ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-2334/2019
г. Челябинск | |
25 марта 2019 года | Дело № А34-6442/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2019 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Карпусенко С.А. и Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» на решение Арбитражного суда Курганской области от 10 января 2018 г. по делу №А34-6442/2018 (судья Тюрина И.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» - ФИО1 (доверенность от 01.02.2019); общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис-Катайск» - ФИО2 (доверенность от 09.01.2019); общества с ограниченной ответственностью «Ремжилсервис» - ФИО2 (доверенность от 09.01.2019).
Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее – истец по первоначальному иску, ООО «ГУК») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Стройсервис-Катайск» (далее – ответчик по первоначальному иску, ООО «Стройсервис-Катайск») об обязании ответчика подписать дополнительное соглашение от 27.04.2018 № 2 к договору № 2 на сбор, транспортирование и размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов от 29.12.2017 в редакции ООО «ГУК», взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины.
ООО «Стройсервис-Катайск» (далее - истец по встречному иску) обратилось в арбитражный суд со встречным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к ООО «ГУК» (далее – ответчик по встречному иску) о взыскании задолженности в размере 245 449 руб. 46 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 387 руб. 45 коп. за период с 13.03.2018 по 23.09.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Ремжилсервис», Администрация г. Катайска (далее – третьи лица). Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.01.2019 (резолютивная часть объявлена 26.12.2018) в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано, встречные исковые требования удовлетворены. ООО «Стройсервис-Катайск» из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 6 227 руб. 82 коп.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО «ГУК» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. ООО «ГУК» указывает, что в период заключения договора с единственным возчиком отходов в г. Катайске ООО «Стройсервис-Катайск», ООО «ГУК» просило исключить подпункт 2 пункта 1.2 из договора в части предъявления счетов за сверхнормативный вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Истец по первоначальному иску считает, что с ним должен быть заключен договор на условиях, одинаковых для всех потребителей, не противоречащих Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 №155 «Правила предоставления услуг по вывозу твердых бытовых и жидких отходов» (далее – Постановление №155). ООО «ГУК» отмечает, что ООО «Стройсервис-Катайск» не является региональным оператором в Курганской области, не оказывает по договору услугу по обращению с ТКО, в связи с чем составленные им расчеты определения объема вывезенных отходов никакими нормативными правовыми актами не утверждены, в том числе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила 354). ООО «ГУК» считает необоснованной ссылку суда на Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641».
По мнению ООО «ГУК», истец по встречному иску обязан был доказать объем собранных и вывезенных отходов по домам, находящимся в управлении ООО «ГУК» и предоставить подписанные сторонами акты выполненных работ, чего сделано не было. При этом, ООО «ГУК» согласно производить плату за сбор, транспортирование и размещение (захоронение) ТКО за объем по утвержденному нормативу; признает сумму долга за спорный период в размере 211 119 руб. 42 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 11 906 руб. (расчеты с марта по август 2018 г.).
В судебном заседании представитель ООО «ГУК» поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представитель ответчика и третьего лица возразили против доводов и требования апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным; ООО «Ремжилсервис» представило отзыв на апелляционную жалобу. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, ООО «Стройсервис-Катайск» является коммерческой организацией, которая на основании имеющейся лицензии № 045 00066 от 23.08.2016, выданной Управлением Росприроднадзора по Курганской области (т.1, л.д.102-104), в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон №89-ФЗ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правилами № 155, а также заключенных договоров с физическими и юридическими лицами осуществляет сбор, транспортирование и размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов на территории города Катайска и Катайского района Курганской области.
В 2017 г. на основании договора на сбор, транспортирование отходов IV-V класса опасности № 78 от 01.09.2016 ООО «Стройсервис-Катайск» оказывало ООО «ГУК» услуги по сбору, транспортированию и размещению (захоронениию) твердых коммунальных отходов.
