ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-2111/2021 от 19.03.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-2111/2021

г. Челябинск

26 марта 2021 года

Дело № А07-24091/2019

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2020 по делу № А07-24091/2019.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Уфа» - ФИО1 (доверенность от 02.12.2020, диплом),

федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» - ФИО2 (доверенность от 17.03.2021, диплом), ФИО3 (доверенность от 17.03.2021)

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Уфа» (далее – заявитель, ООО «Газпром трансгаз Уфа», общество) обратилось с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (далее – заинтересованное лицо, ФГБУ «ФЦАО», учреждение) недействительным отказ ФГБУ «ФЦАО», изложенный в заключении от 12.04.2019 № 05/76, в подтверждении отнесения к V классу опасности отхода «Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции» в результате рассмотрения заявления ООО «Газпром трансгаз Уфа» от 19.03.2019 регистрационный № 16329797 (вх. № 305м от 21.03.2019) о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности; об обязании ФГБУ «ФЦАО» в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ООО «Газпром трансгаз Уфа» от 19.03.2019 регистрационный № 16329797 (вх. № 305м от 21.03.2019) о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности, подготовить и направить заключение в соответствии с пунктом 16 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении порядка отнесения отходов  I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» (с учетом уточнения требования, а также отказа от требования к Южно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы в сфере природопользования, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы в сфере природопользования,  республиканский аналитический центр контроля качества воды АО «Башкоммунводоканал».

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано незаконным действие ФГБУ «ФЦАО», выразившееся в отказе в подтверждении отнесения к V классу опасности отхода «Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции» в результате рассмотрения заявления 19.03.2019 № 16329797. Суд первой инстанции обязал ФГБУ «ФЦАО»  рассмотреть заявление общества от 19.03.2019 № 16329797 о подтверждении отнесения отхода к конкретному классу опасности, подготовить и направить в территориальный орган Росприроднадзора заключение в соответствии с положениями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требования отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что определение вида транспортируемого по трубопроводу газа для классификации типа отхода не имеет значения, поскольку видом отхода является «труба газопроводная». Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) и банке данных об отходах (далее – БДО), осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО. Отнесение отходов к классу опасности согласно критериям по степени негативного воздействия на окружающую среду осуществляется только в случае отсутствия отхода в ФККО и БДО. Образующийся в результате производственной деятельности общества отход соответствует по всем классификационным признакам отходу с кодом 4 69 521 11 51 4 «Трубы стальные газопроводов обработанные без изоляции». Если отход включен в ФККО, то  ФГБУ «ФЦАО» не уполномочено подтверждать его отнесение к классу опасности. ФГБУ «ФЦАО» полагает, что его действия не могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В представленном отзыве общество ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Газпром трансгаз Уфа» на основании договора аренды имущества № 01/1600-Д-14/19 от 30.11.2018 эксплуатирует магистральные газопроводы, проложенные по территории Республики Башкортостан, Республики Татарстан и Челябинской области, которые представляют собой сооружения, предназначенные для транспортировки природного газа.

Согласно пункту 3.2 устава «Газпром трансгаз Уфа» в соответствии с основной целью, осуществляет такие виды деятельности, как обеспечение надежной и безопасной эксплуатации магистральных газопроводов в соответствии с действующими нормами и правилами и строительство, капитальный и текущий ремонт газопроводов, других объектов системы газоснабжения и соцкультбыта на территории региона.

Пунктом 4.4.4 договора аренды на общество возложена обязанность по несению расходов по содержанию и эксплуатации арендуемого имущества, а также производить за свой счет диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, профилактическое обслуживание, все виды ремонтов, включая текущий и капитальный ремонт арендованного имущества, обеспечивающих надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию имущества, арендуемого по настоящему договору, в объемах и в сроки, утвержденные арендодателем.

С целью выполнения обязанностей, возложенных на ООО «Газпром трансгаз Уфа», уставом и законодательством, и обеспечения безопасности транспортировки природного газа, обществом круглогодично производятся капитальные и текущие ремонты магистральных газопроводов, в результате чего образуются отходы в виде стальной трубы.

