ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-2983/2016
г. Челябинск | |
14 апреля 2016 года | Дело № А76-22572/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 2 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 февраля 2016 года по делу № А76-22572/2015 (судья Попова Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Внедренческий Центр "СофтСервис" - ФИО1 (доверенность от 31.08.2015), ФИО2 (доверенность от 16.11.2015),
государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 2 - ФИО3 (доверенность от 31.12.2015 № 99).
Общество с ограниченной ответственностью Внедренческий Центр "СофтСервис" (далее – заявитель, ООО ВЦ "СофтСервис", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 2 (далее - заинтересованное лицо, ГУ - ЧРО ФСС РФ, фонд, страховщик) с заявлением о признании недействительными решения от 08.07.2015 № 5089/лт.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.02.2016 по настоящему делу требования, заявленные страхователем, удовлетворены.
В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, ГУ - ЧРО ФСС РФ ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не приняты во внимание положения п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ). В данном случае арбитражному суду первой инстанции надлежало исходить из того, что гражданским законодательством Российской Федерации дано понятие модификации программы обеспечения. При этом под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы с одного языка на другой язык, за исключением адаптации. Право модифицировать программу ЭВМ принадлежит правообладателю. Такое право может быть передано по лицензионному договору (ст. 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Адаптацией является внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Программы для ЭВМ относятся к объектам авторских прав (ст. 1259 ГК РФ). По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Представленные заявителем для подтверждения права на использование пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование договоры, а равно лицензионные договоры и контракт на приобретение программного продукта, необоснованно приняты арбитражным судом первой инстанции, как соответствующее доказательство, учитывая, что соответствующие договоры представлены без приложений, а лицензионные договоры представлены без соглашений, которыми определены объем переданных ООО ВЦ "СофтСервис" прав от правообладателей программного продукта и документы, подтверждающие размер полученного по ним дохода. Таким образом, у фонда и у арбитражного суда отсутствовала возможность оценить подлинный экономический смысл хозяйственных операций, период их совершения, и возможность определения дохода.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО ВЦ "СофтСервис" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества о признании недействительным решения фонда, исходил из наличия совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам проведенной фондом камеральной проверки представленного ООО ВЦ "СофтСервис" расчета формы 4-ФСС за 1 квартал 2015 года, заинтересованным лицом 03.06.2015 был составлен акт № 5089/лт, на который страхователем были представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки и возражений, представленных страхователем, фондом 08.07.2015 было вынесено решение № 5089/лт об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 6129,30 руб.
Основанием для вынесения заинтересованным лицом оспариваемого заявителем решения, послужили выводы фонда о неправомерном применении ООО ВЦ "СофтСервис" пониженного тарифа страховых взносов, исходя из условий п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Пунктом 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, в частности, для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Указанные в пункте 6 части 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, при выполнении ими условий, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона.
Контроль за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пунктом 2 части 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона, осуществляется, в том числе, на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частями 2.1 или 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона, а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, не являющиеся вновь созданными организациями, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими одновременно трех условий:
- организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 30 человек.
В целях частей 2.1 и 2.2 настоящей статьи сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) (ч. 2.3 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В силу условий статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 НК РФ в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов страхователями, указанными в п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, приведен ООО ВЦ "СофтСервис" в таблице 4 расчета формы 4-ФСС.
ООО ВЦ "СофтСервис" является лицом, имеющим государственную аккредитацию в соответствии с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ООО ВЦ "СофтСервис" внесены сведения об основном виде деятельности, которым является Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области (код ОКВЭД 72.20).
Для проверки обоснованности применения страхователем пониженного тарифа страховых взносов, обществом фонду были представлены следующие документы:
- выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
- налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2014 года;
- расшифровка строк 011, 012 приложения № 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2014 года;
- регистры налогового учета – анализ счета 90.01.1 (налоговый), анализ счета 90.01.2 (налоговый);
- регистры налогового учета — отчет по проводкам (налоговый) ПВ, 90.01.1 "Выручка от реализации покупных товаров", 90.01.1 (налоговый);
- расчет выручки для применения пониженного тарифа на основании оборотно-сальдовой ведомости по счету 90.01 (налоговый);
- типовые договоры с контрагентами-покупателями, по которым осуществлялась реализация товаров (работ, услуг) страхователем за 9 месяцев 2014 года, а именно: договор от 01.01.2013 № 422/12 на оказание услуг по информационно-технологическому сопровождению программных продуктов системы 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ; договор от 01.05.2014 № 229/14 на оказание услуг по информационно-технологическому сопровождению программных продуктов системы 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ; договор от 01.10.2013 № 419/13 на оказание услуг по информационно-технологическому сопровождению программных продуктов системы 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ; договор от 01.08.2013 № 404/13 на оказание услуг по информационно-технологическому сопровождению программных продуктов системы 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ; договор от 01.06.2013 № 202/13 на оказание услуг по информационно-технологическому сопровождению программных продуктов системы 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ;
- лицензионный договор на использование программных продуктов от 25.04.2014 № 221/14;
- контракт от 21.07.2014 № 938/2014 на приобретение программного продукта «Больничная аптека» и работы по установке, настройке и внедрению;
- лицензионный договор от 18.09.2014 № 399/14.
Проанализировав документы, представленные страхователем, заинтересованное лицо пришло к выводу о том, обществом не выполнены условия ч. 2.1 ст. 57, п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в связи с чем, страхователь не имеет права на применение пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Между тем, заинтересованным лицом не учтено следующее.
Согласно данным налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2014 года, показатели выручки от разработки и реализации разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказанию услуг (работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных составили 7 704 730,68 руб., что составляет менее 90 процентов суммы дохода, общая выручка составила 18 076 426,38 руб.
В представленной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2015 года выручка от разработки и реализации разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказанию услуг (работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных от реализации составила 4 279 426,80 руб., общая выручка составила 5 866 223,00 руб.
Организация при расчете доли доходов для применения пониженного тарифа учитывает доходы, полученные не только от оказания услуг внедрения, адаптации и сопровождения программных продуктов, а также по оказанию консультационных услуг по работе с комплексом автоматизированных систем управления, услуг по расширенной технической поддержке комплекса информационных систем, осуществления образовательной деятельности.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установлено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе вынести решение об истребовании необходимых документов в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона (ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Решение об истребовании дополнительных документов, в данном случае фондом не выносилось.
Соответственно ссылки фонда на несоблюдение обществом условий ч. 2.1 ст.57, п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ судом апелляционной инстанции отклоняются, учитывая, что заинтересованным лицом в данном случае анализ деятельности ООО ВЦ "СофтСервис" не проводился, подлинный экономический смысл хозяйственных операций страхователя и соответственно, доход, не определялись. Доказательств того, что заявителем реализованы не самостоятельно разработанные им программы для ЭВМ, фондом также не представлено.
Арбитражным судом первой инстанции также правомерно отклонены ссылки заинтересованного лица на ст. 1233 ГК РФ, в связи с тем, что право учитывать доходы по лицензионным договорам прямо предусмотрено в ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 февраля 2016 года по делу № А76-22572/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 2 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья М.Б. Малышев
Судьи: А.А. Арямов
Н.Г. Плаксина