Срок действия указанного договора истек 31.12.2017, истцом по первоначальному иску в адрес ответчика по первоначальному иску было направлено уведомление от 16.11.2017 за исх. №310 о расторжении договора с 01.01.2018 в связи с окончанием срока его действия (т.1, л.д.40).
14.12.2017 ООО «Стройсервис-Катайск» представило ООО «ГУК» в 2-х экземплярах договор №2 от 29.12.2017 на сбор, транспортирование и размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов с приложением калькуляции расходов и расчет стоимости оказываемых услуг в 2-х экземплярах на период 2018 г. для рассмотрения и подписания (т.1, л.д.41).
Между сторонами 29.12.2017 заключен договор №2 на сбор, транспортирование и временное хранение твердых бытовых отходов, с учетом протокола согласования разногласий (т.1, л.д.93), по условиям которого заказчик (ООО «ГУК») накапливает твердые коммунальные отходы, образованные населением домов, находящихся в управлении заказчика (приложение №1) в собственный контейнер или в контейнер, предоставленный исполнителем, на придомовой территории (в случае отсутствия места – согласовать место сбора с Администрацией г. Катайска) домов, находящихся в управлении заказчика (приложение №1), и обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке и сроки, установленные договором, а исполнитель (ООО «Стройсервис-Катайск») осуществляет сбор, транспортирование и временное хранение отходов (до 11 месяцев), образованных населением домов, указанных в приложении № 1, от мест сбора до места временного хранения отходов (свалка расположена в Курганской области, в Катайском районе, в границах СПК «Троицкий», кадастровый номер участка 45:07:010601:112) в количестве, согласно норматива накопления ТКО и справке о фактической численности проживающих человек (т.1, л.д.91-92).
На основании актов утверждены местоположения контейнерных площадок (т.1, л.д.27-39; т.4, л.д.8-26). Согласно пункту 1.2 договора объем вывозимых отходов составляет согласно предоставленной заказчиком справке о фактической численности проживающих человек, умноженное на норматив накопления ТКО 0,142 м3 в месяц на 1 человека. В случае превышения объема отходов по нормативу исполнитель представляет заказчику счет-фактуру и реестр к маршрутному листу мусоровоза на фактический объем вывезенных отходов, который подлежит оплате заказчиком.
Согласно разделу 2 договора сторонами определена цена договора и порядок расчетов стоимости услуг, что составляет: сбор, транспортирование ТКО на свалку г. Катайска – 497,72 руб. за 1 м3 в месяц; сбор, транспортирование ТКО на полигон г. Далматово – 607,48 руб. за 1 м3 в месяц; размещение (захоронение) ТКО – 88,12руб. за 1 м3 в месяц – тариф на 2017 г. Норматив накопления твердых коммунальных отходов в Курганской области на 1 человека, согласно приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30.10.2017 №925 составляет: 1,7 м3 в год : 12 мес. = 0,142 м3 в месяц на одного проживающего человека.
Стоимость услуг по договору составляет в месяц на одного проживающего человека: за сбор, транспортирование ТКО на свалку г. Катайска – 497,72 руб. * 0,142 м3 = 70 руб. 68 коп.; за сбор, транспортирование ТКО на полигон г. Далматово – 607,48 руб. * 0,142 м3 = 86 руб. 26 коп.; за размещение (захоронение) ТКО – 88,12 руб. * 0,142 м3 = 12 руб. 51 коп. Итого: на свалку г. Катайска - 83,19 руб., на полигон г. Далматово – 98,77 руб. НДС не предусмотрен (пункт 2.2 договора).
Расчетным периодом по оплате услуг по сбору, транспортированию и размещению ТКО является календарный месяц (пункт 2.3 договора).
Цена договора включает стоимость оказания услуг по сбору, транспортировке и размещению ТКО, транспортные расходы, страхование, налоги, сборы и другие обязательные платежи, в том числе дополнительные расходы на оформление необходимых документов (пункт 2.4 договора).
