ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3424/19 от 29.05.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-3424/2019

г. Челябинск

05 июня 2019 года

Дело № А47-8656/2018

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.01.2019 по делу № А47-8656/2018 (судья Лазебная Г.Н.).

Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки» (далее - заявитель, ООО «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным решения Министерства №6 от 06.02.2018 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карт маршрута; о признании незаконными действий Министерства по организации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа №754/А «Соль-Илецк – Оренбург» (лот № 8), осуществленным в форме опубликования извещения о проведении открытого конкурса от 13.06.2018 (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - третье лицо, ИП ФИО1).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.01.2019 (резолютивная часть решения объявлена 14.01.2019) в удовлетворении требований отказано.

ООО «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки» (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки» указывает, что исходя из содержания положений Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отзыв заявления о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карт маршрута не регламентирован, но в тоже время отсутствует прямой запрет на направление такого отзыва. 09.01.2018 протоколом общего собрания участников простого товарищества было принято решение о прекращении договора простого товарищества, при этом соглашение о расторжения договора сторонами не заключалось, что свидетельствует о том, что действие договора не было прекращено. Письмо об аннулировании ранее поданного заявления поступило в Министерство 20.03.2018, то есть в период действия свидетельства и не затрагивало права иных перевозчиков, в силу отсутствия объявленного конкурса, а следовательно и не имелось оснований для применения положений части 3 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку общество до прекращения действия соответствующего свидетельства выразило свою волю на продолжение деятельности по осуществлению перевозок, при этом иных препятствий для продолжения деятельности заявителя как перевозчика не имелось.

Помимо этого, заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что действие Министерства выраженное в не отмене решения № 6 от 06.02.2018 и последующие действия по объявлению о проведении открытого конкурса на указанный маршрут, не повлечет нарушение прав заявителя.

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание  представители участвующих в деле лиц не явились.

В соответствии со  статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, для осуществления деятельности по маршруту регулярных перевозок №754/А «Оренбург-Соль-Илецк» было организовано простое товарищество в составе: ООО «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки», ООО «Триумф АС» и ИП ФИО1

Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия 000056 №000197 выдано простому товариществу в лице уполномоченного участника - ООО «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки» (т.2 л.д.7).

Письмами от 29.01.2018 №1, от 01.02.2018 №2 (т.1 л.д.36, 37) ООО «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки» на основании протокола общего собрания простого товарищества от 09.01.2018 (т.1 л.д.33) уведомило Министерство о прекращении деятельности простого товарищества и прекращении действия свидетельства 000056 № 000197 по маршруту №754А «Оренбург-Соль-Илецк».

Решением от 06.02.2018 №6 (т.2 л.д.8-9) Министерство прекратило действие свидетельства 000056 №000197.

ООО «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки» письмом от 16.02.2018 №11/610 было уведомлено о принятии заявления и о необходимости осуществлять перевозки в течение 90 дней со дня поступления заявления (т.2 л.д.19).

Вместе с тем, ООО «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки» обратилось к заинтересованному лицу с письмом от 12.03.2018 № 12 (получено Министерством 20.03.2018, т.1 л.д.38) об отзыве ранее направленных писем от 29.01.2018 №1, от 01.02.2018 №2 и о возврате свидетельства. К указанному обращению были приложены копии протокола общего собрания участников простого товарищества от 10.01.2018 и соглашения о продлении договора простого товарищества от 10.01.2018 (т.1 л.д.31, 32, 35).

Также обществом направлено письмо (получено Министерством 18.04.2018, т.1 л.д.39) аналогичного содержания, с просьбой о возврате свидетельства.

На обращения общества от 12.03.2018 № 12 и от 18.04.2018 о возврате свидетельства 000056 №000197, Министерством были даны ответы от 03.04.2018 №11/1265 (т.2 л.д.20) и от 07.05.2018 №11/1775 (т.2 л.д.18), в которых пояснялось, что отзыв заявления о прекращении действия свидетельства Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусмотрен. Кроме того Министерство указало, что поскольку ООО «ТриумфАС», являющееся участником договора простого товарищества от 30.12.2015 (т.1 л.д.27-30) прекратило свою деятельность с 15.02.2018, действие договора простого товарищества также прекращено.

Извещением, опубликованным на официальном сайте Министерства размещена информация о проведение открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок по спорному маршруту.

Однако в связи с принятием обеспечительных мер согласно определению арбитражного суда от 17.07.2018, в соответствии с приказом Министерства от 09.08.2018 № 101 открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа №754/А «Оренбург-Соль-Илецк» (лот №8) аннулирован.

Общество полагая, что бездействие Министерства выраженное в не отмене решения №6 от 06.02.2018, последующие действия по объявлению о проведении открытого конкура на указанный маршрут, а также прекращение действия выданного ему свидетельства на осуществление регулярных перевозок пассажиров являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следуюещего.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ) право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Федерального закона №220-ФЗ документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, является свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В силу пункта 20 части 1 статьи 3 Федерального закона №220-ФЗ карта маршрута представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки», ООО «ТриумфАС» и ИП ФИО1, осуществляющие деятельность по маршруту Оренбург-Соль-Илецк объединились в простое товарищество, в связи с чем конкурс по этим маршрутам не проводился и им было выдано свидетельство. Данное обстоятельство сторонами признается.

Порядок прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок предусмотрен статьей 29 Федерального закона №220-ФЗ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона №220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при обращении юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства.