ООО «Газпром трансгаз Уфа» обратилось в Республиканский аналитический центр контроля качества воды АО «Башкоммунводоканал» (далее - РАЦККВ) с целью проведения биотестирования.

Для проведения работ был заключен договор оказания услуг № А173 от 05.04.2018, выставлен счет на оплату № 541 от 05.04.2018, после поступления оплаты отходы приняли в работу и передали на исследование в отдел токсикологического анализа РАЦККВ.

Токсикологический анализ проб был проведен по методикам ФР. 1.39.2007.03222 и ФР. 1.39.2007.03223 с применением двух тест-объектов в соответствии областью аккредитации РАЦККВ. Результаты исследования показали, что образец отхода (трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции) не вызывает острое токсическое действие (протокол лабораторных испытаний токсикологического анализа № 2080 Т от 10.04.2018).

Экспериментальная оценка класса опасности представленного образца отхода проведена на основании Приказа Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», раздел III, Приложение № 5. Экстракция образца отхода проведена пресной культивационной водой для дафний и дистиллированной водой для водорослей.

Результаты биотестирования образца отхода с использованием двух стандартных методов на основе выживаемости дафний (96 ч экспозиции) и снижении численности клеток водорослей (72 ч экспозиции) по сравнению с контролем пресноводных тест-культур показали, что образец отхода не вызывает токсический эффект по отношению к водорослям и дафниям без разбавления (кратность разбавления равна 1).

Образец отхода может быть отнесен к 5 классу опасности (практически неопасный отход для ОПС).

19.03.2019 заявитель обратился с заявлением в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан о подтверждении отнесения образовавшихся отходов в результате проведения ремонтных работ на линейной части магистрального газопровода с заменой отработанной стальной трубы к V классу опасности для окружающей среды и включении его в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующего кода и наименования.

19.04.2019 письмом № 04-02/344 Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан отказало в удовлетворении заявления ООО «Газпром трансгаз Уфа» и направило заключение ФГБУ «ФЦАО».

ФГБУ «ФЦАО» заключением по отходу «Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции», материалы, приложенные к заявлению ООО «Газпром трансгаз Уфа» возвращены заявителю без подтверждения отнесения отходов к V классу опасности.

Согласно заключению ФГБУ «ФЦАО» при проверке материалов заявителя было установлено полное соответствие вида отхода «Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции» всем классификационным признакам отхода, уже включенных в ФККО с кодом 4 69 521 11 1 4 с  наименованием «Трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции», а, следовательно, ООО «Газпром трансгаз Уфа» не обязано осуществлять в отношении такого вида отхода подтверждение отнесения отхода к конкретному классу опасности (к V классу опасности), а должно составить паспорт отхода IV класса опасности.

Полагая, что ФГБУ «ФЦАО» не обоснованно указало на отнесение образуемого в результате деятельности общества к IV опасности ввиду наличия такого отхода в ФККО, что не требовало подтверждения класса опасности отхода, ООО «Газпром трансгаз Уфа» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в ФККО отхода, образуемого в результате деятельности общества, доказанности отнесения отхода к V классу опасности, что требовало подтверждения ФГБУ «ФЦАО» отнесения к V классу опасности отхода «Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции» в результате рассмотрения заявления общества от 19.03.2019 № 16329797.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Относительно довода ФГБУ «ФЦАО» о невозможности рассмотрения требований общества к ФГБУ «ФЦАО» в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов и решений, действий (бездействия) государственных органов, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 данного Кодекса.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями,  по смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Правовые основы деятельности лиц в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством I российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, закрепляет, что служба осуществляет подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности (подпункт 5.5 (9-3), она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4). Росприроднадзор вправе организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (подпункт 6.1).

Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 № 40331) (далее - Порядок № 541, действовал в период спорных правоотношений), который устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта направляет материалы хозяйствующего субъекта в ФГБУ «ФЦАО», которое с ФГБУ «УралНИИЭкология» осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта (пункта 14 Порядка № 541).

В случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, ФБУ «ФЦАО» в течение 45 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора материалов хозяйствующего субъекта подготавливает и направляет в территориальный орган Росприроднадзора заключение:

о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности или;

о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения (пункт 16 Порядка № 541).

ФБУ «ФЦАО» в течение 30 дней со дня направления в территориальный орган Росприроднадзора заключения о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности согласно пункту 16 Порядка готовит предложение о включении такого вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования и направляет его в территориальный орган Росприроднадзора (пункт 17 Порядка № 541).

Таким образом, нормативным правовым актом Минприроды России ФГБУ «ФЦАО» наделено публичными полномочиями на принятие заключения о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности и на подготовку предложения о включении такого вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования, на основании которых Росприроднадзор принимает решение о включении данного вида отходов в ФККО и БДО, следовательно, требование общества о признании незаконым действия ФГБУ «ФЦАО» подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (статья 11 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 4 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 3 Порядка № 541 класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;

при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, и только в случае отсутствия в ФККО и БДО таких сведений, хозяйствующий субъекта обязан подтвердить  отнесения отхода к конкретному классу опасности на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов (пункт 4 Порядка № 541).

Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО (пункт 5 Порядка № 541).

Понятие классификационные признаки вида отходов раскрывается в абзаце 4 пункта 17 Порядка № 541, согласно которого к классификационным признаком относятся: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции) химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

Из указанного следует, что классификационные признаки вида отхода необходимы для включения вида отхода в ФККО и БДО.

Приказом Минприроды России от 30.009.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 № 22313) (далее – Порядок № 792).

Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (пункт 6 Порядка № 792).

В соответствии с письмом Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 вид отходов признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

Таким образом, для отнесения отхода к аналогичным видам отходов, включенным в ФККО, необходимо подтвердить все вышеуказанные классификационные признаки, которые должны соответствовать информации, представленной в БДО, размещенной на сайте Росприроднадзора и на сайте https://wastebase.ru/.

Следовательно, проверка правильности отнесения отхода «Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции» ООО «Газпром трансгаз Уфа» к виду отходов с кодом 4 69 521 11 51 4 и наименованием «Трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции», включенному в ФККО, осуществляется по следующим классификационным признакам:

- происхождение;

- условия образования;

- химический и (или) компонентный состав;

- агрегатное состояние и физическая форма.

Как следует из пояснений ФГБУ «ФЦАО», в результате проверки путем сопоставления классификационных признаков вида отходов с информацией, содержащей в ФККО и БДО,  установлено следующее.

Согласно БДО по виду отхода «Трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции», включенному в ФККО (код по ФККО - 4 69 521 11 51 4), в графе агрегатное состояние и физическая форма указано - изделие из одного материала.

В соответствии с представленными обществом исходными сведениями об отходе «Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции» в разделе агрегатное состояние и физическая форма указано - изделие из одного материала (т.1, л.д. 87).

Следовательно, классификационный признак  агрегатное состояние и физическая форма отхода, включенного в ФККО (код 4 69 521 11 51 4), полностью соответствует классификационному признаку отхода, образующегося на ООО «Газпром трансгаз Уфа».

В указанной части спор отсутствует, рассматриваемый классификационный признак подтвержден обществом в заявлении от 19.03.2019 № 16329797 (т.1, л.д. 87).

Согласно БДО по виду отхода «Трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции», включенного в ФККО (код по ФККО - 4 69 521 11 51 4), в графе компонентный состав указано, что отход содержит сталь.

В соответствии с представленным протоколом лабораторных испытаний КХА отходов производства и потребления от 17.04.2019 № 2339 акционерного общества «Башкоммунводоканал» республиканский аналитический центр контроля качества воды (РАЦККВ) (аттестат аккредитации № РОСС RU.000L5 Ю802г) следует, что в составе отхода присутствуют  сталь - 100 % (т.1, л.д. 97).