Пунктом 2.5 договора стороны согласовали, что заказчик ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным на основании счета, счета-фактуры и акта выполненных работ, полученного в бухгалтерии исполнителя, производит оплату полной стоимости выполненных месячных объёмов услуг, указанных в пункте 1.2 договора.
Согласно пункту 3.2.4 договора при непредставлении заказчиком справки о фактической численности проживающих человек в срок до 25 числа текущего месяца, счет-фактура выставляется исполнителем по данным справок предыдущего месяца.
30.03.2018 между сторонами подписано дополнительное соглашение № 1 к договору об исключении с 01.04.2018 из приложения №1 жилыхмногоквартирных домов, находящихся по адресам: <...> т.1, л.д.14).
Дополнительным соглашением от 27.04.2018 №2 (т.1, л.д.55) ООО «ГУК» предложило ООО «Стройсервис-Катайск» исключить из пункта 1.2 договора абзац 2: «В случае превышения объема отходов по нормативу исполнитель представляет заказчику счет-фактуру и реестр к маршрутному листу мусоровоза на фактический объем вывезенных отходов, который подлежит оплате заказчиком», в котором датой начала действия соглашения является 01.01.2018.
В письме от 03.05.2018 ООО «Стройсервис-Катайск» указало на невозможность заключения дополнительного соглашения в связи с необходимостью оплатить долг (т.1, л.д.56).
Полагая, что ООО «Стройсервис-Катайск» необоснованно уклонилось от подписания дополнительного соглашения №2 от 27.04.2018 к договору №2 на сбор, транспортирование и размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов от 29.12.2017 в редакции ООО «ГУК», общество обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении заключить указанное дополнительное соглашение.
Наличие данного условия в договоре, по мнению ООО «ГУК», нарушает его имущественные интересы, поскольку влечет для него дополнительные расходы, не компенсируемые за счет платежей населения, а также полагает, что условия договора должны быть одинаковы для всех потребителей.
В свою очередь, ООО «Стройсервис-Катайск» обратилось в арбитражный суд со встречным исковым заявлением по оплате оказанных за период с февраля по август 2018 г. услуг. Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Согласно пункту 5 статьи 421 ГК РФ, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон. В силу пункта 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В соответствии с пунктом 1 статьи 432, пунктом 1 статьи 433 Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Таким образом, положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ к существенным условиям, подлежащим определению при заключении договора, помимо условия о предмете и условий, названных в законе, отнесены все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №11657/11 от 31.01.2012, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при возникновении разногласий по конкретным условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации неоднократно, в частности, в постановлениях Президиума № 14397/11 от 03.04.2012, № 5441/10 от 09.12.2010, указывал, что отказ в удовлетворении требований по формальным основаниям не обеспечивает должной защиты прав участника гражданского оборота. При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что рассмотрением настоящего дела по спорным условиям, заявленных сторонами как существенными, будет достигнута цель внесения определенности в правоотношения сторон.
Условие абзаца 2 пункта 1.2 договора № 2 на сбор, транспортирование и временное хранение твердых бытовых отходов от 29.12.2017 действующим законодательством не урегулировано, а именно: обязательное (императивное) требование о включении в договор данного вида вышеуказанного условия действующим законодательством не предусмотрено, не отнесено действующим законодательством спорное условие и к существенным условиям для договоров данного вида (возмездного оказания услуг).
В частности, в силу пункта 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. № 641» существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются:
а) предмет договора; б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов; в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения; г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов; д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; е) сроки и порядок оплаты услуг по договору; ж) права и обязанности сторон по договору; з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; и) ответственность сторон.
Довод подателя жалобы о том, что пункт 36 Постановления Правительства РФ №1156 к ООО «Стройсервис-Катайск» не применяется, подлежит отклонению.
