ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-18014/18 от 26.12.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-18014/2018

г. Челябинск

27 декабря 2018 года

Дело № А76-14166/2018

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2018 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2018 по делу № А76-14166/2018 (судья Мрез И.В.).

В заседании приняли участие представители:

акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» - Наумова О.С. (доверенность от 29.12.2017);

  Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области – Федотова И.Ю. (доверенность от 22.06.2018), Криволапова М.В. (доверенность от 30.11.2018).

Акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск» (далее – заявитель, АО «Газпром газораспределение Челябинск», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство, регулирующий орган) о признании незаконными действий Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в части исключения суммы расходов на разработку проектной документации в размере 139 589 рублей (без учета налога на добавленную стоимость (далее – НДС)) из расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования Садоводческого некоммерческого товарищества завода «Пластмасс» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» и об обязании установить плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования Садоводческого некоммерческого товарищества завода «Пластмасс» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» в размере 926 475 рублей (с учетом уточнений требования, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

15.05.2018 судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Садоводческое некоммерческое товарищество завода «Пластмасс» (далее - СНТ завода «Пластмасс»).

Решением суда первой инстанции от 18.10.2018 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции АО «Газпром газораспределение Челябинск» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на необоснованное исключение расходов на выполнение рабочей документации и на разработку специальных разделов проектной документации, сделанных ООО «Геогаз». Заявитель ссылается на нарушение Министерством процедуры установления платы, он не был извещен о заседании правления, а при его неявки на заседание Министерство обязано было перенести заседание правления, кроме того, Министерство обязано было запросить у него недостающие документы.

В представленном отзыве Министерство указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 01.06.2015 между ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» (Исполнитель) и СНТ завода «Пластмасс» (Заказчик) заключен договор на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительной сети (по индивидуальному проекту) № ДХ-09-637/15.

Настоящий договор заключен в соответствии с заявкой Заказчика на подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям Исполнителя от 05.05.2015 № 432 и целях обеспечения возможности подключения объекта капитального строительства Заказчика к газораспределительным сетям Исполнителя.

Согласно пункту 2.1 договора Исполнитель обязуется выполнить комплекс мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства Заказчика (жилые дома (115 шт)), расположенного по адресу: 456617, Челябинская область, г.Копейск, СНТ завода «Пластмасс», ул.Фруктовая, дом № 14-А, к действующей газораспределительной сети, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его.

Согласно пункту 2.2 договора Комплекс мероприятий по технологическому присоединению объекта капитального строительства включает в себя:

- выдачу технических условий;

- разработку проектной документации (согласование);

- выполнение строительно-монтажных работ до границы земельного участка Заказчика;

- проведение работ по присоединению (врезка и пуско-наладочные работы) объекта к газораспределительной сети Исполнителя и проверку выполнения Заказчиком технических условий;

- ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Согласно пункту 4.3 договора с учетом дополнительного соглашения от 22.08.2017 к договору окончательный размер платы за подключение (технологическое присоединение) по настоящему договору определяется на основании Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

18.05.2015 АО «Газпром газораспределение Челябинск» для СНТ завода «Пластмасс» утверждены технические условия № 354, согласно которым определены следующие параметры подключения:

- установленный объем потребления природного газа - 279 куб. м/час;

- давление газа в точке подключения - 0,6 Мпа;

- точка подключения - участок существующего подземного газопровода высокого давления Р = 0,6 МПа, диаметр 530 мм, проложенного от ГРП-1 до ГРП-22 в районе пересечения ул. Томилова и ул. Фруктовая.

АО «Газпром газораспределение Челябинск» разработана проектно-сметная документация (шифр 032-17).

Проектом предусмотрено строительство газопровода высокого давления от точки врезки в существующий подземный газопровод высокого давления диаметром 530 мм, проложенный по ул. Кожевникова от ГРП-1 до ГРП-22, до границы земельного участка заявителя.

12.12.2017 на указанную проектную документацию подготовлено и утверждено ООО «Инженерный центр «Эфекс» положительное заключение № 74-2-1-3-0471-17 проектной документации и результаты инженерных изысканий газопровода высокого давления II категории по адресу: г. Копейск, СНТ «Пластмасс».

20.12.2017 АО «Газпром газораспределение Челябинск» обратилось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с заявлением № 01/СС-30/3061 для установления платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования объекта по индивидуальному проекту.

