государственным гражданским служащим пропорционально их вкладу в достижение показателей за соответствующий период деятельности.
Управление полагает, что в целях выплаты поощрения за счет межбюджетного трансферта должна учитываться лишь деятельность государственных гражданских служащих в период с 01.01.2018 до 10.08.2019. при этом, ссылается на положения пункта 10 Правил №1614, которыми установлена самая поздняя дата для учета при расчете размера трансферта в отношении значения показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» – 10.08.2019.
Этому доводу управления судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
В частности, судом обоснованно отмечено противоречие указанной позиции управления понятию «отчетный период», который в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2019 №193 определяется как «текущий год» или «прошедший год», а в пункте 11 Правил №1614 – «отчетный год».
Буквальное содержание указанных нормативных правовых актов позволило суду прийти к верному выводу о том, что отчетным периодом для цели выплаты за достижение значений показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации в настоящем случае являлся именно 2019 год, а не период с 01.01.2018 по 10.08.2019, как полагает управление. При этом названные нормативные правовые акты не содержат ограничений в части поощрения сотрудников, принятых на работу после 10.08.2019, поскольку такое поощрение зависит от результатов работы в целом в 2019 году. Положения пункта 10 Правил №1614 (на которые ссылается управление) обоснованно отнесены судом исключительно к порядку расчета размера межбюджетного трансферта субъекту Российской Федерации, а не к порядку расходования субъектом межбюджетных трансфертов, который установлен Порядком №432, распоряжением Губернатора Курганской области от 24.12.2019 №43-р и приказом заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области от 25.12.2019 №98-Пр. Нормативных положений, ограничивающих возможность выплаты поощрения государственным служащим в зависимости от занятия ими соответствующей должности исполнительных органов субъекта Российской Федерации на дату определения значения того или иного показателя или на дату определения сводного показателя, не имеется.
Аналогичное толкование нормам, регулирующим порядок выплаты поощрения за достижение значений показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации дано в письме Минфина России от 18.08.2021 №06-06-20/66377 (т.6 л.д.11), которое также принято судом первой инстанции во внимание.
С учетом указанных обстоятельств следует согласиться с выводом суда первой инстанции о несостоятельности позиции УФК по Курганской области о нарушении Правительством при выплате спорной суммы поощрений за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с нарушением установленных БК РФ принципов результативности и целевого характера использования бюджетных ассигнований, а потому оспоренное представление следует признать вынесенным в отсутствие законных оснований.
Так как этим представлением на заявителя необоснованного возложена обязанности по возврату сумм межбюджетного трансферта, следует признать подтвержденным факт нарушения таким представлением прав и законных интересов Правительства в сфере экономической деятельности.
Таким образом, материалами дела подтверждена совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований о признании представления управления недействительным.
В этой связи требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Спор разрешен судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на законе и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, а потому оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ, исходя из результатов разрешения спора.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2021 по делу №А34-5809/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Н.А. Иванова
Е.В. Бояршинова