Согласно пункту 1 утвержденных Правил, они устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор). К отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
ООО «Стройсервис-Катайск» по договору осуществляет сбор, транспортирование и временное хранение отходов, образованных населением домов, указанных в приложении №1 к договору. Следовательно, действия положений Постановления Правительства РФ №1156 подлежат применению к правоотношениям сторон по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 155, исполнитель не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги.
Пунктом 10 Правил № 155 предусмотрено, что цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 11).
На основании статьи 1 Закона № 210-ФЗ, действовавшего на дату заключения договора, регулированию в соответствии с указанным Законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии со статьей 24.8 Закона № 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса не входят в перечень услуг, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Таким образом, цена услуг по вывозу ТКО устанавливается обществом самостоятельно на основании договора с потребителем, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно калькуляции ООО «Стройсервис-Катайск» стоимость услуг по сбору и транспортированию ТКО на 2018 г. составляет 497,72 руб. за 1 куб. метр ТКО (т.1, л.д.87).
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.12.2017 № 45-34 стоимость услуг (тариф) по размещению (захоронению) ТКО определена для ООО «Ремжилсервис» (арендатор свалки ТКО города Катайска Курганской области) и в период с 01.01.2018 по 30.06.2018 составляет 88,12 руб. за 1 куб. метр ТКО, в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 95,47 руб. за 1 куб. метр ТКО (т.1, л.д.132-133).
Свалка ТКО г. Катайска доступна для размещения ТКО любых лиц, желающих размещать свои ТКО за установленную плату.
Между ООО «Ремжилсервис» и ООО «Стройсервис-Катайск» заключен договор на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов № 2-17 от 01.01.2017 в соответствии с которым ООО «Стройсервис-Катайск» размещает на свалке ТКО г. Катайска ТКО физических и юридических лиц г. Катайска в соответствии с заключенными договорами на сбор, транспортирование и размещение (захоронение) ТКО (т.1, л.д.96-100).
Согласно Приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 925 от 30.10.2017 норматив накопления ТКО установлен в размере 1,7 км. метров в год на одного человека (1,7 : 12 ~ 0,142 куб. м - в месяц) (т.1, л.д.130-131).
До момента начала осуществления деятельности регионального оператора по обращению с ТКО в Курганской области, согласно Закону № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017), цена услуг по сбору и транспортированию ТКО не является государственно регулируемой, поэтому формируется исполнителем услуги самостоятельно на коммерческой основе.
В рассматриваемом случае, условие договора, изложенное в абзаце 2 пункта 1.2, установлено по соглашению сторон.
Обратившись с иском об изменении договора, истец должен обосновать, каким образом изменение договорных отношений на будущее время восстановит его нарушенные права за период с февраля по март 2018 г. (период за который истцом по встречному иску предъявлена задолженность за превышение объема отходов).
Из представленных в материалы дела документов, в частности расшифровки задолженности по договору №2, а также пояснений сторон, следует, что после марта 2018 г. истцом по встречному иску с ответчика не взимается стоимость услуги по вывозу ТКО сверх норматива.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец по первоначальному иску не доказал, каким образом, изменение договора №2, на котором настаивает истец, будет способствовать восстановлению его нарушенных прав.
Отсутствие охраняемого законом интереса в изменении договора исключает удовлетворение первоначального иска общества.
Истцом не указаны, и судом не установлены нормы, содержащие запрет на включение в договор условия о том, что в случае превышения объема отходов по нормативу оплате заказчиком подлежит фактический объем вывезенных отходов.
При таких обстоятельствах, ООО «ГУК» обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований об обязании ООО «Стройсервис-Катайск» подписать дополнительное соглашение № 2 от 27.04.2018 к договору № 2 на сбор, транспортирование и размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов от 29.12.2017 в редакции ООО «ГУК».
Довод истца о том, что условия договора № 2 на сбор, транспортирование и размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов от 29.12.2017 иные для других потребителей, нежели для него, опровергается материалами дела.