К заявлению обществом были приложены:

пояснительная записка,

копия договора на подключение,

копия заключения экспертизы проектной документации,

копия проектной документации (части),

копия сметной документации,

копия договора на экспертизу проектной документации,

копия договора на установление границ земельного участка,

копия договора на инженерно-геологические изыскания,

копия договора на разработку специальных разделов ПД,

схема подключения,

копия заявки на подключение,

копия правоустанавливающего документа на участок заявителя,

справка к договору аренды имущества,

копия договора аренды имущества.

В числе представленных материалов АО «Газпром газораспределение Челябинск» направлен расчет платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования по индивидуальному проекту, согласно которому расходы общества на проведение мероприятий составили 940989 рублей (без учета НДС) и включают в себя, в том числе:

расходы на разработку проектной документации – 310966 руб., в том числе:

- разработка проектно-сметной документации - 209273 руб. (смета на проектные работы), в том числе 60000 руб. по договору № ДХ-07-470Л  на выполнение специальных разделов проектной документации;

- договор на инженерно-геологические изыскания № 278/ДХ-07-179/17 - 30000 руб.;

- договор на экспертизу ПСД № ДХ-07-384/17 от 15.06.2017 - 59189 руб.;

- договор на установление границ земельного участка № 244-ОЗО/ДХ-18-81816 от 24.10.2016 – 12504 рублей.

На основании заявления АО «Газпром газораспределение Челябинск» приказом Министерства от 09.01.2018 № 15/63_г открыто дело (рассмотрение предложений) об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования СНТ завода «Пластмасс» (Сад № 1) к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по индивидуальному проекту.

Согласно выписке из протокола заседания правления от 01.02.2018 № 5 Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области установлено следующее.

Министерством из состава расходов на разработку проектной документации (209 273 – 60 000 = 149 273) исключены расходы на выполнение специальных разделов проектной документации (ПОС, ООС, ПБ) в размере 60 000 руб. по договору общества с ООО «Геогаз» от 10.05.2017 № ДХ-07-277/17, который не был заверен печатью ООО «Геогаз», кроме того,  общество не представило в Министерство предусмотренные предметом указанного договора специальные разделы проектной документации (ПОС, ООС, ПБ).

Министерством в составе платы учтены, в том числе, расходы на разработку проектной документации в размере 171377 руб. (без учета НДС), а именно:

 - проектные работы в размере 69 680 руб. на основании Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений», утвержденного приказом Минстроя России от 27.02.2015 № 140/пр и пункта 2.1.1. Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 23.03.2010 № 16686) (далее - Методические указания № 620). Отклонение от предложения организации составило 79588 рублей (149270 – 69680) и связано с применением Министерством при расчете базовой цены при разработке проектной и рабочей документации коэффициента стадии проектирования 0,4 (проектная документация)  согласно пункту 1.4 Методических указаний № 620;

- инженерно-геологические изыскания в размере 30 000 руб. по договору на выполнение инженерно-геодезических изысканий с ООО «Гео Пласт» от 20.03.2017 № 278/ДХ-07-179/17;

-  установление границ земельного участка в размере 12504 руб. по договору с МУ КТО «Управление строительства» от 24.10.2016 № 244-ОЗО/ДХ-18-818/16;

- экспертиза проектной документации в размере 59189 руб. по договору на оказание услуги по проведению экспертизы проектной документации от 15.06.2017 № ДХ-07-384/17.

Таким образом, Министерство признало экономически обоснованными затраты на разработку проектной документации в размере 171 377 рублей, отклонение от предложения общества составило 139 589 рублей (310 966 – 171 377).

Рассмотрев предусмотренный в повестке дня вопрос, Правление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области решило:

1.1. Установить плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования СНТ завода «Пластмасс» (Сад № 1) к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по индивидуальному проекту в размере 751988 руб. (без учета НДС) с разбивкой стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении, согласно приложению.

1.2. Признать экономически обоснованными затраты на технологическое присоединение к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» для СНТ завода «Пластмасс» (Сад № 1) согласно приложению.

1.3. Принять расходы на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования СНТ завода «Пластмасс» (Сад № 1) к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по объекту: «Жилые дома (115 шт.)» по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, ул. Фруктовая, 14а с максимальным часовым расходом газа 279 куб. метров в час и давлением 0,3 МПа на основании положительного заключения экспертизы проекта газоснабжения ООО ИЦ «Эфекс» от 12.12.2017 № 74-2-1-3-0471-17.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 01.02.2018 № 5/5 установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования СНТ завода «Пластмасс» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по индивидуальному проекту в размере 751988 руб. (без учета НДС) с разбивкой стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении, согласно приложению.

