ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-17865/18 от 20.12.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

   ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-17865/2018

г. Челябинск

25 декабря 2018 года

Дело № А07-20986/2018

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2018 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01 ноября 2018г. по делу № А07-20986/2018 (судья Кулаев Р.Ф.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Полина» - ФИО1 (доверенность  от 02.11.2017 № 4);

Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей – ФИО2 (доверенность от 17.01.2018 № 275-05).

Общество с ограниченной ответственностью «Полина» (далее – заявитель, ООО «Полина», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее – заинтересованное лицо, Государственный комитет, административный орган) от 05.07.2018 № 110-161-К-18 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.11.2018 (резолютивная часть объявлена 29.10.2018) заявленные требования удовлетворены.

Государственный комитет с принятым судебным актом не согласился, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что согласно Закону Республики Башкортостан от 01.03.2007 №414-з уполномоченным органом за соблюдением требований настоящего закона письмом Министерства образования Республики Башкортостан от 19.03.2018               № 04-05/483 для проведения мероприятия «Последний звонок» на территории Республики Башкортостан рекомендованы дни - 24.05.2018 и 25.05.2018, в связи с чем, розничная торговля алкогольной продукцией на территории Республики Башкортостан 24.05.2018 запрещена.

Кроме того, по мнению Государственного комитета (далее также – апеллянт, податель жалобы), исходя из журналов учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 24.05.2018 по 25.05.2018, установлено, что обществом 24.05.2018, в день проведения общеобразовательными организациями мероприятия «Последний звонок» на территории Республики Башкортостан, осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции, а именно общество не приостанавливало реализацию алкогольной продукции ни 24.05.2018, ни 25.05.2018, то есть общество проигнорировало требования законодательства в полном объеме.

До начала судебного заседания от ООО «Полина» поступил отзыв на апелляционную жалобу Государственного комитета. Суд, руководствуясь статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщил отзыв к материалам дела.

В судебном заседании представитель административного органа  доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель общества поддержал возражения на апелляционную жалобу по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 25.06.2018 №76/18 осуществлено наблюдение за соблюдением обществом обязательных требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статьи 6.2 Закона Республики Башкортостан от 01.03.2018 № 414-з «О регулировании деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в Республике Башкортостан» посредством анализа информации о деятельности общества в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).

ООО «Полина» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с лицензией на розничную продажу алкогольной продукции от 01.12.2017 с регистрационным номером 02РПА0005361, сроком действия до 30.11.2020.

В соответствии с данными журналов учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 24.05.2018 по 25.05.2018 установлено, что общество 24.05.2018 в день проведения общеобразовательными организациями мероприятия «Последний звонок» на территории Республики Башкортостан, осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции по адресу                <...> в количестве 47 ед. или 2,525 дал. и адресу <...> в количестве 17 ед. или 0,775 дал. по адресу <...> в количестве 24 ед. или 1,188 дал.

Составлен протокол об административном правонарушении от 28.06.2018 № 161-К-18. Представитель общества ФИО1 указал в протоколе, что 24.05.2018 не является днем проведения «Последнего звонка».

Постановлением Государственного комитета в лице заместителя председателя ФИО3 от 05.07.2018 № 110-161-К-18 ООО «Полина» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), обществу назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции  приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частью 6 статьи  210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.

Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных (кроме указанных в частях 1, 2 статьи 14.16 КоАП РФ) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, образует нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением тех правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.1 данной статьи.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе прочего: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как следует из материалов дела, обществу вменяется нарушение пункта 1 статьи 6.2 Закона Республики Башкортостан 01.03.2018 № 414-з «О регулировании деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в Республике Башкортостан» (далее – Закон №414-з), а также норм Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 этого же Закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 08 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии с абзацем вторым статьи 6.2. Закона № 414-з на территории Республики Башкортостан запрещается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в день (дни) проведения общеобразовательными организациями мероприятия «Последний звонок», рекомендованный (рекомендованные) уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим управление в сфере образования, ежегодно до 1 мая.

Согласно приказу Министерства образования Республики Башкортостан от 19.04.2017 № 561 «Об организованном окончании 2017- 2018 учебного года в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан» приказано рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям государственных общеобразовательных организаций обеспечить завершение 2017-2018 учебного года в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы общеобразовательной организаций:

в I классах — не позднее 25 мая 2018 года;

во II-VIII, X классах — не позднее 31 мая 2018 года;

в IX, XI классах — не позднее 25 мая 2018 года.

Как правильно установлено судом первой инстанции, окончательную дату проведения мероприятия «Последний звонок» с учетом рекомендации Министерства образования Республики Башкортостан надлежало определять органу местного самоуправления.

Согласно приказу Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 15.05.2018 №128-К, в общеобразовательных учреждениях муниципального района Бирский район Республики Башкортостан датой проведения «Последнего звонка» определено 25.05.2018 (л.д. 12).

Кроме того, информация о дате проведения мероприятия «Последний звонок» именно 25.05.2018 размещена на официальном сайте администрации (л.д. 16).

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что 24.05.2018 на территории муниципального района Бирский район Республики Башкортостан не был определен датой проведения «Последнего звонка», в связи с чем, в действиях общества при осуществлении розничной торговли в указанную дату отсутствует событие административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о том, что согласно письму Министерства образования Республики Башкортостан от 19.03.2018 №04-05/483 рекомендованы дни проведения мероприятия «Последний звонок» - 24.05.2018 и 25.05.2018 подлежит отклонению в виду неверного толкования норм закона.

Судом первой инстанции верно отмечено, что данное письмо рекомендует органам местного самоуправления и руководителям государственных общеобразовательных организаций даты проведения мероприятия «Последний звонок», но не определяет конкретную дату его проведения.

Доводы Государственного комитета о том, что закон  привязывает установленный запрет на реализацию алкогольной продукции не к фактическому проведению мероприятия «Последний звонок», а к дням, рекомендуемым уполномоченным органом, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным и противоречащим смыслу введенного Законом №414-з запрета, направленного на защиту здоровья несовершеннолетних именно в день проведения «Последнего звонка».

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.

Довод апелляционной жалобы о том, что общество не приостанавливало реализацию алкогольной продукции 25.05.2018, опровергается материалами дела.

Согласно журналу учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 24.05.2018 по 25.05.2018 установлено, что общество 25.05.2018 в день проведения общеобразовательными организациями мероприятия «Последний звонок» розничную продажу алкогольной продукции не осуществляло. Так, данным журналом зарегистрированы дата и время продажи продукции. Из его анализа следует, что общество осуществляло продажу алкогольной продукции 24.05.2018 с 08 час. 04 мин. по 22 час. 49 мин. Фактов продажи алкогольной продукции 25.05.2018 материалы дела не содержат. Государственным комитетом такие доказательства также не представлены и в протоколе данные факты не зафиксированы.

В связи с изложенным, суд правомерно удовлетворил требования общества о признании незаконным и отмене постановления  административного органа от 05.07.2018 № 110-161-К-18.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08 октября 2018г. по делу № А07-20986/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                       Н.Г. Плаксина

Судьи                                                                                   А.А. Арямов

                                                                                              В.Ю. Костин