Так, ответчиком по первоначальному иску представлен договор с ООО «Жилищно-эксплуатационной компанией» от 29.12.2017 содержащий аналогичное условие (т.3, л.д.71-74).
Как указывалось выше, Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.12.2017 № 45-34 стоимость услуг (тариф) по размещению (захоронению) ТКО была определена для ООО «Ремжилсервис» (арендатор свалки ТКО города Катайска Курганской области) и в период с 01.01.2018 по 30.06.2018. Условия договора по стоимости услуг и порядке расчетов между ООО «ГУК» и ООО «Стройсервис-Катайск» до момента начала осуществления деятельности регионального оператора по обращению с ТКО в Курганской области, согласно Закону № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) формируется исполнителем услуги самостоятельно на коммерческой основе, что и было сделано.
Поскольку ответчик по встречному иску обязательство по оплате оказанных за период с февраля по август 2018 г. услуг надлежащим образом не исполнил, истец по встречному иску обратился в арбитражный суд с встречным иском.
Согласно статьям 307, 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим (статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Учитывая, что услуга по размещению (захоронению) ТКО непосредственно связана с услугами по сбору и вывозу ТКО от потребителей, ООО «Стройсервис-Катайск» при расчете цены на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО также использовало данные Реестра потребителей услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО на 2018-2020 г., что подтверждается подробным расчетом стоимости услуг по сбору, транспортированию (вывозу) твердых коммунальных отходов на 2018 г. и калькуляцией стоимости услуг по сбору и транспортированию ТКО на 2018 г., в соответствии с которыми стоимость услуги по сбору и транспортированию ТКО на 2018 г. в объеме 1 куб. метра составляет 497 руб. 72 коп. (т.1, л.д.87).
Как указывалось выше, в соответствии с договором на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов № 2-17 от 01.01.2017, заключенным между ООО «Стройсервис-Катайск» и ООО «Ремжилсервис», истец по встречному иску размещает ТКО вывозимые от потребителей города Катайска на свалке города Катайска за плату в соответствии с установленным тарифом для размещения (захоронения) арендатору свалки города Катайска ООО «Ремжилсервис».
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.12.2017 № 45-34 ООО «Ремжилсервис», оказывающему услуги по размещениию (захоронению) ТКО на свалке города Катайска, на 1-е полугодие 2018 года установлен тариф в размере 88,12 рублей за 1 куб. метр ТКО, на 2-е полугодие 2018 г. установлен тариф в размере 95,47 руб. за 1 куб. метр ТКО
Таким образом, цена по сбору, транспортированию (вывозу) и размещению (захоронению) ТКО в первом полугодии 2018 г. составляет 497,72+88,12 = 585,84 руб. за 1 куб. метр ТКО, во втором полугодии 2018 г. составляет 497,72+95,47 = 593,19 руб. за 1 куб. метр ТКО (т.4, л.д.6).
Расчет стоимости услуг произведён истцом по встречному иску на основании «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 5176; «Инструкции по организации и технологии механизированной уборки населённых мест», утвержденной Министерством ЖКХ РСФСР 12.07.1978, согласованной с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 30.12.1977; «Рекомендаций по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства», утвержденных приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России от 06.12.1994 № 13, «Типовых норм времени на работы по механизированной уборке и санитарному содержанию населенных мест», утвержденных постановлением Госкомитета СССР по социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 400/23-34 от 11.10.1986; Нормативно-расчётных показателей объёмов бытовых отходов, подлежащих удалению.
Истцом по встречному иску приведены сведения и расчеты по эксплуатации мусоровоза; суммы арендной платы гаража, мусоровоза, контейнеров; затраты на горюче-смазочные материалы, общехозяйственные расходы (т.4, л.д.70- 71,140-141).