Приложением к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 01.02.2018 № 5/5 установлен расчет платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования СНТ завода «Пластмасс» к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Челябинск» по индивидуальному проекту, в соответствии с которым расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования заявителя составили 751 988 рублей,  в том числе расходы на разработку проектной документации составили 171377 рублей.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводам о том, Министерством установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования третьего лица к сетям газораспределения  общества на экономически обоснованном уровне.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям  1, 2 статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

На основании пункта 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила), под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

В соответствии с пунктом 59 Правил подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно пункту 105 Правил после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы), но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению, установленного в договоре о подключении. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:

а) заключенный договор о подключении;

б) технические условия (если выдавались);

в) положительное заключение экспертизы проектной документации, в том числе сметной документации, сети газораспределения, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

г) расчет необходимой валовой выручки по подключению (технологическому присоединению) с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 26(18) раздела VI.2 «Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Основные положения), при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации (далее – ГРО) на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.

Согласно пункту 26 (23) Основных положений плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 Мпа.

В соответствии с пунктами 9, 17 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 № 101-э/3 (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 № 32591) (далее – Методические указания),  плата за технологическое присоединение в случаях, для которых она определяется по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных ГРО выданных технических условий, а также проектной документации по следующей формуле с учетом положений пункта 16 настоящих Методических указаний:

 (руб.) (3)

где:

 - сумма всех расходов ГРО по реализации индивидуального проекта газоснабжения, указанных в пункте 9 настоящих Методических указаний, включая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления технологического присоединения.

Для расчета платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО, в том числе, следующих обязательных мероприятий:

а) разработку ГРО проектной документации.

В состав расходов ГРО на разработку проектной документации входят, в том числе, проведение кадастровых и землеустроительных работ, согласование выделения земли под выполнение строительно-монтажных работ, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (реконструкции) органами государственной власти или местного самоуправления, разработка проекта рекультивации (при нарушении земель сельскохозяйственного назначения), проведение экспертиз проектной документации, предусмотренных действующим законодательством.

Поскольку техническими условиями АО «Газпром газораспределение Челябинск» от 18.05.2015 № 354 определены такие  параметры подключения как: установленный объем потребления природного газа - 279 куб. м/час; давление газа в точке подключения - 0,6 Мпа; а проектом предусмотрено строительство газопровода высокого давления от точки врезки в существующий подземный газопровод высокого давления  до границы земельного участка заявителя, то заявителю подлежала установлению тарифным органом плата за технологическое присоединение, исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту.

Как установлено судом первой инстанции, общество при обращении в Министерство с  заявлением об установлении платы направило в составе проектной документации только три раздела: Пояснительная записка, Проект полосы отвода, Технологические и конструктивные решения. Искусственные сооружения; сметную документацию; договор с ООО «Геогаз» на разработку специальных разделов проектной документации (ПОС, ООС, ПБ), без доказательств его выполнения; рабочая документация представлена не была.

  Согласно пункту 1.4. Методических указаний № 620 распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации, как правило, осуществляется следующим образом: проектная документация - 40%, рабочая документация - 60%, и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком.

При этом пунктом 1.6. Методических указаний № 620 определено, что при выполнении проектных работ, в сокращенном против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объемов работ, их цена, независимо от способов ее расчета, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоемкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации.

  С учетом того, что обществом была представлена только проектная документация, то в отсутствие согласования между обществом и третьим лицом распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации, Министерством правомерны снижены расходы на разработку проектной документации путем применения коэффициента 0,4.

Также в отсутствие специальных разделов проектной документации (ПОС, ООС, ПБ) Министерством были верно исключены расходы общества на оплату работы ООО «Геогаз».

Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию путем ее установления тарифным органом в предусмотренном порядке.

Так, из системного толкования положений пунктов 105 Правил, 26 (18) Основных положений, 9, 17 Методических указаний следует, что на ГРО возлагается обязанность по представлению в регулирующий орган обоснование всех расходов ГРО по реализации индивидуального проекта газоснабжения с целью экономически обоснованного расчета необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией такого присоединения по индивидуальному проекту.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом представлялись в регулирующий орган документы, позволяющие установить стадии проектирования и их полноту.

Регулирующий орган принимает решение об установлении платы на основе документов, имеющихся на момент принятия такого решения, поэтому представленные обществом только в суд рабочая документация и специальные разделы проектной документации не могли быть предметом рассмотрения регулирующего органа и не подтверждают расходы ГРО на реализацию индивидуального проекта газоснабжения.