Федеральным законом №220-ФЗ представление иных документов, кроме заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества о прекращении действия свидетельства, не требует.

Из материалов дела следует, что заинтересованное лицо на основании заявлений общества от 29.01.2018 №1, от 01.02.2018 №2 о прекращении действия ранее выданного ему свидетельства, решением от 06.02.2018 прекратило действие свидетельства 000056 №000197 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту №754/А «Оренбург-Соль-Илецк» и отозвало выданные обществу карты маршрутов.

Материалы дела подтверждают, что письма от 29.01.2018 №1, от 01.02.2018 №2 о прекращении действия выданного простому товариществу свидетельства подписаны правомочным лицом, выражали волю заявителя, направленную на прекращение действия свидетельства 000056 №000197.

К указанным письмам была приложена копия протокола общего собрания участников простого товарищества от 09.01.2018, в котором участники постановили прекратить договор простого товарищества.

Информация о поступлении заявления размещается в течение десяти дней со дня его поступления на официальном сайте уполномоченного органа.

05.02.2018 указанная информацию была размещена заинтересованным лицом на своем сайте (т.2 л.д.53).

Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона №220-ФЗ по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 3 части 1 настоящей статьи, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается по истечении девяноста дней со дня поступления заявления о прекращении действия данного свидетельства в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления. До истечения указанного срока юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, обратившиеся с таким заявлением, обязаны осуществлять регулярные перевозки, предусмотренные данным свидетельством.

Исходя из смысла части 3 статьи 29 Федерального закона №220-ФЗ целью прекращения действия выданных перевозчику свидетельств по истечении девяносто дней со дня поступления заявления о прекращении действия данного свидетельства является не допущение прекращения осуществления регулярных перевозок по указанным маршрутам до определения другого лица, который будет осуществлять регулярные перевозки.

С этой целью указанная норма закона в том числе обязывает лицо, обратившееся с заявлением осуществлять регулярные перевозки, предусмотренные данным свидетельством до истечения указанного срока. То есть указанное является не правом, а обязанностью перевозчика обратившегося с заявлением о прекращении действия свидетельства.

Установление 90-дневного срока необходимо, чтобы в указанный период до определения нового перевозчика на данном маршруте перевозки осуществлялись.

Довод заявителя о нарушении Министерством при прекращении действия спорного свидетельства требований части 3 статьи 29 Федерального закона №220-ФЗ был предметом суда первой инстанции и правомерно отклонен исходя из изложенных выше норм законодательства, а также с учетом того обстоятельства, что прекращение действия указанного свидетельства осуществлено на основании заявления самого общества и в соответствии с требованиями Федерального закона №220-ФЗ.

Отзыв заявления о прекращении действия свидетельства Федеральным законом №220-ФЗ не предусмотрен. В противном случае возврат свидетельства повлечет нарушение прав иных перевозчиков, которые готовы принять участие в последующем конкурсе на право получения свидетельства по маршруту и провели соответствующую работу.

При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения.

В частности, принимает меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению на территории муниципального образования «город Оренбург» и Оренбургской области, а также взаимодействие с организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки с целью обеспечения их устойчивого функционирования.

С учетом приведенных норм заинтересованное лицо является уполномоченным органом по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона №220-ФЗ открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса).

Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона №220-ФЗ открытый конкурс объявляется его организатором не позднее чем через девяносто дней со дня установления муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если соответствующий маршрут установлен после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, из приведенных положений названной нормы следует, что свидетельства об осуществлении регулярных перевозок выдаются только по результатам открытого конкурса.

Объявление указанного конкурса на право получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа №754/А «Соль-Илецк – Оренбург» заинтересованным лицом осуществлено в соответствии с приведенными выше нормами закона. Общество, при наличии лицензии на осуществление перевозки пассажиров имело право участвовать в объявленном конкурсе.

Сам по себе факт проведения конкурса с пропуском установленного положениями Федерального закона №220-ФЗ срока не свидетельствует об обратном.

Довод заявителя относительного того, что проведение конкурса за пределами девяносто дней влечет нарушение прав общества, поскольку без отмены решения №6 от 06.02.2018 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карт маршрута и без возврата указанного свидетельства отсутствует возможность осуществления перевозок, судом отклоняется исходя из вышеизложенного.

Безусловных доказательств того, что какие либо права или законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности действиями Министерства по назначению и проведению открытого конкурса на право получение свидетельства об осуществлении перевозок по спорному маршруту регулярных перевозок нарушены, заявителем не представлено.

В Федеральном законе №220-ФЗ отсутствуют основания, указывающие на признание утратившим силу решений уполномоченных органов о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и карт маршрута, принятых по заявлению перевозчика, в случае не проведения в 90-дневный срок открытого конкурса по маршруту.

Таким образом, суд первой инстанции верно исходил из того, что требование заявителя о признании незаконным бездействия заинтересованного лица, выраженного в неосуществлении действий, направленных на отмену (аннулирование) решения №6 от 06.02.2018 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карт маршрута недействующим (утратившим силу) в связи с поступившим заявлением общества о возврате свидетельства серии 000056 №000197 не основано на нормах действующего законодательства.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, обществом не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

  Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.01.2019 по делу № А47-8656/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Оренбургские пассажирские перевозки» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 02.04.2019.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

 Н.А. Иванова

Судьи:

Е.В. Бояршинова

А.П. Скобелкин