ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-2098/17 от 27.03.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2098/2017

г. Челябинск

30 марта 2017 года

Дело № А47-11568/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2017 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2017 по делу № А47-11568/2016 (судья Мирошник А.С.).

21.11.2016 общество с ограниченной ответственностью «Орион» (далее - заявитель, общество, ООО «Орион») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее – административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления № 268п от 08.11.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) и начислении штрафа 50 000 руб., либо его уменьшении в 10 раз.

Основанием для привлечения к административной ответственности явилось нарушение статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), требований подпункта «б» пункта 2 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 815 от 09.08.2012 (далее – Правила № 815), выразившиеся в искажении информации и нарушении порядка декларирования объема розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи по форме № 21 за 1 квартал 2016 года.

Постановление является незаконным, а нарушение малозначительным, так как не привело к негативным последствиям.

Несоответствие объемов поставленной продукции произошло по причине сбоя программного обеспечения.

При вынесении постановления не учтено, что предоставление информации об объемах алкогольной продукции в декларациях носит уведомительный характер. Нарушение признано обществом.

Начисленный штраф превышает годовой доход заявителя от продажи пива, что превращает его в инструмент подавления экономической деятельности общества.

Нарушена процедура привлечения к административной ответственности, протокол и постановление об административном правонарушении составлены в отсутствие представителя общества. При составлении протокола присутствовала бухгалтер, у которой не было полномочий на представление интересов общества по делам об административной ответственности (т.1 л.д. 7-10).

Министерство в отзыве возражало против доводов заявления, указывало на наличие в действиях общества состава административного правонарушения и отсутствие оснований для признания деяния малозначительным (т.1 л.д.30-34).

Решением суда первой инстанции от 01.02.2017 заявленные требования удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено.

Суд установил, что ООО «Орион», являясь организацией, осуществляющей закупку алкогольной и спиртосодержащей продукции, представило с искаженными сведениями декларацию № 12 за 1 квартал 2016 года, а именно: отразило в большем объеме закупку товара у общества с ограниченной ответственностью «ТК «Шевченко-ЛД», неверно указало КПП контрагента -общества с ограниченной ответственности «Драфт». Подтвержден состав административного нарушения, установлена вина юридического лица. Не нашел подтверждения довод о сбое программного обеспечения.

Суд не установил нарушений в процедуре привлечения к ответственности. Учитывая отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям, не наступления каких – либо последствий, нарушение признано малозначительным (т.1 л.д. 89-95).

15.02.2017 от Министерства поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при этом решение суда должно быть мотивировано.

При отнесении нарушения к малозначительному подлежит оценке также социальная опасность деяния. Установление декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции, имеет своей целью обеспечение контроля за легальностью, находящейся в обороте алкогольной продукции, в целях недопущения ввода в оборот алкоголя, не соответствующего установленным требованиям.

Введение санкции за совершенное правонарушение указывает на его опасность. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права (т.1 1 л.д.101-104).

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) – в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующее.

ООО «Орион» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством 09.06.2012 (т.1 л.д. 11,12), совершает сделки с алкогольной продукцией, представляет по этому поводу в установленном порядке декларации.

При проверке контролирующим органом декларации по форме № 12 за 1 квартал 2016 года установлено несоответствие указанного в ней объема закупки продукции с отчетностью ООО «Орион» и ООО «ТК «Шевченко-ЛД», выявлено искажение информации о контрагенте ООО «Драфт», указан неверный КПП.

Извещением от 20.10.2016 административный орган известил общество о необходимости явки для предоставления сведении по факту выявленных нарушений (т.1 л.д. 76). Извещение направлено заказным письмом, почтовый идентификатор 46004696046627 (т.1 л.д. 75). Впоследствии вышеуказанное извещение вручено бухгалтеру ФИО1 24.10.2016 (т.1 л.д.74). ФИО1 выдана доверенность на представление интересов общества (т.1 л.д. 60).

25.10.2016 составлен протокол № 230 об административном правонарушении по признакам статьи 15.13 КоАП РФ, в присутствии ФИО1 (т.1 л.д.55-59). Взяты объяснения бухгалтера ФИО1, которая пояснила, что она допустила техническую ошибку при составлении документа (т.1 л.д. 73).

Определение о времени и месте рассмотрения дела от 27.10.2016 Министерство направило заказным письмом (т.1 л.д.52).

08.11.2016 Министерством вынесено постановление № 268 п о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ, назначен штраф 50 000 руб. (т.1 л.д.36-46) Постановление вынесено в присутствии главного бухгалтера.

По мнению подателя жалобы – Министерства, суд пришел к неправомерному выводу о малозначительности административного нарушения.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки данности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу условий статьи 15.13 КоАП РФ, искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) отнес алкогольную продукцию к объектам, ограничено оборотоспособным, определил как участников оборота алкогольной продукции, так и специальные условия, связанные с ее производством и оборотом. Одним из таких условий является обязательное декларирование.

Декларации представляются в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» (далее – Правила). Представление деклараций обусловлено Правилами.

Суд первой инстанции установил, что в 1 квартале 2016 года декларация № 12 представлена с искажением сведений, а именно- заявитель указал в ней завышенный объем алкогольной продукции (19,712 дкл, вместо 10,802 дкл), поставленной от ООО «ТК «Шевченко –ЛД», и неверное КПП контрагента –ООО «Драфт».

Обществом не оспаривается представление неверных сведений.

Суд первой инстанции признал в действиях общества состав вмененного ему административного нарушения, соблюдение процедуры привлечения к ответственности, но признал нарушение малозначительным.

По ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив в порядке, установленном ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер совершенного обществом правонарушения и степень его общественной опасности, суд первой инстанции посчитал возможным применить в настоящем случае положения ст.2.9 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что признание правонарушения малозначительным отнесено к судейскому усмотрению, и вывод суда первой инстанции в этой части основан на внутреннем убеждении, он не противоречит материалам дела и закону.

Основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2017 по делу № А47-11568/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Ю.А. Кузнецов