Следовательно, представление заявителем в регулирующий орган документов, не в полном объеме обосновывающих затраты на технологическое присоединение к его сетям газораспределения, повлекло за собой исключение регулирующим органом из расчета необходимой валовой выручки по технологическому присоединению необоснованных расходов.

Подлежит отклонению довод общества о наличии у Министерства обязанности запросить у общества документы, необходимые для расчета платы, при их отсутствии.

Пунктом 108 Правил установлено, что при отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом исполнителя.

  Поскольку на организацию, как профессионального участника рынка газоснабжения, возлагается обязанность представления в регулирующий орган необходимых и достаточных сведений для установления платы, то  запрос дополнительных сведений в порядке пункта 108 Правил является не обязанностью регулирующего органа, а его дискреционным полномочием, которое может быть реализовано при наличии соответствующей необходимости.

  В отсутствие процедуры рассмотрения материалов, представляемых для определения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (применительно к периоду спорных правоотношений между сторонами),  регулирующим органом применялся порядок, установленный пунктами 20, 21 раздела V Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства от 29.12.2000 № 1021.

В соответствии с пунктами 20, 21 Основных положений извещение о дате, времени и месте проведения заседания правления, а также материалы, подготовленные для его проведения (заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) или копия решения о рассмотрении вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) по инициативе регулирующего органа, заключение экспертной группы, проект решения правления регулирующего органа), направляются членам правления и организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, не позднее чем за 5 дней до его проведения.

Заседание правления регулирующего органа, на котором рассматриваются предложения по установлению (изменению) цен (тарифов), считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов правления. На заседание приглашается представитель (представители) организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.

В случае отсутствия представителя указанной организации заседание переносится по решению правления регулирующего органа на срок не более 10 дней. При повторной неявке представителя заседание может быть проведено в его отсутствие.

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение относится к регулируемому виду деятельности, соответственно, организация во взаимодействии с Министерством в вопросах установления тарифов использует Единая Информационно-Аналитическая Система (ЕИАС), как программу, предусмотренную для взаимодействия между органами регулирования и регулируемыми организациями.

         В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» упразднена Федеральная служба по тарифам, ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе (далее – ФАС России).

В письме ФАС России от 12.10.2015 № АД/55814/15 «О функционировании ФГИС «ЕИАС ФСТ России» разъяснено,  что в связи с ликвидацией ФСТ России в соответствии с паспортом федеральной государственной информационной системы серия ФС-7710 № 0008 от 12.05.2010 оператором ФГИС «ЕИАС ФСТ России» является ФБУ «ИТЦ ФАС России» (ранее - ФБУ «ИТЦ ФСТ России»). ФГИС «ЕИАС ФСТ России» продолжает функционировать в штатном режиме, используется сотрудниками ФАС России в рамках исполнения полномочий, переданных от ФСТ России.

26.01.2018 Министерством по системе ЕИАС в адрес общества направлено уведомление о проведении 01.02.2018 заседания Правления Министерства.

Из содержания извещения  от 25.01.2018 № 02/245 следует, что Министерство уведомило общество о месте, дате и времени заседания Правления, а также о месте, дате и времени ознакомления с материалами Правления.

В материалы дела представлен скриншот отправки извещения о проведении заседания Правления посредством системы ЕИАС, из содержания которого следует, что извещение отправлено, соответственно загружено в систему ЕИАС и доставлено, доказательств обратного заявителем не представлено.

Система ЕИАС предусматривает автоматизацию, в частности, документооборот между регулирующими органами и регулируемыми организациями по вопросам установления цен (тарифов).

Таким образом, Министерством представлены допустимые и достаточные доказательства извещения общества о заседании Правлении и порядке ознакомления с соответствующими материалами.

  Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 20 Основных положений перенос заседания правления регулирующего органа на срок не более 10 дней в случае отсутствия представителя организации, осуществляющей регулируемую деятельность, также относится к дискреционным полномочиям регулирующего органа, однако оснований для его реализации не имелось, поскольку общество было надлежащим образом извещено о дате заседания Правления, однако не обеспечило присутствие своих представителей.

         На основании изложенного, действия Министерства по исключению суммы расходов на разработку проектной документации в размере 139 589 рублей (без учета НДС) при установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования Садоводческого некоммерческого товарищества завода «Пластмасс» к газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.        

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2018 по делу № А76-14166/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                  Е.В. Бояршинова

Судьи                                                                                          А.А. Арямов

                                                                                                    А.П. Скобелкин