В материалы дела представлены заключенные истцом по встречному иску с ООО «Ремжилсервис» договоры аренды от 01.01.2018: гаража, контейнеров, транспортного средства без экипажа с приложениями актов приема-передачи (т.4, л.д.101-106), свидетельство от 25.12.2012 о праве собственности ООО «Ремжилсервис» на гараж по адресу: <...> (т.4, л.д.107), представлена лицензия от 06.05.2014 ООО «Ремжилсервис» на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (т.4, л.д.84-88), паспорт транспортного средства – мусоровоз КО-449-19 (т.4, л.д.75,108), справка ООО «Ремжилсервис» от 22.08.2018 о передачеконтейнеров в количестве 90 единиц в аренду ООО «Стройсервис-Катайск» по договору от 01.01.2018 (т.4, л.д.109).
В соответствии пунктом 2.2.1. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Из указанного следует, что ООО «Стройсервис-Катайск» обязано вывозить весь накопленный потребителями объем ТКО, складированный в мусорные контейнеры, размещенные на контейнерных площадках, в том числе совмещенных, закрепленных за несколькими многоквартирными домами, при этом истец несет расходы, как за сбор и вывоз ТКО, так и расходы, связанные с размещением (захоронением) ТКО на свалке.
Как следует из материалов дела, твердые коммунальные отходы вывозятся истцом по встречному иску автомобилем-мусоровозом КАМАЗ КО-449-19.
Истцом по встречному иску представлен приказ № 46 от 29.12.2017 директора ООО «Стройсервис-Катайск» «О ведении Реестра сбора и вывоза твердых коммунальных отходов и путевых листов автомобиля-мусоровоза КАМАЗ КО-449-19» (т.4, л.д.72).
В материалах дела имеются копии путевых листов автомобиля КАМАЗ -43253 г/н <***> (т.3 л.д.112-155,, копии реестров к маршрутным листам автомобиля КАМАЗ 43253 г/н <***> (т.2, л.д.11- 94; т.3, л.д.6-47).
Заполненные реестры к маршрутным листам содержат даты, адреса контейнерных площадок, количество контейнеров, находящихся на площадке и количество вывезенных контейнеров с площадки.
Заполненными путевыми листами за спорный период подтверждается систематическое осуществление истцом сбора мусора по городу, его погрузки и разгрузки на свалке.
В соответствии со справкой-расчетом задолженности за фактически оказанные услуги по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) ТКО за период с 01.01.2018 по 31.08.2018 включительно, сумма долга ответчика перед истцом составляет 211 119 руб. 24 коп.
Услуги по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) ТКО за январь, февраль 2018 г. ответчиком оплачены полностью, за июнь 2018 г. частично (т.1, л.д.123-124; т.2, л.д.107).
Истец произвел начисление платы за период с марта по август 2018 г. исходя из количества граждан, проживающих в домах ООО «ГУК» согласно представленных обществом справок (т.1, л.д.61-63,119-121; т.3, л.д.93, 96, 99).
Акты оказанных услуг за период февраль по 2018 г. подписаны заказчиком без замечаний по объему, качеству и срокам оказания услуг (т.1, л.д.109-111; т.3, л.д.92, 94, 97, 100).
Ответчик по встречному иску не оспаривал факт отсутствия оплаты истцу за услуги по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) отходов.
Доказательств оплаты задолженности ООО «ГУК» в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств того, что ответчик организовал самостоятельный сбор и вывоз своих ТКО к месту их размещения (захоронения), что ТКО вывозились собственным транспортом ООО «ГУК», либо иной организацией (статья 65 АПК РФ).
Доводы ответчика по встречному иску об отсутствии экономического обоснования примененного истцом расчета судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку предъявляемая ООО «Стройсервис-Катайск» цена за услуги по сбору и транспортированию ТКО является обоснованной и конкурентной, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и условиям договора, действующего в спорный период между сторонами.
Не отрицая свою обязанность оплатить оказанные услуги, ответчик по встречному иску указывает на недоказанность объема собранных и вывезенных отходов по домам, находящимся в управлении ООО «ГУК», считает, что задолженность составляет 211 119 руб. 42 коп. и предъявление требований о взыскании задолженности за услуги по вывозу сверхнорматива ТКО за февраль 2018 г. в размере 11 248 руб. 12 коп., за март 2018 г. в размере 23 082 руб. 10 коп. является необоснованным.