Учитывая вышеизложенное,  классификационный признак химический и (или) компонентный состав вида отхода, включенного в ФККО и БДО, полностью соответствует классификационному признаку отхода, образующегося в результате  деятельности ООО «Газпром трансгаз Уфа».

По указанному классификационному признаку спор отсутствует.

Согласно БДО по виду отходов «Трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции», включенному в ФККО (код по ФККО - 4 69 521 11 51 4), в графе происхождение и процесс образования вида отхода указано «Демонтаж и/или ремонт газопроводов со снятием изоляции, пришедших в негодность или утративших потребительские свойства, определяющие их целевое назначение».

В соответствии с представленными обществом исходными сведениями об отходе, отмечено, что в результате процесса транспортировки природного газа по магистральным газопроводам образуется отход «отработанные стальные трубы без изоляции, пришедшие в негодность» (т.1, л.д. 87).

По указанному классификационному признаку ФГБУ «ФЦАО» пришло к выводу, что классификационный признак - происхождение, условия образования отхода, включенного в ФККО, полностью соответствует классификационному признаку отхода, образующегося в результате деятельности ООО «Газпром трансгаз Уфа».

Между тем, ООО «Газпром трансгаз Уфа» не согласно с таким определением классификационного признака - происхождение и условия  образования, полагает его несовпадающим с видом отхода (код по ФККО 4 69 521 11 51 4), в связи с чем считает необходимым подтвердить  отнесения отхода к конкретному классу опасности на основании  Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, для чего необходимо учитывать технологический процесс образования отхода, связанный с транспортировкой конкретного вида газа.

Статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.

Согласно Методическим рекомендациям по определению и обоснованию технологических потерь природного газа, газового конденсата и попутного газа при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденным Минэнерго России 12.04.2018,  газы подразделяются: газ горючий природный, серосодержащий природный газ, газ сепарации, газ дегазации (стабилизации), сухой (тощий) газ, попутный газ.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, подразделяет газ на следующие виды: газ горючий природный (газ естественный), газ нефтяной попутный (газ горючий природный нефтяных месторождений), этилен, пропилен, бутилен, бутадиен, газы нефтяные прочие, газ искусственный угольный, газ горючий искусственный водяной, газ горючий искусственный доменный, газ горючий искусственный коксовый, газ генераторный.

Из информации ФККО по отходу с кодом 4 69 521 11 51 4 с наименованием - трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции невозможно определить в результате условий какого технологического процесса образовался отход.

Таким образом, отнесение вида отхода, образующегося в результате деятельности общества «Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции»,  к виду отхода с кодом в ФККО 4 69 521 11 51 4 не представляется возможным, поскольку в результате сопоставления классификационных признаков вида отхода, указанного в ФККО, с видом отхода, образующегося в результате деятельности общества, такой классификационный признак как  происхождение и условия образования, не совпадают, в виду того, что специальные нормативные акты в сфере газоснабжения выделяют в отношении видов газа различные технологические процессы в зависимости от химического состава транспортируемого газа, непосредственно влияющие на условия образования отхода.

Следовательно, является правомерными действия общества по подтвержению отнесения отхода к конкретному классу опасности на основании  Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России

Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 утверждены Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 № 40330) (далее – Критерии).

Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее - Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов (пункт 1 Критериев).

Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:

степень опасности отхода для окружающей среды;

кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (пункт 2 Критериев).

Класс опасности вида отхода, образующегося в результате деятельности общества «Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции», определен Республиканским аналитическим центром контроля качества воды АО «Башкоммунводоканал» в соответствии с Критериями по результатам  биотестирования проб отхода, данный отход относится к V классу опасности для окружающей природной среды.

Доказательств того, что указанные результаты биотестирования, являются недостоверными доказательствами, в материалы дела заинтересованным лицом не представлено.

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование общества.

Поскольку иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2020 по делу № А07-24091/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                      Е.В. Бояршинова

Судьи                                                                    А.А. Арямов

                                                                         А.П. Скобелкин