ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3291/16 от 11.04.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3291/2016

г. Челябинск

12 апреля 2016 года

Дело № А07-28397/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016г.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2016г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2016 по делу №А07-28397/2015 (судья Азаматов А.Д.).

Открытое акционерное общество Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – заявитель, общество, ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района») обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – Комитет) о признании незаконным предписания от 29.10.2015 № ЦО-15-148-0108.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2016 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с решением суда, ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района» обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на незаконность оспоренного предписания. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то обстоятельство, что в тексте предписания указана отсутствующая норма – п.54 Правил 307. Полагает, что содержание предписания не отвечает критериям ясности и доступности для понимания.

Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебно заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон.

В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Комитет против удовлетворения апелляционной жалобы возражает. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.12.2008 за основным государственным регистрационным номером 1080277013090 и осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда.

В соответствии с договором на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 02.12.2013, общество осуществляет управление многоквартирным домом №22 по ул. Космонавтов в г. Уфе. В соответствии с этим договором, в обязанности общества включено в том числе выполнение работ и оказание услуг по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общества имущества в нем, предоставление коммунальных услуг.

В связи с поступлением в Комитет жалобы жителя указанного дома от 30.09.2015 по вопросу доначисления размера платы за горячее водоснабжение с июня 2015 года (л.д.41), распоряжением исполняющего обязанности председателя Комитета от 26.10.2015 №9263 назначено проведение внеплановой выездной проверки заявителя в целях проверки соблюдения лицензионных требований, исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, обязательных требований к содержанию жилого дома (л.д.45-46).

На основании этого распоряжения 28.10.2015 должностным лицом Комитета в присутствии представителя заявителя проведена проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки от 29.10.2015 №А-15-9263-148 (л.д.47-49). Проверкой выявлено следующее нарушение: перерасчеты по горячему водоснабжению не соответствуют законодательству, что противоречит требованиям пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354). В частности проверкой установлено, что многоквартирный жилой дом №22 по ул. Космонавтов г. Уфа оборудован индивидуальным тепловым пунктом для приготовления горячего водоснабжения и общедомовым прибором учета холодного водоснабжения. Общедомовой прибор учета теплоснабжения отсутствует. Начисление размера платы за горячее водоснабжение по указанному многоквартирному дому с июля 2014 года производится в размере 115,80 руб. за 1м3, а с 01 июля 2015 года – в размере 132,37 руб. за 1м3 (дом с неизолированными стояками и без полотенцесушителей от горячего водоснабжения). С июня 2015 года по лицевым счетам дома производится доначисление размера платы за горячее водоснабжение в размере 1000 руб., что при отсутствии общедомового прибора учета горячего водоснабжения является недопустимым

По итогам проверки 29.10.2015 обществу выдано предписание №15-148-0108, которым предписано в срок до 29.11.2015 устранить нарушения: начисление размера платы за горячее водоснабжение по многоквартирному дому № 22 по ул. Космонавтов г. Уфа привести в соответствие с п. 54 Правил №307, вернуть гражданам излишне доначисленную сумму за горячее водоснабжение с июня 2015 года до полного устранения нарушения; предоставить в Комитет в сроки, установленные в предписании, письменную информацию о проведении мероприятий с приложением платежных документов, платежный документ собственника квартиры (л.д.50).

Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Предписание от 29.10.2015 №15-148-0108 выдано Комитетом в пределах компетенции, предоставленной этому органу ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору», утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 №616, по результатам проверки выполнения заявителем обязательных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды, определяется в порядке, установленном Правилами №354.

Согласно п.40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

В силу п.54 Правил №354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) этих Правил. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения №2 к этим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

На основании пп.«а» п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила №307), при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления – в соответствии с пп.1 п.1 приложения №2 к данным Правилам, которым была установлена необходимость корректировки платы за отопление 1 раз в год.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 из Правил №307 исключены нормы, определяющие порядок проведения корректировки платы. Этот нормативный акт вступил в силу по истечении 7 дней после его официального опубликования (опубликован в «Собрании законодательства РФ» - 30.05.2011, «Российской газете» - 01.06.2011).

Таким образом, после вступления в силу изменений в постановление Правила №307 указанная выше корректировка платы полностью исключена, а потому выставление гражданам дополнительных платежей за горячее водоснабжение в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, является неправомерным.

Учитывая, что многоквартирный жилой дом № 22 по ул.Космонавтов в г.Уфе не оборудован общедомовым прибором учета, корректировка размера платы (доначисление) с июня 2015 не соответствует п.54 Правил №354.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспоренного предписания закону.

В тексте предписания (в графе «предписываемые меры по устранению выявленного нарушения») ошибочно сделана ссылка на п.54 Правил №307, на что обоснованно указывает податель апелляционной жалобы.

Однако, в графе «Конкретное описание выявленного нарушения» оспоренного предписания приведено правильное наименование нарушенной обществом нормы. Кроме того, выявленные в ходе проверки нарушения с отражением нарушенных норм зафиксированы в акте проверки, ссылка на который также содержится в тексте предписания. В этой связи указанная выше техническая ошибка не может являться основанием для признания предписания несоответствующим закону.

По своему содержанию предписание является конкретным и исполнимым, а изложенные в апелляционной жалобе возражения общества в этой части представляются противоречащими материалам дела.

Соответствие оспоренного предписания закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого акта недействительным.

Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.

Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

При обращении в суд с апелляционной жалобой заявителем излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. Указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2016 по делу №А07-28397/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (основной государственный регистрационный номер 1080277013090) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению № 595 от 10.02.2016.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи: Н.Г. Плаксина

М.Б. Малышев