Данные доводы ООО «ГУК» судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии с пунктом 1.2 договора в случае превышения объема отходов по нормативу исполнитель представляет заказчику счет-фактуру и реестр к маршрутному листу мусоровоза на фактический объём вывезенных отходов, который подлежит оплате заказчиком.
В обоснование заявленного требования в материалы дела истцом представлены счета на оплату, счета-фактуры, акты выполненных работ, реестры по сбору, транспортированию и захоронению ТКО от многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ГУК» за февраль и март 2018 г., путевые листы и реестры к маршрутному листу мусоровоза на фактический объем отходов за февраль, март 2018 г. (т.1л.д.15-20,52-53,105-106, т.2л.д.11-94).
Документы для оплаты оказанных услуг по вывозу ТКО сверх норматива получены ответчиком по встречному иску (т.1, л.д.51).
Письмом от 26.04.2018 ответчик по встречному иску отказался от их оплаты (т.1, л.д.54).
Вместе с тем, в представленных реестрах по сбору, транспортированию и захоронению ТКО от многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ГУК» за февраль и март 2018 года (т.1л.д.52-53) указаны сведения об адресах, где осуществлялся вывоз сверхнорматива ТКО мусоровозом, объеме вывезенных ТКО (о количестве вывезенных мусорных баков), о количестве проживающих граждан. Сведения, содержащиеся в указанных реестрах, соответствуют сведениям, указанным в реестрах к маршрутным листам (т.2, л.д.11-94) и путевым листам (исходя из объема мусоровоза (46куб.м.)) и количества рейсов (т.3, л.д.112-155). Количество рейсов, сделанных ООО «Стройсервис-Катайск» также зафиксировано в журнале учета ТБО принятых ООО «Ремжилсервис» на размещение (захоронение) на городскую свалку (в деле).
С учетом изложенного, истцом по встречному иску соблюдены условия пункта 1.2 договора по представлению заказчику для оплаты счёт-фактуры и реестра к маршрутному листу мусоровоза на фактический объём вывезенных отходов.
Ссылка ответчика по встречному иску на то, что в контейнеры, установленные для ООО «ГУК» выносится мусор близлежащих домов и организаций, в связи с чем истцом по встречному иску не доказан объем вывезенного ТКО, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку ни договором, ни нормами действующего законодательства не предусмотрено обязанности исполнителя услуг по сбору, вывозу ТКО осуществления контроля за процессом накопления ТКО потребителями.
Как правомерно учел суд первой инстанции, истцом при расчете исковых требований объем ТКО, накопленного собственниками многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ГУК» сверх установленного норматива и вывезенного истцом к месту захоронения за период февраль-март 2018 г., в отношении совмещенных контейнерных площадок, определен с учетом количества проживающих лиц в МКД, находящихся в управлении иных управляющих компаний, о чем представлен подробный расчет (т.3, л.д.3-5). Указанные в расчете сведения ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнуты.
На основании изложенного, требование истца по встречному иску в части взыскания задолженности за оказанные услуги по вывозу ТКО сверх норматива правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Истцом по встречному иску также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.03.2018 по 23.09.2018 в размере 10 387 руб. 45 коп. (т.4, л.д.7).
В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Факт пользования ответчиком чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, сбережения за счёт истца подтвержден материалами дела, оснований для освобождения ответчика по встречному иску от ответственности в виде уплаты процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств, не имеется.
Расчет судом проверен, признан арифметически верным, в связи с чем, требования истца по встречному иску в указанной части также правомерно удовлетворены.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ООО «ГУК» по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10 января 2018 г. по делу №А34-6442/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.В. Баканов
Судьи: С.А. Карпусенко
Е.В. Ширяева